Дело № 2-1502/2024
УИД76RS0013-02-2024-000303-74
Мотивированное решение изготовлено 14.05.2024 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2024 года
Рыбинский городской суд Ярославской области в составе
Председательствующего судьи Альштадт С.Н.
При секретаре Поткиной А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Рыбинске гражданское дело по иску Первова Сергея Владиленовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ярославской области о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Первов С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ярославской области и с учетом уточнения исковых требований просил:
- осуществить перерасчет пенсии с учетом заработной платы за период «16.01.1985-30.11.1995» работы в <данные изъяты>,
- взыскать не выплаченную часть пенсии за период с 08.01.2023 года по настоящее время.
Определением Рыбинского городского суда Ярославской области от 13.03.2024 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена войсковоая часть № 55443.
В судебном заседании Первов С.В. требования поддержал и пояснил, что 08.01.2024 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 ФЗ «О страховых пенсиях». 08.02.2024 года обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, были представлены справки о заработной плате за период с 16.01.1985 года по 30.11.1995 года в <данные изъяты>, выданные правопреемником <данные изъяты>. Данные справки не были приняты пенсионным органом, основанием отказа в перерасчете послужило то обстоятельство, что <данные изъяты> не является правопреемником <данные изъяты>, в связи с чем, не имела права выдавать такие справки.
Представитель ответчика по доверенности Сильченко Е.В. требования не признала и пояснил, что 08.01.2024 года Первову С.В. была назначена пенсия по старости в соответствии со статьей 8 ФЗ «О страховых пенсиях». Размер пенсии составил 14433,47 рублей. 08.02.2024 года Первов С.В. обратился с заявлением о перерасчете пенсии, представил справки о заработной плате за период работы в <данные изъяты>, выданные <данные изъяты>. Поскольку <данные изъяты> не является правопреемником <данные изъяты>, а также не является организацией, осуществляющей ъхранение и использование архивных документов, представленные истцом справки не могли быть приняты к перерасчету.
Третье лицо войсковая часть № 55443, представителя в судебное заседание не направила, в письменном отзыве указала, что войсковая часть № подлежала расформированию с оформлением ликвидационных актов в срок до 01.11.2012 года. Войсковая часть № правопреемником войсковой части № в части трудовых отношений не является, правопреемство установлено только по выявленным утратам, недостачам и финансовым нарушениям. Документы по личному составу войсковой части № по настоящее время находятся в войсковой части № на ответвтвенном хранении, в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не переданы, в связи с высокой степенью загруженности архивных площадей, документация от переформированных и расформированных частей архивом не принимается. Представлены копии лицевых счетов по заработной плате за периоды с 1985 по 1995 года в отношении Первова С.В.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Первова С.В. подлежат удовлетворению в части.
Федеральным законом Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В соответствии с частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.
Положения статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 175-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01.01.2002 пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Согласно пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного Федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка, который фактически получал гражданин в период своей трудовой деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
В силу требований статьи 21 (части 7,8,9) Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии с разъяснениями данными в подпункте 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статье 30 Федерального закона N 173-ФЗ, имея в виду следующее исчисляя расчетный размер трудовой пенсии, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4, 5 - 5.5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно частям 2, 3, 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления о перерасчете размера страховой пенсии дает лицу, обратившемуся за перерасчетом размера страховой пенсии, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе. В случае отказа в удовлетворении заявления о перерасчете размера страховой пенсии орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все представленные им документы.
Таким образом, вышеуказанные положения пенсионного законодательства предусматривают, что перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер, заявление о перерасчете размера пенсии, либо ее части принимается только при одновременном предоставлении всех необходимых документов, подтверждающих сведения о заработной плате.
Установлено, что 08.01.2024 года Первову С.В. на основании имеющихся документов и сведений индивидуального лицевого счета, назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 14433,47 рублей.
08.02.2024 года Первов С.В. обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости, представил справки о заработной плате от 01.07.2002 года № выданные войсковой частью №, справку от 21.07.2016 года №, выданную войсковой частью №.
Решением пенсионного органа от 13.02.2024 года № в перерасчете размера пенсии отказано, ввиду того, что представленные справки о заработной плате за период работы в войсковой части №, выданные войсковой частью №, не являющейся правопремником реорганизованной войсковой части №.
Из информации, представленной войсковой частью № Министерства обороны Российской Федерации установлено, что войсковая часть № была зарегистрирована как юридическое лицо в форме Государственного учреждения войсковая часть № 26.10.2004 года, в дальнейшем былы реорганизована путем присоединения к вновь созданному юридическому лицу ФБУ – Управление Московского военного округа, действовала как структурное подразделение. В соответствии с приказом командующего войсками Западного военного округа от 20.08.2012 года № войсковая часть № подлежала расформированию с оформлением ликвидационных актов до 01.11.2012 года, установлено правопреемство войсковой части № по отношениям, регулируемым уголовным и налоговым законодательством (по выявленным утратам, недостачам, финансовым нарушениям), в части гражданских и трудовых отношений правопреемство не устанавливалось.
Вместе с тем, также установлено, что архивные документы войсковой части № касающиеся трудовых отношений, в том числе оригиналы лицевых счетов работников войсковой части, находятся на хранении в войсковой части № на которую была возложена обязанность передать документы в архив при расформировании войсковой части, данные документы в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации не переданы по объективным причинам, невозможности принятия документов от переформированных и расформированных частей в связи с высокой степенью загруженности архивных площадей.
Выданные войсковой частью № справки от 01.07.2002 года № о заработной плате Первова С.В. за период с 1985 года по 1995 год соответствуют сведениям, содержащимся в представленных лицевых счетах Первова С.В. за указанный период времени.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что представленные в пенсионный орган справки о заработной плате содержат достоверную информацию о заработной плате истца за период работы в войсковой части №, лицевые счета представлены войсковой частью № являющейся правопреемником войсковой части № по отношениям, регулируемым уголовным и налоговым законодательством, а также осуществляющей обязанности по передачи документов по личному составу расформированной войсковой части в архив Министерства оброны Российской Федерации, невозможность передачи документов по личному составу в архивную организацию, не может являться основанием для отказа истцу в перерасчете назначенной страховой пенсии по старости в соответствии с представленными справками, ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей войсковой частью № по передаче документов по личному составу в архивную организацию, не может повлечь для истца негативные последствия в виде отказа в перерасчете пенсии.
Поскольку заявление о перерасчете пенсии с документами, подтверждающими заработную плату, поступило от Первова С.В. в пенсионный орган 08.02.2024 года, то в силу требований пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии подлежит осуществлению с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии в сторону увеличения - с 01.03.2024 года.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░7606008723) ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.07.2022 ░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1985 ░░░░ ░░ 1993 ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ № ░ 01 ░░░░░ 2024 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.