УИД № 61RS0043-01-2021-001913-45
№ 2а-103/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«21» февраля 2022 г. г. Морозовск
Морозовский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Писаренко В.В., секретаря судебного заседания Хапикаловой Ю.А., с участием помощника прокурора Милютинского района Безденежного В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Милютинского района Ростовской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области «О признании информации запрещенной к распространению»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Милютинского района Ростовской области, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Морозовский районный суд Ростовской области с административным исковым заявлением, которым просит признать информацию, распространенную посредством сети «Интернет» на интернет-странице с URL-адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения мониторинга сети «Интернет» по вопросам исполнения законов о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, выявлен факт распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» видеозаписи, на которой в свободном доступе размещена информация о способе изготовления остроги для ловли рыбы, детально описан способ изготовления остроги, изображены и описаны детали, с помощью которых изготавливается острога. Доступ к сайту является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой интернет-пользователь. Нахождение в открытом доступе указанной информации вводит в заблуждение неопределенный круг лиц о допустимости и широкой распространенности таких действий, влечет нарушение публичных интересов Российской Федерации, установившейся порядок и правила осуществления деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов. Свободный доступ к вышеуказанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения действий в области незаконной добычи водных биологических ресурсов, подрывает авторитет действующих законов.
В судебном заседании помощник прокурора Милютинского района Ростовской области Безденежный В.П. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, письменным отзывом и.о. руководителя Кривошеенко А.А. не возражал против удовлетворения административного иска, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя управления.
Дело в отношении заинтересованного лица рассмотрено в его отсутствие, в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
Решения судов, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (часть 3 статьи 1 КАС Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что в ходе проведения мониторинга сети «Интернет» по вопросам исполнения законов о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, выявлен факт распространения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» видеозаписи, на которой в свободном доступе размещена информация о способе изготовления остроги для ловли рыбы, детально описан способ изготовления остроги, изображены и описаны детали, с помощью которых изготавливается острога, по интернет – адресу: https://vk.com/video-138980713_456239095.
Доступ на сайт является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой интернет-пользователь. При этом поиск указанного Интернет-ресурса, осуществляется свободно с помощью любой поисковой системы.
Нахождение в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о способе изготовления остроги в нарушение требований действующего законодательства вводит в заблуждение неопределенный круг лиц о допустимости и широкой распространенности таких действий, влечет нарушение публичных интересов Российской Федерации, установившейся порядок и правила осуществления деятельности по добыче (вылову) водных биологических ресурсов. Свободный доступ к вышеуказанной информации способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения действий в области незаконной добычи водных биологических ресурсов, подрывает авторитет действующих законов.
В ходе проверки сведения об администраторе доменного имени названного Интернет-сайта не установлены.
В соответствии с п. 1,6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно- телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно ст. 9 указанного закона предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства в части размера и конструкции орудий добычи (вылова) водных биоресурсов.
В силу п. «б» ч. 1 ст. 256 Уголовного кодекса Российской Федерации, незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, если это деяние совершено с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений, является уголовно наказуемым деянием.
Статьей 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за
нарушение правил, регламентирующих рыболовство.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрен закрытый перечень видов материалов, которые могут быть включены в реестр сведений на основании решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Согласно Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ №228 от 16.03.2009 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ).
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Согласно Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ №228 от 16.03.2009 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На момент рассмотрения данного дела, указатель сайта с URL-адресом: <данные изъяты>, на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует.
Информации о способе изготовления остроги для ловли рыбы, способствует формированию в обществе мнения о возможности совершения действий в области незаконной добычи водных биологических ресурсов, подрывает авторитет действующих законов, противоречит действующему законодательству, нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства Российской Федерации следует информацию, размещенную на сайте с URL-адресом: https://vk.com/video-138980713_456239095, признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В целях ограничения доступа к указанной странице сайта в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
При таких обстоятельствах суд считает необходимым заявленные прокурором административные исковые требования удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Милютинского района Ростовской области – удовлетворить.
Признать информацию, распространенную посредством сети «Интернет» на Интернет странице: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по Ростовской области включить информацию, распространенную посредством сети «Интернет» на интернет-адресу: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня его принятия.
Решение изготовлено 21 февраля 2022 года.
Председательствующий: