Дело № 12-61/2023 (12-1326/2022)
УИД № 21RS0025-01-2022-008890-96
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
01 февраля 2023 года г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г. Чебоксары Трихалкин С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу
И.З.В., <личные данные>,
на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
постановлением № городской административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ И.З.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, И.З.В. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого постановления, указывая, что транспортное средство <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № находилось под управлением И.О.В. в момент совершения вменяемого правонарушения, о чем свидетельствует полис ОСАГО, действие которого распространяется на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание И.З.В., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явилась, причина неявки не известна, что не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Представитель городской административной комиссии в судебное заседание не явился. Представил свое возражение, где просил в удовлетворении жалобы отказать, считая постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003 предусмотрена ответственность за невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Из оспариваемого постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ с 12 час. 49 мин. по 13 час. 08 мин. по адресу: <адрес>, собственник (владелец) транспортного средства И.З.В., находясь на платной муниципальной парковке, допустила размещение транспортного средства <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № без осуществления оплаты пользователем стоянки на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу и используемой в соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары от 18.12.2017 N2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары» на платной основе, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003.
Также И.З.В. постановлением городской административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003 административные комиссии рассматривают дела об административных ст.ст. 17, 18, 20.1, 21.1, 24.1, 24.4, а также ст.ст. 30, 31 настоящего Закона. В случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, выносится постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 2.6.1 КоАП РФ, с приложением материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, которое оформляется в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003, являются лица, непосредственно осуществившие действия, перечисленные в названной статье Закона ЧР.
Постановлением администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 18.12.2017 N 2928 утвержден перечень размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары.
Парковка, расположенная по адресу: <адрес>, подпадает под перечень размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары (круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 15 минут).
Из данных технического средства, в том числе, фотоматериала, полученного с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства «Страж», идентификатор С20-074, следует, что по адресу: <адрес>, на платной муниципальной парковке, зафиксирован автомобиль <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, без осуществления оплаты.
Вместе с тем, из схемы дислокации технических средств организации дорожного движения вблизи <адрес> следует, что перед въездом на парковку, расположенную напротив <адрес>, установлен дорожный знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки».
Дорожный знак 5.29 обозначает место, с которого начинается территория (участок дороги), где стоянка разрешена и регулируется с помощью табличек и разметки.
Согласно схеме на парковке имеется дорожная разметка, а также знак 6.4.17д «Парковка для инвалидов».
Таблички 8.8 «Платные услуги» либо дорожного знака 6.4.2д «Зона платной парковки» Приложения № 1 к Правилам дорожного движения, указывающие, что в данной зоне предоставляются платные услуги, указанная схема не содержит.
Знак 5.29 «Зона регулируемой стоянки» не означает, что парковка является платной, поскольку знаков дополнительной информации не имеет.
Наличие Информационных щитов с информацией о предоставляемых услугах в отсутствие специальных дорожных знаков и табличек, не свидетельствует о том, что на указанном участке оказываются платные услуги парковки.
Таким образом, предоставленная в ходе рассмотрения жалобы схема дислокации технических средств организации дорожного движения, не доказывает наличие дорожных знаков, обозначающих платную парковку на местности в момент вменяемого правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку бесспорных доказательств наличия в действительности на местности ДД.ММ.ГГГГ дорожных знаков, обозначающих платную парковку, не представлено, а также не усматривается из фотоматериала в оспариваемом постановлении, судья полагает, что совершение И.З.В. вменяемого ей правонарушения не доказано, в связи с чем жалоба заявителя подлежит удовлетворению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1,2 и части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного КоАП РФ, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 07 декабря 2010 года № 1621-О-О, от 22 марта 2011 года №391-О-О, от 21 июня 2011 года №774-О-О, от 25 января 2012 года № 177-О-О).
Кроме того, из представленного И.З.В. страхового полиса № автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № следует, что к управлению транспортным средством допущены иные лица: И.О.В. и И.С.В.
Согласно ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 КоАП РФ, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
По смыслу закона, что нашло свое отражение в п. 1.3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что собственник (владелец) транспортного средства в случае несогласия с вынесенным в его отношении постановлением о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления, может быть освобожден от административной ответственности, при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст.2.6.1 КоАП РФ, примечание к ст. 1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Изложенные обстоятельства позволяют усомниться в виновности И.З.В. в совершении вменяемого ей административного правонарушения.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
При изложенных обстоятельствах жалоба заявителя подлежит удовлетворению, а постановление по делу об административном правонарушении - отмене с прекращением производства, в связи с отсутствием состава правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление № городской административной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в отношении И.З.В. о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» № 22 от 23.07.2003, отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: С.В. Трихалкин