№ 88А-4209/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Челябинск 04 марта 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В.,
судей Сапрыгиной Л.Ю., Чирковой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 октября 2019 года по административному делу № 2а-6584/2019 по административному иску Говор Надежды Михайловны к администрации города Сургута о признании постановления незаконным
заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы
УСТАНОВИЛА:
Говор Н.М. обратилась в суд с административным иском к администрации города Сургута о признании незаконным постановления № 3519 от 24 мая 2019 года «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута».
В обоснование требований указала, что 05 апреля 2019 года обратилась с заявлением в Комиссию по градостроительному зонированию об установлении зоны «ОД-10» в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г.Сургут, <данные изъяты> арендатором которого на основании договора аренды № <данные изъяты> от 17 августа 2017 года она является. Оспариваемым постановлением в установлении территориальной зоны было отказано в связи с тем, что земельный участок относится к территориальной зоне многоэтажной жилой застройки в соответствии с Генеральным планом города Сургута.
Считает постановление незаконным, так как оно было принято без учета расположения на земельном участке объекта незавершенного строительства «<данные изъяты>, принадлежащего Говор Н.М. на праве собственности, а также без учета того, что земельный участок был предоставлен на основании распоряжения № 4329 от 19 декабря 2014 года с указанием территориальной зоны «ИТ.1» для окончания строительства автозаправочной станции, а также без учета целевого использования земельного участка - для строительства АЗС в соответствии с п. 1.4 Договора № <данные изъяты> от 17 августа 2017 года. Кроме того, в соответствии с Решением Думы города Сургута № 311- VI ДГ от 28 июня 2018 года у земельного участка отсутствует территориальная зона застройки.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 октября 2019 года, требования Говор Н.М. удовлетворены. Постановление администрации г.Сургута № 3519 от 24 мая 2019 года «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута» признано незаконным. На администрацию г.Сургута возложена обязанность устранить нарушение права и законных интересов Говор Н.М., повторно рассмотреть предложение об установлении территориальной зоны в соответствии с Генеральным планом города Сургута от 06 мая 1993 года в зоне расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: г.Сургут, <данные изъяты>
В кассационной жалобе администрация г.Сургута просит отменить решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 октября 2019 года и принять по административному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, допущенное судами первой и апелляционной инстанций.
В суд кассационной инстанции представитель администрации г.Сургута Говор Н.М. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Говор Н.М. – Ковалева О.Н. в суде кассационной инстанции возражала против доводов кассационной жалобы, полагая о законности принятых по делу судебных актов.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 326, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных выше лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, выслушав представителя административного истца Ковалеву О.Н., проверив законность и обоснованность судебных решений в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает, что таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено, а доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмену или изменение принятых судебных актов.
Из содержания судебных актов и материалов дела следует, что Говор Н.М. на основании договора аренды земельного участка №<данные изъяты> от 17 августа 2017 года является арендатором земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в городе Сургуте, микрорайон 39 «З», предоставленного для окончания строительства автозаправочной станции на срок с 30 октября 2017 года по 29 октября 2020 года.
Правила землепользования и застройки на территории города Сургута утверждены решением Сургутской Городской Думы от 28 июня 2005 года № 475- III ГД. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> находился в территориальной зоне ИТ.1.
Решением Думы города Сургута от 26 февраля 2016 года N 838-V ДГ были внесены изменения в решение городской Думы от 28.06.2005 г. N 475- III Г.Д. "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории города Сургута", в том числе в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к территориальной зоне Ж.4.
Решением Думы города Сургута от 10 июля 2018 года № 311-VI ДГ, вступившим в силу 14 июля 2018 года, решение Думы города Сургута от 26 февраля 2016 года N 838-V ДГ "О внесении изменений в решение городской Думы от 28.06.2005 г. N 475- III Г.Д. "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории города Сургута" в части отображения на карте градостроительного зонирования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в территориальной зоне Ж.4 признано утратившим силу с 05 марта 2016 года.
05 апреля 2019 года Говор Н.М. обратилась в Комиссию по градостроительному зонированию администрации города Сургута с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута, а именно в карту градостроительного зонирования в части изменения границ территориальных зон: земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному в городе Сургуте, <данные изъяты>» установить зону ОД – 10 - Зона размещения объектов делового, общественного и коммерческого назначения.
Постановлением администрации города Сургута № 3519 от 24 мая 2019 года предложение Говор Н.М. о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута было отклонено в связи с тем, что испрашиваемая заявителем территория относится к зоне многоэтажной жилой застройки в соответствии с действующим Генеральным планом муниципального образования городской округ город Сургут, утвержденным решением Исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов от 06 мая 1991 года № 153.
Разрешая требования Говор Н.М., признавая незаконным постановление администрации г.Сургута № 3519 от 24 мая 2019 года «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки на территории города Сургута» и возлагая на администрацию г.Сургута а обязанность устранить нарушение права и законных интересов Говор Н.М. путем повторного рассмотрения предложения об установлении территориальной зоны в соответствии с Генеральным планом города Сургута от 06 мая 1993 года в зоне расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: г.Сургут, <данные изъяты> суд первой инстанции исходил из того, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки г.Сургута в части изменения границ территориальной зоны ОД-10, основано на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации и Генерального плана г.Сургута от 06 мая 1993 года и направлено на обеспечение права Говор Н.М. на законное использование земельного участка, расположенного в границах указанной зоны в соответствии с видом разрешенного использования.
Судебная коллегия по административным делам согласилась с данными выводами суда первой инстанции, оставила решение суда без изменения по мотивам, изложенным в апелляционном определении, указав на то, что суд первой инстанции с учетом фактически установленных обстоятельств дела правильно применил к ним нормы материального права и разрешил спор в соответствии с законом.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах и оснований не соглашаться с выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (пункт 2 части 2 статьи 30, часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок и процедура рассмотрения предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки регламентированы статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе, поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (пункт 2 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в числе прочего физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении таког░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ 4 ░░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ 4 ░░░░░░ 33 ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░).
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░ 1991 ░░░░ № 153.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░ 06 ░░░ 1993 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░.1 (░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ – ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░ 2018 ░░░░ № 311-VI ░░, ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2016 ░░░░ N 838-V ░░ "░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28.06.2005 ░. N 475- III ░.░. "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.4 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 05 ░░░░░ 2016 ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 328, 329 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 328 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 329, 330 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░ 26 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░