Гражданское дело № 2-403/2024
39RS0011-01-2023-001758-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июля 2024 г. г. Зеленоградск
Зеленоградский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Безруких Е.С.,
при секретаре судебного заседания Кислициной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Пищало Ф.В. к ООО «Водоснабжение», АО «ОКОС», ООО «РИС», администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области о понуждении к заключению договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения и осуществлению подключения, понуждении к исполнению полномочий, внесению изменений в схему водоснабжения и водоотведения, проведению технологического обследования сетей, принятии в эксплуатацию бесхозных сетей, разработке инвестиционной программы, взыскании компенсации материального и морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Пищало Ф.В. обратился в суд с иском к ООО «Водоснабжение», АО «ОКОС» о понуждении к заключению и исполнению договоров о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения, взыскании компенсации имущественного и морального вреда.
В обоснование указал, что истец является собственником дома <адрес> с КН №, расположенного на земельном участке с КН № Несмотря на длительную переписку и наличие технических условий, договоры на подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения между истцом с ответчиками не заключены. Представленные ответчиками проекты договоров не соответствуют предусмотренных законом типовым условиям данных договоров. Неправомерными действия ответчиков, их бездействием истцу причинен имущественный и моральный вред.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130, просил обязать ответчиков в течение 1 месяца после решения суда заключить с истцом договоры о подключении к системе холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и п. 28 Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Обязать ответчиков после заключения договора выполнить работы по подключению к системе холодного водоснабжения и водоотведения в сроке и порядке, предусмотренные указанными выше нормативными актами.
Взыскать с ответчиков в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 7 500 рублей, а также материальный и моральный ущерб, выразившийся в неудобствах в связи с отсутствие водоснабжения и водоотведения, затратах времени, нервов, топлива на поездки к ответчикам в течение 7 лет в размере 390 000 рублей.
В последующем заявленные требования были уточнены и дополнены, в качестве соответчика привлечена администрация МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области». Указано, что ООО «Водоснабжение» и АО «ОКОС» не проводили технологическое обследование сетей, чем уклонялись от выполнения своих функций в качестве гарантирующих организаций в сфере водоснабжения и водоотведения. Вследствие этого бездействия ответчики указывают на отсутствие технологической возможности подключения к имеющимся централизованным сетям водоснабжения и водоотведения и в проектах договоров, вопреки требованиям закона, навязан другой исполнитель ООО «РИС».
Окончательном просил обязать администрацию МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» исполнить требования представления прокуратуры Зеленоградского района от 11.06.2021 об устранении нарушений градостроительного законодательства, а именно исполнить полномочия, указанные в ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении": запросить у организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение информацию, необходимую для осуществления своих полномочий; внести изменения в постановление администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» от 21.02.2023 № 478 «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения на 2022-44 гг» в разрезе утверждения схем водоснабжения и водоотведения района <адрес>; утвердить техническое задание на разработку инвестиционных программ; согласовать инвестиционные программы.
Обязать АО «ОКОС» провести техническое обследование сетей водоотведения, находящихся в районе <адрес>, принять в эксплуатацию бесхозяйные сети, при их соответствии техническим нормам, разработать инвестиционную программу, заключить с Пищало Ф.В. договор о подключении к системе водоотведения в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и п. 28 Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, подключить дом истца по адресу: г. Зеленоградск, ул. Донская, д.9 к централизованной системе водоотведения до 31.12.2024.
Взыскать ООО «Водоснабжение», АО «ОКОС» в пользу истца с расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 7 500 рублей, а также материальный и моральный ущерб, выразившийся в неудобствах в связи с отсутствием воды и канализации, невозможность продления договора аренды земельного участка на 49 лет, затратах времени, нервов, топлива на поездки к ответчикам в течение 7 лет в размере 100 000 рублей.
Судом в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчиков были привлечены ООО «РИС», Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области.
Истец Пищало Ф.В. в судебном заседании заявленные требования с учетом уточнения поддержал. Пояснил, что не желает подключаться к водоотведению через сети ООО «РИС», поскольку они не оформлены надлежащим образом, и ООО «РИС» не имеют соответствующих полномочий. Считает, что администрацией и АО «ОКОС» должны быть выполнены необходимые мероприятия при принятию на баланс не оформленных сетей водоотведения, заключению договора и подключению дома истца. В схему водоотведения должны быть добавлены выявленные и принятые на баланс сети. К ГП «Водоканал» пока претензий не имеет. ООО «Водоснабжение» длительное время бездействовало, в связи с чем полагает подлежащими взысканию с него судебных расходов и морального и материального вреда. Представил письменные пояснения (т. 2 л.д. 47-56)
Представитель ответчика АО «ОКОС» по доверенности Арапов А.А. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, полагая его не обоснованным. Пояснил, что по заявлениям Пищало АО «ОКОС» направлял проекты договоров на подключение к сетям водоотведения через сети ООО «РИС», однако истец договор не подписал, не согласившись с условиями договора. Однако протокол разногласий в установленном порядке Пищало не был представлен, требования о разрешении разногласий в судебном порядке не заявлено, срок для обращения с такими требованиями истек. Представленный истцу договор соответствует предъявляемым требованиям. Инвестиционная программа была разработана и утверждена.
Представитель ООО «Водоснабжение» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Иванова-Давыдова Н.О., являющаяся директором, против удовлетворения иска возражала, указав, что ООО «Водоснабжение» более не является гарантирующей организацией, сетей в <адрес> у них нет. Представила письменные пояснения и возражения. (т.1 л.д. 168-169, т.2 л.д. 25-26)
Представитель ответчиков администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области», ООО «РИС», Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области в судебное заседание не явились, о месте и времени извещены надлежащим образом.
Представитель администрации по доверенности Божинская А.С. просила рассмотреть дело в её отсутствие, против удовлетворения иска возражала.
Представитель Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области по доверенности Джафарова С.Н.к ранее в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.
Судом в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьего лица привлечен ГП КО «Водоканал», представитель которого по доверенности Земерова Ю.В. оставила решение на усмотрение суда, представила письменный отзыв на иск. (т.2 л.д. 39-40)
Выслушав стороны, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Пищало Ф.В. с 22.11.2021 является собственником индивидуального жилого дома <адрес>, площадью 195,5 кв.м, с КН №, расположенного на земельном участке с КН №, принадлежащего истцу на праве аренды, что подтверждается выписками из ЕГРН.
Администрация МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» в письмах от 15.11.2018 и 09.07.2019 на обращения Пищало Ф.В. указала, что земельный участок с КН № расположен во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения <адрес>, где, согласно п. 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 N 1425 (ред. от 05.06.2013), установлен запрет на строительство жилых домов без централизованных систем водоснабжения и канализации. При этом указано, что существует возможность подключения данного земельного участка к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения.
Также в письме от 15.10.2020 администрацией МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» указано, что строительство муниципальных сетей водоотведения на <адрес> не запланировано.
11.06.2021 прокурором Зеленоградского района Калининградской области в адрес администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, в котором указано на полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", которые необходимо выполнять и по отношении к улице <адрес>. Содержится требование принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений и условий им способствующих, решить вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших нарушение.
В письме от 13.07.2021 по результатам рассмотрения представления прокурора администрация МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» сообщила об определенных на территории г. Зеленоградска гарантирующих организация в сфере водоснабжения и водоотведения, об истечение выданных Пищало Ф.В. технических условий, а также об утверждении тарифов на подключение к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения, утверждении программы модернизации системы водоотведения. При этом указано, что в районе <адрес> частным инвестором ООО «РИС» осуществлено строительство наружных сетей канализации, куда возможно подключение застройщикам ИЖД. Аналогичный ответ был направлен и в адрес Пищало Ф.В.
15.06.2021 ООО «Зеленоградский водсервис» выдал Пищало В.Ф. технические условия на присоединение к сетям водоснабжения и водоотведения индивидуального жилого дома, распложенного на земельном участке с КН №, сроком на 3 года.
Письмом от 16.07.2021 администрация МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» сообщила Пищало Ф.В. о том, что гарантирующими организациями определены ООО «Водоснабжение» - в сфере водоснабжения и АО «ОКОС» - в сфере водоотведения.
08.06.2021 АО «ОКОС» выдал технические условия на проектирование и подключение хозяйственно-бытовой и ливневой канализации от индивидуального жилого дома на земельном участке с КН №, сроком на 3 года.
01.10.2021 Пищало Ф.В. обратился с заявлением в ООО «Водоснабжение» о заключении договора о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоснабжения объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с КН №
На данное обращение Пищало Ф.В. от ООО «Водоснабжение» был представлен для подписания договор № 585/1 П о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоснабжения от 08.10.2021, который со стороны Пищало Ф.В. подписан не был. В ответ заявитель 18.11.2021 направил претензию, указав на несоответствие п.п.2, 3 раздела 5 договора типовому договору, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 645 от 29.07.2013, в частности не согласился с определением точки подключения (техприсоединения), указывая, что она должна быть определена на границе балансовой принадлежности между владельцем дома и владельцем сетей, то есть на границе земельного участка. В связи с этим полагает незаконным указание на необходимость оплаты прокладки сетей за счет потребителя до имеющихся централизованных сетей водоснабжения, что составило 3 553 518,84 рублей.
На претензию Пищало Ф.В. ООО «Водоснабжение» был дан ответ, что гарантирующей организацией указана ближайшая имеющаяся точка подключения, в случае согласия заявителя, подписания договора и производства оплаты, работы по подключению будут произведены.
01.10.2021 Пищало Ф.В. обратился с заявлением в АО «ОКОС» о заключении договора о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоотведения объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке с КН №
На данное обращение Пищало Ф.В. от АО «ОКОС» был представлен для подписания договор № 524-10/2021 о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоотведения от 14.10.2021, который Пищало Ф.В. первоначально был подписан, однако в последующем, как следует из пояснений сторон, Пищало Ф.В. свою подпись отозвал, подписанный договор в АО «ОКОС» не представил, таким образом данный договор заключен не был.
При этом заявителем была направлена в АО «ОКОС» претензия, в которой он выразил несогласие с точкой подключения (технологического присоединения), поскольку она указана не конкретно, а по согласованию с ООО «РИС».
На претензию Пищало Ф.В. АО «ОКОС» был дан ответ, по смыслу которого гарантирующей организацией указана точка подключения через сети сторонней организации ООО «РИС», находящиеся поблизости от дома заявителя. Указание конкретной точки подключения без согласования с ООО «РИС» не возможно. Сетей, принадлежащих «ОКОС» в районе дома заявителя не имеется, в связи с отсутствием соглашения по существенным условиям договора, договор № 524-10/2021 от 14.10.2021 является не заключенным.
На обращение Пищало Ф.В. администрацией МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» в письме от 02.12.2022 разъяснен порядок обращения за подключением к сетям водоснабжения и водоотведения, а также указано, что централизованное водоснабжение и водоотведения по <адрес> имеется, находится в собственности третьих лиц.
02.03.2023 Пищало Ф.В. вновь обратился в ООО «Водоснабжение» с заявлением о заключении договора о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоснабжения ИЖД, расположенного на земельном участке с КН №
На данное обращение Пищало Ф.В. от ООО «Водоснабжение» был дан ответ, что проект договора № 585/1 П о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоснабжения от 08.10.2021 заявителю был передан 28.10.2021, повторная выдача договора не предусмотрена.
02.02.2023 Пищало Ф.В. вновь обратился в АО «ОКОС» с заявлением о заключении договора о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоотведения ИЖД, расположенного на земельном участке с КН №.
На данное обращение Пищало Ф.В. от АО «ОКОС» был представлен для подписания договор № 09-03/2023 о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоотведения от 31.03.2023, который Пищало Ф.В. подписан не был.
При этом АО «ОКОС», как гарантирующая организация, обратился в ООО «РИС» с целью согласования подключения к сетям ООО «РИС» принадлежащего Пищало Ф.В. ИЖД, расположенного на земельном участке с КН № в <адрес>. На что ООО «РИС» дал ответ от 15.03.2023 о согласовании подключения данного дома к своим сетям водоотведения.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области № 517 от 27.12.2021 и № 260 от 26.12.2023 АО «ОКОС» определена в качестве гарантирующей организации в сфере водоотведения на территории МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области».
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области № 262 от 26.12.2021 ГП КО «Водоканал» определен в качестве гарантирующей организации в сфере водоснабжения на территории МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области».
Порядок подключения (технологического присоединения) проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения объектов капитального строительства, в том числе порядок выдачи технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, применяемых в целях архитектурно-строительного проектирования, и условия перераспределения (уступки права на использование) высвобождаемой подключенной мощности (нагрузки) объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения регулируется Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130 (ред. от 16.05.2024) (далее Правила).
Согласно указанным Правилам, под точкой подключения (технологического присоединения) (далее - точка подключения) понимается определяемое в соответствии с настоящими Правилами и договором о подключении место физического соединения объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создаваемых (реконструируемых) исполнителем в рамках договора о подключении или принадлежащих исполнителю или иному лицу существующих объектов такой системы, с подключаемым объектом либо с объектами такой системы, создаваемыми заявителем в рамках договора о подключении, либо с существующими объектами такой системы, принадлежащими заявителю.
Под точкой присоединения понимается определяемое исполнителем место физического соединения объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создаваемых в рамках договора о подключении, с существующими объектами такой системы.
По смыслу пп. «б» п.17, п.п.20, 59 указанных Правил, точка присоединения подлежит определению исполнителем (АО «ОКОС») при выдаче технических условий, а также подлежит согласованию со смежным владельцем сетей (ООО «РИС»), к которым планируется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя (Пищало Ф.В.).
Как следует из технических условий, выданных Пищало Ф.В. АО «ОКОС» 08.06.2021 – в них точка присоединения не определена, указано на ее определение проектом, что не соответствует положениям п. 17 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2130. Указанные технические условия оспорены истцом не были, срок их действия истек 09.06.2024.
Вопреки доводам истца, пунктом 21 Правил предусмотрена возможность подключения подключаемого объекта через объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащие на праве собственности или на ином законном основании смежному владельцу. При этом Правилами не предусмотрено право заявителя самостоятельно определять точку присоединения.
В силу п.43 Правил при наличии технической возможности подключения исполнитель не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (за исключением случаев, указанных в пункте 32 настоящих Правил). При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд, в том числе с иском об оспаривании отказа в заключении договора о подключении или о понуждении к заключению договора о подключении.
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что заявитель подписывает 2 экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего проект договора о подключении (если такие документы не приложены к заявлению о подключении).
В случае несогласия с представленным проектом договора о подключении заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий.
При направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении и протокола разногласий исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа рассмотреть его, принять меры по урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении.
В случае ненаправления заявителем исполнителю подписанного проекта договора о подключении либо мотивированного отказа от подписания договора о подключении исполнитель вправе по истечении 20 рабочих дней со дня направления заявителю подписанного исполнителем проекта договора о подключении аннулировать заявление о подключении и уведомить об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанного заявления.
В случае аннулирования заявления о подключении для заключения договора о подключении заявитель вправе повторно обратиться к исполнителю с заявлением о подключении, при этом повторного представления документов, предусмотренных пунктом 26 настоящих Правил, тому же исполнителю не требуется (если фактические обстоятельства на день подачи нового заявления о подключении по сравнению с указанными в представленных ранее документах не изменились и являются актуальными на день повторного представления).
Исполнитель представляет заявителю подписанный проект договора о подключении в течение 20 рабочих дней со дня получения повторного обращения.
Пунктами 48 и 50 Правил в редакции на 30.11.2021 предусмотрено, что при отсутствии технической возможности подключения на момент обращения заявителя с заявлением о подключении и при отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о подключении обязан направить заявителю (за исключением заявителей, указанных в пункте 47 настоящих Правил) письменное извещение об отсутствии технической возможности подключения и отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения, с предложением о внесении заявителем платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке с учетом необходимости реализации мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте "г" пункта 44 настоящих Правил).
Заявитель в течение 5 рабочих дней со дня получения от исполнителя извещения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить исполнителю письменный ответ с указанием о выборе заявителем одного из следующих вариантов решений: о согласии с предложением о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке; об отказе от предложения о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке, с внесением в этом случае платы за подключение, рассчитанной исходя из тарифа на подключение, и с осуществлением мероприятий по подключению после внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя; об отказе от подключения подключаемого объекта.
В случае получения исполнителем от заявителя письменного ответа с отказом от подключения подключаемого объекта, а также в случае, если заявителем в течение 5 рабочих дней со дня получения от исполнителя извещения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, не направлен исполнителю письменный ответ, содержащий информацию о выборе заявителем одного из вариантов решений, указанных в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, заявление о подключении, поданное заявителем, аннулируется.
При отсутствии технической возможности подключения и при отсутствии в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (за исключением отсутствия технической возможности подключения при несоблюдении условий, указанных в подпункте "г" пункта 44 настоящих Правил), исполнитель в течение 30 календарных дней со дня поступления заявления о подключении в случае получения от заявителя письменного ответа о выборе заявителем варианта решения, указанного в абзаце четвертом пункта 48 настоящих Правил, обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения подключаемого объекта.
В соответствии с ч.1 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно ч.2 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Частью 3 ст. 445 ГК РФ предусмотрено, что правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
В силу части 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 446 ГК РФ, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
Как следует из претензии Пищало Ф.В. от 18.11.2021, он не согласился с предложением о внесении платы за подключение, установленной в индивидуальном порядке. При этом, как следует из пояснений представителя, ООО «Водоснабжение», являвшимся на тот момент гарантирующей организацией, не было сформировано предложение о включении в инвестиционную программу исполнителя мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения дома истца.
Вместе с тем, как установлено судом и не отрицалось сторонами, с 01.01.2024 ООО «Водоснабжение» не является гарантирующей организацией, а также не является собственником объектов централизованной системы водоснабжения в <адрес> Требования о понуждении к заключению договора водоснабжения и подключению дома истца к централизованной системе водоснабжения, Пищало Ф.В. не поддерживаются.
При таких обстоятельствах суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения требований истца о понуждении ООО «Водоснабжение» к заключению договора водоснабжения и подключению дома истца к централизованной системе водоснабжения, а также для взыскания с него компенсации материального и морального вреда. При этом суд исходит из того, что вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств и не указана сумма причиненного материального вреда. Между ООО «Водоснабжение» и Пищало Ф.В. не имелось договорных отношений: договор № 585/1 П о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоснабжения от 08.10.2021 заключен не был. Своим правом, предусмотренным пунктом 24 Правил и ч.2 ст. 445, ст. 446 ГК РФ, Пищало Ф.В. своевременно не воспользовался. Исходя из изложенного, оснований для компенсации морального вреда также не имеется.
Также суд полагает не подлежащими удовлетворению требования к АО «ОКОС» о заключить с Пищало Ф.В. договор о подключении к системе водоотведения в соответствии с типовым договором, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и п. 28 Правил и подключить дом истца к централизованной системе водоотведения до 31.12.2024. Как установлено судом, АО «ОКОС» от заключения с Пищало Ф.В. договора не уклонялся, в соответствии с Правилами направлял Пищало Ф.В. договор для подписания, в связи с чем, согласно ч.4 ст. 445 ГК РФ, оснований для понуждения к такому заключению не имеется.
В порядке, предусмотренном пунктом 24 Правил, ч.2 ст. 445, ст. 446 ГК РФ после получения от АО «ОКОС» проекта договора от № 09-03/2023 о подключении (технологическим присоединении) к централизованной системе водоотведения от 31.03.2023, Пищало Ф.В. в АО «ОКОС» не обращался, шестимесячный срок для урегулирования условий договора в судебном порядке истек в октябре 2023 года, тогда как с рассматриваемым иском Пищало Ф.В. обратился 19.12.2023.
Также суд не находит оснований и для удовлетворения заявленных к АО «ОКОС» требований о проведении технического обследования сетей водоотведения, находящихся в районе п<адрес>, принятии в эксплуатацию бесхозяйных сетей, при их соответствии техническим нормам, разработке инвестиционной программы, а также заявленных к администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» требований по исполнению представления прокуратуры Зеленоградского района от 11.06.2021 путем исполнения полномочия, указанные в ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", запросе сведений, дополнению схемы водоснабжения и водоотведения на 2022-44 гг, утвержденной постановлением администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» от 21.02.2023 № 478, схемой водоснабжения п<адрес>, утверждению технического задания на разработку инвестиционных программ и их согласовании.
Согласно пп.1-6 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, муниципального округа, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, муниципальных округов, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ.
Законом Калининградской области от 02.07.2018 N 187 (ред. от 29.11.2023) "О перераспределении отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области" (принят Калининградской областной Думой 26.06.2018), установлено, что исполнительный орган государственной власти Калининградской области, осуществляющий функции по участию в проведении единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, промышленного производства строительных материалов, изделий и конструкций домостроения, жилищно-коммунального хозяйства на территории Калининградской области (далее - исполнительный орган), осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в сфере водоснабжения и водоотведения: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения муниципальных образований Калининградской области гарантирующей организации; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ, согласование инвестиционных программ. (ст.1)
Инвестиционная программы в сфере водоотведения на территории МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» на 2024-2028 гг была разработана АО «ОКОС» и утверждена приказом № 63-01в/23 от 30.11.2023 Службы по государственному тарифному регулированию цен и тарифов Калининградской области.
Согласно ч.1 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов
Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
По смыслу ч.1 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный акт, предусматривающий обязанность должника по совершению в пользу других граждан и организаций определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий, подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном этим Законом.
Соответствующие разъяснения содержатся в п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства».
С этим связаны требования п.6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которому в исполнительном документе должна быть указана резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) установлены статьей 105 того же Закона, ч.2 которой предусмотрено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок (установленный судебным приставом-исполнителем в порядке части 1 той же статьи при неисполнении должником соответствующих требований исполнительного документа в указанный в нем срок) (должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
По смыслу приведенных положений законодательства принятие судом решения о возложении на должника обязанности совершить определенные действия предполагает указание конкретных действий, которые должны быть совершены.
Таким образом, определение в резолютивной части судебного акта действий, которые должны быть совершены ответчиками только путем указания на выполнение полномочий, предусмотренных законом, не отвечает требованиям процессуального законодательства и законодательства об исполнительном производстве.
Несмотря на разъяснения суда, истцом заявленные им требования не были конкретизированы, не представлены доказательства, подтверждающие бездействие со стороны АО «ОКОС», администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Калининградской области, вследствие которого нарушены права и законные интересы Пищало Ф.В.
Вопреки доводам истца, отсутствие государственной регистрации права ООО «РИС» на линейный объект – сети водоотведения, не свидетельствует о том, что данные сети являются бесхозными и могут быть приняты на баланс гарантирующей организацией. Сведений о наличии других, не принадлежащих ООО «РИС», сетей водоотведения в <адрес> в материалах дела не имеется.
Требование о внесении изменений в постановление администрации МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области» от 21.02.2023 № 478 в части его дополнения схемой водоотведения п. <адрес>, суд также полагает не конкретизированным, соответственно не исполнимым, поскольку истцом не указано какими именно сведениями данное постановление должно, по его мнению, быть дополнено. В установленном КАС РФ порядке данное постановление Пищало Ф.В. оспорено не было. Также, исходя из обстоятельств дела, суд не усматривает отсутствием в указанном постановлении схемы водоотведения <адрес> нарушения каких-либо прав и законных интересов истца. Подключение дома истца через имеющиеся сети водоотведения ООО «РИС» было согласовано гарантирующей организацией, однако Пищало Ф.В. с этим не согласился, договор на подключение не заключил.
По смыслу ст.ст.2,3 ГПК РФ целью судебной защиты являются нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан. Таким образом, суд полагает, что права истца со стороны ответчиков в настоящее время не нарушены, заявленные им требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пищало Ф.В. – отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, то есть с 25 июля 2024 года.
Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2024 года.
Копия верна, подпись -
Председательствующий судья - Безруких Е.С.