Дело № 2-2391/2023 7 декабря 2023 года город Котлас
29RS0008-01-2023-003195-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Смирнова Д.В.
при секретаре Рура И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Берникова А.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения военной службы,
установил:
Берников А.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Отделение) о включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода прохождения военной службы с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года.
В обоснование требований указал, что 1 февраля 2022 года обратился в Отделение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В ее назначении было отказано, при этом Отделением не включен в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период прохождения военной службы по призыву в г. Североморск Мурманской области. Полагая, что ответчиком необоснованно не включен указанный период, истец обратился в суд с заявленным иском.
В судебном заседании истец Берников А.Ю. требования изменил и просил включить в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года.
Представитель ответчика Заборский А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Рассмотрев исковое заявление, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Закона страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Как установлено судом, 1 февраля 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 7 февраля 2022 года Отделение отказало истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Страховой стаж истца определен в календарном исчислении продолжительностью 22 года 3 месяца 27 дней (в льготном исчислении - 28 лет 2 месяца 14 дней), стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 9 лет 07 месяцев 21 день, что менее требуемого стажа - 10 лет.
При этом в подсчет стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсионный орган не включил оспариваемый период военной службы. Данный период с 17 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года включен лишь в страховой стаж истца.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о страховых пенсиях при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Как следует из материалов дела, с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года Берников А.Ю. проходил военную службу по призыву в войсковой части № в должности и воинском звании военный строитель рядовой. Войсковая часть № в период с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года дислоцировалась в г. .... Мурманской области.
Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, военным билетом, архивными справками и ответчиком не оспариваются.
В период прохождения истцом службы в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районных Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районным Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районных и местностях».
Согласно данному Постановлению, солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Пунктом 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» предусмотрено право рабочих и служащих, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, на пенсию по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Период службы истца в Советской армии относится к периоду до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий.
Из трудовой книжки истца следует, что после прохождения службы он 22 февраля 1988 года трудоустроился электромонтером ОПС 1 разряда (в г. Котлас).
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 года № 1946, г. Котлас отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.
Принимая во внимание, что истец проходил службу в армии по призыву в период с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года в районе Крайнего Севера, не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в г. Котласе, расположенный в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период его службы подлежит включению в стаж в районах Крайнего Севера.
Тот факт, что период работы истца после службы в армии, имел место в г. Котласе Архангельской области, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, только с 1 июля 1992 года, не имеет значения для существа рассмотрения настоящего спора, поскольку в силу пенсионного законодательства при назначении пенсии применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. На указанную дату г. Котлас отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, а Мурманская область - к районам Крайнего Севера.
Более того, пенсионное законодательство, действующее в настоящее время, допускает возможность применения к периодам работы или иной деятельности законодательства, действовавшего в такие периоды, однако в отношении применения перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при назначении пенсий четко устанавливает, по состоянию на какую дату он должен применяться.
Кроме того, суд принимает во внимание, что Отделением период работы истца после службы в армии включен в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, требования истца обоснованные, в связи с чем суд возлагает на ответчика обязанность включить в страховой стаж истца в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года для целей решения вопроса о назначении страховой пенсии по старости.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины истец оставляет за собой.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Берникова А.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения военной службы удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) включить Берникову А.Ю. (СНИЛС 110-085-895 23) в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Смирнов
Мотивированное решение составлено 14 декабря 2023 года.
29RS0008-01-2023-003195-50
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Смирнова Д.В.
при секретаре Рура И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Берникова А.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения военной службы,
установил:
Берников А.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Отделение) о включении в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода прохождения военной службы с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года.
В обоснование требований указал, что 1 февраля 2022 года обратился в Отделение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В ее назначении было отказано, при этом Отделением не включен в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период прохождения военной службы по призыву в г. Североморск Мурманской области. Полагая, что ответчиком необоснованно не включен указанный период, истец обратился в суд с заявленным иском.
В судебном заседании истец Берников А.Ю. требования изменил и просил включить в страховой стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года.
Представитель ответчика Заборский А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Рассмотрев исковое заявление, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон о страховых пенсиях).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Закона страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Как установлено судом, 1 февраля 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 7 февраля 2022 года Отделение отказало истцу в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона о страховых пенсиях ввиду отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Страховой стаж истца определен в календарном исчислении продолжительностью 22 года 3 месяца 27 дней (в льготном исчислении - 28 лет 2 месяца 14 дней), стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, - 9 лет 07 месяцев 21 день, что менее требуемого стажа - 10 лет.
При этом в подсчет стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсионный орган не включил оспариваемый период военной службы. Данный период с 17 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года включен лишь в страховой стаж истца.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о страховых пенсиях при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Как следует из материалов дела, с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года Берников А.Ю. проходил военную службу по призыву в войсковой части № в должности и воинском звании военный строитель рядовой. Войсковая часть № в период с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года дислоцировалась в г. .... Мурманской области.
Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца, военным билетом, архивными справками и ответчиком не оспариваются.
В период прохождения истцом службы в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районных Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районным Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районных и местностях».
Согласно данному Постановлению, солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Пунктом 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» предусмотрено право рабочих и служащих, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, на пенсию по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи. 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Период службы истца в Советской армии относится к периоду до установления нового правового регулирования назначения досрочных пенсий.
Из трудовой книжки истца следует, что после прохождения службы он 22 февраля 1988 года трудоустроился электромонтером ОПС 1 разряда (в г. Котлас).
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2021 года № 1946, г. Котлас отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.
Принимая во внимание, что истец проходил службу в армии по призыву в период с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года в районе Крайнего Севера, не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступил на работу в г. Котласе, расположенный в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, период его службы подлежит включению в стаж в районах Крайнего Севера.
Тот факт, что период работы истца после службы в армии, имел место в г. Котласе Архангельской области, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, только с 1 июля 1992 года, не имеет значения для существа рассмотрения настоящего спора, поскольку в силу пенсионного законодательства при назначении пенсии применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. На указанную дату г. Котлас отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, а Мурманская область - к районам Крайнего Севера.
Более того, пенсионное законодательство, действующее в настоящее время, допускает возможность применения к периодам работы или иной деятельности законодательства, действовавшего в такие периоды, однако в отношении применения перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей при назначении пенсий четко устанавливает, по состоянию на какую дату он должен применяться.
Кроме того, суд принимает во внимание, что Отделением период работы истца после службы в армии включен в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, требования истца обоснованные, в связи с чем суд возлагает на ответчика обязанность включить в страховой стаж истца в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года для целей решения вопроса о назначении страховой пенсии по старости.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины истец оставляет за собой.
Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Берникова А.Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения военной службы удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) включить Берникову А.Ю. (СНИЛС 110-085-895 23) в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы с 22 ноября 1985 года по 24 ноября 1987 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Смирнов
Мотивированное решение составлено 14 декабря 2023 года.