Решение от 13.08.2024 по делу № 02а-0240/2024 от 04.04.2024

Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2024 года

 

№2а-240/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

05 июля 2024 года                                                                                                      адрес

Дорогомиловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Артемьевой М.С.,

при участии секретаря фио,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ГУП адрес Автокомбинат «Мосавтосантранс» к Государственной инспекции труда в адрес об оспаривании предписания,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику и с учетом уточненной редакции иска, просит суд признать незаконным и отменить пункт 7 и пункт 8 предписания Государственной инспекции труда в адрес ...... от 14 марта 2024 года.

В обоснование требований административный истец указал, что в период с 1-14 марта 2024 г. Государственной инспекцией труда в адрес проведена проверка ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» в рамках надзора за соблюдением требований трудового законодательства работников за 2023 г. – истекший период 2024 года, по результатам которой, 14 марта 2024 г. составлен акт, выдано обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений. Пункты предписания 1-6, 9-12 не содержат указаний на устранение конкретных нарушений федерального законодательства, носят рекомендательный характер о совершенствовании локальных актов ГУП. Вместе с тем, ГУП данные рекомендации учел при внесении изменений в локальные акты Автокомбината. Информация о возможности внесения изменений в трудовой договор, при их согласии, до работников ГУП доведена. Административный истец полагает, что требования пунктов 7,8 предписания являются неправомерными, заработная плата работникам начислялась и выплачивалась в соответствии с положениями коллективного договора в полном объеме и в установленные сроки; не противоречила нормам ТК РФ, положениям перечисленных в предписании определений Конституционного Суда РФ.

Представители административного истца в судебное заседание явились, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, согласно письменной позиции, изложенной в возражениях на иск, в удовлетворении требований просил отказать.

Заинтересованное лицо  в судебное заседание не явилось, о рассмотрении дела извещалось.

Суд, не установив препятствий к рассмотрению дела, счел возможным рассмотреть дело при данной явке, исследовав материалы дела, изучив доводы сторон и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) установлено, что государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на адрес осуществляет федеральная инспекция труда.

В силу статьи 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует основные полномочия, в том числе осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

Согласно статьи 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что Государственной инспекцией труда в адрес проведена проверка в отношении ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» в рамках надзора за соблюдением требований трудового законодательства работников за 2023 г. – истекший период 2024 года.

14 марта 2024 г. составлен акт, согласно которому в ходе проведения внеплановой документарной проверки были выявлены нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Заместителем начальника отдела – Главным государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда в адрес фио 14 марта 2024 г. в отношении ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс», генерального директора фио выдано предписание ...... от 14 марта 2024 года об устранении выявленных нарушений.

Решением № ... по жалобе на акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и предписание, 05 апреля 2024 г. заместителем руководителя Государственной инспекции труда в адрес фио акт проверки и предписание ... от 14 марта 2024 года, выданное ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс», признано правомерным частично, отменен полностью п.6 Предписания, а также изменен срок исполнения предписания.

В соответствии с оспариваемыми административным истцом пунктами предписания указано: в соответствии с ч.2 ст. 22, ст. 152 ТК РФ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 №35-П, п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроля (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в рамках проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, работникам ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс», с привлеченным с июля 2023 по январь 2024 года, произвести оплату сверхурочной работы в полном размере, с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, с выплатой процентов (денежной компенсации) от невыплаченных в срок, предусмотренных ст. 236 ТК РФ (пункт 7); в соответствии с ч.2 ст. 22, ст. 152 ТК РФ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.06.2023 №35-П, п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроля (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в рамках проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, работникам ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс», с привлеченным с июля 2023 по январь 2024 года, произвести выплату причитающийся им заработной платы в полном объеме с учетом компенсационных и стимулирующих выплат, с выплатой процентов (денежной компенсации) от невыплаченных в срок сумм, предусмотренных ст. 236 ТК РФ (п.8 предписания).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Абзац 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).

Согласно ст. 152 ТК РФ, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со ст. 153 ТК РФ, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, с работниками ГУП Автокомбинат «Мосавтосантранс» был заключен коллективный трудовой договор, пунктом 5.15 которого предусмотрено, что сверхурочная работа оплачивается в двойном размере, стимулирующие надбавки и доплаты, предусмотренные коллективным договором, в двойном размере не выплачиваются.

Таким образом, коллективный договор содержит нормы, в соответствии с которыми сверхурочная работа оплачивается в большем размере, чем работа, произведенная в пределах установленной работнику продолжительности рабочего времени.

В соответствии с коллективным договором компенсационные и стимулирующие выплаты, начисляемые к тарифной ставке либо окладу (должностному окладу) работника, являются неотьемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, по смыслу частей первой и второй статьи 135 ТК РФ начисляются за все отработанное работником время, в том числе за пределами его продолжительности, установленной для работника.

Тем самым оплата сверхурочной работы обеспечивает повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой за аналогичную работу в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

Пунктом 3.10 коллективного договора установлено, что работники могут привлекаться к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Нерабочие праздничные дни определены ст. 112 ТК РФ. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни регулируется ст. 113 ТК РФ. Работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается в размере двойной дневной или часовой ставки. Стимулирующие надбавки и доплаты, предусмотренные Коллективным договором, в двойном размере не выплачиваются.

Коллективный договор заключен с работниками, которые не оспаривали его положения в установленном законом порядке.

В ходе рассмотрения дела не установлено наличия обращений работников, в том числе указанных в предписании от 14 марта 2024 г.,  о нарушении трудовых прав, наличия задолженности по оплате труда.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А., Б.К. и других" часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - она предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Исходя из анализа установленных по делу обстоятельств, следует, что оплата сверхурочной работы соответствует положениям ст. 152 ТК РФ и конституционно-правовому смыслу, выявленному в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 N 26-П, поскольку включает наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере двойной часовой ставки, иные выплаты, предусмотренные установленной системой оплаты труда, оснований для возложения на работодателя обязанности по оплате сверхурочной работы исходя из надбавок и доплат в двойном размере (при том что за это время выплачивается двойная тарифная ставка) не имелось.

При таких обстоятельствах, указание в предписании о наличии задолженности перед работниками является необоснованным, при оплате работы истца за спорные периоды работодателем были учтены установленные у него системой оплаты труда стимулирующие и компенсационные выплаты, предусмотренные трудовым договором сторон, за все фактически отработанное время, в том числе и сверх нормальной продолжительности рабочего времени, и обеспечена повышенная оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, в размере не менее, чем установлено ТК РФ, нормы коллективного договора, нормы коллективного договора не содержат условий, ухудшающих положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством.

На основании изложенного суд, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком не доказано, что принятое решение административного ответчика соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Оценивая изложенное применительно к вышеприведенным нормам действующего законодательства, суд полагает, что в нарушение частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ административным ответчиком не представлены доказательства, отвечающие требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, подтверждающие законность оспариваемых действий, доказательств в обоснование вывода о допущенном снижении причитающихся работникам административного истца вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работы, выполняемую работниками в обычный рабочий день.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что пункт 7 и пункт 8 предписания Государственной инспекции труда в адрес ...... от 14 марта 2024 года в отношении ГУП адрес Автокомбинат «Мосавтосантранс», являются незаконными и подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

 

РЕШИЛ:

 

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 7 ░ ░░░░░ 8 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ...... ░░ 14 ░░░░░ 2024 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░».

 

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

 

 

░░░░░                                                                         

1

 

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

02а-0240/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вступило в силу
Истцы
ГУП Автокомбинат "Мосавтосантранс
Ответчики
Государственная инспекция труда в г Москве
Суд
Дорогомиловский районный суд Москвы
Судья
Артемьева М.С.
Дело на сайте суда
www.mos-gorsud.ru
04.04.2024Регистрация поступившего заявления
08.04.2024Заявление принято к производству
14.05.2024Рассмотрение
05.07.2024Вынесено решение
13.08.2024Вступило в силу
08.04.2024У судьи
14.08.2024В канцелярии
13.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее