Судья Волкова Ю.А. |
№ 33-3697-2024 УИД 51RS0001-01-2023-005104-61 |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2024 г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск |
10 октября 2024 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего |
Киселевой Е.А. |
судей |
Лучника А.В. |
Власовой Л.И. |
|
при секретаре |
Таушанковой Н.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-250/2024 по иску прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования г. Мурманск к Комитету имущественных отношений г. Мурманска об обязании поставить на учет бесхозяйное имущество,
по апелляционной жалобе Комитета имущественных отношений города Мурманска на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 25 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Лучника А.В., объяснения представителя Комитета имущественных отношений г. Мурманска Синегурского А.Е., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов жалобы прокурора Престинского Е.В., представителя третьего лица акционерного общества «Мурманэнергосбыт» Чернышовой Т.А., представителя третьего лица Управления Росгвардии по Мурманской области Ведищева О.В., полагавших апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска, в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования г. Мурманск обратился в суд с иском к Комитету имущественных отношений г. Мурманска об обязании поставить на учет бесхозяйное имущество.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Первомайского административного округа г. Мурманска проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности в части принятия бесхозяйных объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования г. Мурманск, в муниципальную собственность.
18 сентября 2023 г. в прокуратуру округа из прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска поступило обращение АО «МЭС» от 7 сентября 2023 г. № 1-28-40/18391 о проведении мероприятий по принятию на учет объектов в качестве бесхозяйных, бездействии комитета имущественных отношений г. Мурманска при решении указанного вопроса.
Изучение обращения и приложений к нему показало, что объект «участок тепловой сети от внешней границы стены здания ДТП по ул. Фестивальная 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.56» и объект «участок тепловой сети от внешней границы стены здания ДТП по ул. Фестивальная 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.58» выявлены АО «МЭС», как бесхозяйные, в ходе проведения инвентаризации, о чем администрация г. Мурманска проинформирована Обществом письмом от 2 августа 2023 г. № 1-28-40/16144.
На указанное письмо Комитет, по поручению администрации г. Мурманска, дал ответ от 22 августа 2023 г. № 15-07-01/11939, согласно которому объекты не являются бесхозяйными, имеют собственника, эксплуатирующего здания по ул. Подгорная, д.56 и ул. Подгорная, д.58.
Согласно информации МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия, Министерства имущественных отношений Мурманской области участок тепловой сети от внешней границы стены здания ДТП по ул. Фестивальная д.25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.56 и участок тепловой сети от внешней границы стены здания ДТП по ул. Фестивальная д.25а до УТ1 от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.58 в реестре федерального имущества, в составе государственной собственности Мурманской области не значатся.
Согласно письму комитета имущественных отношений г. Мурманска от 29 сентября 2023 г. №15-07-01/13730, указанные объекты не являются бесхозяйными, в связи с чем мероприятия по постановке на учет объектов в качестве бесхозяйных не проводились, учетные дела в отношении спорных объектов не заводились.
Вместе с тем, так как причиной выявления указанных участков тепловой сети являлся порыв (аварийная ситуация) на них, которая имеет вероятность повториться, решение вопроса о принадлежности участков тепловых сетей, с учетом наступления отопительного сезона 2023-2024 годов, является более чем актуальным. При этом орган местного самоуправления в лице комитета имущественных отношений г. Мурманска до настоящего времени указанные объекты инженерной инфраструктуры на учет в качестве бесхозяйных не поставил, право собственности на спорные бесхозяйные объекты не оформил.
Таким образом, бездействие органа местного самоуправления в лице Комитета выразившееся в не постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества - участок тепловой сети от внешней границы стены здания ЦТП по ул. Фестивальная д.25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.56 и участок тепловой сети от внешней границы стены здания ЦТП по ул. Фестивальная д.25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.58 и непринятие мер, направленных на признание права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты влечет их ненадлежащее техническое содержание и обслуживание, что создает угрозу небезопасной эксплуатации тепловой сети, что в свою очередь влечет нарушение прав и законных интересов граждан на благоприятные и безопасные условия.
Уточнив исковые требования, просил суд возложить на Комитет имущественных отношений г. Мурманска обязанность в течение года с момента вступления в законную силу решения суда осуществить постановку на учет в Управлении Росреестра по Мурманской области бесхозяйное имущество - участок тепловой сети от наружной стены здания центрального теплового пункта (ЦТП) по адресу: г. Мурманск ул. Фестивальная д.25а до тепловой камеры №4; участок тепловой сети от тепловой камеры №4 до наружной стены здания по адресу: г. Мурманск ул. Подгорная д.56; участок тепловой сети от тепловой камеры №4 до наружной стены здания по адресу: г. Мурманск ул. Подгорная д.58; тепловую камеру №4 с запорной арматурой, приложив декларацию на указанный объект, форма и состав сведений которой соответствуют требованиям Приказа Росреестра от 4 марта 2022 г. №П/0072 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, составе содержащихся в ней сведений».
Протокольными определениями суда от 18 декабря 2023 г. и 7 февраля 2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Росреестра по Мурманской области и АО «Мурманский морской рыбный порт».
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе и дополнениям к ней представитель Комитета имущественных отношений г. Мурманска Болдырев П.А, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает, что Комитет не является органом местного самоуправления и не уполномочен решать вопросы местного значения в сфере организации теплоснабжения населению, не является федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами и не уполномочен осуществлять прием (постановку) на учет в Росреестре бесхозяйных недвижимых вещей, а также вносить сведения в этот учет. Анализирует положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и приводит довод о том, что только орган государственной регистрации прав (Росреестр) уполномочен осуществлять прием (постановку) на учет и вносить сведения в ЕГРН в отношении бесхозяйного недвижимого имущества, принимать решения об учете при наличии сведений в ЕГРН о таком имуществе.
Полагает, что тепловая сеть представляет собой трубопровод - объект недвижимости, для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Считает, что спорные участки не могут называться самостоятельной тепловой сетью, так как не имеют технологического подключения к источнику тепловой энергии, а тепловая камера ТК-4 является устройством для обеспечения защиты спорных участков тепловой сети в местах соединения, других устройств, арматуры и т.п. от негативного воздействия окружающей среды и обеспечивает доступ человека к этим элементам.
Приводит довод о том, что каких-либо доказательств отнесения спорных участков в соответствии с критериями и признаками объекта недвижимости, к недвижимой вещи, в материалах дела отсутствуют, фактических доказательств бесхозяйности спорных участков прокурором и третьими лицами не представлено.
Полагает, что выводы суда первой инстанции, об автономности спорных участков, самостоятельных объектов инженерной инфраструктуры - тепловые сети, согласно сведениям АО «Мурманэнергосбыт», которые технологически соединены между собой и присоединены к тепловой сети Первомайского округа города Мурманска противоречат правовому смыслу понятия «Вещь», а также физическим и технологическим свойствам тепловой сети, технологическому единству инженерных сооружений тепловой сети, так как тепловая энергия не может транспортировав спорных участках в отрыве друг от друга и от тепловой сети Первомайского округа города Мурманска.
Ввиду чего указывает, что раздел в натуре тепловой сети Первомайского округа г. Мурманска невозможен без изменения её назначения, в связи с чем, такая сеть представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой (в частности спорные участки - трубы, тепловые камеры) не являются самостоятельными недвижимыми вещами, так как спорные участки соединены между собой, присоединены к трубопроводу и являются его продолжением.
Считает, что судом неправильно истолкованы положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации и необоснованно не применены положения статей 133, 134, 141.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Спорные участки не могут выступать в гражданском обороте как самостоятельные объекты вещных прав в качестве самостоятельной недвижимой вещи, и не подлежат учету в Росреестре самостоятельные объекты недвижимости (тепловые сети) в качестве бесхозяйного имущества, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», так как спорные участки не могут самостоятельно передавать тепловую энергию, теплоноситель в отрыве друг от друга и без источника тепловой энергии.
Указывает, что именно на АО «Мурманэнергосбыт» возложена обязанность по направлению декларации об объекте недвижимости в Росреестр.
Комитет не уполномочен решать вопросы теплоснабжения, разграничения по принадлежности тепловой сети, ремонта и содержания данных участков, в отношении которых между АО «Мурманэнергосбыт» и собственниками зданий (помещений) по адресам: г. Мурманск, ул. Подгорная, дома №№ 56, 58, в связи с чем в рассматриваемом случае имеется спор между конкретными хозяйствующими субъектами по обслуживанию и ремонту спорных участков тепловой сети.
Акцентирует внимание на том, что органы прокуратуры не могут выступать в защиту коммерческих интересов конкретных юридических лиц, участвующих в деле, между которыми возник спор, подменяя понятия, незаконно и безосновательно требуя обязать Комитет совершить определенные действия, которые не соответствуют полномочиям Комитета и интересам органов местного самоуправления (населению).
Приводит довод о том, что органы местного самоуправления города Мурманска не могут быть заинтересованы и в последующем оформлении права муниципальной собственности на спорные участки, так как данное имущество не может находится в муниципальной собственности и в соответствии с пунктом 5 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежит отчуждению в государственную собственность Мурманской области.
Выводы суда о наличии правовых оснований признания спорных участков тепловой сети, как самостоятельных автономных объектов инженерной инфраструктуры - самостоятельными недвижимыми бесхозяйными вещами, так и незаконном бездействии Комитета, имеют противоречия и не учитывают должным образом фактические обстоятельства дела, основаны на избирательном толковании норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Судебный акт суда первой инстанции существенно нарушает права Комитета, как самостоятельного участника гражданских прав, выразившийся в обязании совершить определенные действия в отношении спорных участков без установленных законодательством РФ оснований, затрагивает публичные интересы, так как не способствует сохранению технологического единства инженерных комплексов (систем) теплоснабжения города Мурманска, централизованного управления ими, обеспечения необходимых требований к организации их безопасной эксплуатации, и не способствует задачам государственной политики по улучшению в сфере теплоснабжения, так как допускает выведение из состава системы теплоснабжения города Мурманска отдельных частей (спорные участки), лишая АО «Мурманэнргосбыт», собственника данных участков, права собственности.
Считает, что суд должен был привлечь АО «Мурманэнергосбыт» и Росреестр к участию в деле в качестве соответчиков по своей инициативе, исходя из характера спорных правоотношений, наличия полномочий и материально-правового интереса.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Первомайского административного округа города Мурманска Моругова М.В., представитель АО «Мурманэнергосбыт» Чернышова Т.А. просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась представители ФБУ «Мурманский ЦСМ», АО «Мурманский морской рыбный порт», Управления Росреестра по Мурманской области, администрации г. Мурманска, АО «Почта России» в лице УФПС по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в том числе с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Первомайского административного округа г. Мурманска проведена проверка законодательства о муниципальной собственности в части принятия бесхозяйных объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования г. Мурманск в муниципальную собственность на основании обращения АО «МЭС» от 7 сентября 2023 г. № 1-28-40/18391 о проведении мероприятий по принятию на учет объектов в качестве бесхозяйных, бездействии комитета имущественных отношений г. Мурманска при решении указанного вопроса.
Письмом от 2 августа 2023 г. № 1-28-40/16144 администрация г. Мурманска проинформирована, о том, что в ходе проведения инвентаризации АО «МЭС» объект: участок тепловой сети от внешней границы стены здания ЦТП по ул. Фестивальная 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.56, и участок тепловой сети от внешней границы стены здания ЦТП по ул. Фестивальная 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.58 установлены как бесхозяйные.
Письмом № 15-07-01/11939 от 22 августа 2023 г., Комитетом имущественных отношений г. Мурманска дан ответ, согласно которому объекты не являются бесхозяйными, имеют собственника, эксплуатирующего здания по ул. Подгорная д.56 и д.58.
Согласно информации МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия от 28 сентября 2023 г. № 51-ДЕ-05/9467 участок тепловой сети от внешней границы стены здания ЦТП по ул. Фестивальная д. 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.56 и участок тепловой сети от внешней границы стены здания ЦТП по ул. Фестивальная д.25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.58 в реестре федерального имущества не значатся.
Из ответа Министерства имущественных отношений Мурманской области от № 19-03/15429-ЕА от 2 октября 2023 г. следует, что участок тепловой сети от внешней границы стены здания ДТП по ул. Фестивальная д. 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д. 56 и участок тепловой сети от внешней границы стены здания ДТП по ул. Фестивальная д. 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д. 58 в составе государственной собственности Мурманской области отсутствуют.
Согласно письму Комитета имущественных отношений г. Мурманска № 15-07-01/13730 от 29 сентября 2023 г., указанные объекты не являются бесхозяйными, в связи с чем, мероприятия по постановке на учет объектов в качестве бесхозяйных не проводились, учетные дела в отношении спорных объектов, не заводились.
Из акта комиссионного осмотра от 14 декабря 2023 г., с участием представителя КИО г. Мурманска, Администрации г. Мурманска, АО «МЭС», Управления Росгвардии по Мурманской области. ФБУ «Мурманский ЦСМ», УФПС Мурманской области следует, что согласно условной схемы участка тепловой сети и наружного визуального осмотра установлено, что рассматриваемый участок состоит из трех участков тепловой сети в двухтрубном исполнении и тепловой камеры ТК-4 (УТ1): участок тепловой сети от наружной стены здания центрального пункта (ДТП) по адресу: г. Мурманск, ул. Фестивальная, д. 25а до тепловой камеры №4 (ТК-4); участок тепловой сети от ТК-4 до наружной стены здания по адресу: г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 56; участок тепловой сети от ТК-4 до наружной стены здания по адресу: г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 58; ТК-4 с запорной арматурой.
Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра в Мурманской области, сведения об объекте недвижимости: участок тепловой сети от наружной стены здания центрального теплового пункта (ЦПТ) по адресу: г. Мурманск, ул. Фестивальная. д. 25а до тепловой камеры №4; участок тепловой сети от тепловой камеры № 4 до наружной стены здания по адресу: г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 56; участок тепловой сети от тепловой камеры № 4 до наружной стены здания по адресу: г. Мурманск, ул. Подгорная, д. 58; тепловая камера № 4 с запорной арматурой в едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Материалами дела подтверждено, что 23 октября 2023 г. между АО «Мурманэнергосбыт» и ФБУ «Мурманский ЦСМ» заключен государственный контракт №003ФП (договор) на снабжение тепловой энергией и теплоносителем.
Акт разграничения балансовой принадлежности является одним из документов, фиксирующих подключение к системам теплоснабжения.
В акте указываются границы раздела тепловых сетей, теплопотребляющих установок и источников тепловой энергии по признаку владения на праве собственности или ином законном основании.
Из акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением № 5 к Договору, следует, что в эксплуатации АО «МЭС» находятся: магистральные и внутриквартальные сети от ТЦ «Фестивальная» до здания ЦТП (ул. Фестивальная, д.25а), в эксплуатационной ответственности ФБУ «ЦСМ»: внутридомовые тепловые сети здания по ул. Подгорная в д.58. Эксплуатационная ответственность сторон по обслуживанию тепловых сетей устанавливается: теплоснабжающая организация обслуживает тепловые сети: магистральные и внутриквартальные сети от ТЦ «Фестивальная» до здания ЦТП (ул. Фестивальная, д. 25а), ФГБУ «Мурманский ЦСМ»: внутридомовые тепловые сети здания по ул. Подгорная в д. 58.
На основании решения Совета депутатов г. Мурманска № 37-643 от 23.05.2017г. утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности г. Мурманска в федеральную собственность на безвозмездной основе (для использования федеральным государственным казенным учреждением «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Мурманской области» согласно которому передано: здание поликлиники, расположенной по адресу: Мурманская область, г. Мурманск, ул. Подгорная, д.56, земельный участок, сеть холодного водоснабжения от водопроводного колодца в районе д.64 по ул. Подгорная до здания поликлиники по ул. Подгорная, д.56.
Распоряжением № 177 от 26 июля 2017 г. МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия за ФГКУ «УВО ВНГ России по Мурманской области» закреплено на праве оперативного управления: здание поликлиники, расположенной по адресу:
Мурманская область, ул. Подгорная, д. 56, сеть холодного водоснабжения, протяженностью 32 п.м. от водопроводного колодца в районе дома № 64 по ул. Подгорная до здания поликлиники по ул. Подгорная, д. 56. Передача указанных объектов подтверждена Актом № 25 от 28 июля 2017 г. о приеме-передаче объектов нефинансовых активов.
17 августа 2023г. между АО «МЭС» и Управлением Росгвардии по Мурманской области заключен государственный контракт № 004ПФ (договор) на снабжение тепловой энергией и теплоносителем.
Из акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением № 5 к Договору, следует, что в эксплуатации АО «МЭС» находятся: магистральные и внутриквартальные сети от ТЦ «Фестивальная» до здания ЦТП (ул. Фестивальная, д.25а), в эксплуатационной ответственности Управления Росгвардии по Мурманской области: внутридомовые тепловые сети здания по ул. Подгорная в д. 56. Эксплуатационная ответственность сторон по обслуживанию тепловых сетей устанавливается: теплоснабжающая организация обслуживает тепловые сети: магистральные и внутриквартальные сети от ТЦ «Фестивальная» до здания ЦТП (ул. Фестивальная д. 25а). Управления Росгвардии по Мурманской области: внутридомовые тепловые сети здания по ул. Подгорная в д.56.
Таким образом, участок тепловой сети от здания ЦТП (ул. Фестивальная, д. 25а) до внутридомовых тепловых сетей зданий по ул. Подгорная в д.58 и ул. Подгорная в д.56, который фактически используется теплоснабжающей организацией АО «МЭС» для передачи теплоносителя потребителям ФГБУ «Мурманский ЦСМ» и Управлению Росгвардии по Мурманской области, данными договорами не охвачен, что, по мнению прокурора, свидетельствует о бесхозяйности данного участка.
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, исходя из положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пришел к выводу о том, что спорный объект является объектом инженерной инфраструктуры, орган местного самоуправления обязан принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию данного объекта, непринятие мер по надлежащему оформлению права собственности на бесхозяйный объект может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу физических и юридических лиц, тем самым нарушить права неопределенного круга лиц, возложил на КИО г. Мурманска обязанность осуществить постановку в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии на учет бесхозяйное имущество - участок тепловой сети от внешней границы стены здания ДТП по ул. Фестивальная 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.56» и объект «участок тепловой сети от внешней границы стены здания ДТП по ул. Фестивальная 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.58.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, которые основаны на неверном определении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, и неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Включению в реестр муниципальной собственности спорного имущества должна предшествовать процедура, предусмотренная частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
При этом пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов вправе также обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Названные выше положения гражданского законодательства предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 133 данного кодекса вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
На основании статьи 133.1 указанного кодекса недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.
В пункте 38 приведенного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 указано, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания указанной нормы права и разъяснений следует, что сложная вещь образуется путем соединения многих вещей, представляющих единство.
Приказом Минрегиона России от 30 июня 2012 г. № 280 утвержден Свод правил СП 124.13330.2012 «Тепловые сети», который разработан в целях обеспечения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» с учётом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Указанный свод правил распространяется на тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями) от выходных запорных задвижек (исключая их) коллекторов источника теплоты или от наружных стен источника теплоты до выходных запорных задвижек (включая их) центральных тепловых пунктов и до входных запорных органов индивидуальных тепловых пунктов (узлов вводов) зданий (секции зданий) и сооружений, транспортирующие горячую воду с температурой до 200 °С и давлением до 2,5 МПа включительно, водяной пар с температурой до 440 °С и давлением до 6,3 МПа включительно, конденсат водяного пара.
В состав тепловых сетей включены здания и сооружения тепловых сетей: насосные, центральные тепловые пункты, павильоны, камеры, дренажные устройства и т.п. В настоящем своде правил рассматриваются системы централизованного теплоснабжения в части их взаимодействия в едином технологическом процессе производства, распределения, транспортирования и потребления теплоты.
Под системой централизованного теплоснабжения (СЦТ) в данном своде правил понимается система, состоящая из одного или нескольких источников теплоты, тепловых сетей (независимо от диаметра, числа и протяжённости наружных теплопроводов) и потребителей теплоты (пункт 3.11).
В пункте 3.10 распределительные тепловые сети определены как наружные тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от центрального теплового пункта до индивидуального теплового пункта.
Магистральные тепловые сети в пункте 3.6 определены как тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая её) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая её) в тепловых пунктах или до первой запорной арматуры на ответвлении (включая её).
Квартальными тепловыми сетями, в соответствии с пунктом 3.3 являются распределительные тепловые сети внутри кварталов городской застройки.
Согласно пункту 3.7 ответвление – это участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям и не имеющий других ответвлений.
Трубопроводом является сооружение, которое предназначено для транспортирования жидких и газообразных веществ, твердого топлива и иных твердых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы. Им является совокупность деталей и сборочных единиц из труб с относящимися к ним элементами - коллекторами, тройниками, переходами, отводами, арматурой и т.п. (пункт 3.26 СП 73.13330.2016. СНиП 3.05.01-85. «Свод правил», пункт 3.6 РД ЭО 0586-2004 «Нормы проектирования»).
Трубопровод относится к линейным объектам, то есть является сооружением. Последние являются недвижимыми вещами (часть 1 статья 141.3 ГК РФ), что определяется их прочной связью с землей, то есть их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (часть 1 статья 130 ГК РФ, части 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Следовательно, тепловая сеть, представляет собой трубопровод — объект недвижимости, для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Обосновывая свои требования, прокурор ссылался на результаты проведенной проверки, выявившей бесхозяйное имущество, которое подлежит принятию в муниципальную собственность.
Между тем, результаты прокурорской проверки не относятся к общеизвестным обстоятельствам и не могут служить основанием для освобождения от доказывания изложенных в них обстоятельств.
Отсутствие государственной регистрации права собственности того или иного лица на спорный объект, отсутствие сведений в реестрах государственной собственности само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
По настоящему делу прокурору необходимо было представить доказательства того, что спорный участок тепловой сети не имеет собственника, его невозможно установить или того, что собственник от права собственности на указанные объекты отказался, чего при рассмотрении настоящего гражданского дела сделано не было.
Вместе с тем ответчиком неоднократно указывалось на то, что спорный участок тепловой сети возводился для обслуживания зданий по ул. Подгорная в д.58 и ул. Подгорная в д.56, входит в тепловые сети Первомайского округа г. Мурманска и используется АО «МЭС» для передачи теплоносителя от источника тепловой энергии до указанных зданий.
Спорный участок тепловой сети в двухтрубном исполнении и тепловая камера № 4, технологически соединены друг с другом, присоединены к центральному тепловому пункту (ЦТП) по адресу: город Мурманск, улица Фестивальная, дом 25а, и являются составными частями тепловой сети и её продолжением, которая начинается от источника тепловой энергии - котельная (кадастровый номер 51:20:0000000:16634, принадлежит на праве собственности АО «МЭС), включая ЦТП ул. Фестивальная д.25а.
Данный участок тепловой сети не имеет технологического подключения к источнику тепловой энергии, а тепловая камера ТК-4 является устройством для обеспечения защиты спорных участков тепловой сети в местах соединения, других устройств, арматуры и т.п. от негативного воздействия окружающей среды и обеспечивает доступ человека к этим элементам, следовательно, не являются самостоятельной тепловой сетью.
Оставив без внимания указанные обстоятельства, суд удовлетворил требования прокурора и возложил на ответчика обязанность по постановке на учет участка тепловой сети как бесхозяйного имущества, тем самым, в нарушение положений пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, фактически подтвердил бесхозяйный статус вещей без установления их собственника, презюмируя его отсутствие.
Как верно указано подателем жалобы, исходя из установленного содержания терминов «система центрального отопления», «распределительные тепловые сети», «магистральные тепловые сети», «квартальные тепловые сети», «ответвление», следует, что трубопровод в двухтрубном исполнении от ЦТП Фестивальная 25а до тепловой камеры № 4 (включая тепловую камеру и расположенную в ней запорную арматуру) является частью соответствующей квартальной тепловой сети, входящей в систему централизованного теплоснабжения, следовательно, по мнению суда апелляционной инстанции, является частью единого имущественного комплекса в правовом регулировании статьи 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, в нарушение положений пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, фактически подтвердил бесхозяйный статус вещи без установления ее собственника, устанавливая его отсутствие, равно как и то, что данный участок тепловой сети является самостоятельным объектом недвижимости.
Между тем, спорный участок тепловой сети фактически находится в открытом и непрерывном владении и пользовании определенных лиц – АО «МЭС», ФБУ «Мурманская ЦСМ», Управление Росгвардии по Мурманской области.
Вместе с тем, из представленных по запросу суда апелляционной инстанции, и исследованных в качестве новых (дополнительных) доказательств в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации документов следует, что решением исполнительного комитета Мурманского городского Совета депутатов трудящихся № 18 от 21 октября 1969 г. Мурманскому морскому рыбному порту был отведён в бессрочное пользование земельный участок в районе проектируемых зданий общественного назначения по улице Подгорной для строительства поликлиники на 1 200 посещений в день.
Решением исполнительного комитета Мурманского городского Совета народных депутатов № 599 от 31 декабря 1980 г. утверждён акт государственной приёмочной комиссии о приёмке в эксплуатацию поликлиники на 1 200 посещений в день со всеми внутриквартальными инженерными сетями, заказчиком строительства которой являлся Мурманский морской рыбный порт, а подрядчиком — СМУ ВРГ10 «Севрыба». Во исполнение пункта 3 данного решения зданию поликлиники присвоен почтовый адрес - улица Подгорная, дом № 56.
Ввиду того, что заказчиком строительства являлся Мурманский морской рыбный порт, названное здание было принято предприятием на свой баланс, акт государственной приёмочной комиссии, в котором комиссией распределено какая инженерная сеть подлежит принятию на обслуживание какой организации, находился у заказчика строительства и балансодержателя данного здания – Мурманский морской рыбный порт.
Решением исполнительного комитета Мурманского городского Совета депутатов трудящихся № 64 от 31 января 1969 г. Управлению «Севрыбхолодфлот» был отведён в бессрочное пользование земельный участок по улице Подгорной рядом с участком строящейся столовой судоверфи для строительства комбината бытового обслуживания.
Решением исполнительного комитета Мурманского городского Совета депутатов трудящихся № 45 от 30 декабря 1972 г. утверждён акт государственной приёмочной комиссии о приёмке в эксплуатацию комбината бытового обслуживания со всеми внутриквартальными инженерными сетями. Во исполнение пункта 3 данного решения зданию поликлиники присвоен почтовый адрес - улица Подгорная, дом № 58.
Ввиду того, что заказчиком строительства являлось Управление «Севрыбхолодфлот», названное здание было принято предприятием на свой баланс, акт государственной приёмочной комиссии, в котором комиссией распределено какая инженерная сеть подлежит принятию на обслуживание какой организации, находился у заказчика строительства и балансодержателя данного здания - Управление «Севрыбхолодфлот».
Названные документы содержат указание на ввод объектов капитального строительства вместе со всеми (в том числе и тепловыми) внутриквартальными инженерными сетями.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Мурманской области от 10 августа 2017 г. № 27 «Об условиях приватизации имущественного комплекса государственного областного унитарного теплоэнергетического предприятия «ТЭКОС» (далее - Распоряжение № 27) принято решение о приватизации ГОУТП «ТЭКОС» путём преобразования в акционерное общество «ТЭКОС» (пункт 1).
Пунктами 2 и 3 Распоряжения № 27 утверждены перечни: имущества, подлежащего приватизации имущественного комплекса ГОУТП «ТЭКОС» (пункт 2) и имущества, используемого ГОУТП «ТЭКОС» на праве хозяйственного ведения, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса предприятия (пункт 3). Последнее, в соответствии с пунктом 4 Распоряжения № 27, подлежало изъятию из хозяйственного ведения ГОУТП «ТЭКОС».
Пунктом 9 Распоряжения № 27 установлено, что объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети и отдельные объекты таких систем, находящиеся в составе имущественного комплекса ГОУТП «ТЭКОС», приватизируются с обременением: обязательствами по строительству, реконструкции (инвестиционные обязательства) согласно приложениям № 3 и № 4 к настоящему распоряжению; обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства) согласно приложениям № 5 и № 6 к настоящему распоряжению.
Письмом № 02-01/226 от 26 апреля 2021 г. АО «ТЭКОС» уведомило комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска о сносе принадлежащего предприятию на праве собственности объекта недвижимого имущества «Паропровод Первомайского округа г. Мурманска на ЦТП ул. Фестивальная, 25а».
Письмом от 20 июля 2021 г. исх. № 02-01/420 АО «ТЭКОС» направило в комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства «Паропровод Первомайского округа г. Мурманска на ЦТП ул. Фестивальная, 25а».
В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Исходя из приведенных выше правовых норм орган местного самоуправления обязан принять на учет объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения и принять необходимые меры по их содержанию и обслуживанию только в случае, если они обладают признаками бесхозяйного объекта, который не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, от права собственности на который собственник отказался.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что поскольку посредством паропровода Первомайского округа г. Мурманска на ЦТП ул. Фестивальная, 25а поставлялась тепловая энергия в паре, а от ЦТП ул. Фестивальная, 25а до зданий № 56 и № 58 по ул. Подгорная посредством соответствующей распределительной сети и ответвлений, в отношении которых заявлены исковые требования, осуществлялась поставка тепловой энергии в горячей воде, то демонтированный АО «ТЭКОС» в 2021 году паропровод являлся составной частью внутриквартальной тепловой сети.
Поставка тепловой энергии в здания № 56 и № 58 по ул. Подгорной до настоящего времени осуществляется АО «МЭС» посредством квартальной тепловой сети от ЦТП ул. Фестивальная, 25а до зданий № 56 и № 58 по ул. Подгорная, что свидетельствует о подключении данного участка к централизованной системе теплоснабжения.
Поскольку Распоряжением № 27 объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети и отдельные объекты таких систем, находившиеся в составе имущественного комплекса ГОУТП «ТЭКОС», в результате реорганизационных мероприятий перешли к АО «Мурманэнергосбыт», спорные объекты, как неотделимые составные части централизованной системы теплоснабжения, не могут являться самостоятельными объектами гражданских прав и не могут быть признаны бесхозяйными.
Принимая во внимание технические характеристики спорного объекта, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии возможности постановки их на учет как бесхозяйного имущества в качестве отдельного объекта, данные объекты являются составной частью тепловой сети.
Отсутствие в ЕГРН информации о спорном участке тепловой сети от внешней границы стены здания ЦТП по ул. Фестивальная 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.56, и участок тепловой сети от внешней границы стены здания ЦТП по ул. Фестивальная 25а до УТ1, от УТ1 до наружной стены здания по ул. Подгорная, д.58, то обстоятельство, что данные объекты установлены как бесхозяйные при проведении инвентаризации в АО «Мурманэнергосбыт», не свидетельствует о бесхозяйности данного участка тепловой сети.
Доказательства, опровергающие указанные обстоятельства, в материалы дела в соответствии с положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Установление конкретной точки балансовой принадлежности спорного участка тепловой сети между АО «МЭС», ФБУ «Мурманская ЦСМ», Управлением Росгвардии по Мурманской области не является предметом настоящего судебного разбирательства, данный вопрос может быть разрешен заинтересованными лицами как во внесудебном, так и в судебном порядке (при наличии спора) в рамках самостоятельного спора.
Судебная коллегия также отмечает, что невозможность исполнения судебного акта свидетельствует о его незаконности. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, исполнение судебного решения по смыслу ст. 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты; соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Рассматривая исковые требования прокурора, связанные с возложением на комитет имущественных отношений г. Мурманска обязанности поставить на учет в Росреестре спорный участок тепловой сети, суд первой инстанции должен был установить, что эти действия могут быть совершены данным ответчиком и действительно приведут к восстановлению нарушенных прав.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации постановка на учет бесхозяйных недвижимых вещей отнесена к полномочиям органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. К полномочиям органа местного самоуправления относится лишь обращение с заявлением о постановке бесхозяйного объекта недвижимости на учет.
В настоящем случае судом первой инстанции при постановлении решения не были соблюдены требования о законности и обоснованности судебного акта, а потому допущенные нарушения являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебного постановления с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 25 апреля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Первомайского административного округа г. Мурманска в интересах муниципального образования г. Мурманск и в защиту неопределенного круга лиц к комитету имущественных отношений г. Мурманска о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйное имущество отказать.
Председательствующий
Судьи