Решение от 27.08.2024 по делу № 33-13852/2024 от 08.08.2024

Судья Захаренко Л.В. УИД: 61RS0004-01-2024-001696-95
Дело № 33-13852/2024
Дело № 2-1833/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2024 года г. Ростов-на-Дону

    Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

    в составе председательствующего Тахирова Э.Ю.,

    судей Боровой Е. А., Головнева И.В.,

    при секретаре Козловой И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Александра Александровича к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, по апелляционной жалобе Администрации г.Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 27 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Боровой Е.А., судебная коллегия

установила:

                                                                Морозов А.А. обратился в суд с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону об обязании предоставления жилого помещения по договору социального найма, указав в обоснование своих требований, что распоряжением Администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону от 18.04.2023 № 225 истец включен в составе семьи из одного человека: Морозова А.А. в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, в связи с тем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания. Однако до момента обращения с иском в суд, такое помещение предоставлено истцу не было.

    На основании изложенного Морозов А.А. просил суд возложить на Администрацию города Ростова-на-Дону обязанность обеспечить его благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, находящимся в пределах г.Ростова-на-Дону, по норме предоставления общей площади жилого помещения.

                                                                Решением Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 27 мая 2024 года исковые требования Морозова А.А. удовлетворены в полном объеме.

                                                                Не согласившись с таким решением суда, Администрация                            г. Ростова-на-Дону обратилась в суд с апелляционной жалобой, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

                                                                Автор жалобы указывает на то, что Администрация г. Ростова-на-Дону, как орган местного самоуправления, является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям об обязании предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 01.01.2005, являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовская область в лице Минфина Ростовской области. Считает, что позиция суда по данному делу направлена на вмешательство в самостоятельные полномочия органов местного самоуправления, в том числе в бюджетной сфере.

                                                                В возражениях на апелляционную жалобу Морозов А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ростова-на-Дону - без удовлетворения.

                                                                В письменных пояснениях на апелляционную жалобу представитель Министерства финансовой Ростовской области опровергает доводы апелляционной жалобы и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом с учетом положений ст.165.1 ГК РФ.

Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации г.Ростова-на-Дону –                 Касьянову М.И., представителя истца – Волкова С.А., представителя Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону – Кучееву Н.И., судебная коллегия приходит к следующему.

                                                                В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

                                                                Из части 2 статьи 49 ЖК РФ следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном данным Кодексе порядке.

                                                                Частью 1 статьи 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

                                                                Согласно данной норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

                                                                 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

                                                                2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

                                                                 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

                                                                4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

                                                                Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.

                                                                Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

                                                                Как следует из пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

                                                                Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

                                                                Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 № 27154).

                                                                В соответствии со статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесены в том числе, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

                                                                Порядок постановки на учет и последующее предоставление гражданину жилого помещения по договору социального найма установлен Областным законом Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области».

                                                                В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории РФ», на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, признанные органом местного самоуправления, уполномоченным вести учет, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

                                                                Согласно статье 6 Областного закона от 07 октября 2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, определенным областным законодательством, составляет: 33 квадратных метра общей площади жилого помещения – для одиноко проживающих граждан; 42 квадратных метра общей площади жилого помещения – на семью из 2 человек; 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

                                                                В силу пункта 5 статьи 6 Областного закона от 07 октября 2005 № 363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.

                                                                Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Морозов А.А. проживает вместе с М.В.Е., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., Морозовой А.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., Д.В.Н., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА,                 Д.Е.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, Д.В.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р.,     Д.В.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., Д.В.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., Д.В.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., Д.В.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., Д.С.В., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА г.р., по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждается актом обследования жилищных условий гражданина от 15.02.2023, адресными справками.

Распоряжением главы администрации Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону от 18.04.2023 № 225 Морозов А.А. включен составом семьи один человек: Морозова А.А., в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма, в связи с тем, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания

То обстоятельство, что Морозов А.А. относится к категории лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 29.11.2012г., №987н., при котором невозможно проживание граждан в одной квартире, подтверждается медицинской справкой ВК, выданной ГБУ РО «ПНД» от 15.02.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2012             № 991н «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» правом на дополнительную жилую площадь обладают лица, страдающие психическим заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения.

Представленной в материалы дела Медицинской справкой ВК НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.02.2023, выданной ГБУ РО «РНД» подтверждается, что характер заболевания Морозова А.А. предусматривает право на дополнительную площадь.

Согласно представленному в материалы дела Уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, сведения о принадлежности Морозову А.А. в виде жилых помещений на праве собственности отсутствуют.

                                                                Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.1, 2, 49, 51, 57 ЖК РФ, положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Областного закона от 7 октября 2005 №363-ЗС «Об учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона РФ от 02.07.1992                      № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и исходил из того, что Морозову А.А. вне очереди должно быть предоставлено жилое помещение, поскольку он относится к категории лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.

                                                                Поскольку какие-либо реальные меры, направленные на предоставление жилого помещения Морозову А.А. органами местного самоуправления не приняты, он до настоящего времени не обеспечен благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, с учетом наличия права Морозова А.А. на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке не менее нормы предоставления на одного человека, с учетом его права на дополнительную жилую площадь, суд пришел к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.

                                                                Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела. К выводу об обоснованности иска суд пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.

                                                                ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░.

                                                                ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 06.10.2003 ░░░░ № 131 «░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

                                                                ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░.

                                                                ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

                                                                ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328-330 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

                                                                ░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░-░░-░░░░ ░░ 27 ░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░                                ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

                                                                ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

                                                                ░░░░░

                                                                ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03.09.2024 ░.

33-13852/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозов Александр Александрович
Ответчики
Администрация г. Ростова-на-Дону
Другие
Министерство финансов РО
Администрация Ворошиловского района Ростова н/Д
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития РО
Департамент координации строительства и перспективного развития Ростова н/Д
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
27.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.09.2024Передано в экспедицию
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее