Дело № 2-46/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 марта 2018 года п. Новоорск
Новоорский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Квиринг О.Б.,
при секретаре Егоровой Л.А.,
с участием представителя истца Богданчикова И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Региональной общественной организации «Защита прав потребителей по Оренбургской области» в защиту прав и законных интересов Горнеевой З.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» о взыскании излишне уплаченной денежной суммы, полученной в счет оплаты коммунальной услуги отопление, обязании исключить из лицевого счета необоснованно начисленную задолженность, взыскании суммы неосновательного обогащения, взыскании штрафа и компенсации морального вреда,
установил:
РОО «Защита прав потребителей по Оренбургской области» обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов Горнеевой З.В. к ООО «ГАРАНТ-СВ» о взыскании излишне уплаченной денежной суммы, полученной в счет оплаты коммунальной услуги отопление, обязании исключить из лицевого счета необоснованно начисленную задолженность, взыскании суммы неосновательного обогащения, взыскании штрафа и компенсации морального вреда.
В обоснование иска указывает, что между собственниками помещений в многоквартирном <адрес> и ООО «ГАРАНТ-СВ» на основании решения общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом № от ДД.ММ.ГГГГ По указанному договору Общество являлось исполнителем коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги отопление, для чего от своего имени заключало договора с ресурсоснабжащими организациями.
В ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме был введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОДПУ), потребители оплачивали коммунальную услугу отопление по показаниям ОДПУ. Обязанность по оплате коммунальной услуги отопление была исполнена потребителями перед исполнителем в полном объеме согласно выставляемым платежным документам.
В свою очередь Обществом при расчетах неправильно использовалась площадь помещений МКД без учета нежилых помещений. Согласно заключенному договору, площадь помещений составляет <данные изъяты> кв.м., согласно сведениям Администрации МО Энергетикский поссовет, полезная площадь <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м., однако в платежных документах указана различная площадь <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., что привело к необоснованному увеличению размера платы за отопление.
В ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям, указанным в платежных документах, объем потребления тепловой энергии на отопление по МКД № составил 512,406 Гкал., из них в первом квартале 289,403 Гкал., во втором квартале 223,003 Гкал. В ДД.ММ.ГГГГ в первом квартале, объем потребления тепловой энергии на отопление по МКД № составил 287,802 Гкал., во втором квартале расчет проводился исходя из 0,022 Гкал. за 1 кв.м.
В платежных документах ООО «Гарант СВ» за ДД.ММ.ГГГГ проводятся начисления за отопление. Внесение платы ресурсоснабжающей организации является основанием для перерасчета платежных документов. Имеется решение собственников МКД о внесении платы непосредственно в РСО.
Также в ДД.ММ.ГГГГ потребителям был проведен перерасчет за отопление, который является необоснованным и подлежащим уменьшению.
Нарушение установленного порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекло необоснованное увеличение размера платы потребителям.
ООО «Гарант СВ» необоснованно выставляет плату за вывоз мусора в размере 1,10 руб. кв.м. и плату за обслуживание домофона, которая является неосновательным обогащением, т.к. согласно заключенному договору вывоз мусора входит в размер платы за содержание жилого помещения, плата за обслуживание домофона договором не предусмотрена.
По причине одностороннего изменения Обществом платы по Договору, собственником были излишне уплачены денежные средства за содержание жилого помещения сверх цены, предусмотренной договором, что в свою очередь повлекло неосновательное обогащение Общества.
Таким образом, собственники вправе требовать возврата денежных средств, излишне уплаченных и повлекшими неосновательное обогащение ООО «ГАРАНТ-СВ».
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ГАРАНТ-СВ» предъявлены претензии, по настоящее время требования потребителей не удовлетворены.
Просят суд обязать ООО «ГАРАНТ-СВ» провести перерасчет платы за отопление Горнеевой З.В. за ДД.ММ.ГГГГ в сторону уменьшения долга на сумму 10309,8 руб.; обязать ООО «Гарант СВ» провести перерасчет платы за отопление Горнеевой З.В. за ДД.ММ.ГГГГ. в сторону уменьшения долга на сумму 5768,7 руб.; обязать ООО «Гарант СВ» провести перерасчет платы за отопление Горнеевой З.В., выставленной в ДД.ММ.ГГГГ. в сторону уменьшения долга на сумму 9417,67 руб.; взыскать с ООО «Гарант СВ» в пользу Горнеевой З.В. неосновательное обогащение в сумме 2615,85 руб.; взыскать с ООО «Гарант СВ» в пользу Горнеевой З.В. штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить; взыскать с ООО «Гарант СВ» в пользу Горнеевой З.В. 10000 руб. в качестве компенсации морального вреда.
С учетом уточненных исковых требований, истец в окончательном виде, просил суд:
- взыскать с ООО «ГАРАНТ-СВ» в пользу Горнеевой З.В. излишне оплаченные в ДД.ММ.ГГГГ годах денежные средства в счет оплаты коммунальной услуги отопление в сумме 10 311,94 руб.
- обязать ООО «ГАРАНТ-СВ» исключить из лицевого счета Горнеевой З.В. необоснованно начисленную в ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате коммунальной услуги отопление в сумме 9 417,67 руб.;
-обязать ООО «ГАРАНТ-СВ» исключить из лицевого счета Ковалевой Л.В. необоснованно начисленную в ДД.ММ.ГГГГ задолженность по коммунальной услуге отопление в сумме 10 622,38 руб.
Исковые требования в части взыскания неосновательного обогащения в сумме 2 684,16 руб. вследствие необоснованного выставления платы за вывоз мусора и за обслуживание домофона; штрафа, компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей оставил без изменения и просил их удовлетворить.
Истец Горнеева З.В. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, суду представлено заявление с просьбой рассмотреть дел в ее отсутствие.
Представитель истца Богданчиков И.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Пояснил суду, что в платежных документах Горнеевой З.В. указан объем потребленной тепловой энергии по счетчику, который собственники установили в ДД.ММ.ГГГГ, ввести его в эксплуатацию должна была управляющая компания. В Правилах предоставления коммунальных услуг № 306 и № 354 предусмотрена одна и та же формула расчета при использовании ОДПУ: показания за текущий месяц умножаются на площадь квартиры и делятся на количество всех помещений жилых и нежилых. По какой формуле осуществляет расчет ООО «ГАРАНТ-СВ» ему неизвестно, указывается отопление и сумма. Судя по документам, представленным ответчиком, как производились начисления непонятно: собственникам по нормативу, по нежилым помещения – по договору. Но такой расчет не предусмотрен, рассчитывается полный объем. По Горнеевой З.В. площадь квартиры <данные изъяты> кв.м., во всех расчетах площадь <данные изъяты> кв.м. Ответчик должен был делить на общую площадь дома по техпаспорту – <данные изъяты> кв.м. За ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно неправильно производился расчет. Просил взыскать в пользу Горнеевой З.В. излишне оплаченную сумму 10 311,94 руб., образовавшуюся из-за неправильного использования в расчетах неверной общей площади МКД.
По второму пункту исковых требований просил обязать ответчика исключить необоснованно начисленную сумму, поясняя, что в ДД.ММ.ГГГГ в платежных документах была выставлена сумма <данные изъяты> руб., обоснование которой заключалось в том, что в 2015 и 2016 годах по информации ГРЭС был перерасход тепловой энергии. Но у Горнеевой З.В. с ИГРЭС нет договорных отношений. Законодательством предусмотрена корректировка оплаты за отопление, которая производится в первом квартале текущего года. Так, за 2016 году корректировка возможна в 2017 году. Перерасчет за 2015 год невозможно сделать в 2017 году, необходимо было осуществить его в 2016 году. Никакого обоснования перерасчета не представлено, общая площадь указана неверно, расчет произведен в нарушение установленной законом формулы, высчитана сумма задолженности на 1 кв.м. жилой площади. По расчетам ответчика выходит, что один собственник оплатил, а второй нет, ответчик общую сумму неоплаченного делит на каждый квадратный метр. Однако установлен ОДПУ, собственник оплачивал отопление, задолженности у собственника перед ответчиком нет.
С ДД.ММ.ГГГГ исполнителем коммунальных услуг по отоплению является ООО «<данные изъяты>». Собственники приняли решение об оплате коммунальных услуг за отопление непосредственно в РСО. ООО «<данные изъяты>» выставляло квитанции об оплате услуги по топлению за ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ГАРАНТ-СВ» выставляли квитанции об оплате отопления за ДД.ММ.ГГГГ. Горнеевой З.В. в ходе судебного разбирательства представлены суду квитанции по оплате коммунальных услуг, из которых следует, что в указанный период плата вносилась непосредственно в ООО «<данные изъяты>». Согласно п. 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений в таком доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Таким образом, подлежит исключению из лицевого счета Горнеевой З.В. необоснованно начисленная Обществом в <данные изъяты> задолженность по коммунальной услуге отопление в сумме 10 622,38 руб.
Исковые требования в части взыскания неосновательного обогащения в сумме 5 459,16 руб. вследствие необоснованного выставления платы за вывоз мусора и за обслуживание домофона; штрафа, компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Свиридова В.Г. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В письменном отзыве, направленном в суд, просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что многоквартирный жилой <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находится под управлением ООО <данные изъяты>». В силу п. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных часть 3 ст. 200 настоящего Кодекса. Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, в состав деятельности по начислению и взиманию платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит, в том числе обязанность по коррекции платы за коммунальные услуги. В соответствии с п.п. 67, 69 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, в которых указываются, в том числе сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги. Таким образом, для производства перерасчета коммунальных услуг ООО «ГАРАНТ-СВ» необходимо выставить платежный документ, что сделать невозможно. В случае исполнения решения суда и осуществления перерасчета ООО подпадает под административную ответственность по ст. 14.1.3 КоАП РФ. Считает, что истец выбрал неверный способ защиты своих прав и интересов и просит отказать в удовлетворении исковых требований полностью.
В дополнении к отзыву, поступившем ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Гарант-СВ» указало, что договор на установку домофона в управляющей организации отсутствует, так как домофон устанавливался собственниками самостоятельно. В адрес ООО поступили заявления от жильцов дома с просьбой заключить договор на обслуживание домофона, а плату выставлять в квитанции на оплату ЖКУ. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, расчет платы за отопление производится в зависимости от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета (ОДПУ). Расчет платы за отопление в жилом помещении при отсутствии ОДПУ производится по формуле: P=Sи * N * T, где P – размер платы, руб.; Sи – площадь жилого помещения; N – норматив потребления; T – тариф, утвержденный регулирующим органом, руб.
При отсутствии ОДПУ расчет платы за отопление в ДД.ММ.ГГГГ в квартире произведен по данной формуле: Размер платы= 60,1 кв.м*0,0258*1500,58 руб.
При наличии ОДПУ расчет платы за отопление производится по показаниям ОДПУ следующим образом:
,
где:
VД - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
В случаях, предусмотренных пунктами 42(1), 54 и 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанных пунктов;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Но поскольку на территории Оренбургской области порядок расчета платы за отопление определен равномерно в течении календарного года с корректировкой платы за отопление в первом квартале года следующего за расчетным за 2016 и 2017 годы расчет размера платы за отопление производился исходя из данных законодательных актов. Согласно Правилам № 354 перерасчет за услугу отопления производится только в следующих случаях: температура в квартире ниже допустимой по санитарным нормам, превышен период отключения отопления в квартире по законодательству. Данные случаи должны быть зафиксированы актами, которые у истца отсутствуют. Поскольку ООО «ГАРАНТ-СВ» является исполнителем коммунальных услуг в МКД № 71, что подтверждено законодательством и решениями Новоорского районного суда, Арбитражного суда Оренбургской области, 18 апелляционного суда в 2017 году, то выставление платежных документов по оплате за отопление соответствует закону и не требует исключения из квитанции.
Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии сторон.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Горнеева З.В. является собственником <адрес>.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ГАРАНТ-СВ» являлось управляющей организацией в отношении многоквартирного <адрес>.
Свою деятельность Общество осуществляет на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Решением Новоорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ был удовлетворен иск ФИО8 Признано недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес>, проведенного в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в форме очно-заочного голосования, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ в следующей части:
в части принятия решения об отказе от договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией ООО «Гарант-СВ» (Вопрос №);
в части выбора организации для заключения договора управления (Вопрос № 5);
в части утверждения условий (проекта) договора управления многоквартирным домом (Вопрос № 6);
в части выбора членов совета многоквартирного дома, выбора председателя совета многоквартирного дома (Вопрос № 7)
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Новоорского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, принято новое, которым в удовлетворении исковых требований ФИО8 к ФИО9 о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома – отказано.
Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде управляющей организацией МКД № является ООО «<данные изъяты>». До ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией МКД № являлось ООО «ГАРАНТ-СВ».
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ГАРАНТ-СВ» и собственниками помещений в МКД № заключен договор управления многоквартирным домом.
Пунктом 3.1.8 договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, установлено, что условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений определяются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с условиями договора, ООО «ГАРАНТ-СВ» обязалось собственными силами или путем привлечения стороннего исполнителя осуществлять формирование расчетно-платежного документа для оплаты собственником жилищно-коммунальных услуг (пункт 2.2).
Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя; плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пункты 44 - 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 (далее - Правила N 354), закрепляют порядок определения объема таких услуг, их распределения и начисления за них платы потребителям.
Рассматривая требования истца о взыскании с ООО «ГАРАНТ-СВ» излишне оплаченных Горнеевой З.В. в ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в счет оплаты коммунальной услуги отопление в сумме <данные изъяты> руб., суд пришел к следующему.
Истец указывает, что ООО «ГАРАНТ-СВ» при расчетах неправильно использовалась площадь жилых помещений МКД, без учета нежилых помещений. Согласно заключенному договору площадь помещений составляет <данные изъяты> кв.м. По сведениям администрации МО Энергетикский поссовет полезная площадь <адрес> – <данные изъяты> кв.м. В платежных документах, представленных истцом, указана различная площадь <данные изъяты> кв.м.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ч. 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно договору управления площадь помещений составляет <данные изъяты> кв.м., согласно сведениям администрации МО Энергетикский поссовет полезная площадь <адрес> составляет <данные изъяты> кв.м..
В представленном в суд ответчиком техническом паспорте площадь указана <данные изъяты> кв.м.
В судебном заседании обозревались подлинники платежных документов по оплате коммунальных услуг по <адрес>, в которых указана различная площадь <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м.
Неправильное определение площади помещений является основанием произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
В ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям, указанным в платежных документах, объем потребления тепловой энергии на отопление по МКД № составил 512,406 Гкал, из них в первом квартале 289,403 Гкал, во втором квартале 223,003 Гкал.
В ДД.ММ.ГГГГ в первом квартале, объем потребления тепловой энергии на отопление по МКД № составил 287,802 Гкал., во втором квартале расчет проводился исходя из 0,022 Гкал. за 1 кв.м.
Расчет размера платы за отопление, подлежащей снижению для Горнеевой З.В. <адрес> (площадь <адрес>,1 кв.м.)
ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Итого за ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> 13495,39 руб.
Оплачено в ДД.ММ.ГГГГ 19438,26 руб.
<данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Итого за ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> = 16120,5
Оплачено в ДД.ММ.ГГГГ 20487,43 руб.
<данные изъяты>
Итого по <адрес> переплата составила <данные изъяты> = 10309,8 руб.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В платежном документе указываются: общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
Согласно пункту 7 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, платежный документ может содержать дополнительную информацию об общей площади дома и общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В представленных суду собственником жилого помещения в МКД № Горнеевой З.В. площадь указана различная.
Неправильное указание ответчиком в квитанциях сведений об общей площади помещений в многоквартирном доме, лишило потребителя возможности проверить правильность произведенного ответчиком расчета.
Доказательств, подтверждающих неправильность произведенного расчета Горнеевой З.В., в судебное заседание также не было представлено.
Доводы стороны ответчика, указанные в отзыве на иск о том, что неправильное указание площади не могло нарушить права истца, поскольку не влияет на размер начисляемых коммунальных услуг, противоречит правилам оказания коммунальных услуг, в соответствии с которыми оплата отопления помещений многоквартирного дома осуществляется исходя из площади жилого дома и соотношения общей площади с площадью квартиры собственника.
При таких обстоятельствах исковые требования в этой части подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования Горнеевой З.В. об обязании общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» исключить из лицевого счета необоснованно начисленную в ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате коммунальной услуги отопление в сумме 9 417,67 руб., суд приходит к следующему.
Порядок начисления платы за отопление на территории Оренбургской области определен постановлением Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2012 года № 766-п «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Оренбургской области в 2012-2014 годах» и от 29 декабря 2014 года № 1017-п « О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 10 сентября 2012 года № 766-п», в соответствии с которым в период с 2012 года по 1 июля 2016 года применялись Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307.
С 01 июля 2016 года начисление платы за отопление производится в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года (с изменениями от 29 июня 2016 года № 603) и постановления Правительства Оренбургской области от 18.10.2016г. № 716-п.
Как установлено судом в ДД.ММ.ГГГГ. в <адрес> филиала «ЕЭС.Гарант» произвело установку общедомового прибора учета тепловой энергии в жилом доме.
Согласно рабочей документации на установку коммерческого узла учета тепловой энергии отопления и горячего водоснабжения, составленной ООО «ЭкономТеплоСтрой», для осуществления учета тепловой энергии отопления и ГВС жилого дома по адресу: <адрес>, МКД №, выбран энергозависимый тепловычеслитель «Взлет ТСРВ» исполнения ТСРВ-024. В качестве преобразователя расхода применен Взлет ЭРСВ-440ЛВ Ду50 мм. (2 шт.) на отопление. Данные приборы учета выбраны исходя из расчета фактического потребления тепловой энергии на данном объекте. Рабочая документация соответствует ГОСТ Р 21.1101-92 и ГОСТ 2.301-82.
В соответствии с Актом ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии, теплоносителя (УУТЭ) у потребителя МКД №, УК ООО «ГАРАНТ-СВ», указанный прибор допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета холодного водоснабжения у потребителя МКД № <адрес>, указанный прибор допущен в эксплуатацию с ДД.ММ.ГГГГ
Из рабочей документации на установку коммерческого узла учета расхода холодного водоснабжения, составленной ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, для осуществления учета потребленного объема холодного водоснабжения по адресу: <адрес>, МКД №, выбран энергозависимый тепловычислитель «Взлет ТСРВ» исполнения ТСРВ-024. В качестве преобразователя расхода применен Взлет ЭРВС-440ЛВ-Ду40 мм. Данные приборы учета выбраны исходя из расчетов фактического потребления объема холодного водоснабжения на данном объекте. Рабочая документация соответствует ГОСТ Р 21.1101-92 и ГОСТ 2.301-82.
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") определен порядок расчета и внесения платы за коммунальную услугу отопление.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Согласно абзацу третьему пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Абзац третий пункта 42(1) Правил детализирует определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, отсылая к формулам 3, 3(1), 3(2).
Формула 3 приведена в пункте 3 приложения N 2 к Правилам. В соответствии с ней исчисляется размер платы за коммунальную услугу по отоплению при осуществлении оплаты в течение отопительного периода. Данная формула учитывает такие показатели, как объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, соотношение общей площади i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме и общей площади всех жилых и нежилых помещений в нем, а также установленный тариф на тепловую энергию.
Формула 3(1) содержится в пункте 3(1) приложения N 2 к Правилам и применяется для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года. Эта формула учитывает: общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; установленный тариф на тепловую энергию.
Формула 3(2) приведена в пункте 3(2) приложения N 2 к Правилам. Применением ее корректирует размер платы, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом. Эта формула учитывает: размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; общую площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; общую площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Управляющая компания производила начисления по коммунальной услуге отопление по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии, в отопительный период и должна была применять формулу № 3 пункта 3 приложения N 2 к Правилам. В ДД.ММ.ГГГГ, согласно сведениям, указанным в платежных документах, объем потребления тепловой энергии на отопление по МКД № составил 512,406 Гкал, из них в первом квартале 289,403 Гкал, во втором квартале 223,003 Гкал. В ДД.ММ.ГГГГ в первом квартале, объем потребления тепловой энергии на отопление по МКД № составил 287,802 Гкал, во втором квартале расчет проводился исходя из 0,022 Гкал. за 1 кв.м. Расчет по отоплению Горнеевой З.В. <адрес> |
ДД.ММ.ГГГГ год
ОДПУ
расчет собств.
расчет УО
Так, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, размер платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома определяется по формуле: Po.i = Si x Vt x TT, где:
Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м);
TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам, размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома (руб.) 1 раз в год корректируется исполнителем по формуле:
S
i
P = P x ---- - P, где:
o2.i k.пр S fn.i
D
Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.); Si - общая площадь i-того помещения (квартиры, нежилого помещения) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);SD - общая площадь всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома (кв. м); Pfn.i - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
В случае отсутствия данных об объемах потребления тепловой энергии за истекший год, а также, если прибор учета проработал менее года, вышел из строя и не допущен к дальнейшей эксплуатации, расчет размера платы за отопление производится в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, т.е. исходя из установленного норматива потребления тепловой энергии.
В силу пп. "б" п. 21, п. 25 Правил N 307, п. 41(1) абз. 2 Правил N 354, собственники жилых помещений в МКД оплачивают коммунальную услугу отопления в течение всего календарного года равными долями от фактического среднемесячного потребления прошлого года, определенного по ОДПУ, умноженного на тариф текущего года, при этом один раз в год проводится корректировка размера платы за отопление с учетом фактического среднемесячного потребления за текущий год, также по показаниям ОДПУ. Это и есть ежемесячный размер обязательств собственников жилых и нежилых в МКД по оплате отопления, установленных законом. Применение Нормативов, при наличии в МКД общедомовых (коллективных) приборов учета, для расчета объемов поставленных (потребленной) теплоэнергии для оказания населению услуги по отоплению действующим законодательством не предусмотрено.
Основанием для перерасчета являются начисление платы исходя из нормативов, несмотря на то, что установлены приборы общедомового учета, и применение несуществующих формул для расчета, а именно, формулы, применяемой в случае отсутствия общедомового и индивидуальных приборов учета, вместо формулы, предусмотренной Правилами от 23.06.2006 года N 307.
В соответствии с п. 25 и 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г., при наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление жилых и (или) нежилых помещений, оборудованных распределителями, в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23 и 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета".
Пункт 21 (подп. "б") названных Правил предусматривает, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Подпунктом 2 п. 2 Приложения N 2 в названным Правилам предусмотрено, что размер платы за отопление определяется исходя из общей площади жилого помещения, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при наличии общедомового прибора учета ежемесячно оплата должна начислять исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, а по окончании календарного года корректироваться с учетом показаний общедомового прибора учета за истекший год.
По квитанции за ДД.ММ.ГГГГ, выставленной Горнеевой З.В. произведен перерасчет за отопление на сумму 9 417,67 руб.
Согласно представленному в суд материалу проверки из Государственной жилищной инспекции, проведенной по обращениям граждан в <адрес> поселке Энергетик, Общество нарушило порядок начисления платы за отопление, принятый Правительством Оренбургской области, а именно начисление платы производилось в течение 2015 года и до сентября 2016 года в отопительный период. Размер платы за отопление определялся по показаниям ОДПУ, не принятого теплоснабжающей организацией в эксплуатацию и с нарушением способа оплаты, принятого на территории Оренбургской области – равномерно в течение календарного года.
По результатам проверки Обществу выдано предписание о внесении изменений в перерасчет платы за отопление, отраженной в ДД.ММ.ГГГГ
Доводы истца в указанной части не опровергнуты стороной ответчика в соответствии с положениями статьи 56 ГПК РФ, контррасчет суду не представлен.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходило общее собрание собственников помещений <адрес> очно-заочной форме, по результатам которого приняты, в том числе, следующие решения:
- об утверждении порядка предоставления коммунальных услуг собственникам помещений и расчетов за коммунальные услуги – все коммунальные услуги предоставляются собственникам соответствующими ресурсоснабжающими организациями, плата за все коммунальные услуги вносится собственниками помещений ресурсоснабжающим организациям.
С ДД.ММ.ГГГГ исполнителем коммунальных услуг по отоплению является ООО «<данные изъяты>».
Решением внеочередного общего собрания собственников помещений МКД №, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об утверждении порядка предоставления коммунальных услуг собственникам помещений и расчетов за коммунальные услуги.
Плата за все коммунальные услуги вносится собственниками помещений непосредственно ресурсоснабжающим организациям (пункт 9).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО «<данные изъяты>» выставляло квитанции об оплате услуги по отоплению за ДД.ММ.ГГГГ
ООО «ГАРАНТ-СВ» выставляло квитанции об оплате отопления за ДД.ММ.ГГГГ
Горнеевой З.В. в ходе судебного разбирательства представлены суду квитанции по оплате коммунальных услуг, из которых следует, что в указанный период плата вносилась непосредственно в ресурсоснабжающую организацию ООО «<данные изъяты>».
При этом к дополнении к отзыву, направленному в суд, представитель ответчика приложил решение от ДД.ММ.ГГГГ, на котором общее собрание собственников помещений МКД № приняло решение о внесении платы за следующие коммунальные услуги: горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение и электроснабжение, непосредственно ресурсоснабжающим организациям с ДД.ММ.ГГГГ, при этом продолжая выставлять собственникам МКД платежные документы об оплате этих услуг в ООО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), в соответствии с пунктом 13 которых предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
При этом в соответствии с пп. "а" пункта 9 указанных Правил управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если управление домом осуществляется управляющей организацией (при отсутствии товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, иного специализированного кооператива), плату за коммунальные услуги собственники вносят управляющей компании за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Согласно п. 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений в таком доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, подлежит исключению из лицевого счета Горнеевой З.В. необоснованно начисленная Обществом в ДД.ММ.ГГГГ задолженность по коммунальной услуге отопление в сумме 9 417,67 руб., поскольку она уже оплачена собственником Грнеевой З.В. в ООО «<данные изъяты>». Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями обязательств по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы, при наличии решения общего собрания собственников МКД.
Рассматривая требования истца о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> рублей, оплаченных Горнеевой З.В. за вывоз мусора и техническое обслуживание домофона, суд пришел к следующему.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно подпункту "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
Порядок и обязательные требования к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения установлены ст. 156, 161 ЖК РФ, п. 11.1, 32, 35 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень), подп. «в» п. 4, п. 5-8 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013№ 416.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами основанием для формирования размера платы за жилое помещение в многоквартирном доме является утвержденный собственниками помещений перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и размер их финансирования (далее - перечень работ и услуг).
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (в редакции до 01.01.2017) в плату за содержание жилого помещения, включается плата за услуги, работы: - по управлению многоквартирным домом; за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений ЖК РФ и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений многоквартирного дома на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами N 491, и минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений многоквартирного дома перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (пункт 35 Правил N 491).
В соответствии с п. 24 Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 09.07.2016) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" определены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома, в холодный период года, а именно, очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд. Пункт 26 указанного Перечня устанавливает обязанность для управляющей компании вывоз бытовых и твердых бытовых отходов.
Согласно договору на техническое обслуживание, между ООО «<данные изъяты>» (исполнитель) и ООО «ГАРАНТ-СВ» (заказчик) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор, предметом которого является оказание исполнителем по заданию заказчика услуг по комплексному сервисному обслуживанию домофона марки «Визит» жилого дома по адресу: <адрес>.
То обстоятельство, что в силу вышеприведенных положений Жилищного кодекса РФ и Правил N 491, а также утвержденных в их исполнение Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 минимального Перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, оспариваемые услуги являются обязательной составной частью содержания МКД, не означает запрета на определение размера их оплаты избранным собственниками помещений данного дома способом. В данном случае относительно части работ (услуг) по управлению и содержанию МКД собственниками утвержден тариф. А в части же тех работ и услуг, которые ответчик в безусловном порядке так же должен осуществлять в рамках управления и содержания многоквартирного дома, оплата управляющей организацией начислялась в соответствие с утвержденными отраслевыми тарифами и исходя из установленной договорами с подрядными организациями ценой соответствующей работы и услуги. Требованиям названных Правил N 491 и ст. 154, 155 ЖК РФ это не противоречит. Поэтому суд считает, что выставление в платежных документах платы за техническое обслуживание домофона является законным и не может расцениваться как неосновательное обогащение управляющей компании. Истцом не представлены документы, свидетельствующие об оплате домофона.
Представителем ответчика представлены заявления от жильцов МКД № в адрес управляющей компании ООО «ГАРАНТ-СВ» с просьбой заключить договор с ООО «<данные изъяты>» на техническое обслуживание и внести абонентскую плату за данную услугу в квитанции по оплате ЖКУ.
Таким образом, в этой части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Рассматривая требования истца о взыскании неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> рублей в связи с необоснованным выставлением управляющей компании в платежных документах отдельной строкой платы за вывоз мусора в размере 1, 10 руб. кв.м., суд приходит к следующему.
Основанием для формирования размера платы за жилое помещение в многоквартирном доме является утвержденный собственниками помещений перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и размер их финансирования (далее - перечень работ и услуг).
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ (в редакции до 01.01.2017) в плату за содержание жилого помещения, включается плата за услуги, работы:
- по управлению многоквартирным домом;
-за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В ходе проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией по оренбургской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №) установлено, что ООО «ГАРАНТ-СВ» осуществляет управление вышеуказанным МКД на основании протокола общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ №; договора управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ; лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно и. 3.1 договора управления МКД от ДД.ММ.ГГГГ общество обязано осуществлять управление МКД в соответствии с условиями договора управления и требованиями действующих норм, правил и стандартов.
Плата за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений включает в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, ремонту общего имущества и корректируется не реже 1 раза в год (п. 5.1. договора управления от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пояснениями общества (письмо от ДД.ММ.ГГГГ/ №), размер платы за жилое помещение, начисляемый собственникам помещений в МКД № Микрорайона <адрес> утвержден решением общего собрания собственников помещений и составляет 10,72 руб./кв.м, (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно указанному протоколу размер платы за жилое помещение из расчета 10,72 руб./кв.м применяется с ДД.ММ.ГГГГ и включает в себя содержание жилого фонда (согласно пояснениям общества - 6,57 руб./кв.м) и обслуживание лифтов (согласно пояснениям общества - 4,15 руб./кв.м).
Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ № указанный размер платы не изменялся.
С ДД.ММ.ГГГГ внеочередным общим собранием собственников помещений (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) приняты решения: об утверждении размера платы за вывоз ТБО из расчета 1,1 руб. на 1 кв.м; о выделении в отдельную строку в платежном документе платы за вывоз ТБО.
Вместе с тем в соответствии с пп. «д» п. 11 Правил № 491, п. 26 Минимального перечня сбор и вывоз ТБО является составной частью деятельности по содержанию общего имущества, соответственно стоимость услуг по вывозу ТБО включается в размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 924/пр.
Согласно рекомендованной форме в платежном документе должен быть представлен детализированный расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, а именно перечислены виды услуг по содержанию и ремонту жилого помещения и виды коммунальных услуг.
Выделение в платежном документе отдельной строкой стоимости конкретных работ по содержанию общего имущества многоквартирного дома не противоречит действующему законодательству, при этом предъявляемая плата не должна превышать размер, утвержденный собственниками помещений.
В ходе проверки установлено, в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ суммарная стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту жилого помещения составляет 11,82 руб./кв.м (содержание жилого фонда - 6,57 руб./кв.м; вывоз ТБО - 1,1 руб./кв.м; обслуживание лифта - 4,15 руб./кв.м.).
При этом разработка ООО «ГАРАНТ-СВ» перечня услуг и работ и размера их финансирования из расчета 11,82 руб./кв.м, а также принятие I общим собранием собственников помещений решения об установлении размера платы за жилое помещение в указанном размере (11, 82 руб./кв.м), документально не подтверждено.
Общие собрания собственников помещений в МКД в период 2014-2015 по вопросу утверждения перечня работ (услуг) и размеру их финансирования, не проводились (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, согласно представленной собственником помещения в МКД № Микрорайона <адрес> копии плана работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений на ДД.ММ.ГГГГ (утвержден директором ООО «ГАРАНТ-СВ» ДД.ММ.ГГГГ) стоимость услуг по вывозу ТБО (1,1 руб./кв.м) и стоимость работ по периодическому освидетельствованию, содержанию и техническому обслуживанию лифта (2,22 руб./кв.м.) включены в размер платы за жилое помещение в МКД из расчета 10,72 руб./кв.м.
Судом учтено, что плата за работы (услуги), выполняемые в рамках содержания общего имущества собственников помещений (в данном случае - услуги по вывозу ТБО) подлежат включению в плату за содержание и ремонт жилого помещения и не может быть отнесена к дополнительной статье расходов.
Определяя плату за вывоз ТБО дополнительно к размеру платы за содержание жилого помещения заявитель зафиксировал самостоятельный характер этого платежа (вне состава платы за содержание), что противоречит вышеуказанным положениям жилищного законодательства.
Общая сумма, подлежащая уплате в качестве платы за содержание жилого помещения, не должна превышать утвержденный собственниками размер данной платы, в порядке, предусмотренном действующим законодательством, либо в договоре управления должен быть прописан порядок определения указанной платы.
То есть, утверждая отдельно плату за вывоз ТБО, собственники должны были принять решение об увеличении общей суммы платы за содержание общего имущества или о порядке формирования данной платы.
Исходя из представленных доказательств и фактических обстоятельств дела, суд пришел к выводу о том, что принятие решение об установлении размера платы в размере 11,82 руб./кв. м., утверждение порядка определения (изменения) размера платы за содержание жилого помещения ответчиком документально не подтверждено.
В связи с выявленными нарушениями в отношении директора управляющей организации составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и обществу выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № с требованием произвести перерасчет платы за содержание жилого помещения всем собственникам помещений в многоквартирном <адрес> исходя из размера платы, утвержденного решением общего собрания собственников помещений (10,72 руб./кв.м) за период с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мирового судьи судебного участка № Новоорского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на основании материалов вышеуказанной проверки установлена вина директора общества в одностороннем изменении размера платы за жилое помещение в многоквартирном <адрес> и назначено административное наказание в виде административного штрафа по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление оставлено без изменения, а жалоба Общества без удовлетворения.
Стороной ответчика, доказательств, подтверждающих производство перерасчета платы за содержание жилого помещения Горнеевой З.В. в много квартирном <адрес> исходя из размера платы, утвержденного решением общего собрания собственников помещений (10,72 руб./кв.м) за период с ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.
Таким образом, суд считает взыскать с Общества в пользу Горнеевой З.В. неосновательное обогащение в размере 2 459,16 рублей.
В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку суд пришел к выводу, что ответчиком нарушены права истца как потребителя услуг, а поэтому заявленные истцом требования о компенсации морального вреда основаны на законе и подлежат частичному удовлетворению. Учитывая требования разумности и справедливости, характер физических и нравственных страданий, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца Горнеевой З.В. с ответчика компенсацию за причиненный моральный вред в размере 1 500 руб.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «ГАРАНТ-СВ» предъявлены претензии Горнеевой З.В. с требованиями:
-устранить нарушения требований законодательства по расчету размера платы за коммунальную услугу отопление;
- произвести собственникам помещений в МКД по адресу: <адрес> перерасчет платы за коммунальную услугу отопление за ДД.ММ.ГГГГ;
- произвести собственникам помещений в МКД по адресу: <адрес> перерасчет платы за вывоз мусора обслуживание домофона за ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 01.05.2017) "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Расчет суммы штрафа: 10311,94+2459,16+1500=14271,1.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
В силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей", поскольку истцом в адрес ответчика была направлена претензия, которая в добровольном порядке удовлетворена не была, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя: в пользу Горнеевой З.В. 3567,7 рублей, в пользу региональной общественной организации «Защита прав потребителей по Оренбургской области 3 567,7 рублей.
Исковые требования Горнеевой З.В. в части взыскания с ООО «Гарант-СВ» штрафа в размере процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которой надлежало начислить, суд считает необходимым оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу пунктов 155.1, 155.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
а) о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
б) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
В случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу, а при наличии у потребителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по оплате коммунальных услуг до уплаты штрафа в полном объеме.
Указанный штраф отражается в платежном документе отдельной строкой.
Поскольку законом не установлена обязанность выдавать наличные денежные средства в счет уплаты потребителю штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания в пользу Горнеевой З.В. указанного штрафа.
Кроме того, многоквартирный жилой <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ находится под управлением ООО «<данные изъяты>». В силу п. 6 ст. 198 ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям
В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден по закону.
Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Горнеевой З.В. удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» в пользу Горнеевой З.В. , излишне оплаченные в ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в счет оплаты коммунальной услуги отопление в сумме 10 311,94 руб.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» исключить из лицевого счета Горнеевой З.В. необоснованно начисленную в ДД.ММ.ГГГГ задолженность по оплате коммунальной услуги отопление в сумме 9 417,67 руб.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» исключить из лицевого счета Горнеевой З.В. необоснованно начисленную в ДД.ММ.ГГГГ задолженность по коммунальной услуге отопление в сумме 10 622,38 руб.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» в пользу Горнеевой З.В. неосновательное обогащение вследствие необоснованного выставления платы за вывоз мусора в размере 2 459,16 рублей.
В удовлетворении исковых требований в части взыскания неосновательного обогащения вследствие необоснованного выставления платы за техническое обслуживание домофона, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» в пользу Горнеевой З.В. в счет компенсации морального вреда в сумме 1 500 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 3 567,7 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» в пользу Региональной общественной организации «Защита прав потребителей по Оренбургской области» штраф в размере 3 567,7 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ГАРАНТ-СВ» в доход бюджета государственную пошлину в сумме 810,8 руб.
В остальной части исковые требований Горнеевой З.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Новоорский районный суд.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 30.03.2018 г.
Судья: