№а-8466/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 10 декабря 2018 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Черновой Н.Е.,
при секретаре Салко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным отказа в исключении сведений о наличии судимости, об обязании исключения сведения о наличии судимости,
УСТАНОВИЛ:
Кутенкова О.В. обратилась с административным иском в суд к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным отказа в исключении сведений о наличии судимости, об обязании исключения сведения о наличии судимости. Требования мотивированы тем, что истица привлекалась к уголовной ответственности на основании приговора Туруханского районного суда <адрес> от 09.12.2002 года по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы. С 20 июля 2017 года условно-досрочно освобождена от отбытого наказания на основании постановления <адрес> районного суда <адрес> от 18 июля 2007 года. В настоящее время судимость погашена, однако, исходя из справки, представленной Информационным центром ГУ МВД России по <адрес>, сведения о судимости не исключены. Ввиду наличия информации о наличии судимости, истица незаконно уволена работодателем. Кутенкова О.В. обратилась с заявлением в ГУ МВД России по <адрес> об исключении из ИЦ ГУ МВД России по <адрес> сведения о судимости в отношении нее, однако, получила отказ. Считает отказ неправомерным, нарушающим права и законные интересы. Сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, либо о прекращении уголовного преследовании являются персональными данными. Ввиду того, что законом прямо не установлены сроки хранения информации о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, считает, что данная информация хранится дольше, чем это требуется для целей хранения таких данных и нарушает его конституционные права и законные интересы. Просит суд признать незаконным отказ ГУ МВД России по <адрес> в исключении из ИЦ ГУ МВД России по <адрес> сведений о наличии судимости в отношении Кутенковой О.В. незаконным, обязать административного ответчика исключить из ИЦ ГУ МВД России по <адрес> сведения о судимости в отношении Кутенковой О.В., взыскать государственную пошлину в сумме 300 руб.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ГУ МВД России по <адрес> в лице представителя Цыбульской М.И., в судебное заседание не явилась, просила в удовлетворении требований истца отказать по основаниям, изложенным в возражениях, приобщенных к материалам дела.
Исследовав представленные суду доказательства, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ основанием для удовлетворения требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными является признание судом их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В судебном заседании установлено, что истица привлекалась к уголовной ответственности на основании приговора <адрес> районного суда <адрес> от 09.12.2002 года по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы. С 20 июля 2017 года условно-досрочно освобождена от отбытого наказания на основании постановления <адрес> районного суда <адрес> от 18 июля 2007 года.
Кутенкова О.В. обратилась с заявлением в ГУ МВД России по <адрес> об исключении из ИЦ ГУ МВД России по <адрес> сведения о судимости в отношении нее.
04.09.2018 года административным ответчиком направлен истице ответ, в котором изложен отказ в удовлетворении ее требований.
В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах.
Статья 17 Федерального закона "О полиции" наделяет полицию правом обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. При этом Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, уполномочивает данное Министерство на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел.
Пункты 2,1, 3,4.8, 7.7, 15.1, подпункт "г" пункта 15.2 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, утвержденных совместным приказом МВД России № 89 дсп, Минюста России № 19 дсп, МЧС России № 73 дсп, Минфина России № 1 дсп, Минобороны России №113 дсп, ФСБ России № 108 дсп, ФСКН России № 75 дсп, ФСО России № 93 дсп, СВР России № 19 дсп, ФТС России № 324 дсп, ФМС России № 133 дсп, ГФС России № 63 дсп, СК России № 14, Генпрокуратуры России № 95 дсп от 12.02.2014 года, устанавливают, что объектами пофамильного учета являются, в то числе осужденные граждане. Пофамильные учеты ведутся в ИЦ (региональный уровень) путем формирования и ведения ручной пофамильной картотеки, а также АБД. Основанием для постановки на пофамильный учет является вступивший в законную силу приговор суда. Учетные документы в пофамильных учетах хранятся независимо от снятия и погашения судимости. Срок хранения в пофамильных картотеках учетных алфавитных карточек формы 1 на осужденных независимо от срока и вида наказания - до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения или снятия судимости.
Какой-либо нормативный правовой акт большей юридической силы, которому бы противоречило оспариваемое предписание о сроке хранения названных учетных документов, отсутствует.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию, предназначен для подтверждения наличия (отсутствия) в отношении лица сведений о факте уголовного преследования.
Статья 17 Федерального закона "О полиции" закрепляет, что персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (часть 8). Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных", регламентируя в части 7 статьи 5 хранение персональных данных, также предусматривает, что оно должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.
Таким образом, информация об осуждении Кутенковой О.В. должна храниться в ИЦ ГУ МВД России по <адрес> до достижения ею 80-летнего возраста.
Кроме того, сам по себе факт хранения ответчиком информации конституционных прав и свобод истца не нарушает и не влечет какие-либо ограничения. ИЦ МВД не решает вопрос о судимости или не судимости физических лиц, а лишь предоставляет информацию по факту возбуждения уголовного дела, его движения, прекращения либо вынесения приговора, что является значимым при поступлении на должность в области образования и при реализации избирательного права при выдвижении на выборную должность, в правоохранительные органы и в иных случаях.
Нарушений законности в действиях ИЦ ГУ МВД России по <адрес> нет. Информация, хранящаяся в оперативно-справочных учетах, носит закрытый характер, право и порядок обращения к учету строго регламентирован и не подлежит публичному доступу, следовательно, конституционные права истца не нарушаются.
На основании статьи 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг" и пункта 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, МВД РФ Приказом от 7 ноября 2011 г. N 1121 утвердило Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".
В соответствии с п. 15 Административного регламента непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ.
Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, либо письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (п. 17 Административного регламента).
Такое правовое регулирование обеспечивает защиту общественных интересов и обязывает ФКУ ГИАЦ МВД России и ИЦ предоставлять информацию о фактах уголовного преследования.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что обработка персональных данных лица осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, определяющих основания аннулирования всех последствий, связанных с судимостью, а с учетом требований трудового и иного законодательства, которые допускают включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости.
Учитывая изложенное, суд удовлетворении требований административного искового заявления отказывает в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ
Р Е Ш И Л:
ФИО6 в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий Н.Е. Чернова