Решение от 30.03.2021 по делу № 2-420/2021 от 10.02.2021

№ 2-420/2021

УИД 35RS0009-01-2021-000339-41

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2021 года                                                                                       г. Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Беловой А.А.,

при секретаре Корнеевой Ю.В.,

с участием представителя истца прокурора прокуратуры Вологодского района Колосовой Н.А., представителя ответчика на основании прав по должности Новикова Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности по принятию мер к обеспечению беспрепятственного доступа к зданию ответчика лиц с ограниченными возможностями,

у с т а н о в и л:

заместитель прокурора Вологодского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района о возложении обязанности в срок до 01.08.2021 произвести работы по установке пандуса на крыльце здания администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района, наружного вызывного устройства при входе в здание, информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, расположенном по адресу: <адрес>.

В обоснование исковых требований указал, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что здание администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района по адресу: <адрес> оборудовано входной группой, имеется крыльцо со ступенями, при этом в нарушение норм действующего законодательства отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом при входе в здание, пандус для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Кроме того, для инвалидов по зрению отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании. По фактам выявленных нарушений 31.03.2020 в адрес ответчика внесено представление, по результатам рассмотрения которого указано, что при внесении изменений в бюджет на 2020 год будут заложены расходы на проведение работ по устранению выявленных нарушений. В рамках контроля за устранением нарушений 29.01.2021 прокуратурой района в адрес ответчика был направлен запрос о результатах устранения нарушений, согласно представленного ответа на который от 01.02.2021 мероприятия по установке пандуса на крыльце здания администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района, наружного вызывного устройства или средства связи с персоналом при входе в здание, информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, не проведены. Таким образом, доступ лиц с ограниченными возможностями в здание администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района затруднен, что создает препятствия для получения муниципальных услуг надлежащего качества.

Представитель истца помощник прокурора Вологодского района Колосова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Не возражала против предоставления ответчику срока для исполнения указанных в исковом заявлении требований – до 01.12.2021.

Представитель ответчика администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района – глава поселения Новиков Д.П. в судебном заседании не возражал против заявленных исковых требований, указав, что их неисполнение связано с отсутствием в бюджете поселения средств. На апрель 2021 года планируются аукционные мероприятия по продаже муниципального имущества, в случае, если аукцион состоится, в бюджет поселение летом 2021 года поступят дополнительные денежные средства, за счет которых возможно будет исполнить заявленные прокурором требования. Просил предоставить срок для исполнения решения суда – до 01.12.2021.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституция Российской Федерации в статье 7 провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1), в котором обеспечивается, в том числе, государственная поддержка инвалидов (часть 2).

В силу статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Одним из средств конкретизации данной статьи является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе, заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из статей 2, 24, и 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30).

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденном приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр.

Требования Свода правил СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (согласно п.4.1) подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство зданий, сооружений и земельных участков. В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Согласно пунктам 6.1.1, 6.1.2, 8.1.6 Свода правил в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять с учетом принятой организации обслуживания посетителей по заданию на проектирование. В доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа.

В силу ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Несоблюдение приведенных выше норм Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и положений СНиП 35-01-2001 нарушает социальные права инвалидов и маломобильных групп населения, круг которых определить не представляется возможным.

Из материалов дела следует, что здание по адресу: <адрес>, является многократным жилым домом (л.д. 100-115). Нежилые помещения , , , , , указанного дома находятся в муниципальной собственности Вологодского муниципального района.

Администрация Прилукского сельского поселения занимает находящиеся в указанном доме нежилые помещения , , , , , на первом этаже для размещения кабинетов на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 17.11.2014, заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вологодского муниципального района.

Проверкой прокуратуры Вологодского района установлено, что вход в помещение администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района оборудован входной группой, имеется крыльцо со ступенями, при этом в нарушение норм действующего законодательства отсутствует наружное вызывное устройство или средство связи с персоналом при входе в здание, пандус для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Кроме того, для инвалидов по зрению отсутствует информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, объект не соответствует строительным нормам и правилам, предусмотренным СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Факт указанных нарушений в судебном заседании представитель ответчика не отрицал, что подтверждается, в том числе, ответом от 16.04.2020 на представление прокуратуры Вологодского района об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствовавших от 3103.2020 (л.д. 12), информационным письмом от 01.02.2021 (л.д. 14), согласно которому работы по установке пандуса на крыльце здания администрации, вызывного устройства, отображающей разметки по адресу: <адрес>, в 2020 году не были запланированы в связи с недостаточностью средств на счетах администрации. В 2021 году планируется проведение аукциона по продаже муниципального имущества, при поступлении доходов в бюджет поселения контракты на данные работы будут заключены.

Руководствуясь приведенными выше нормами материального права, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности по оборудованию обеспечить проведение работ по установке пандуса на крыльце здания администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района, наружного вызывного устройства при входе в здание, информационной тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании, расположенном по адресу: <адрес>, поскольку ответчик является ответственным за состояние помещения и доступа к нему.

Неисполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объекту социального назначения, нарушает их право на достойную жизнь и свободное развитие.

Решение суда не противоречит норме статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствии с которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Из буквального толкования указанной нормы следует, что законодатель предусмотрел возможность перенесения собственником бремени содержания имущества на других лиц в случаях, указанных в законе или договоре.

Исходя из положений статей 210, 695 Гражданского кодекса Российской Федерации, условий договора безвозмездного пользования, конкретных обстоятельств дела, администрация Прилукского сельского поселения использует нежилые помещения с отдельным входов, как объект социальной инфраструктуры, обязана за свой счет производить текущий и капитальный ремонт указанного имущества.

В силу положений абзаца 5 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Между тем доказательства невозможности приспособления здания для нужд инвалидов ответчик суду не представил, сведения о согласовании принятых мер с общественным объединением инвалидов в материалах дела также отсутствуют.

Таким образом, заявленные заместителем прокурора Вологодского района исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, учитывая, что исполнение решения суда предполагает значительные материальные и временные затраты, суд полагает целесообразным установить разумный срок исполнения решения суда – до 01 декабря 2021 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░

░░░░░                                                                                           ░.░. ░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 30.03.2021.

2-420/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Вологодского района
Ответчики
Администрация Прилукского сельского поселения ВМР
Суд
Вологодский районный суд Вологодской области
Судья
Белова А.А.
Дело на сайте суда
vologodsky.vld.sudrf.ru
10.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2021Передача материалов судье
11.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Судебное заседание
30.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее