Дело № 2-1297/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Авдеевой Л.В.
при секретаре судебного заседания Абиловой М.З.
с участием прокурора Лементовской Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 марта 2015 года
гражданское дело по иску Администрации г. Омска к Васильевой Н.Н., Абрамовой Н.С., Воробьеву И.В. и Воробьеву В.А. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения, признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Омска обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что ответчики зарегистрированы по месту жительства и проживают в принадлежащей им на праве общей долевой собственности квартире <адрес>, общей площадью 46,7 кв.м. На основании заключения межведомственной комиссии г. Омска по признанию жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Мэра города Омска от ДД.ММ.ГГГГ № «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» указанный многоквартирный дом признан подлежащим сносу и включен в Программу по этапу 2013 года. Согласно п. 3 постановления № собственникам многоквартирного дома <адрес> рекомендовано было осуществить меры по сносу указанного дома. Однако, собственники указанного многоквартирного дома снос не осуществили. В рамках Программы этапа 2013 года в целях переселения ответчиков в муниципальную собственность г. Омска приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 60,1 кв.м., состоящее из двух комнат. Предоставляемая ответчикам квартира является благоустроенным жилым помещением, находится в черте г. Омска, равнозначна по количеству комнат, жилой и общей площади. Однако, ответчики отказываются от переселения в предоставленное жилое помещение и заключения договора мены квартир. Истец просит выселить Васильеву Н.Н., Абрамову Н.С., Воробьева И.В. и Воробьева В.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением другого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; признать за муниципальным образованием г. Омск право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; признать право собственности за Васильевой Н.Н., Абрамовой Н.С., Воробьевым И.В. и Воробьевым В.А. на жилое помещение муниципального жилищного фонда г. Омска, расположенное по адресу: <адрес>.
Представитель истца Администрации г. Омска Радченко Ю.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что уведомление собственников об изъятии жилых помещений происходит путем публикации постановлений Администрации города Омска в средствах массовой информации и сети Интернет, которые имеются в свободном доступе. При этом индивидуальных уведомлений не предусмотрено и не производилось в данном случае. Выкупную цену ответчикам не предлагали, поскольку был выбран способ участия в программе путем предоставления жилого помещения.
Ответчики Абрамова Н.С., Воробьев В.А. в судебном заседании просили в удовлетворении заявленных требований - отказать, ссылаясь на то, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> не является равноценной заменой по отношению к их жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, кроме того, пояснили, что их не уведомляли в соответствии с требованиями закона о принятии решения об изъятии жилого помещения и о том, что для них приобретено иное жилое помещение.
Ответчики Васильева Н.Н., Воробьев И.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны и заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Васильева Н.Н., Абрамова Н.С., Воробьев И.В. и Воробьев В.А. являются сособственниками <адрес> в г. Омске, общей площадью 46,7 кв.м. на основании свидетельств государственной регистрации права (л.д. 7-10), зарегистрированы и проживают в указанной квартире, что подтверждается копией лицевого счета <данные изъяты>
На основании заключения межведомственной комиссии г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» многоквартирный дом <адрес> признан подлежащим сносу и включен в Программу по этапу 2013 года.
Согласно представленным материалам дела, Муниципальное образование городской округ город Омск является собственником квартиры <адрес>, общей площадью 60,1 кв.м.
Как следует из технического паспорта <данные изъяты>, указанная квартира является 2-комнатной благоустроенной квартирой многоквартирного дома.
Из текста искового заявления, следует, что в настоящее время подготовлен проект Администрацией города Омска договора мены жилого помещения муниципального жилищного фонда города Омска, расположенного по адресу: <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> городе Омске, принадлежащее на праве собственности Васильевой Н.Н., Абрамовой Н.С., Воробьеву И.В. и Воробьеву В.А.
Переселение граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденная постановлением правительства Омской области от 24.06.2013 года №140-п. В соответствии с программой переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. Согласно программе в перечень аварийных многоквартирных домов, из которых переселение граждан подлежит с учетом развития малоэтажного жилищного строительства включены многоквартирные дома, расположенные на территории города Омска, признанные аварийными и подлежащие сносу до 01.12.2012 года. Реализация Программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в соответствии с ФЗ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на территории муниципальных образований омской области предполагается в 2013-2017 годах. Согласно условиям Программы № 140-п способ переселения граждан для этапа 2013 года определен как приобретение жилых помещений у застройщиков с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.
В силу ст. 35 Конституции РФ установлено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст. 40 Конституции РФ закреплено, что никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем положении требованиям.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
Из ч. 5 ст. 9 ФЗ РФ от 17.12.2009 г. N 316-ФЗ следует, что положения части 1 ст. 89 ЖК РФ и ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и возникшие с 1 января 2009 г.
Как следует из ч. 3 ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 20.1 ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", финансовая поддержка за счет фонда предоставляется субъектам Российской Федерации на приобретение в собственность субъектов жилых помещений, которые подлежат передаче из собственности субъекта в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством граждан, переселяемым из аварийного жилого фонда.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 ЖК РФ.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
На основании ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.
В п. 8 Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" указывается, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (ст. 25 Конституции РФ, ст.ст. 1, 3 ЖК РФ). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 3 ЖК РФ).
Положениями ст. 32 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Таким образом, законодательно установлено два способа компенсации собственнику за жилое помещение, подлежащее сносу: выкуп помещения и предоставление собственнику по соглашению с ним другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. То есть право собственников на выкуп изымаемого жилого помещения установлено законодательно.
В ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено право, но не обязанность, собственника изымаемого жилого помещения заключить договор мены, поскольку согласно ст. 421 ГК РФ для граждан и юридических лиц установлена свобода в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательствам.
Предложение о выкупе квартиры в адрес ответчика от администрации не поступало.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что между Администрацией города Омска и ответчиком не достигнуто соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен принадлежащего ответчику, поскольку таковое суду не представлено. Сторона ответчика в судебном заседании подтверждала согласие участвовать в региональной адресной программе Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» но выражали несогласие с ее условиями.
Ссылка в заявлении Администрации города Омска о том, что поскольку дом включен в региональную адресную программу, изъятие жилого помещения может быть произведено только путем предоставления другого жилого помещения, суд находит основанным на ошибочном толковании закона.
Тот факт, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, являющихся участниками региональной адресной программы Омской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не исключает обязанности Администрации города Омска при изъятии жилого помещения соблюдать права ответчика с учетом положений статьи 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа, либо по соглашению с собственником путем предоставления другого жилого помещения. Выплатить выкупную цену изымаемой квартиры Администрация города Омска ответчикам не предлагала.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения требований Администрации города Омска к ответчикам отсутствуют. В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Администрации города Омска следует отказать в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ -
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░░░ 2015 ░░░░
░░░░░ -