№2-30/2023
УИД 11RS0001-01-2022-010284-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июня 2023 года в с.Выльгорт гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми к Сажину А. В., Денисову А. Н. о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обратилось в суд с иском к Сажину А.В. о возложении обязанности произвести демонтаж трубы, проложенной от участка ответчика под дорогой общего пользования в дренажную канаву, расположенную вдоль участка № по <адрес>, используемой для отведения сточных вод от септика «ERGOBOX» 6PR, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № В обоснование заявленных требований указало, что земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу: <адрес>, принадлежат на праве общей долевой собственности Сажину А.В. и Денисову А.Н.. 31.05.2021 должностными лицами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» выполнен отбор проб сточной воды из трубы, исходящей из септика <адрес>, в водоотводную канаву вдоль участка и <адрес>, и ее исследование. В сточной воде обнаружены жизнеспособные не оплодотворенные яйца аскариды, жизнеспособные цисты лямблий, а также выявлено превышение нормативных показателей по микробиологическим показателям ОКБ, ТКБ, колифаги, что является недопустимым. Район г. Сыктывкара, где располагается ул. Нагорная и прилегающие к ней улицы не имеет центральной канализации, поэтому все его жители, пользуются различными автономными канализациями. Указывая на то, что загрязнение сточных вод происходит по вине Сажина А.В., осуществляющего несанкционированный сброс сточных вод через трубу, проложенную под дорогой общего пользования в дренажную канаву, расположенную вдоль участка № по <адрес>, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми просит осуществить демонтаж данной трубы.
На основании определения суда от 09.12.2022 Денисов А.Н. привлечен к участию в деле в качестве соответчика.
Определением суда от 08.02.2023 и 20.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и Сюткина В.А.
В ходе рассмотрения дела Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми неоднократно уточняло исковые требования, в окончательной редакции просило возложить на ответчиков Сажина А.В. и Денисова А.Н. обязанность исключить сброс на рельеф местности сточных вод, отводимых от септика «ERGOBOX» 6PR, расположенного на принадлежащем им земельном участке с кадастровым номером № путем отсоединения данного септика «ERGOBOX» 6PR от трубы, проложенной от их земельного участка под дорогой общего пользования в дренажную канаву вдоль участка № по <адрес> Республики Коми, а также обеспечения капитальной герметизации данной трубы в месте ее выхода в дренажную канаву вдоль участка № по <адрес> Республики Коми (путем запенивания монтажной пеной или бетонирования).
Представитель истца Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Оникул Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в уточнении к исковому заявлению. Дополнительно пояснила, что в настоящее время сброс сточных вод не осуществляется, но в будущем может возобновиться.
Ответчики Сажин А.В. и Денисов А.Н., а также третьи лица администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и Сюткина В.А., надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что собственниками жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, являются Сажин А.В. и Денисов А.Н.
Сторонами по делу не оспаривалось, что Денисов А.Н. в доме не зарегистрирован и не проживает.
Собственником земельного участка № по <адрес> является Сюткина В.А.
На основании договора, заключенного Сажиным А.В. с ИП Максимовой О.Ю. 24.07.2020 на принадлежащем ему земельном участке установлена система очистки сточных вод – станция «ERGOBOX» 6 PR.
Период установки станции с 20.07.2020 по 10.08.2020.
Обсаживание станции производилось в августе 2021 года.
В 2021 и 2022 годах в Минприроды Республики Коми неоднократно поступали обращения Сюткина Л.А., проживающего по адресу: <адрес>, по вопросу сброса сточных вод собственником <адрес>.
В своем обращении от 18.05.2021 № Сюткин Л.А. просил принять меры к владельцу дома по <адрес>, который осенью 2020 года вывел через дорогу трубу от своей канализации в ливневую канаву, расположенную вдоль участка заявителя.
В результате выездного обследования территории в районе домов <адрес>, проведенного 18.05.2021, сброса сточных вод не выявлено.
По обращению Сюткина Л.А. от 26.05.2021 проведено повторное выездное обследование, в результате которого сброс сточных вод также не зафиксирован. В ходе осмотра обнаружено, что непосредственно у конца трубы наблюдается незначительное скопление воды, вода прозрачная, без цвета и запаха, радужная пленка, запах канализации, а также пена отсутствуют.
28.06.2021 в Минприроды Республики Коми вновь поступило обращение гражданина Сюткина JI.A. по факту несанкционированного сброса канализационных сточных вод из трубы, исходящей из септика <адрес>, в водоотводную канаву вдоль участка <адрес>. К обращению гражданин приложил видеозапись от 25.06.2021, в соответствии с которой, из трубы в дренажную канаву, находящуюся вблизи <адрес>, наблюдается сброс сточной воды.
Также к данному обращению приложен ответ Управления Роспотребнадзора по Республике Коми (от 21.06.2021 №) на обращение гражданина Сюткина Л.А., в соответствии с которым должностными лицами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» 31.05.2021 выполнен отбор проб сточной воды из трубы, исходящей из септика <адрес>, в водоотводную канаву вдоль участка <адрес>, и ее исследование по следующим показателям: ОКБ (общие колиформные бактерии), ТКБ (термотолерантные колиформные бактерии), энтерококки, колифаги, возбудителей кишечных инфекций бактериальной и вирусной природы, цисты и ооцисты патогенных простейших, яйца и личинки гельминтов.
В соответствии с экспертным заключением № от 04.06.2021 в сточной воде обнаружены жизнеспособные не оплодотворенные яйца аскариды (при нормативном показателе не допускается), жизнеспособные цисты лямблий (при нормативном показателе не допускается). Кроме того, выявлено превышение нормативных показателей по микробиологическим показателям: ОКБ, ТКБ, колифаги.
По данному факту определением Минприроды Республики Коми №109 от 28.06.2021 возбуждено дело об административном правонарушении и проводилось административное расследование в отношении неустановленного лица по статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.
По результатам административного расследования, 07.09.2021 в отношении Сажина А.В. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ.
В ходе административного расследования протокол об административном правонарушении в отношении Сажина А.В. с материалами административного расследования по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ для согласования и принятия решения в рамках компетенции направлены прокуратуру Республики Коми.
Прокуратурой Республики Коми 15.10.2021 материалы возвращены, при этом указано, что не получено доказательств того, что отобранная 31.05.2021 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологий Республике Коми» проба воды на участке <адрес> истекает именно из септика <адрес>; из протокола опроса Сюткина Л.А., у которого с его соседом Сажиным А.В. сложились личные неприязненные отношения, следует, что объективными данными указанный факт не подтвержден; доводы Сажина А.В. о том, что приобретенный и установленный септик соответствует экологическим нормам и правилам, не опровергнут.
Не согласившись с доводами прокуратуры Республики Коми, 22.10.2021 Минприроды Республики Коми повторно направило данный административный материал в отношении Сажина А.В., указав, что должностными лицами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» 31.05.2021 выполнен отбор проб сточной воды из трубы, исходящей от септика <адрес> в водоотводную канаву, проложенную вдоль <адрес>. В соответствии с экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиен эпидемиологии в Республике Коми» № от 04.06.2021 в сточной воде обнаружены жизнеспособные не оплодотворенные аскариды (при нормативном показателе не допускается), жизнеспособные цисты лямблий (при нормативном показателе не допускается). Кроме того, выявлено превышение нормативных показателей по микробиологическим показателям, что свидетельствует о том, что сбрасываемая сточная является неочищенной (недостаточно очищенной).
В своих пояснениях от 29.07.2021, Сажин А.В. указывает, что отвод из канализации (т.е. из его септика) в канаву производится не чаще, чем раз в 10 дней.
Прокуратурой Республики Коми составленные в отношении Сажина А.В. материалы 29.10.2021 возвращены в Минприроды Республики Коми для устранения недостатков, указанных прокуратурой.
В целях устранения недостатков Минприроды Республики Коми в Управления Роспотребнадзора по Республике Коми запрошены сведения о точном месте отбора пробы воды, произведенного 31.05.2021 ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми».
Письмом от 07.12.2021 № Управление Роспотребнадзора по Республике Коми указало, что отбор проб сточной воды проведен сотрудниками ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» с нарушением установленных требований к отбору, в том числе без указания в акте отбора конкретного места отбора проб. Также Управление указало, что согласно представленным документам, жилой <адрес> оснащен локальным очистным сооружением, вопросы эксплуатации данных сооружений собственниками жилых помещений действующим законодательством не урегулированы, в связи с чем, основания для привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ собственника жилого <адрес> отсутствуют.
На основании полученных от Управления Роспотребнадзора по Республике Коми сведений, а также ввиду того, что дело административном правонарушении по ст. 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях было возбуждено Минприроды Республики Коми, в том числе на основании экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» № от 04.06.2021 по результатам исследования проб сточной воды из трубы, исходящей из септика <адрес>, производство по делу об административном правонарушении в отношении Сажина А.В. постановлением № от 21.12.2021 прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В обращении от 15.11.2021 № Сюткин Л.А. указывает, что сброс сточных вод от <адрес> продолжается.
По указанному обращению Министерством 30.11.2021 и 16.12.2021 проведены выездные обследования земельных участков в районе <адрес>. На момент проведения осмотров сброс сточных вод из трубы не зафиксирован. Установлено, что в районе выхода трубы в снегу прокопано углубление, следы излива сточных вод отсутствуют. Водоотводная канава, расположенная с восточной стороны земельного участка по <адрес>, покрыта снегом, следы излива сточных вод отсутствуют.
Согласно обращению от 24.03.2022 № Сюткин Л.А. просит срочно принять меры к владельцу <адрес> Сажину А.В. по факту незаконного слива канализационных вод от своего дома на рельеф местности (в ливневку Сюткина Л.А.).
В ходе выездного обследования 05.04.2022 осмотрена территория земельного участка в районе домов <адрес>, сброс сточных вод не выявлен.
20.05.2022 от Сюткина Л.А. в адрес Минприроды Республики Коми поступило повторное обращение, содержащее сведения о том, что собственник дома по <адрес> два года назад незаконно (проколом через дорогу) вывел слив своей канализации в ливневку, расположенную вдоль земельного участка Сюткина Л.А. по <адрес>. Также заявитель представил видео запись сброса сточных вод.
С целью проверки достоверности информации, изложенной в обращении Сюткина Л.А., начальником управления Государственного надзора заместителю главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми выдано задание №251 от 23.05.2022 на проведение 24.05.2022 выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом с произведением осмотра с применением фото- и видеосъемки.
В ходе выездного обследования, проведенного 24.05.2022 государственным инспектором проведен осмотр территории земельных участков в районе <адрес> с применением фото-, видеосъемки, по результатам которого на основании ч. 3 ст. 76 Закона составлен протокол осмотра №68 от 24.05.2022.
Из протокола осмотра №68 от 24.05.2022 следует, что в ходе визуального обследования осмотрена территория в районе земельных участков по <адрес>. Напротив земельного участка по <адрес>, с северной стороны расположен земельный участок <адрес>. Вдоль участка <адрес> с южной стороны расположена водоотводная канава. В канаве имеются следы проведения земляных работ. Как было установлено ранее, при осмотрах, проведенных в 2021 году, в точке с координатами 61; 42; 57,0916 50; 48; 14,937 в водоотводную канаву выведена труба диаметром около 15 см. На момент осмотра в указанной точке место выхода трубы не просматривается, т.к. канава частично засыпана грунтом. Отсыпка грунта произведена от точки с координатами 61; 42; 57,0916 50; 48; 14,937, вдоль земельного участка, расположенного по <адрес>. Выход трубы в канаву расположен примерно в пяти метрах от точки с координатами 61; 42; 57,0916 50; 48; 14,937. На момент осмотра сброс сточных вод из трубы не зафиксирован. В месте выхода трубы, а также на всем протяжении канавы имеется скопление воды. На момент проведения осмотра шел дождь.Ссылаясь на нарушение Сажиным А.В. положений Федерального закона «Об охране окружающей среды», Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, обратилось суд с рассматриваемым иском.
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с положениями ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ сточные воды – это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
Аналогичное определение сточным водам дано национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 59053-2020 «Охрана окружающей среды. Охрана и рациональное использование вод. Термины и определения», утвержденным Приказом Росстандарта от 30.09.2020 №705-ст и введенным в действие 01.04.2021.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в ст. 1 которого под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства. В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
Согласно ст. 1 Федерального закона №7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (п. 1 ст. 16 Федерального закона №7-ФЗ).
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 34 Федерального закона №7-ФЗ).
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (п. 1 ст. 39 Федерального закона №7-ФЗ).
При эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды (п. 1 ст. 43.1 Федерального закона №7-ФЗ).
Статьей 51 Федерального закона №7-ФЗ установлены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно п. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 51 Федерального закона №7-ФЗ установлен запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В Письме Минприроды России от 10.10.2016 №12-50/8275-ОГ разъяснено, что с целью охраны окружающей среды сброс сточных вод должен быть организован непосредственно в водный объект либо в системы водоотведения.
Выход сточных вод на поверхность земли оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей среды: загрязнение почвы; загрязнение грунтовых и подземных вод при фильтрации осадков. Несанкционированный сброс сточных вод нарушает естественный природный ландшафт, ухудшает экологическую и санитарную обстановку.
Как указано выше, на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, Сажиным А.В. установлена система очистки сточных вод – станция «ERGOBOX» 6 PR.
Определением суда от 20.03.2023 на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми возложена обязанность произвести совместный осмотр трубы, идущей от септика «ERGOBOX» 6PR, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, дренажной канавы, расположенной вдоль участка № по <адрес>, а также ливневой канализации.
Из представленного истцом протокола осмотра № от 12.04.2023 следует, что водоотводная канава не прослеживается. На осмотренном участке выявлен высокий снежный покров в водоотводной канаве, факты сброса сточных вот от земельного участка граждан не выявлены. Сажиным А.В. даны пояснения о том, что отвод сточных вод из септика осуществляется в фильтрационный колодец, однако доступ к септику ответчиком не обеспечен, в связи с чем, данные обстоятельства проверить не представилось возможным.
Определением суда от 27.04.2023 на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми обязанность произвести совместный со специалистами ОАО «Сыктывкарский водоканал» и лицами, участвующими в деле, осмотр септика «ERGOBOX» 6PR, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, с целью установления способа отводы сточных вод.
На основании указанного определения 17.05.2023 произведен осмотр септика «ERGOBOX» 6PR, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №.
Из акта осмотра следует, что указанный септик соединен гибкой гофрированной трубой с колодцем, в который сбрасываются после септика стоки. Характерного запаха канализационных стоков нет. На стенках септика отложения визуально не просматриваются. Колодец, в который сбрасываются сток после септика, на момент осмотра, частично заполнен водой. Характерного запаха канализационных стоков нет. На отметке – 50 мм от верхней кромки колодца находится труба ПВХ Ду 50. На указанной трубе установлена заглушка. Направление трубы в сторону <адрес>. В боковом отсеке придорожной канавы, в районе д. Нагорная, <адрес> обнаружен поворот трубы ПВХ Ду 110 мм. Поворот расположен под острым углом. Направление трубы – один конец в сторону <адрес>, второй конец параллельно направлению придорожной канавы в строну <адрес> утечек осмотром не установлено. Характерного запаха канализации нет.
В заключении по результатам осмотра указано, что стоки попадают в накопительный колодец после септика. Труба, отходящая от накопительного колодца, на момент осмотра заглушена. Связь с трубы Ду 50 из накопительного колодца с трубой, обнаруженной в откосе придорожной канавы, не установлена. Требуется инструментальное обследование (теле инспекция) с демонтажем поворотного отвода (в канаве) и заглушки в накопительном колодце.
К акту осмотра приложены фотографии, подтверждающие установленные в ходе осмотра обстоятельства.
На основании определения суда от 19.05.2023 на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми возложена обязанность организовать проведение совместно со специалистами ОАО «Сыктывкарский водоканал» и лицами, участвующими в деле, инструментального обследования (теле инспекции) для установления наличия либо отсутствия связи трубы ДУ50 из накопительного колодца с трубой, обнаруженной в откосе придорожной канавы, с демонтажем поворотного отвода (в канаве) и заглушки в накопительном колодце, соединенном с септиком «ERGOBOX» 6PR, расположенным на земельном участке с кадастровым номером №.
ОАО «Сыктывкарский водоканал» в своем письме от 22.05.2023 сообщило о невозможности проведения данного обследования по техническим характеристикам системы телеинспекции.
После проведенного осмотра, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми представило в суд уточненное исковое заявление, в котором указало, что труба, отходящая от накопительного колодца, принадлежит ответчику, соединена с его железобетонным колодцем, и несмотря на заглушку, в любой момент может быть вновь использована для сброса сточных вод в дренажную канаву.
В силу положений ст.17, 18 Конституции РФ право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
На основании ст.11 Гражданского процессуального кодекса РФ защита субъективных гражданских прав осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
По смыслу указанных статей способы защиты прав подлежат применению в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что стоки после септика ответчиков попадают в накопительный колодец, сброс на рельеф местности сточных вод, послуживший причиной обращения в суд, не производится. Избранный способ отвода предусмотрен «СТО НОСТРОЙ 2.17.176-2015. Стандарт организации. Инженерные сети наружные. Автономные системы канализации с септиками и сооружениями подземной фильтрации сточных вод. Правила проектирования и монтажа, контроль выполнения, требования к результатам работ», утвержденного и введенного в действие Протоколом Совета Национального объединения строителей от 18.09.2014 №61, Протоколом Совета Национального объединения проектировщиков от 21.07.2015 №70 (Приложение Б), что в свою очередь стороной истца не оспаривалось.
Разрешая настоящий правовой спор, суд, исходит из того, что истцом, доказательств, подтверждающих нарушение ответчиками требований законодательства об охране окружающей среды, не представлено, а защита от предполагаемых, возможных нарушений в будущем путем возложения на ответчиков обязанности исключить сброс на рельеф местности сточных вод, отводимых от септика «ERGOBOX» 6PR, расположенного на принадлежащем им земельном участке с кадастровым номером №, действующим законодательством не предусмотрена, поскольку является предполагаемым и зависит от различных условий, в связи с чем, заявленные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми требования удовлетворению не подлежат.
При этом суд полагает возможным отметить, что истец не лишен права обращения в суд в будущем в случае выявления нарушений со стороны ответчиков.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН 1101160027, ОГРН 1171101008297) к Сажину А. В. (<данные изъяты>), Денисову А. Н. (<данные изъяты>) о возложении обязанности исключить сброс на рельеф местности сточных вод, отводимых от септика «ERGOBOX» 6PR, расположенного на принадлежащем им земельном участке с кадастровым номером № путем отсоединения данного септика «ERGOBOX» 6PR от трубы, проложенной от их земельного участка под дорогой общего пользования в дренажную канаву вдоль участка № по <адрес>, а также обеспечения капитальной герметизации данной трубы в месте ее выхода в дренажную канаву вдоль участка № по <адрес> <адрес> (путем запенивания монтажной пеной или бетонирования) оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 28.06.2023.
Судья Е.А. Долгих