Гражданское дело № 2-41/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2020 года                                                                           г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.

при секретаре Миногиной А.В.,

с участием помощника прокурора Центрального района г.Оренбурга Поповой Е.А.,

с участием истца Лукьянова В.А., его представителя Соломкина Я.Д., действующего на основании доверенности, представителя МВД РФ и УМВД России по Оренбургской области Федоровой К.Ю., действующей на основании доверенностей, представителя МУ МВД РФ России «Оренбургское» Захаровой Е.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лукьянова В.А. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел России «Оренбургское», Управлению внутренних дел России по Оренбургской области о взыскании расходов на лечение и приобретение автомобиля,

                                            УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что Лукьянов В.А., до 03.08.2005 года являлся сотрудником органов внутренних дел, состоял в должности дежурного по разбору с доставленными и задержанными. 14.09.2004 года при исполнении служебных обязанностей, в пути следования по вызову на место происшествия, истец получил травму в дорожно-транспортном происшествии (<адрес> при этом актом служебной проверки установлено отсутствие вины водителя - сержанта полиции ФИО12 Полученная травма (диагноз - <данные изъяты>), была признана военной. В настоящее время является инвалидом категории ВОВ. На момент дорожно-транспортного происшествия проходил службу в отделе внутренних дел Центрального района г. Оренбурга, состоял в трудовых отношениях с работодателем - УВД г. Оренбурга , что подтверждается приказом об увольнении и копией трудовой книжки. Правоотношения в сфере возмещения вреда, причиненного работнику при исполнении трудовых (служебных) обязанностей обусловливают (и обусловливали ранее) именно ответственность работодателя за возмещение такого вреда, то есть обязанность выплатить соответствующее возмещение при возникновении несчастного (страхового) случая, что неравнозначно общим условиям ответственности причинителя вреда. В данном случае УВД Оренбургской области 14.10.2004 года было утверждено заключение служебной проверки о получении травмы при исполнении служебных обязанностей, в котором описаны обстоятельства произошедшего ДТП, но которое актом о расследовании несчастного случая не является. Как указывалось выше, в силу трудового законодательства работодатель несет ответственность даже при отсутствии вины, при условии получения травмы в рабочее время т.е. во время исполнения служебных обязанностей. Таким образом, истец получил увечье, следуя по вызову во время суточного дежурства, то есть, действуя в интересах службы по заданию работодателя. В настоящее время, УВД              г. Оренбурга () реорганизовано путем присоединения, правопреемником является МУ МВД РФ «Оренбургское» (). В силу приказа МНС России от 03.03.2004 г. № БГ-3-09-/178 ИНН организации, реорганизованной в форме выделения и присоединения, не изменяется. МУ МВД России «Оренбургское» перешли обязательства УВД     г. Оренбурга по возмещению причиненного вреда, полученного при исполнении служебных обязанностей. Ввиду непосредственной причинно-следственной связи между полученным во время службы увечьем и необходимостью высокотехнологичного лечения, что подтверждается заключением консилиума от 11.02.2019 года, считает необходимым предъявить требования к правопреемнику работодателя, который был ответственен за безопасные условия прохождения службы, а следовательно, должен нести ответственность даже без вины. Согласно справке врача травматолога-ортопеда <данные изъяты> от 13.09.2018 года был запланирован курс <данные изъяты> в <данные изъяты> на ноябрь 2018 года. Истцом самостоятельно, затрачены средства в сумме 46 230 рублей на оплату лечения, что подтверждается чеком от 29.12.2018 года. Необходимость вышеназванного лечения курсами 2 раза в год, также была подтверждена консилиумом врачей <данные изъяты> (заключение консилиума от 11.02.2019 г.). На июнь 2019 запланирован второй курс лечения, стоимость которого составляет 85 010 рублей, что подтверждается справкой <данные изъяты>. Общая стоимость затрат составляет 131 240 рублей. Кроме расходов на лечение, ввиду полученной травмы, истец вынужден, в целях уменьшения нагрузки на ноги, приобрести специальное транспортное средство. Нуждаемость в специальном транспортном средстве подтверждается следующими обстоятельствами: характер и последствия травмы, полученной при исполнении служебных обязанностей: <данные изъяты>; наличие медицинских показаний на получение транспортного средства, установленных перечнями медицинских показаний на получение инвалидами автомобилей от 01.07.1969 года и 11.08.1970 года и действующих в настоящее время; указание в индивидуальной программе реабилитации на необходимость предоставления автомобиля в связи с полученным увечьем. В сентябре 2017 года, истцом был приобретен автомобиль KIA QLE (Sportage) с автоматической трансмиссией по цене 1 416 900 рублей, что подтверждается договором купли - продажи автомобиля от 04.09.2017 года. Транспортное средство является одним из видов реабилитации, поскольку, компенсируя ограниченные физические способности, в частности способность к передвижению, способствует социальной и профессиональной реабилитации инвалидов всех категорий, в том числе и детей-инвалидов, а также позволяет облегчить выполнение повседневных действий по уходу за инвалидом (ребенком-инвалидом). Инвалидам, пострадавшим на производстве, предоставляют специальные транспортные средства - автомобили LADA GRANTA. Стоимость автомобиля LADA GRANTA 219010 с автоматической трансмиссией, выдаваемого инвалидам, имеющим право на бесплатное получение транспортного средства, доставляет 536 600 рублей, что подтверждается справкой <данные изъяты> Необходимо обратить внимание на то, что обстоятельства наличия/отсутствия вины работодателя является юридически значимым. Как установил Конституционный Суд РФ при рассмотрении жалобы (Определение № 577-0 от 24.03.2015) ежемесячная денежная компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии факта наступления вреда при исполнении сотрудником милиции служебных обязанностей (увечья или иного повреждения здоровья) при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении такого вреда. Возмещение причиненного вреда сотрудникам органов внутренних дел, т.е. лицам, обеспечивающим охрану и безопасность страны, является публично-правовым обязательством государства, произвольный отказ от которого не допустим. Более того, в силу правоприменительной практики, в случае отсутствия или недостаточности финансирования таких расходных обязательств, ответственность возлагается на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ, как органа выражающего публичные интересы и распорядителя бюджета РФ. На основании вышеизложенного, в целях защиты прав и законных интересов инвалида категории ВОВ, и, руководствуясь ст. 212 ТК РФ, просил суд признать вину органа внутренних дел в причинении вреда здоровью Лукьянову В.А. в происшествии 14.09.2004 года при исполнении служебных обязанностей отсутствующей, взыскать с надлежащего ответчика в пользу Лукьянова В.А. расходы на лечение в размере 131 240 рублей, взыскать с надлежащего ответчика в пользу Лукьянова В.А. стоимость базового автомобиля LADA GRANTA 219010 с автоматической трансмиссией в сумме 536 600 рублей.

В ходе судебного заседания в качестве соответчика были привлечены МВД РФ и УМВД РФ по Оренбургской области и третьих лиц были привлечены Фонд социального страхования РФ, министерство социального развития Оренбургской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ.

Определением суда от 23.01.2020 года принят отказ истца Лукьянова В.А. от исковых требований к РФ в лице Министерства финансов РФ в части признания вины в причинении вреда здоровью при исполнении обязанностей отсутствующей, взыскании расходов на лечение и приобретение автомобиля и производство по делу в этой части прекращено. Принят отказ истца Лукьянова В.А. от исковых требований к МУ МВД России «Оренбургское», УМВД России по Оренбургской области, МВД РФ в части признания вины в причинении вреда здоровью при исполнении обязанностей отсутствующе и производство по делу в этой части прекращено.

Впоследствии истец неоднократно уточнял свои исковые требования, окончательно просил суд взыскать с ответчиков в пользу Лукьянова В.А. расходы на лечение в размере 90 673 рубля, стоимость базового автомобиля LADA GRANTA 219010 с автоматической трансмиссией в сумме 536 600 рублей.

Истец Лукьянов В.А. и его представитель Соломкин Я.Д. в судебном заседании просили суд исковые требования удовлетворить в полном объеме, поддержав доводы иска и просили принять во внимание заключение судебной экспертизы.

Представитель МВД РФ и УМВД России по Оренбургской области Федорова К.Ю. в судебном заседании возражала против исковых требований в полном объеме, просила отказать в полном объеме, ссылаясь на отсутствие законных оснований для заявленных требований.

Представитель МУ МВД РФ России «Оренбургское» Захарова Е.В. в судебном заседании возражала против требований, просила отказать в полном объеме.

Представители третьих лиц Фонда социального страхования, министерства социального развития Оренбургской области, Российской Федерация в лице Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, ранее представив отзывы на исковые требования.

Поскольку стороны в силу личного волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд с учетом мнения истцов определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке              ст. 167 ГПК РФ.

Огласив исковое заявление, заслушав мнение участников процесса и прокурора, полагавшего, что заявленные требования являются необоснованными и незаконными, изучив представленные доказательства в их совокупности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 4 ст. 29 Закона Российской Федерации «О милиции» в случае причинения увечья или иного повреждения здоровья сотруднику милиции в связи с осуществлением им служебной деятельности денежная компенсация в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в этой статье основаниям, выплачивается за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры.

Разработанная в соответствии с указанной нормой Закона Российской Федерации «О милиции» Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденная Приказом МВД России от 15 октября 1999 г. № 805, действовавшая на момент увольнения истца со службы и утратившая силу в связи с изданием Приказа МВД России от 18 июня 2012 г. № 590, определяла порядок оформления документов, выплаты единовременных пособий и сумм в возмещение ущерба сотрудникам органов внутренних дел или их близким.

С 1 марта 2011 г. введен в действие Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон "О полиции").

Частью 6 ст. 43 Федерального закона «О полиции» предусматривалось, что в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации урегулирован в Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной Приказом МВД России от 18 июня 2012 г. № 590.

Пункт 17 Инструкции № 590 предусматривал, что размер утраченного денежного довольствия сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации для выплаты ежемесячной денежной компенсации определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом размер утраченного денежного довольствия для назначения ежемесячной денежной компенсации сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел в период с 18 апреля 1991 г. до 1 января 2012 г., а также при перерасчете размера ежемесячной денежной компенсации, назначенной и выплачиваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации до вступления в силу настоящего Приказа, определяется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий указанной категории сотрудников, с коэффициентом 1,55.

В силу пп. "а" п. 23 Инструкции № 590 для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляется заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, о выплате ежемесячной денежной компенсации с приложением копии выписки из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.

На основании ч. 10 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г.             № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при наличии у сотрудника органов внутренних дел признаков стойкой утраты трудоспособности он направляется в учреждение медико-социальной экспертизы для определения стойкой утраты трудоспособности и (или) установления факта инвалидности. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что Лукьянов В.А. с 24.09.2003 года по 03.08.2005 года являлся сотрудником органов внутренних дел, состоял в должности дежурного по разбору с доставленными и задержанными.

14.09.2004 года при исполнении служебных обязанностей, в пути следования по вызову на место происшествия, Лукьянов В.А. получил травму в дорожно-транспортном происшествии (<адрес>).

Согласно заключению служебной проверки по факту ДТП с участием сержанта милиции ФИО8 милиционера водителя 1-го отделения милиции ОВД Центрального района г. Оренбурга от 14.10.2004 года установлено, что в действиях сержанта милиции ФИО8 милиционера водителя 1-го отделения милиции ОВД Центрального района г. Оренбурга отсутствуют признаки преступления и административного правонарушения. Считать, телесные повреждения полученные капитаном милиции Лукьяновым В.А. дежурным по разбору с доставленными и задержанными дежурной части 1-го отделения милиции ОВД Центрального района г. Оренбурга при исполнении служебных обязанностей и подпадающих под действие ст. 29 Закона РФ «О милиции» в части производства страховых выплат.

Истцу с 2004 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Лукьянов В.А. с 11.08.2008 года является инвалидом третьей группы по причине военная травма без переосвидетельствования, что подтверждается справкой МСЭ-2007 .

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда РФ Лукьянову В.А. согласно протокола от 16.11.2017 года установлен план мероприятий, а именно с 17.11.2017 года нуждается в медицинской реабилитации, протезировании, содействие в трудоустройстве, социально-средовой реабилитации, социально-бытовой адаптации.                            С 17.11.2017 года рекомендованы следующие технические средства реабилитации: <данные изъяты>.

Согласно справке врача-травматолога <данные изъяты> от 13.09.2018 года Лукьянову В.А. рекомендовано <данные изъяты> в <данные изъяты> курсами 2 раза в год.

29.12.2018 года Лукьянову В.А. на основании договора оказаны платные медицинские услуги, оплата которых им произведена в сумме 46 230 рублей, что подтверждается чеком .

Договором купли-продажи от 04.09.2017 года подтверждается приобретение истцом автомобиля KIA QLE (SPORTAGE) стоимостью 1 416 900 рублей.

Кроме того, консилиумом <данные изъяты> от 11.02.2019 года Лукьянову В.А. рекомендовано прохождение <данные изъяты> в <данные изъяты> курсами 2 раза в год, <данные изъяты>.

Согласно договора от 05.07.2019 года, заключенного Лукьяновым В.А. и <данные изъяты> истцу оказываются платные медицинские услуги с 05.07.2019 года по 05.07.2019 года по <данные изъяты>, <данные изъяты> с помощью <данные изъяты> на сумму 44 443 рублей.

Внесение истцом денежных средств на сумму 44 443 рублей <данные изъяты> подтверждено чеком от 05.07.2019 года.

Выпиской из медицинской карты следует, что с 05.07.2019 года по 08.06.2019 года находился на плановом лечении в отделении травматологии после проведенной 05.07.2019 года операции-<данные изъяты>, <данные изъяты>

Оспаривая причинно-следственную связь между <данные изъяты>., <данные изъяты>, и увечьем, полученным при исполнении служебных обязанностей 14.09.2004 года, а также установления нуждаемости Лукьянова В.А. в заявленной терапии, судом по ходатайству истца назначена комплексная судебно-медицинская экспертиза, порученная Бюро судебно-медицинской экспертизы клиники ФГБУ ВО ОГрМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Согласно заключению Бюро судебно-медицинской экспертизы клиники ФГБУ ВО ОГрМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2019 года, по представленным документам и данным осмотра у Лукьянова В.А. имеется последствия травмы, полученной 14.09.2004 года- <данные изъяты>. В настоящее время у Лукьянова В.А. в условиях длительной избыточной нагрузки сформировался <данные изъяты>), что подтверждается данными медицинских документов (клинически: в анамнезе указание на появление болей в <данные изъяты> впервые в 2015 году, на рентгенограмме <данные изъяты> от 14.07.2014 г. - <данные изъяты>.), а также подтверждает наличие причинно-следственной связи между увечьем, полученным 14.09.2004 г. и формированием <данные изъяты>.

С учетом наличия <данные изъяты>, подтвержденного клиническими (боли <данные изъяты> с 2015 года, <данные изъяты> в 2018 г.), и рентгенологическими данными от 29.10.2019 г.: <данные изъяты>...» Лукьянов В.А. нуждался в 2018 году в проведении <данные изъяты>, так же нуждался в 2019 году в терапии <данные изъяты> как одними из эффективных методов лечения <данные изъяты> (в соответствии со ст. 19 ФЗ 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г.: «...пациент имеет право на: 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) получение консультаций врачей-специалистов; 4) облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами...»).

    Суд принимает заключение Бюро судебно-медицинской экспертизы клиники ФГБУ ВО ОГрМУ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2019 года в подтверждение полученных истцом повреждений 14.09.2004 года, установление причинно-следственной связи между <данные изъяты>, и увечьем, полученным при исполнении служебных обязанностей 14.09.2004 года, а также установления нуждаемости Лукьянова В.А. в заявленной терапии, поскольку оно составлено в соответствии с требованиями процессуального закона, эксперты были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение мотивировано, обосновано ссылками на методические руководства и специальную литературу, регламентирующую экспертную деятельность.

    Таком образом, установлено, что между имеющимися последствиями травмы у Лукьянова В.А. и телесными повреждениями, полученными 14.09.2004 года имеется прямая причиннo - следственная связь. Кроме того, подтверждена нуждаемость в заявленной терапии.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Статьей 45 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено, медицинское обеспечение сотрудника полиции осуществляется в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (далее - уполномоченный орган в сфере войск национальной гвардии) или в иных медицинских организациях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Сотрудник полиции имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного органа в сфере войск национальной гвардии.

Согласно ч.ч. 2, 3 постановления Правительства РФ от 15.12.2018 года № 1563 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и обеспечения их санаторно-курортным лечением» медицинские организации оказывают сотрудникам первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную доврачебную, первичную врачебную и первичную специализированную, а также специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь. Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в соответствии с заключенным между медико-санитарной частью и медицинской организацией договором об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации медицинской организацией, примерная форма которого приведена согласно приложению, возмещает расходы медицинским организациям, связанные с оказанием первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной доврачебной, первичной врачебной и первичной специализированной, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, сотрудникам, которые проходят службу (проживают) в этом субъекте Российской Федерации, по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи, а также с изготовлением и ремонтом зубных протезов сотрудникам (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) по ценам (тарифам) на медицинские услуги, определенным в порядке, установленном органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей медицинских организаций.

Так при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Названные правила определяют порядок оказания медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации при отсутствии по их месту службы, месту жительства или иному месту нахождения медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования, в том числе при наличии медицинских показаний для оказания экстренной медицинской помощи (пункт 1 Правил).

Расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией в соответствии с примерной формой согласно приложению. Основанием для заключения договора является обращение руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов, подразделений, организаций и служб в адрес руководителя соответствующего органа о необходимости его заключения в отношении сотрудников, проходящих службу в указанных органах внутренних дел Российской Федерации (пункт 2 Правил).

Направление сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) в медицинские организации осуществляется медицинской организацией Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющей медицинское обслуживание прикрепленных к ней сотрудников. О направлении сотрудников на плановое лечение или обследование (освидетельствование) медицинские организации Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомляют соответствующий орган, который заключил договор с медицинской организацией (пункт 3 Правил).

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что медицинская организация в течение пяти дней после завершения стационарного или амбулаторного лечения либо обследования (освидетельствования) сотрудника оформляет выписку из медицинской карты стационарного (амбулаторного) больного с указанием кодифицированного диагноза в соответствии с международной классификацией болезней, счет-фактуру в связи с оказанием медицинской помощи и направляет их в соответствующий орган, с которым заключен договор. Указанные документы представляются один раз в месяц, не позднее дватцатого числа, в отношении всех прошедших лечение в этот период сотрудников. Одновременно медицинская организация информирует территориальный фонд обязательного медицинского страхования о факте лечения в медицинской организации сотрудников и о возмещении органом расходов на оказание сотрудникам медицинской помощи.

Возмещение органом расходов в связи с оказанием медицинской помощи по экстренным медицинским показаниям сотрудникам (в том числе находящимся вне постоянного места жительства в связи с отпуском, командировкой и в иных случаях) медицинской организации, с которой не заключен договор, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 4 Правил, представляемых медицинской организацией в орган (пункт 6 Правил).

Из изложенных норм права, регулирующих медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел, следует, что: законом предусмотрено право сотрудника на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел; в случае отсутствия возможности оказания сотруднику медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Механизм реализации этого права предусмотрен Правилами оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, согласно которому медицинская помощь оказывается сотруднику в соответствии с договором, заключенным между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией; экстренным медицинским показаниям медицинская помощь сотрудникам оказывается организацией государственной или муниципальной системы здравоохранения и при отсутствии заключенного между территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинской организацией договора, включая бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты; расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Суд, рассматривая заявленные требования в части возмещения расходов на оперативное лечение в сумме 90 673 рубля, принимает во внимание необходимость срочного обеспечения Лукьянова В.А. в 2018-2019 году.

Кроме того, учитывает рекомендации консилиума врачей и заключение судебной экспертизы, подтвердившей необходимость спорной терапии, жизненно необходимой ему для проведения лечения, гарантированном сотрудникам органов внутренних дел Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ и, как следствие, к причинению Лукьянова В.А. убытков в размере 90 673 рубля.

Поскольку предусмотренный действующим правовым регулированием механизм получения сотрудником органов внутренних дел бесплатной медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, включая бесплатное проведение оперативного лечения, в отношении истца, нуждавшегося в медицинской помощи, реализован не был и он понес расходы на оплату необходимой терапии, то в возмещении этих расходов ему не может быть отказано. Иное противоречило бы сути предусмотренных Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, наделенных особым правовым статусом и выполняющих конституционно значимые функции, а также характеру обязанностей государства по отношению к ним.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Потраченные Лукьяновым В.А. 29.12.2018 года 05.07.2019 года денежные средства в размере 90 673 рубля на оплату <данные изъяты> относятся к его убыткам в форме реального ущерба.

Исходя из характера спорных правоотношений возмещение истцу денежных средств, израсходованных на оплату проведенной терапии, которым его должны были обеспечить бесплатно, то есть убытков на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, является надлежащим способом защиты нарушенного права, направленным на восстановление имущественного положения Лукьянова В.А., существовавшего до его нарушения.

В связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику подлежат взысканию с МВД России в пользу Лукьянова В.А.

Ссылки представителя ответчика относительно того, что Министерство финансов Российской Федерации в спорных отношениях является надлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными по вышеуказанным доводам.

Что касается требований Лукьянова В.А. о взыскании расходов на приобретение базового автомобиля Лада Гранта 219010 с автоматической трансмиссией в сумме 536 600 рублей, то суд полагает, что заявленные требования являются необоснованными в виду следующего.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

        Согласно ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Статьей 10 вышеуказанного ФЗ предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов (ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. « 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств (абзац первый пункта 3 Порядка).

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной приказом Министерства труда исоциальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 214н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй пункта 3 Порядка).

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации.

Вместе с тем, в названной Порядке классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р, такие технические средства реабилитации как автотранспортные средства не поименованы.

Не предусмотрены автотранспортные средства как средства реабилитации и в ныне действующей, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 г. № 86н, Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. № 2347-Р.

Таким образом, действующим законодательством предоставление технических средств реабилитации в виде транспортных средств не предусмотрено.

Ст. 1093 ГК РФ предусмотрено, что в случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, соответствующие платежи должны быть капитализированы для выплаты их потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19.10.2006 года установлено взыскание с ОВД Центрального района г. Оренбурга, как причинителя вреда, в пользу Лукьянова В.А. ежемесячных платежей в возмещение вреда здоровью.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда              г. Оренбурга от 26.10.2009 года в связи с ликвидацией должника ОВД Центрального района г. Оренбурга, обязанность по выплате Лукьянову В.А. ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью возложена на Министерство финансов Российской Федерации. При этом не как на причинителя вреда, а как на главного распорядителя бюджета РФ.

Таким образом, вышеуказанными судебными актами Ленинского районного суда г. Оренбурга установлено право Лукьянова В.А. на возмещение вреда здоровью, причиненного в период службы в органах внутренних дел, и был установлен причинитель вреда ОВД Центрального района г. Оренбурга и его вина в причинении вреда здоровью истца, в дальнейшем в связи с ликвидацией причинителя вреда, его обязательства перешли непосредственно Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации.

Поскольку в части основных требований признания вины в причинении вреда здоровью при исполнении обязанностей отсутствующей производство прекращено в связи с отказом Лукьянова В.А. от заявленных требований, а часть требований о взыскании расходов на лечение удовлетворено к МВД России, в части требований к Межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел России «Оренбургское», Управлению внутренних дел России по Оренбургской области подлежит отклонению, суд полагает, что заявленные требования Лукьянова В.А. удовлетворены частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

                                             РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 90 673 ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░                                                                                                 ░░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.03.2020 ░░░░.

2-41/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Лукьянов Василий Алексеевич
Ответчики
Министерство финансов РФ
УМВД РФ по Оренбургской области
МУ МВД России "Оренбургское"
Другие
Министерство социального развития по Оренбургской области
Фонд социального страхования
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Судья
Гончарова Е.Г.
Дело на сайте суда
centralny.orb.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
19.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.03.2020Предварительное судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
03.12.2019Производство по делу возобновлено
03.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Судебное заседание
23.01.2020Судебное заседание
19.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Подготовка дела (собеседование)
25.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2020Предварительное судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее