Дело № 2-2598 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Шпирнова А.В.,
при секретаре Ишуткиной И.О.,
с участием представителя истца ФИО9, действующей на основании нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Белово, Кемеровской области 02 июля 2015 года
дело по иску ФИО1 к администрации Беловского городского округа о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Беловского городского округа о включении в список лиц, нуждающихся в жилом помещении и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Свои требования мотивирует тем, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а отец, ФИО8 лишен родительских прав.
Согласно Распоряжению Администрации Старопестеревского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № она была передана под опеку ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>.
В нарушение требований Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по вине органов опеки и попечительства и опекуна она не была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не была поставлена на очередь на обеспечение жильем.
По достижению совершеннолетия истец вступила в брак (ДД.ММ.ГГГГ года) с ФИО2, который зарегистрировал ее по месту своего жительства в жилом помещении (комнате) по адресу: <адрес>, поскольку право пользования каким-либо иным жилым помещением у нее отсутствовало.
ДД.ММ.ГГГГ данное жилое помещение (комната) по договору на передачу квартиры в совместную собственность граждан площадью 17,3 кв.м. было передано в общую долевую собственность ей, ее мужу ФИО2, дочери ФИО3 и свекрови ФИО4, доля в праве 1/4 у каждого.
Поскольку права собственности или права пользования каким-либо другим жилым помещением у ФИО1 отсутствовало, нуждаемость в предоставлении жилого помещения у нее не отпала, поскольку в жилом помещении (комнате) общей площадью 17,3 кв.м. зарегистрированы и проживают четыре человека, на каждого приходится по 4,3 кв.м., что меньше учетной нормы предоставления жилого помещения по Беловскому городскому округу.
В связи с указанными обстоятельствами она обратилась в устной форме в Администрацию Беловского муниципального района, а затем и в Администрацию Беловского городского округа о постановке на учет для получения жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждающейся в жилье.
В постановке на учет для получения жилья ей было отказано со ссылкой на то, что она является собственником жилого помещения по адресу <адрес>.
В виду своей правовой безграмотности данный отказ ею оспорен не был.
В марте 2015 года истец вновь обратилась по месту проживания в Администрацию Беловского городского округа о включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Распоряжением Администрации Ведовского городского округа № 1010-р от 16.04.2015 года ей отказано во включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителя, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на то, что на момент обращения ей исполнилось 28 лет.
Считает, что решение Администрации Беловского городского округа об отказе о включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является необоснованным, незаконным.
Упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников должны учитываться, как уважительное основание для восстановления ее права, как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей на жилищное обеспечение и не должно отражаться на ее правах, ставится в зависимость от выполнения возложенных обязанностей уполномоченных на то лиц.
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предполагает правовую определенность в отношении категории лиц, к которой она относится.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 N 376-О-П, предоставление гражданам вышеуказанной категории жилых помещений возможно при условии подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч.1 ст. 52 и ст. 57 ЖК РФ).
Следовательно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Учитывая, что ФИО1 отноится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение за ней не было закреплено, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий она не была поставлена по вине уполномоченного органа, жилая площадь, на которой она зарегистрирована и проживает, менее учетной нормы (12,5 кв.м.), приходящейся на одного члена семьи, установленной Постановлением Администрации г.Белово от 24.06.2005 года № 148-п «Об установлении учетной нормы площади жилых помещений для признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», за ней сохраняется право на обеспечение жилым помещением.
Просит обязать Администрацию Беловского городского округа включить ее ФИО1 в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить, применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Взыскать с Администрации Беловского городского округа в ее пользу понесенные судебные расходы в виде оплаты госпошлины в размере 200 рублей, по составлению искового заявления в размере 3000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1. и ее представитель ФИО9 исковые требования в части взыскания судебных расходов уточнили, просят взыскать 300 рублей в качестве возврата государственной пошлины, 3000 рублей за составление искового заявления, 500 рублей за устную консультацию, требования о включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставлении жилого помещения поддержали, подтвердили обстоятельства, на которых они основаны, дали показания, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 показала, что возражает относительно исковых требований ФИО1 в связи с тем, что поскольку истец достигла возраста 23 лет и не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, то утратила право на льготное обеспечение жильем, в связи с тем, что перестала относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Суд, заслушав истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы делу, приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище (ч.1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч.2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3).
Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с абзацем 2 п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеназванных норм закона следует, что гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 N 376-О-П, предоставление гражданам вышеуказанной категории жилых помещений возможно при условии подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 и ст.57 ЖК РФ).
Следовательно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при подтверждении объективной нуждаемости в жилом помещении имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Вступившей в законную силу с 01.01.2013 года Федеральный закон от 29.02.2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распространил свое действие на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно указанному Закону детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как указано в п.9 ст.8 Закона N 159-ФЗ (в ред. Закона N 15-ФЗ), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка не может являться препятствием для защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обратившихся в суд с иском.
В Кемеровской области указанные правоотношения регламентированы Законом Кемеровской области от 27.12.2012 N 134-03 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Ряд его норм регламентирует общий порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Кемеровской области № 134-ОЗ гражданам, указанным в статье настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ч.ч.1,2 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма и других фактором.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 (до брака ФИО) ФИО является лицом, оставшимся без попечения родителей. Ее мать, ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, а отец ФИО8 лишен родительских прав в соответствии с решением Беловского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно ФИО4 сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № истец была передана под опеку ФИО5, проживающей по адресу: <адрес>.
По вине органов опеки и попечительства и опекуна она не была включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и не была поставлена на очередь на обеспечение жильем.
Из свидетельства о заключении брака видно, что ФИО6 вступила в брак ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2, ей присвоена фамилия ФИО.
Из уведомлений, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, усматривается, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует сведения о правах ФИО8 и ФИО7 на объекты недвижимого имущества.
Из выписки из ЕГРП, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО1 принадлежит 1/4доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение (комната) по адресу: <адрес>, площадью 17,3 кв. м.
Частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно постановления администрации Беловского городского округа от 23.04.2013 года № 93-п «Об установлении учетной площади жилых помещений для признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Белово на человека составляет 21 кв.м.
Вместе с тем, при определении площади специализированного жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, суд считает необходимым руководствоваться постановления администрации г.Белово от 24.06.2005 года № 148-п «Об установлении учетной площади жилых помещений для признания граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», действовавшем на момент возникновения у истца права на внеочередное предоставление жилого помещения, в соответствии с которым норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г.Белово на человека составляла 33 кв.м.
На основании изложенного на администрацию Беловского городского округа подлежит возложению обязанность поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить ей на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным нормам и правилам, в пределах Беловского городского округа.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Судом установлено, что ФИО1 понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, за составление искового заявления 3000 рублей, за устную консультацию 500 рублей, что подтверждается имеющимися в материалах дела квитанциями. Данные расходы подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Беловского городского округа поставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м., отвечающее санитарным нормам и правилам, в пределах Беловского городского округа.
Взыскать с администрации Беловского городского округа в пользу ФИО1 в качестве компенсации судебных расходов 3800 (три тысячи восемьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский городской суд в течение месяца.
Председательствующий (подпись) А.В. Шпирнов