Докладчик: Поротикова Л.В. № 33- 12678/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Черных С.В.,
судей Поротиковой Л.В., Хабаровой Т.А.,
при секретаре Павловой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 19 января 2023 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Иркутской области – Лавровой А.И. на решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска 02 июня 2022 года по иску ГУ МВД России по Иркутской области к Иванову Алексею Владимировичу о взыскании затрат,
заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Поротиковой Л.В., объяснения Иванова А.В. и его представителя, представителя третьего лица ГУ МВД России по НСО, судебная коллегия
установила:
ГУ МВД России по Иркутской области обратилось в суд с иском к Иванову А.В. о взыскании затрат, понесенных в связи с выплатой ответчику и членам его семьи единовременного пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсаций расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус в размере 238 729,94 рублей.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что 11.07.2014 гражданин Республики Казахстан Иванов А.В. приобрел статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, включая членов его семьи: Коробову Елену (жена), Науменко Розу (мать жены).
В течении установленного разрешением срока, а именно 16.04.2017 Иванов А.В. с членами своей семьи переехали в РФ и был поставлен на учет как участник Государственной программы отделением № 2 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» 19.04.2017.
Реализуя свои права, как участника Государственной программы, Иванов А.В. воспользовавшись своими правами, получил пособие на обустройство в размере 150 000 рублей, а также на обустройство членов его семьи в размере по 70 000 рублей каждому (супруга и мать супруги); компенсацию расходов по уплате государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации в размере 15 300 рублей; компенсацию расходов на оплату проезда к месту проживания в размере 12 060,51 руб.
Общая сумма полученных денежных средств Ивановым А.М. составила 317 360,51 рублей.
Ссылаясь на положения Государственной программы, а также факт выезда ответчика и членов его семьи из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в качестве участника Государственной программы, истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика понесенных государством затрат, за минусом затрат, выплаченных на имя матери супруги ответчика, ввиду смерти таковой, в размере 238 729,94 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 02 июня 2022 года в удовлетворении исковых требований иску ГУ МВД России по Иркутской области отказано.
С решением суда не согласен представитель ГУ МВД России по Иркутской области – Лаврова А.И.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом неверно определены обстоятельства дела, неправильно применены положения соответствующего закона, т.к. Иванов А.В. прибыл в Российскую Федерацию и поставлен на учет как участник Государственной программы 19 апреля 2017 г., следовательно, на него распространяются условия Государственной программы в редакции Указа Президент Российской Федерации от 25 февраля 2016 г. № 82, согласно требований которой Иванов А.В. должен был прожить на территории Иркутской области не менее трехлет.
Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 11.07.2014 утверждено решение № 7/66777 о выдаче Иванову А.В. свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, включая членов его семьи: <данные изъяты> и выдано свидетельство участника Государственной программы серия <данные изъяты>, сроком действия с 16.12.2014 по 16.12.2017.
Иванов А.В. был поставлен на учет как участник Государственной программы отделением № 2 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» 19.04.2017.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (в редакции от 25.07.2014), участник Государственной программы имеет право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе на получение за счет средств федерального бюджета подъемных.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы но оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. № 270 «О порядке выплаты подъемных участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей» (в редакции от 15.06.2016), участнику Государственной программы и членам его семьи, переселяющимся в Российскую Федерацию на территорию приоритетного заселения с территории иностранного государства, пособие выплачивается в следующих размерах:
на первом этапе - 150 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 70 тыс. рублей членам его семьи;
на втором этапе - 90 тыс. рублей участнику Государственной программы и по 50 тыс. рублей членам его семьи.
Согласно пункту 7 перечня территорий приоритетного заселения, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федераций от 27 мая 2013 г. № 848-р. (в редакции, действующей на момент получения свидетельства участника Госпрограммы), Иркутская область отнесена к территории приоритетного заселения.
Таким образом, Иванов А.В. как участник Государственной программы, переселяющийся в Российскую Федерацию на территорию приоритетного заселения с территории иностранного государства, имел право на получение пособия в размере 150 000 рублей и по 70 000 рублей на каждого члена семьи на первом этапе.
24.07.2017 Иванов А.В. подал заявление о выплате пособия на обустройство ему в размере 150 000 рублей и членам его семьи: <данные изъяты>
В соответствии с протоколом заседания комиссии ГУ МВД России по Иркутской области по рассмотрению и принятию решения о выплатах участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, членам их семей, утвержденного 25 мая 2017 г. № 22, принято решение о выплате пособия на обустройство участнику Госпрограммы Иванову А.В. и членам его семьи (жена, мать жены) в размере 290 000 рублей.
Указанные денежные средства были перечислены Иванову А.В. на счет, указанный в заявлении, что подтверждается платежным поручением от 26.06.2017 № 638739.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 20 Государственной программы участник Государственной программы имеет право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе на компенсацию на компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации, а также на уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание в соответствии с разделом VII Государственной программы.
07.12.2017 Иванов А.В. подал заявление о выплате компенсации расходов по уплате государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации ему и членам его семьи (жена, мать жены) в размере 15 300 рублей.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по вопросам выплаты пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсаций расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев, ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой деятельности, утвержденного 22 декабря 2017 г. № 70, принято решение о выплате компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев участнику Госпрограммы Иванову А.В. и членам его семьи в размере 15 300 рублей.
Указанные денежные средства были перечислены Иванову А.В. на счет, указанный в заявлении, что подтверждается платежным поручением от 30.01.2018 №291517.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Государственной программы, участник Государственной программы имеет право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей в соответствии с разделом VII Государственной программы.
Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил выплаты участникам Госпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. № 150, выплата компенсации расходов на проезд осуществляется в размере, определяемом исходя из фактических, документально подтвержденных расходов, но не более стоимости проезда воздушным транспортом - в салоне экономического класса воздушного судна.
07.12.2107 Иванов А.В. подал заявление о выплате компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания ему и членам его семьи.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по вопросам выплаты пособия на обустройство, компенсации расходов на переезд, компенсации расходов на уплату госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статуй переселенцев, ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой деятельности, утвержденного 28 декабря 2017г. № 73, принято решение о выплате компенсаций расходов на оплату проезда к будущему месту проживания участнику Госпрограммы Иванову А.В. и членам его семьи в размере 12 060,51 руб.
Указанные денежные средства были перечислены Иванову А.В. на счет, указанный в заявлении, что подтверждается платежным поручением от 30.01.2018 №291521.
Общая сумма полученных денежных средств Ивановым А.М. составила 317 360,51 рублей.
Далее из материалов дела видно и не оспаривается ответчиком, что в мае 2019 ответчик им члены его семьи переехали на постоянное место жительство из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы (Иркутская область), в г. Новосибирск, т.к. Иванов А.В. с 13.05.2019 зарегистрированы по месту жительства по адресу: г. <данные изъяты> его супруга с 14.05.2019 <данные изъяты> <данные изъяты> мать супруги <данные изъяты>, снята с учета <данные изъяты> в связи со смертью.
Истец, обращаясь с иском в суд указывал, что согласно пункту 29 Государственной программы (в редакции на дату постановки ответчика на учет) выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов.
Принимая по делу решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции, установив, что ответчик и члены его семьи прожили на территории РФ не менее двух лет с момента их въезда, пришел к выводу, что к спорным правоотношениям подлежит применению п. 29 Государственной программы, действующий в редакции Указа Президента от 25.07.2014 № 531 (на момент выдачи свидетельства Иванову А.В. как участнику программы), согласно которому выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года со дня въезда на территорию Российской Федерации влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может в силу нижеследующего.
В соответствии с п. 29 Государственной программы, действующим в редакции Указа Президента от 25.07.2014 № 531, то есть на момент выдачи свидетельства Иванову А.В. как участнику программы, аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года со дня въезда на территорию Российской Федерации влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов, предусмотренных пп. “а” п. 20 Государственной программы, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Впоследствии, Указом Президента РФ № 82 от 25.02.2016 данный пункт изложен в иной редакции: аннулирование свидетельства участника Государственной программы, добровольный отказ от статуса участника Государственной программы или от статуса члена семьи участника Государственной программы, а также выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов, предусмотренных пп. "а" п. 20 Государственной программы, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела действительно видно, что 11.07.2014 было утверждено решение № 7/66777 о выдаче Иванову А.В. свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия по добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, включая членов его семьи: <данные изъяты> (жена), <данные изъяты> (мать жены), и выдано свидетельство участника Государственной программы серия <данные изъяты> сроком действия с 16.12.2014 по 16.12.2017.
Однако, включение ответчика, как участника Государственной программы, не свидетельствует о возникновении правоотношений между сторонами именно с даты включения ответчика как участника программы, т.к. реализация прав ответчика, как участника данной программы, зависит исключительно от дальнейших действий участника программы, которые могут быть реализованы участником в течение установленного разрешением срока (с 16.12.2014 по 16.12.2017).
Позиция ответчика, а также вывод суда первой инстанции о том, что сам факт включения ответчика в качестве участника программы порождает возникновение прав ответчика на получение соответствующих выплат, а равно обязанность истца по выплате ответчику, как участнику программы, соответствующих выплат ошибочен, т.к. реализация прав и обязанностей возникает только при условии фактического совершения участником конкретных действий по переселению, постановке на учет в субъекте РФ, а также выражении участником программы своего волеизъявления на получение соответствующих выплат.
Бездействие участника программы не может быть расценено судебной коллегией в качестве оснований для возникновения правоотношений, вывод суда первой инстанции о том, что правоотношения между сторонами являются длящимися и возникли в день постановки ответчика на учет в качестве участника программы ошибочен, т.к. по истечении срока на который выдано разрешение ответчику, последний лишается права участия в данной программе и прав на получение соответствующих выплат, реализация такового зависит исключительно от конкретных действий участника программы и сам факт включения ответчика в качестве участника программы не порождает возникновение у истца обязанности по оказанию ответчику государственной поддержки в виде соответствующих выплат.
Согласно п.1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В тексте Указа Президента РФ от 25.02.2016 № 82 отсутствует указание на то, что вносимые им изменения распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, и как следствие, к правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком, должны применяться нормы законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что датой начала правоотношений между сторонами, следует расценивать совершение ответчиком, как участником программы, конкретных действий по переезду в РФ, постановке на учет в качестве участника программы в определенном субъекте РФ, заявлении ответчиком просьбы об оказании ему государственной поддержки в виде соответствующих выплат.
Как указывалось выше, Иванов А.В. въехал на территорию РФ в апреле 2017 года и был поставлен на учет как участник Государственной программы отделением № 2 ОВМ МУ МВД России «Иркутское» 19.04.2017, после указанной даты по заявлению ответчика, истцом были произведены соответствующие выплаты.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению закон, в редакции, действующей на дату совершения ответчиком конкретных действий, свидетельствующих о реализации им его прав как участника государственной программы, т.е. в редакции закона, измененной на основании Указа Президента РФ № 82 от 25.02.2016, предусматривающего, что выезд участника Государственной программы и (или) членов его семьи на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через три года со дня постановки на учет в территориальном органе Федеральной миграционной службы в качестве участника Государственной программы и (или) члена его семьи влечет за собой взыскание понесенных государством затрат, связанных с выплатой подъемных, компенсацией расходов.
Учитывая, что материалами дела установлено и не оспаривалось ответчиком, что на территории Иркутской области ответчик и члены его семьи проживали в период с 19.04.2017 по 13.05.2019 (два года и один месяц), т.е. менее предусмотренных законом трех лет, судебная коллегия приходит к выводу о возникновении на стороне ответчика, как участника программы, совершившего выезд из Иркутской области ранее трехлетнего срока, обязанности по возврату понесенных государством затрат.
Как указывалось выше, всего ответчику, как участнику государственной программы, было выплачено 317 360,51 рублей, в данную сумму вошли выплаты, предусмотренные законом не только ответчику, но членам его семьи (супруга и мать супруги).
В соответствии с пунктом 3 Правил взыскания с участников Государственной программы понесенных государством затрат, связанных с предоставлением им государственных гарантий и социальной поддержки, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. № 1937, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в случаях, предусмотренных Пунктом 29 Государственной программы, в течение 3 рабочих дней со дня получения информации о их наступлении уведомляет получателя государственных гарантий и социальной поддержки о необходимости возмещения понесенных государством затрат, связанных с их предоставлением.
Возврат ранее выплаченных денежных средств осуществляется путем перечисления их в федеральный бюджет в срок, не превышающий 90 дней со дня получения информации о наступлении случаев, предусмотренных пунктом 29 Государственной программы. В случае если получатель пособия не возвратил указанные денежные средства в установленный срок, пособие взыскивается с него территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии в пунктом 29.1 Государственной программы в случае смерти, признания в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим участника Государственной программы или члена его семьи, понесенные государством затраты, связанные с предоставлением участнику Государственной программы или члену его семьи государственных гарантий и социальной поддержки, взысканию не подлежит.
Как указывалось выше, мать супруги ответчика Науменко Р.Г. умерла 22.12.2020. Исходя из этого затраты, связанные с выплатой единовременного пособия на обустройство в размере 70 000 рублей, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 3 076 рублей и 454,57 рубля, компенсации расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенца в размере 1 600 рублей за получение разрешения на временное проживание и 3 500 рублей за оформление гражданства РФ в отношении Науменко Р.Г. (мать жены) возмещению не подлежат.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца затрат, связанных с предоставлением участнику Государственной программы или члену его семьи государственных гарантий и социальной поддержки в размере 238 729,94 руб. ( 317 360,51 – 70 000 – 3 076 – 454,57 – 1600 – 3 500) и как следствие к отмене решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных истцом исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета, подлежит взысканию госпошлина в размере 5 587,30 руб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ 02 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 238 729,94 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 587,30 ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░