№ 16-1720/2022 (16-7914/2021)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар | 25 февраля 2022 года |
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев жалобу защитника Безбородовой М.Н., действующей в интересах ООО «Агропродукт» на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды от 25 февраля 2021 года, решение судьи Динского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 07 июня 2021 года, вынесенные в отношении ООО «Агропродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды от 25 февраля 2021 года ООО «Агропродукт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание назначено в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Динского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 07 июня 2021 года решение судьи Динского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Безбородова М.Н. выражает несогласие с вынесенным в отношении ООО «Агропродукт» нормативными актами, просит отменить, дело направить на новое рассмотрение в административный орган.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы с учетом требований части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 15 февраля 2021 года был вынесен старшим государственным инспектором Краснодарского края в области охраны окружающей среды Пономаренко П.В. в отсутствие ООО «Агропродукт».
Вышеуказанный акт гласит, что ООО «Агропродукт» надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Однако, в соответствии с почтовым идентификатором АО «Почта России» №80087457403178, определение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении было получено обществом лишь 17 февраля 2021 года, тогда как протокол был составлен 15 февраля 2021 года.
Помимо этого, постановление о назначении административного наказания было неправомерно вынесено в отсутствие ООО «Агропродукт», поскольку согласно почтового идентификатора АО «Почта России» №№ определение о дате, времени и месте вынесения постановления об административном правонарушении было получено обществом лишь 03 марта 2021 года, в то время как нормативный акт был вынесен 25 февраля 2021 года.
Каких-либо иных данных, свидетельствующих о соблюдении инспектором требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в материалах дела не представлено.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «Агропродукт» не извещено надлежащим образом о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, постановление вынесено с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах имеют место существенные нарушения процессуальных требований, допущенные административным органом при рассмотрении настоящего дела, влекущие за собой отмену судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения составляет 1 год.
Обстоятельства, послужившие основанием для составления в отношении ООО «Агропродукт» протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имели место 02 марта 2020 года. В связи с чем, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по данному делу в настоящее время истек.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 поименованного Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, судья кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене постановление старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды от 25 февраля 2021 года, вынесенного в отношении ООО «Агропродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы состоявшееся по делу постановление должностного лица признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в административный орган невозможно, решение судьи Динского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 07 июня 2021 года, также подлежат отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановления старшего государственного инспектора Краснодарского края в области охраны окружающей среды от 25 февраля 2021 года, решения судьи Динского районного суда Краснодарского края от 13 апреля 2021 года, решения судьи Краснодарского краевого суда от 07 июня 2021 года, вынесенных в отношении ООО «Агропродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.Е. Иванов