ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2022 года г. Братск
Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Куклина Ф.С., при секретаре Неграшевой Л.Н., с участием старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО2, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство лесного комплекса Иркутской области, Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству о возложении обязанности очистить лесной участок от порубочных остатков,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга указал, что прокуратурой района по результатам осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлены нарушения требований закона при выполнении гражданами работ по заготовке древесины в рамках договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных с Министерством лесного комплекса Иркутской области. **.**.**** между Министерством лесного комплекса Иркутской области в лице начальника территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству и ФИО2 в лице представителя ФИО5, действующего на основании доверенности, заключен договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан ***, по условиям которого покупателю в собственность переданы лесные насаждения в размере 31 м? в целях отопления. Предметом договора являются лесные насаждения с местоположением: Иркутская область, Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Технический участок ***, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, делянка ***. Пунктом 23 договора установлен срок его действия - с **.**.**** по **.**.****. В соответствии с актом приема-передачи лесных насаждений, являющихся приложением *** к договору купли-продажи лесных насаждений, ФИО2 в лице представителя ФИО5, **.**.**** приняты лесные насаждения в следующем объеме: береза - 29 м?, лиственница - 2 м?. С характеристикой и объемом древесины лесных насаждений, подлежащих заготовке, и со схемой расположения лесных насаждений она ознакомлена. Пунктом 7 договора определены сроки и условия вывоза древесины, согласно которым вывозка древесины осуществляется в течение срока действия договора после учета заготовленной древесины представителями лесничества в срок до **.**.****. Для покупателя лесных насаждений установлены условия для заготовки древесины: очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способов: сбор порубочных остатков в кучи с оставлением на перегнивание, одновременно с заготовкой в срок до **.**.**** (п. 8 договора). Договором установлены требования к заготовке древесины, которые сводятся к соблюдению условий договора, ЛК РФ, правил заготовки древесины, правил пожарной и санитарной безопасности в лесах, порядком проведения лесосечных работ.
В рамках выполнения условий договора покупателем осуществлена рубка лесных насаждений. При этом по результатам проведенных мероприятий установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в лесах, что следует из актов осмотров лесосек, составленных по результатам осмотра места лесосечных работ, выполненных на основании договора купли-продажи лесных насаждений. **.**.****, **.**.**** специалистами Управления произведены осмотры места рубки лесных насаждений, осуществленных ФИО2 в соответствии с договором на лесосеке 1/2 выдела 1 квартала 22 Технического участка *** Тарминского участкового лесничества Братского лесничества, на площади 0,4 га, о чем составлены акты осмотров лесосеки. Из акта осмотра лесосеки от **.**.**** следует, что лесные насаждения вырублены в объеме 26 м?, на площади 0,25 га не выполнены работы по очисти лесосеки (нарушен п.п. «к» п. 12 приказа Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российское Федерации»). Из акта осмотра лесосеки от **.**.**** следует, что лесные насаждения вырублены в объеме 31 м3, на площади 0,4 га не выполнены работы по очистке лесосеки (нарушен п.п. «к» п. 12 приказа Минприроды России от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации»).
Таким образом, учитывая перечисленные выше требования закона, предъявляемые к заготовке древесины, пожарной безопасности в лесах, ФИО2, как покупатель лесных насаждений, обязана была при проведении рубки лесных насаждений исполнить указанные требования закона. Кроме того, обязанность по очистке места рубки (лесосеки) от порубочных остатков предусмотрена договором купли-продажи лесных насаждений. Являясь стороной по договору купли-продажи лесных насаждений ФИО2, взявшая на себя обязательства по исполнению договорных условий, в соответствии со ст. ст. 309-310 ГК РФ, должна исполнять их надлежащим образом. Невыполнение требований противопожарной безопасности в лесах создает угрозу возникновения лесных пожаров и причинения ущерба лесному фонду, находящемуся в собственности Российской Федерации, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду. Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли; значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития и рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России, является федеральной собственность особого рода и имеет специальный правовой статус. Несоблюдение требований законодательства приводит к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в неисполнении требования о соблюдении всеми без исключения Конституции РФ и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ст. ст. 4, 15 Конституции РФ.
Просит суд обязать ФИО2 в срок до **.**.**** произвести очистку от порубочных остатков место рубки лесных насаждений на площади 0,4 га, расположенное по адресу: Иркутская область, Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Технический участок ***, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, делянка ***.
В судебном заседании старший помощник прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд исковые требования удовлетворить.
Ответчик - ФИО2 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство лесного комплекса Иркутской области, Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд, с учетом мнения старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке ст. 167 ГПК РФ, и не явившегося ответчика, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, в порядке заочного судопроизводства, предусмотренного ст. ст. 233-237 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника прокурора Братского района Иркутской области Петакчян А.Г., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
Согласно абз. 14 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды (абз. 14); ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (абз. 21).
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее уничтожения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с установленными в утвержденном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В судебном заседании установлено, что **.**.**** между Министерством лесного комплекса Иркутской области в лице начальника Братского лесничества и ФИО2 в лице представителя ФИО5, действующего на основании доверенности, заключен договор купли-продажи лесных насаждений ***.
Согласно п. 2 договора купли-продажи лесных насаждений *** от **.**.**** местоположение лесных насаждений находится по адресу: Иркутская область, Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Технический участок ***, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, делянка ***.
Также установлено, что лесные насаждения были переданы по акту приема-передачи лесных насаждений от **.**.****.
Пунктом 8 договора купли-продажи лесных насаждений *** от **.**.**** предусмотрено, что очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способов: сбор порубочных остатков в кучи с оставлением на перегнивание, одновременно с заготовкой в срок до **.**.****.
Кроме того, п. «ж» п. 15 договора купли-продажи лесных насаждений *** от **.**.**** предусмотрено, что покупатель обязан осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков, в срок, установленный п. 8 договора, в соответствии с правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины, в указанных в ст. 23 ЛК РФ лесничествах, установленными в соответствии с ч. 9 ст. 29 ЛК РФ, Правилами ухода за лесами, установленными в соответствии с ч. 3 ст. 64 ЛК РФ, правилами пожарной безопасности в лесах, установленными в соответствии с ч. 3 ст. 53 ЛК РФ, правилами санитарной безопасности в лесах, установленными в соответствии с ч. 3 ст. 60.3 ЛК РФ, правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, установленными в соответствии с ч. 5 ст. 32 ЛК РФ, а также видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, установленными в соответствии с ч. 4 ст. 16.1 ЛК РФ,
В силу п. 16 договора купли-продажи лесных насаждений *** от **.**.**** за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, стороны несут ответственность согласно законодательству РФ.
Согласно п. 23 договора купли-продажи лесных насаждений *** от **.**.**** срок действия договора установлен с **.**.**** по **.**.****.
В судебном заседании установлено и никем не оспаривается, что в рамках выполнения условий договора купли-продажи лесных насаждений *** от **.**.****, ФИО2 осуществлена рубка лесных насаждений.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в нарушение условий договора купли-продажи лесных насаждений *** от **.**.****, ФИО2 не произведена очистка лесосеки от порубочных остатков, что подтверждается актами осмотра лесосеки от **.**.****, от **.**.****.
Согласно указанным актам, **.**.****, **.**.**** специалистами Тарминского участкового лесничества Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству произведены осмотры места рубки лесных насаждений, осуществленных ФИО2 в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений *** от **.**.****, по адресу: Иркутская область, Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Технический участок ***, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, делянка ***.
Из актов осмотра лесосеки от **.**.****, от **.**.**** следует, что не выполнены работы по очистке лесосеки.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п. п. 2 ст. 1 ЛК РФ к одним из основных принципов лесного законодательства относятся: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охранены и защиты лесов и использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде.
Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч. 3 ст. 23.1 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.
В соответствии с п. п. «к» п. 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.12.2020 № 993 при заготовке древесины не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).
Также очистка мест рубок предусмотрена Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614.
Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами (п.1).
В соответствии с п. 9 Правил пожарной безопасности в лесах запрещается засорение леса отходами производства и потребления.
Согласно п. 26 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Пунктом 27 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; укладка порубочных остатков длиной не более 2 метров в кучи или валы шириной не более 3 метров с уплотнением их к земле для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ; завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.
Кроме того, очистка мест рубок предусмотрена Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 № 2047.
Правила устанавливают единые требования к мерам санитарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению санитарной безопасности в лесах, в том числе при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.
Согласно п.п. «в» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ст. 310 ГК РФ).
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени указанные нарушения требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды, ответчиком не устранены. Неосуществление ответчиком мероприятий по очистке места рубки лесных насаждений от порубочных остатков нарушает права и законные интересы Российской Федерации, неопределенного круга лиц (граждан), на защиту окружающей среды от негативного воздействия, на благоприятную окружающую среду. Повышается угроза возникновения лесных пожаров в пожароопасный период.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что, поскольку организовать очистку места рубки лесных насаждений от порубочных остатков обязан ответчик, невыполнение требований лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды влечет нарушение прав Российской Федерации, неопределенного круга лиц, то исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ФИО2 об обязании произвести очистку от порубочных остатков место рубки лесных насаждений на площади 0,4 га, расположенное по адресу: Иркутская область, Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Технический участок ***, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, делянка ***, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести, значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенных на ответчика обязанностей, указанный прокурором, до **.**.****.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц - 300 рублей.
Таким образом, государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с ФИО2 в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ФИО2, **.**.**** года рождения, уроженку ..., в срок до **.**.**** произвести очистку от порубочных остатков место рубки лесных насаждений на площади 0,4 га, расположенное по адресу: Иркутская область, Братское лесничество, Тарминское участковое лесничество, Технический участок ***, квартал ***, выдел ***, лесосека ***, делянка ***.
Взыскать с ФИО2, **.**.**** года рождения, уроженки ..., в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ф.С. Куклин
Мотивированное решение изготовлено **.**.****.