ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении без рассмотрения
28 марта 2016 года г. Калачинск
Калачинский городской суд Омской области в составе
председательствующего судьи Шестаковой О.Н.,
при секретаре Сотниковой А.А.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело № 2- 282/2016 по иску администрации Калачинского муниципального района Омской области в интересах Калачинского городского поселения к Гладышеву ФИО7 об изъятии земельного участка путем выкупа для муниципальных нужд,
У С Т А Н О В И Л:
В Калачинский городской суд обратилась администрация Калачинского муниципального района с указанным иском, в обоснование указала, что в соответствии со свидетельствами о праве собственности № № Гладышев ФИО8 является владельцем земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 7129 кв.м, и нежилого помещения- склада, находящего на земельном участке общей площадью 437, 60 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. 01.07.2015 года земельный участок был разделен на два участка и был выделен земельный участок площадью 3330 кв.м с кадастровым номером №. Постановлением главы Калачинского городского поселения от 17.02.2014г. № 35-п «Об изъятии путем выкупа земельного участка для муниципальных нужд» часть земельного участка с кадастровым номером 55:34:010305:03, площадью 3330 кв. м, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий на праве собственности Гладышеву ФИО9, решено было изъять путем выкупа для муниципальных нужд, для строительства автомобильной дороги общего пользования. Решением Совета Калачинского городского поселения от 08.04.2013 года № 11-PC были утверждены Генеральный план Калачинского городского поселения и схема планировочной организации микрорайона «Солнечный» г. Калачинска, которыми предусмотрено строительство автомобильной дороги в микрорайоне «Солнечный». На основании Постановления главы Калачинского городского поселения от 17.02.2014 г. № 35-п «Об изъятии путем выкупа земельного участка для муниципальных нужд» в соответствии с законодательством была проведена государственная регистрация обременения земельного участка 07.03.2014 г. в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области в пользу Калачинского городского поселения. О проведенном обременении земельного участка и с Постановлением главы городского поселения от 17.02.2014 г. № 35-п «Об изъятии путем выкупа земельного участка для муниципальных нужд» собственник земельного участка Гладышев Д.С. был уведомлен Администрацией городского поселения 18.02.2014 г. за № № Администрациями Калачинского муниципального района и городского поселения собственнику земельного участка Гладышеву Д.С. неоднократно предлагались другие земельные участки, принадлежащие на праве собственности Калачинскому городскому поселению, а также предлагалось заключить соглашение о выкупе земельного участка и нежилого строения- склада по рыночной цене, однако Гладышев Д.С. от предложений отказался, потребовав от Администрации другой равноценный земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности района. В настоящий момент Гладышевым Д.С. произведена оценка требуемого земельного участка и оценка составила 816 120 рублей, администрация Калачинского муниципального района готова выкупить за указанную сумму вышеуказанный участок, и предложение о выкупе было направлено в адрес собственника. Предложение администрация было оставлено без внимания. В связи с этим администрация вынуждена обратиться в суд. Просили изъять часть земельного участка для муниципальных нужд с кадастровым номером № общей площадью 3330 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> у собственника Гладышева Д.С. путем выкупа в размере рыночной стоимости; прекратить право собственности Гладышева Д.С. на указанный земельный участок.
В судебном заседании представитель истца - администрации Калачинского муниципального района Омской области - Прошивалко Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, вручил ответчику проект Договора купли-продажи участка для муниципальных нужд. Полагал, что оснований для оставления искового заявления не имеется.
Ответчик Гладышев Д.С. и его представители Ковалев А.А., Ковалева Е.В., действующие на основании устного ходатайства, занесенного в протокол судебного заседания, исковые требования не признали, полагали, что имеются основания для оставления искового заявления без рассмотрения, ввиду несоблюдения ответчиком досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и ряд других федеральных законов, внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 499-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
К государственным или муниципальным нуждам статья 49 ЗК РФ относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 ЗК РФ).
С 1 апреля 2015 г. подробно регламентирован порядок выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, и уведомления таких лиц о планируемом изъятии (статья 56.5 ЗК РФ), а также о принятом решении об изъятии земельного участка (статья 56.6 ЗК РФ), к которым также применяются правила о юридически значимом сообщении (статья 165.1 ГК РФ). При рассмотрении дел по спорам, возникающим в связи с принятием таких решений об изъятии, необходимо учитывать, что бремя доказывания факта соблюдения соответствующих требований земельного законодательства, направления соответствующих сообщений и их доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
С 1 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пункт 5 статьи 279 ГК РФ, подпункт 3 пункта 10 статьи 56.6 ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, а в установленных законом случаях - и отчета об оценке стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемого (пункты 2, 4 статьи 56.10 ЗК РФ).
Если правообладатель не заключит соглашение об изъятии, иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка соглашения об изъятии (пункт 2 статьи 282 ГК РФ, пункт 10 статьи 56.10 ЗК РФ).
Данные выводы суда соответствуют позиции Верховного Суда Россйиской Федерации, изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015 г.
Так, согласно ч.3,10 ст. 56.10 ЗК РФ проект соглашения должен быть направлен с уведомлением о вручении, и лишь по истечении 90 дней (не ранее 3-х месяцев согласно нормам ЗК РФ) со дня вручения проекта соглашения правообладателю инициатор изъятия может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии в том случае, если правообладатель не представит отправителю подписанное соглашение.
Как установлено в судебном заседании, письменный проект Договора купли-продажи земельного участка для муниципальных нужд вручен правообладателю земельного участка – ответчику Гладышеву Д.С. непосредственно в судебном заседании.
При таких обстоятельствах 90-дневный срок для заключения соглашения об изъятии земельного участка, который исчисляется со дня вручения проекта соглашения правообладателю и с истечением которого законодатель связывает возможность для инициатора изъятия обращения в суд, не может считаться соблюденным.
В соответствии с абз.1 ч.1 ст. 222 ГПК РФ, суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 222,224,225 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Исковое заявление администрации Калачинского муниципального района Омской области в интересах Калачинского городского поселения к Гладышеву ФИО10 об изъятии земельного участка путем выкупа для муниципальных нужд оставить без рассмотрения, ввиду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
На определение суда может быть подана частная жалоба в Омский областной суд через Калачинский городской суд в течение 15 дней.
Судья