Решение по делу № 2а-3537/2022 от 14.02.2022

УИД 77RS0007-01-2022-002629-31 Дело № 2а-3537/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием представителя административных соответчиков Жабинец М.В., действующего на основании доверенностей от 08.12.2021, 15.12.2021, 13.12.2021,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамугия ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ- ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий) по нарушению условий содержания, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания

УСТАНОВИЛ

Шамугия Э.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействий) по нарушению условий содержания в период с 24.02.2009 по 08.02.2010, обосновывая требование недостаточностью площади жилых помещений, отсутствием индивидуального спального места, поскольку в учреждениях были двухъярусные кровати, плохой работой отопительной системы и вытяжки, неоказанием медицинской помощи, нахождением банно-прачечного комбината в аварийном состоянии – слабый напор, ржавая вода, помывка раз в неделю), недостаточная площадь прогулочных двориков, отсутствие кабинетов для религиозных обрядов и кабинетов индивидуальной психологической работы, отсутствие в туалете СИЗО-1 перегородок.

Определениями от 05.03.2022, 07.04.2022 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечено ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

В судебном заседании административный истец участия не принимал, дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель ФКУ СИЗО-1, ФСИН России Жабинец М.В. требования не признал, указав, что истец длительно время не обращался с данными требованиями, все документы того периода уничтожены, есть документы по прогулочным дворикам, воды горячей не было. Убедительных доказательство в опровержении доводов истца у них нет. По количеству содержащихся в камере лиц документов нет. До 2009 года функционировала уголовная котельная, в 2009 введена в эксплуатацию газовая котельная, теплом обеспечены все объекты СИЗО. До 2009 года в штате учреждения имелась медицинская часть, в 2014 году было создано новое юридическое лицо МСЧ-11. Банно-прачечный комбинат был возведен в 2008-2009, прогулочные дворы остались неизменными, питание спецконтингента было организовано в соответствии постановлением Правительства. Пища развозится по камерам, посуду потом собирают. В туалетах по состоянию на 2020 имеются перегородки. В каких прогулочных дворах гулял истец сведений нет.

Представитель ФКУ ИК-1 в судебном заседании участия не принимал, согласно письменного отзыва указывает, что Шамугия Э.А. отбывал наказание в ИК-1 с 31.07.2009 по 05.02.20210. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылается на приказ ФСИН России от 21.07.2014 № 373, регламентирующего сроки и порядок хранения, уничтожения документов, образующихся в деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы, предусматривающего сроки хранения журналов в течении 10 лет. В настоящее время на хранение имеются документы с 2012 года.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Возможность ограничения приведённого права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской" Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.    .

В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма.

Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее - Федеральный закон №103-Ф3) содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №103-Ф3 в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

По смыслу положений статьи 17.1 Закона о содержании под стражей, статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской9 Федерации в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания подозреваемые, обвиняемые, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

По материалам дела следует, что в период с ** ** ** по ** ** ** Шамугия Э.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН Росси по Республике Коми в статусе подозреваемого, обвиняемого в камерах № 36, 40, 90; с 31.07.2009 по 05.02.2010 отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1, проживал в отрядах № 6,7.

Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве в 1955 году первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН в резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года (далее по тексту - Правила) предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил); санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 Правил); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13 Правил).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Условия и порядок содержания под стражей конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года №189 (далее Правила внутреннего распорядка, ПВР 189).

Согласно положению ст. 23 Закона № 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.

Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 32 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые, обвиняемые содержаться в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными ст. 33 Закона.

Главой V Правил регламентировано материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых, в частности данная категория лиц обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом; постельными принадлежностями: матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем.

Из письменного отзыва представителя ФКУ СИЗО-1 следует, что в соответствии с пунктом 42 ПВР СИЗО камеры режимного корпуса СИЗО-1 оборудованы столом, скамейками, двухъярусными кроватями, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, бачком с питьевой водой, а также приточно-вытяжной вентиляционной системой «Remak», поддерживающую среднюю температуру в камерах +20 + 22град., окна с форточками, ночными светильниками, радиаторами системы водяного отопления, холодильником, телевизором (при наличии возможности).

Пунктом 43 Правил определено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей воды, горячая вода для стирки, гигиенических целей, а также кипяченная вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Водонагревательные приборы (чайники, электрокипятильники) не являются запрещенными предметами, их подозреваемые, обвиняемые могут иметь при себе.

В соответствии с пунктом 45 Правил, подозреваемые, обвиняемые не реже раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 мин. В силу ст. 134 Правил подозреваемые, обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой не менее часа.

Пунктом 19.1 Свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 № 245/пр, установлено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330.

Согласно п. 8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 65, в жилых зданиях предусмотрены хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.

В силу положений Федерального закона от 30.09.1999 № 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии со ст. 23, 24 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда российской Федерации от 25.12.2018 № 47).

По делу достоверно установлено, что в период содержания административного истца в СИЗО-1, камеры учреждения не были обеспечены горячим водоснабжением, что безусловно влияет на права и обязанности административного истца.

Согласно пункта 45 ПВР, не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут,

Не реже раза в неделю Шамугия Э.А. проходил санитарную обработку, что не оспаривалось и самим истцом в заявлении.

Согласно пункту 11 статьи 17 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.

Порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых регламентирован главой XV Правил внутреннего распорядка.

В соответствии с пунктом 134 Правил внутреннего распорядка, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов (пункт 136 Правил).

Таблицей 6 Свода Правил. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. N 245/пр (далее Свод правил № 245/пр) определена площадь прогулочных дворов в режимных помещениях – 6 кв.м. на одного человека, но не менее 20,0 кв.м.

До введения в действие названного Свода правил действовали Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01 от 28.05.2001, где были предусмотрены аналогичные площади прогулочных дворов.

Исходя из технического паспорта прогулочных двориков СИЗО-1 от 15.11.2010, данное учреждение имеет в своем распоряжении 20 прогулочный дворик, площадь которых составляет от 15,7 кв.м до 40 кв.м. С учетом имеющихся сведений о площади прогулочных двориков и непредоставление со стороны истца сведений о количестве лиц, совместно с ним содержащихся в камерах и соответственно совместно с ним осуществляющим прогулку, суд полагает, что норма площади прогулочных двориков была соблюдена.

Пунктом 10.7 Свода правил № 245/пр установлено, что во всех камерах унитазы следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Перегородки кабин следует выполнять кирпичными, толщиной 120 мм на всю высоту камеры. В дверном проеме кабины устанавливается полноразмерный дверной блок.

До введения в действие данного свода правил, действовали названные выше Нормы проектирования следственных изоляторов и тюрем Минюста России СП 15-01, где в пункте 8.66 было предусмотрено, что в камерных помещениях на два и более мест напольные чаши (унитазы) следует размещать в кабинах с дверьми, открывающимися наружу. Кабины должны иметь перегородки высотой 1 метр от пола уборной.

Следовательно, суд полагает, поскольку стороной ответчика не представлено иное, обоснованно утверждение административного истца об отсутствии в камерах СИЗО-1 перегородок в туалетных кабинках на рассматриваемый период, что безусловно нарушает условия приватности при посещении туалетной комнаты.

Согласно пункту 3.2 "СП 60.13330.2016. Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" вентиляция - это организация естественного или искусственного обмена воздуха в помещениях для удаления избытков теплоты, влаги, вредных и других веществ с целью обеспечения допустимого микроклимата и качества воздуха в обслуживаемой или рабочей зонах.

В силу пункта 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.

Представителем СИЗО-1 представлены фотографии камер № 36, 40, 90 в которых содержался истец, из данных фотографий следует, что все камеры были оснащены вентиляционным оборудованием, также из просмотренных судом фотографий общего коридора следует, что к каждой камере подходят вентиляционные шахты и короба. Следовательно, доводы истца в данной части своего подтверждения не нашли, при этом утверждение истца о плохой работе вытяжки ничем не подтверждена. Материалы дела не содержат каких-либо обращений Шамугия Э.А. по этому поводу.

На основании пункта 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями. Согласно текста заявления, административный истец был обеспечен спальным местом на двухъярусной кровати, что в полной мере соответствует названному пункту ПВР.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Из представленного письменного отзыва представителя ФКУ ИК-1 следует, что до 2012 года отряд № 7 располагался на 2 этаже общежития № 4.

Согласно технического паспорта здания, экспликации к нему, площадь 2 этажа с учетом не отраженной в экспликации пристройки площадь 2 этажа составляет 418,0 кв.м.

На 2 этаже общежития № 4 расположены следующие помещения: располагаются помещение воспитательной работы (ПВР) помещение № 8, площадь составляет 51,6 кв.м., помещение для хранения личных вещей (каптерка) № 9 площадью 9,8 кв.м., санитарный узел площадью 17,4 кв.м. (№ 14 площадь – 11,5, № 15 площадь – 7,6), умывальник площадью 19,4 кв.м. (№ 10 площадь 11,5, № 16 площадь – 7,9), сушилка – 12,3 кв.м. (№ 17), таксофонная – 5,6 кв.м. (№ 12), комната быта – 9,4 кв.м. (№ 18), кабинет начальника отряда – 13,4 кв.м. (№ 13), комната хранения продуктов питания и разогрева пищи – 22,9 кв.м. (№ 1 площадь – 12,1 кв.м., № 2 площадь – 10,8 кв.м.), коридор – 37,4 кв.м.

В пользовании осужденных отряда № 7 находятся все помещения, кроме кабинета начальника отряда. Таким образом отряд № 7 располагается на площади 404,6 кв.м.

Спальные помещения располагаются в помещениях №№ 4, 5, 7 (см. экспликацию к тех.паспорту здания, план схему), общая площадь составляла 218,8 кв.м., из них: № 4 – 50,9 кв.м., № 5 – 83,9, № 7 – 84,0 кв.м.

В указанный период отряд № 6 располагался на 2 этаже общежития № 3.

Общежитие № 3 - двухэтажное здание в кирпичном исполнении 1970 года постройки. Общая площадь здания составляет 896,3 кв.м.

Согласно технического паспорта здания, экспликации к нему, площадь 2 этажа по внутреннему обмеру составляет: основные жилые 242,7 кв.м., вспомогательных: 89,6 кв.м. Итого всего: 332,3 кв.м.

Спальные помещения располагаются в помещениях №№ 2, 3, 5 (см. экспликацию к тех.паспорту здания), общая площадь составляет 242,7 кв.м., из них: № 2 – 71,87 кв.м., № 3 – 86,5, № 5 – 84,4 кв.м.

Так же, на этаже располагаются ПВР № 6 (см. экспликация к тех.паспорту здания), площадь составляет 35,4 кв.м., помещение для хранения личных вещей (каптерка) № 9 экспликации площадью 6,4 кв.м., комната для хранения продуктов питания (№ 1), площадью 19,9 кв.м., сушилка № 8 площадью 12,7кв.м.

Предъявляя требование о несоблюдении жилой площади в отрядах № 6,7 в ИК-1, административный истец не ссылается на количество совместно с ним проживающих осужденных, что позволяет придти к выводу лишь о субъективном мнении истца о недостатке площади.

В силу ст. 99 ч. 2 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.

Из письменных пояснений представителя ответчика следует, что металлические кровати в отрядах расположены вдоль стены и установлены в один или два яруса с соблюдением строго равнения. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Кровати устанавливаются так чтобы, между рядами было свободное место для тумбочки, каждый осужденный обеспечен табуретом на одного человека и тумбочкой на двух человек.

Искусственное и естественное освещения в помещениях общежитий соответствует гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий

Вентиляционная система в жилых секциях находится в исправном состоянии, что обеспечивает качественное проветривание помещения. Все жилые секции в общежитиях оборудованы окнами с исправными форточками, что позволяет при необходимости проветривать помещения и вентиляционными шахтами в перекрытиях во избежание появления переувлажнённости. В спальных помещениях отрядов следы плесени и затхлый запах отсутствует.

Таким образом, какого-либо несоответствия по нормам жилых помещений, по обеспечению истца спальным местом, наличием вентиляций в отрядах судом не установлено.

По обстоятельствам дела следует, что в каждом отряде имеется локальный участок (прогулочный двор), в частности в общежитии № 3 площадь такого двора составляет 297 кв.м.

Пунктом 9.13 Свода правил №308-2017 установлено, что при новом строительстве на территории каждого локального изолированного участка со зданием для содержания осужденных, следует предусматривать размещение спортивной площадки, служащей одновременно площадкой для построения и территорией для прогулок, из расчета 2,0 м на одного осужденного, и место для курения.

По мнению суда, в отсутствие сведений от истца о количестве проживающих совместно с ним в отрядах № 6,7, с учетом значительного временного периода, прошедшего от рассматриваемых событий и невозможности со стороны административного ответчика по объективному предоставлению доказательств по заявленным требованиям в связи с уничтожением документов за давностью хранения, позволяет суду придти к выводу о недоказанности со стороны административного истца фактов нарушения его прав, свобод при осуществлении прогулок в ФКУ ИК-1.

С учетом материалов дела следует, что в ИК-1 в нарушении действующего законодательства в рассматриваемый период отсутствовало горячее водоснабжение.

Доводы истца, изложенные в административном заявлении об отсутствии квалифицированной помощи суд не рассматривает в качестве самостоятельных требований, поскольку данные требования не конкретизированы. Истец не ставит требование о признании действий (бездействия) незаконными в части ненадлежащего оказания медицинской помощи, имеется лишь констатация об отсутствии квалифицированной медицинской помощи.

Таким образом, учитывая наличие совокупности, а также установление фактов ненадлежащих материально-бытовых условий содержания административного истца, имеются правовые основания для удовлетворения в части административных требований по следующим выявленным недостаткам условий содержания: - необеспечение Шамугия Э.А. в период его нахождения в СИЗО-1 (136 дн.), в ИК-1 (189 дн.) горячим водоснабжением; - отсутствие в период нахождения в СИЗО отсекающей перегородки в санузле.

Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность (период) нарушения прав истца и значимость последствий, отсутствие доказательств каких-либо вредных последствий у административного истца в связи с нахождением в ФКУ СИЗО-1, ФКУ ИК-1, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что требуемая административным истцом сумма компенсации за ненадлежащие условия содержания является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания 7 000 (семь тысяч) руб., подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации. Указанные размеры компенсации являются вполне обоснованными, пропорциональными, отвечающими принципам разумности и справедливости.

В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, не установлено, суд полагает, что в остальной части требования о признании незаконными действий ФКУ СИЗО-1, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в месте содержания под стражей в большем размере, удовлетворению не подлежат.

Безусловно, положение части 9 статьи 226 КАС РФ, применительно к рассматриваемым правоотношениям, возлагает на государственный орган обязанность привести доказательства соответствия условий содержания административного истца в учреждениях уголовно-исполнительной системы требованиям законодательства. Но вместе с тем, данная норма возлагает и на административного истца привести доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов, связанных с ненадлежащими условиями содержания.

Рассматриваемые события по содержанию истца в учреждениях пенитенциарной системы имели место в 2009-2010гг, т.е более 12 лет назад. Обращаясь в настоящее время с такими требованиями, административный истец фактически лишает своих процессуальных оппонентов по предоставлению относимых, допустимых и достаточных доказательств условий содержания истца в рассматриваемый период, поскольку все учетные документы того периода уничтожены в установленном ведомственными правовыми актами порядке.

Таким образом, суд полагает, что в данном случае, административный истец в качестве нарушения своих прав должен не только перечислить такие нарушения, но и более подробно изложить суду все условия содержания в местах лишения свободы, с перечислением обстоятельств, фактов, событий, которые бы действительно могли говорить о существенном нарушении его прав, иное нарушало бы принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 6 КАС РФ), позволяя одной стороне бездоказательно заявлять о нарушении своего права и в отсутствие у другой стороны судебного процесса возможности на реализацию своего права по представлению обоснованных возражений.

Обращение истца с требованиями об оспаривании условий содержания за столь длительное прошедшее время фактически говорит об отсутствии того уровня физических и нравственных страданий, который присущ нахождению человека в местах лишения свободы.

Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Шамугия ФИО2 к ФСИН России, УФСИН России по Республике коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий) по нарушению условий содержания, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по республике Коми по условиям содержания Шамугия ФИО3 в части несоответствия материально-бытовых и санитарно-гигиенических требований.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Шамугия ФИО4 компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 7 000 (семь тысяч) рублей с перечислением данной суммы по следующим реквизитам: ...

Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

В удовлетворении административного искового заявления к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.

В мотивированной форме решение принято 03 июня 2022

Судья А.П. Леконцев

2а-3537/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Шамугия Эмир Аликович
Ответчики
УФСИН России по Республике Коми
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК
РФ в лице ФСИН России
ФКУ ИК-1 УФСИН России по РК
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Леконцев Александр Пантелеевич
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
14.02.2022Регистрация административного искового заявления
15.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2022Судебное заседание
08.04.2022Судебное заседание
25.04.2022Судебное заседание
03.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее