Решение по делу № 33-11426/2024 от 01.07.2024

Судья Козлова Л.В.                                       УИД: 61RS0004-01-2024-000094-51

                                                                                              Дело № 33-11426/2024

                                                                                                 Дело № 2-97/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 июля 2024 года                                                                    г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Тахирова Э.Ю.

судей Кушнаренко Н.В., Толстика О.В.

при секретаре Журбе И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой Оксаны Николаевны в интересах несовершеннолетней Отычко Виктории Александровны к Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, третье лицо: Департамент координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, признании незаконным распоряжения, по апелляционным жалобам Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону на решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 марта 2024 года. Заслушав доклад судьи Тахирова Э.Ю., судебная коллегия

установила:

Степанова О.Н. в интересах несовершеннолетней О.В.А. обратилась в суд с иском к Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, признании незаконным распоряжения, ссылаясь на то, что 08.08.2023 она обратилась в Администрацию Пролетарского района г. Ростова-на-Дону с заявлением о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи два человека: она, дочь - О.В.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения. О.В.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации от 29.11.2012 №987н (далее – Перечень). Данный факт подтверждается справкой МСЭ-2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.04.2015 и выпиской из протокола ВК НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной Азовским филиалом ГБУ РО «Психоневрологический диспансер». Распоряжением Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от 19.09.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Степановой О.Н. отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и включении в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, как семье, имеющей в своем составе лицо, страдающее заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний. Причиной отказа послужило отсутствие полномочий в представленной доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.12.2022 представителя от Степановой О.Н. как законного представителя несовершеннолетнего ребенка О.В.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения. Кроме того, указанная доверенность, по мнению административного органа, не подтверждает полномочия представителя на совершение действий от имени Степановой О.Н., так как действия по вопросу принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма не оговорены в доверенности.

    На основании изложенного, истец просила суд признать незаконным распоряжение Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от 19.09.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; обязать Администрацию Пролетарского района г. Ростова-на-Дону принять ее семью с составом два человека: она, дочь - О.В.А. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с включением в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а также обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону предоставить семье Степановой О.Н. с составом семьи два человека: она, дочь – О.В.А. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее всем санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее нормы предоставления, находящееся в пределах г. Ростова-на-Дону.

    Решением Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 марта 2024 года исковые требования Степановой О.Н. удовлетворены.

    С указанным решением не согласилась Администрация Пролетарского района г. Ростова-на-Дону, которая в своей апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

    В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на то, что представленная при подаче заявления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма доверенность была оформлена ненадлежащим образом, поскольку в ней не были прописаны полномочия на представление интересов от имени доверителя как законного представителя ее несовершеннолетней дочери.

    Кроме того, апеллянт указывает на то, что суд не имеет законодательной возможности производить расчет малоимущности семьи.

    С решением суда также не согласилась Администрация г. Ростова-на-Дону, которая в своей апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку оно принято в нарушение норм материального права.

    В возражениях на апелляционную жалобу Степанова О.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб надлежащим образом.

Изучив материалы дела, апелляционные жалобы, проверив законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции в пределах доводов апелляционных жалоб, выслушав представителя Степановой О.Н. – Булгакова Д.М., представителя Администрации г. Ростов-на-Дону – Касьянова М.И., судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Как установлено судом и следует из материалов дела, О.В.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, что подтверждается справкой МСЭ-2013 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.04.2015 г. и выпиской из протокола ВК НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной Азовским филиалом ГБУ РО «Психоневрологический диспансер».

    Степанова О.Н. является матерью О.В.А.

    08.08.2023 Степанова О.Н. обратилась с заявлением в администрацию Пролетарского района г. Ростова-на-Дону о принятии на учет, в соответствии с требованиями Административного регламента № АР-169-05-Т муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 01.11.2016 № 1585.

    Указанное заявление подано представителем Степановой О.Н. – Н.Е.Г., действующей на основании доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.12.2022, удостоверенной нотариусом Батайского нотариального округа Ростовской области.

    Распоряжением Администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону от 19.09.2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Степановой О.Н. с составом семьи два человека: она, дочь – О.В.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включении в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, как семье, имеющей в своем составе лицо, страдающее заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний.

    Причиной отказа послужило отсутствие полномочий в представленной доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.12.2022 представителя Степановой О.Н. как законного представителя несовершеннолетнего ребенка О.В.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения. Кроме того, указанная доверенность, по мнению административного органа, не подтверждает полномочия представителя на совершение действий от имени Степановой О.Н., так как действия по вопросу принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с целью предоставления жилого помещения по договору социального найма не оговорены в доверенности.

    Не согласившись с указанным отказом, истец обратилась в суд с настоящим иском.

    Принимая обжалуемое решение, суд, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции РФ, ст.ст. 49, 51, 52, 57 ЖК РФ, Областного закона Ростовской области от 07.10.2005 № 363-ЗС «О учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Ростовской области», установив, что О.В.А. является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н, пришел к выводу, что семья Степановой О.Н. имеет право на обеспечение жилым помещение в порядке, установленном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

    Оценивая действия ответчика по отказу в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 54, 56, 64 СК РФ, исходя из того, что Степанова О.Н. как законный представитель своей несовершеннолетней дочери надлежащим образом уполномочила соответствующей доверенностью физическое лицо на представление интересов органах государственной власти и органах местного самоуправления, пришел к выводу о том, что отказ Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону является незаконным.

    Оценив материальное положение семьи Степановой О.Н., проведя расчет малоимущности семьи, суд пришел к выводу, что семья истца может быть признана малоимущей в целях признания нуждающейся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма и имеет право быть обеспеченной жилым помещением в связи с нуждаемостью, малоимущностью и наличием у члена семьи заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 987н.

    Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по мотивам, изложенным в решении суда, оснований для отмены решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не усматривает.

    В соответствии с положениями ч.ч. 1-5 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

    Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ)

    Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

    С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

     Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.

    В соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 01.11.2016 № 1585 утвержден административный регламент № АР-169-05-Т муниципальной услуги «Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

    Согласно п. 2.6.2 указанного регламента в целях получения муниципальной услуги в администрацию района города по месту жительства или в МФЦ, с которым у администрации района города имеется соглашение о взаимодействии, заявителем (представителем заявителя) на имя главы администрации района города подается заявление по форме, установленной постановлением Правительства Ростовской области от 04.05.2012 № 354 «Об утверждении Положения о порядке признания граждан малоимущими в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма и организации учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».

    Согласно п. 2.6.4 регламента к документам, подтверждающим полномочия представителя заявителя, в случае если с заявлением обращается представитель заявителя, относятся: доверенность, оформленная в установленном законом порядке, на представление интересов заявителя; документ, подтверждающий полномочия представителя действовать от имени физического лица без доверенности (законный представитель), за исключением документов, представляемых в составе документов, удостоверяющих личность членов семьи заявителя, а также документов и информации, предусмотренных разделом 2.7 раздела 2 административного регламента.

    Из материалов дела следует, что при обращении в Администрацию Пролетарского района г. Ростова-на-Дону от имени Степановой О.Н. действовала представитель Н.Е.Г., действующая на основании доверенности НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 02.12.2022, из буквального содержания текста которой следует, что Степанова О.Н. уполномочила представителей, для представления интересов в «…государственных, административных, муниципальных учреждениях и организациях…», «…представлять мои интересы в любых государственных органах и органах местного самоуправления… подавать от моего имени любые заявления, расписываться за меня….совершать все действия, связанные с выполнением этого поручения».

    Таким образом, принимая во внимание, что к заявлению о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения, помимо прочего, был приложен документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, суд пришел к правомерному выводу, что у Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону отсутствовали основания для отказа Степановой О.Н. в принятии на учет по основанию того, что у представителя отсутствуют необходимые полномочия.

    Доводы о том, что доверенность была оформлена ненадлежащим образом, поскольку в ней не были прописаны полномочия на представление интересов от имени доверителя как законного представителя ее несовершеннолетней дочери, подлежат отклонению судебной коллегией в силу следующего.

    Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

    Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

    В соответствии с п. 1 ст. 64 СК РФ защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

    Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

    Из вышеуказанного следует, что все действия в интересах несовершеннолетних совершают их законные представители, Степанова О.Н. является матерью и законным представителем несовершеннолетней О.В.А. в силу закона, в связи с чем, вопреки доводам жалобы, при выдаче доверенности дополнительного указания на то, что она доверяет действовать представителю от имени несовершеннолетнего, не требуется.

    Тщательно оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая материальное положение семьи Степановой О.Н., ее нуждаемость в жилом помещении, а также наличие заболевание у члена семьи, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Степановой О.Н. об обязании Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону принять ее семью на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с включением в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, и обязании Администрации г. Ростова-на-Дону предоставить семье Степановой О.Н. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее нормы предоставления, находящееся в пределах г. Ростова-на-Дону. Оснований для переоценки указанных выводов суда у судебной коллегии не имеется, поскольку, делая такие выводы, судом учтены нормы действующего законодательства, произведен подробный расчет малоимущности семьи, принято во внимание, что семьей Степановой О.Н. ранее не осуществлена реализация субъективного права быть обеспеченной жилым помещением по договору социального найма.

    Доводы апелляционной жалобы Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону о том, что суд не имеет законодательной возможности производить расчет малоимущности семьи, не основан на нормах действующего законодательства. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что в рамках судебного разбирательства Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону было неоднократно предложено представить расчет малоимущности семьи Степановой О.Н., чего ею сделано нее было.

    Доводы апелляционной жалобы Администрации г. Ростова-на-Дону о том, что при принятии решения судом неправильно применены нормы материального права, несостоятельны, поскольку оспариваемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, которые подлежат применению к установленным правоотношениям, сомнений в их законности не имеется.

    Иных доводов, влияющих на правильность выводов суда, апелляционные жалобы не содержат.

    В целом, доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с решением суда, повторяют позицию, изложенную в суде первой инстанции, которой была дана надлежащая правовая оценка судом, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

    С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

    Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону – без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.07.2024г.

33-11426/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Степанова Оксана Николаевна
Ответчики
Администрация Пролетарского района Ростова н/Д
Администрация Ростова н/Д
Другие
Департамент координации строительства и перспективного развития Ростова н/Д
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
16.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2024Передано в экспедицию
16.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее