89RS0007-01-2022-000746-17
Дело № 2-309/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тарко-Сале 26 мая 2022 года
Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Козловой М.В.,
при секретаре судебного заседания Хановой Н.Д.,
с участием старшего помощника прокурора Пуровского района Зайкова В.С.,
представителя ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района Михальцовой В.А.,
представителя ответчика - администрации Пуровского района и третьего лица - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района - Сыроежкиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пуровского района в интересах Поздняковой Анны Вячеславовны, к администрации Пуровского района, к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, о признании сделки недействительной в части, применении последствий недействительности сделки, орган, дающий заключение по делу - Департамент образования администрации Пуровского района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пуровского района, действуя в интересах Поздняковой А.В., обратился в Пуровский районный суд с названным иском к администрации Пуровского района, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ между Поздняковой А.В. и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района заключено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) №/С, по условиям которого у истца в связи со сносом многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, были изъяты принадлежащие ей на праве собственности <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, и часть земельного участка, площадью №м., с кадастровым номером № по тому же адресу, и взамен предоставлены в собственность земельный участок, площадью № кв.м., с кадастровым номером №, и жилое помещение - <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес> При этом на истца возложена обязанность по выплате разницы в стоимости квартир - 2 381 000 руб. с рассрочкой платежа на 5 лет. Вместе с тем, аварийный <адрес> в <адрес>, в котором проживала истец, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2025 г.г., утвержденную постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П. При этом нормами жилищного законодательства, а также указанной региональной программой не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого. Поздняковой А.В. в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района перечислено во исполнение условий названного соглашения 680 000 руб.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 11, 12, 1102 ГК РФ, прокурор Пуровского района просил суд признать недействительными (ничтожными) п.п. 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15 соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) №/С от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района и Поздняковой А.В., а также приложение № к соглашению об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) №/С от ДД.ММ.ГГГГ, утверждающее график оплаты, а также применить последствия недействительности сделки путем взыскания с администрации Пуровского района в пользу Поздняковой А.В. денежных средств, выплаченных по соглашению, в сумме 680 000 руб.
Исковое заявление прокурора Пуровского района было принято к производству Пуровского районного суда ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено гражданское дело.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ старший помощник прокурора Пуровского района Зайков В.С. настаивал на удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске основаниям, полагал, что у истца Поздняковой А.В. отсутствует обязанность производить доплату разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, вне зависимости от их площади.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ помощник прокурора Пуровского района Гонтарь А.О. полагала необходимым применить к спорным правоотношениям по аналогии ч. 3 и ч. 4 ст. 28.3 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», предусматривающие обязанность органов местного самоуправления предоставить собственнику жилого помещения в аварийном доме, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилое помещение, общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, с учетом всех трех членов семьи истца, а также возможность превышения общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, не более чем на десять квадратных метров.
Истец Позднякова А.В. в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ при надлежащем извещении не явилась, ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела без своего участия.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Позднякова А.В. настаивала на удовлетворении исковых требований прокурора Пуровского района.
Представитель ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района Михальцова В.А. в судебных заседаниях возражала против удовлетворения судом иска прокурора, ссылаясь на то, что указание на обязательство собственника аварийного жилья выплатить разницу в рыночной стоимости изымаемых и предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества содержится в п. 3.4 Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации №/пр от ДД.ММ.ГГГГ. При этом ни региональным, ни федеральным законодательством не предусмотрено освобождение собственников изымаемых объектов недвижимого имущества от выплаты разницы рыночной стоимости между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, либо признание таких помещений равноценными. Напротив, в соответствии с п. 7 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ, к соглашению об изъятии недвижимости, содержащему условие о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, применяются правила гражданского законодательства о мене. При этом на основании п. 2 ст. 568 ГК РФ, в случае, когда в соответствии с договором мены обмениваемые товары признаются неравноценными, сторона, обязанная передать товар, цена которого ниже цены товара, предоставляемого в обмен, должна оплатить разницу в ценах непосредственно до или после исполнения ее обязанности передать товар, если иной порядок оплаты не предусмотрен договором. Верховный суд РФ в постановлении Пленума № от ДД.ММ.ГГГГ в подп. «и» п. 20 также разъяснил, что если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника. Истец Позднякова А.В. выбрала способ реализации своих жилищных прав, отказавшись от получения выкупной стоимости за аварийное жилое помещение в размере 2 651 000 руб., и от получения взамен жилого помещения - <адрес>, площадью № кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, рыночной стоимостью 4 496 000 руб., выразила свое согласие на получение взамен аварийному, жилого помещения - <адрес>, общей площадью № кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с выплатой разницы между стоимостью изымаемых и предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества в размере 2 381 000 руб. на условиях рассрочки. При указанных обстоятельствах оснований для признания недействительным (ничтожным) соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) №/С от ДД.ММ.ГГГГ, - п. 1.11-1.15, приложения № к соглашению, предусматривающих обязанность Поздняковой А.В. выплатить разницу между рыночной стоимостью предоставляемых объектов недвижимого имущества и рыночной стоимостью изымаемых объектов недвижимого имущества, применения последствий недействительности сделки в указанной части, и взыскании денежных средств в размере 680 000 руб., не имеется.
Представитель ответчика - администрации Пуровского района и третьего лица - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Сыроежкина А.И. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ также поддержала доводы представителя ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района Михальцовой В.А. Дополнительно Сыроежкина А.И. ссылалась на то, что изначально предусмотреть необходимое количество денежных средств для расселения аварийного жилья не представляется возможным, потому источниками финансирования Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 г.г., утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-П, согласно приложению №, являются, в том числе денежные средства граждан в счет возмещения части стоимости жилых помещений.
В ответе на запрос прокурора от ДД.ММ.ГГГГ заместитель главы администрации Пуровского района ФИО7 привел аналогичные доводы относительно наличия у истца Поздняковой А.В. обязанности выплатить разницу между рыночной стоимостью предоставляемых объектов недвижимого имущества и рыночной стоимостью изымаемых объектов недвижимого имущества в рамках заключенного соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) №/С от ДД.ММ.ГГГГ, и отсутствия оснований для признания названного соглашения недействительным.
Представитель Департамента образования администрации <адрес>, начальник ФИО8 при надлежащем извещении в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явилась, ходатайствовала о рассмотрении гражданского дела без своего участия. Суду ФИО8 представила отзыв на иск, в котором указала о том, что истец Позднякова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является опекуном малолетних ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. По данным ЕГРН, в собственности ФИО9 и ФИО10 жилые помещения на территории РФ отсутствуют. Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, является Позднякова А.В. Дети ФИО9 и ФИО10 имеют право пользования указанным жилым помещением. С учетом этого спор, заявленный прокурором Пуровского района, имущественные интересы малолетних ФИО9 и ФИО10 не затрагивает.
Изучив доводы иска, заслушав пояснения старшего помощника прокурора Пуровского района Зайкова В.С., возражения представителя ответчика - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района Михальцовой В.А., представителя ответчика - администрации Пуровского района и третьего лица - Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района Сыроежкиной А.И., с учетом мнения истца Поздняковой А.В., представителя Департамента образования администрации Пуровского района, начальника ФИО8, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах гражданского дела, суд установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
По данным выписок из ЕГРН, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, истец Позднякова А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ являлась единоличным собственником двухкомнатной <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером № и части земельного участка, площадью № с кадастровым номером №, расположенного по этому же адресу. Основание возникновения права собственности - договор купли-продажи жилого помещения (квартиры) между физическими лицами от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 184-186, 196-198).
Основание прекращения права собственности - соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) №/С от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 166-169).
Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Распоряжением администрации Пуровского района №-РА от ДД.ММ.ГГГГ на основании заключения № от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссии об оценке соответствия многоквартирного дома требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. При этом Департаменту имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района предписано провести работу по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п. 3) (том 1 л.д. 199-200).
Законом ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования Пуровский район, и создании вновь образованного муниципального образования муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа», муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур, преобразованы путем их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, во вновь образованное муниципальное образование с наименованием муниципальный округ Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа.
Со дня вступления в силу названного закона - 23.04.2020, муниципальные образования город Тарко-Сале, поселок Уренгой, Пуровское, поселок Пурпе, село Самбург, село Халясавэй, поселок Ханымей, деревня Харампур и Пуровский район утратили статус муниципальных образований (ст. 1 Закона ЯНАО от 23.04.2020 № 440-ЗАО).
Далее, в соответствии с Законом ЯНАО от 23.04.2021 № 34-ЗАО «Об изменении административно-территориального устройства Ямало-Ненецкого автономного округа путем преобразования населенных пунктов в форме присоединения, об организации местного самоуправления на территории городского округа город Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа и изменении его границ», населенные пункты п. Пурпе, расположенный в границах Пуровского района, и г. Губкинский преобразованы в форме присоединения п. Пурпе к г. Губкинскому, за которым сохранен статус и наименование - г. Губкинский. При этом п. Пурпе утратил статус поселка, и его территория стала частью территории г. Губкинского.
Как указано в Уставе муниципального образования муниципальный округ Пуровский район, утвержденном решением Думы Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ №, муниципальный округ Пуровский район имеет собственную территорию, которую составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения муниципального округа, а также земли рекреационного назначения (п. 1 ст. 5 Устава).
Административным центром муниципального округа Пуровский район является город Тарко-Сале (п. 3 ст. 5 Устава, ч. 3 ст. 2 Закона ЯНАО от 23.04.2020 № 440-ЗАО).
Исполнительно-распорядительным органом муниципального округа Пуровский район является администрация Пуровского района (п. 3 ч. 1 ст. 6 Устава, ч. 3 ст. 3 Закона ЯНАО от 23.04.2020 № 440-ЗАО).
На основании п. 1.1 Положения о Департаменте строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района, утвержденного решением Думы Пуровского района № 74 от 22.10.2020, Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района является структурным подразделением администрации Пуровского района, обеспечивающим реализацию государственной политики и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности, градостроительной, архитектурной деятельности и жилищной политики по полномочиям, возложенным на администрацию Пуровского района в данных сферах деятельности на территории муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа, в пределах задач и функций, определенных разделами 3, 4 Положения (том 2 л.д. 55-66).
В соответствии с п. 3.65 раздела 3 Положения, Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики администрации Пуровского района осуществляет функции по заключению соглашений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Пуровского района на территории г. Тарко-Сале и договоров безвозмездной передачи жилого помещения в собственность муниципального округа Пуровский район.
Согласно Положению о Департаменте имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района, утвержденному решением Думы Пуровского района № 369 от 24.03.2022, Департамент является структурным подразделением администрации Пуровского района, наделен полномочиями по решению от имени администрации Пуровского района вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального округа Пуровский район Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с решениями Думы Пуровского района (п. 1.1 раздела 1).
От имени муниципального округа Пуровский район Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального округа Пуровский район (за исключением средств бюджета муниципального округа Пуровский район), в том числе: осуществляет прием имущества в собственность муниципального округа Пуровский район в пределах своих полномочий (п. 1.1.5 раздела 3); осуществляет постановку на кадастровый учет недвижимого имущества, составляющего муниципальную казну муниципального округа Пуровский район (п. 1.34 раздела 3); обеспечивает выполнение мероприятий, направленных на государственную регистрацию права собственности муниципального округа Пуровский район на объекты недвижимого имущества (п. 1.35 раздела 3); осуществляет изъятие земельных участков для муниципальных нужд (п. 1.32 раздела 3).
При этом Департамент осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета муниципального округа Пуровский район, главного администратора (администратора) источников внутреннего финансирования дефицита бюджета муниципального округа Пуровский район, главного распорядителя и получателя бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 5 раздела 1 Положения).
До ДД.ММ.ГГГГ функции по заключению соглашений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Пуровского района на территории г. Тарко-Сале осуществлялись Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района.
Вместе с тем, Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района в настоящее время осуществляет администрирование платежей, поступающих от граждан в рамках ранее заключенных соглашений об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд Пуровского района на территории г. Тарко-Сале, предусматривающих обязанность таких граждан выплатить разницу между рыночной стоимостью предоставляемых объектов недвижимого имущества и рыночной стоимостью изымаемых объектов недвижимого имущества.
Разрешая по существу заявленные прокурором требования, суд учитывает, что в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как указано в ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, содержатся разъяснения о том, что по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в прядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Там же содержится разъяснение о том, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
В случае, когда жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного жилого помещения либо его выкуп.
Жилищный кодекс РФ не содержит понятия равнозначности жилого помещения, предоставляемого в собственность гражданину взамен изымаемого у него жилого помещения в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, ранее занимаемому им помещению.
Ввиду того, что в законе не содержится точного определения понятия равнозначности жилого помещения, предоставляемого собственнику при переселении из аварийного жилья, в соответствии с ч. 1 ст. 7 ЖК РФ (аналогия закона) должны применяться такие же критерии равнозначности, которые применяются к предоставлению жилых помещений нанимателю в соответствии со ст. 89 ЖК РФ, то есть речь идет, прежде всего, о равнозначности жилых помещений по общей площади.
Жилищный кодекс РФ напрямую не предусматривает возможность и порядок предоставления гражданам, имеющим право на предоставление равнозначных жилых помещений, жилых помещений, превышающих по своим характеристикам требования равнозначности (в частности, помещений большей площади, чем ранее занимаемое жилое помещение), не определяет допустимые пределы такого превышения. Данные вопросы могут быть урегулированы нормативными правовыми актами субъекта РФ, муниципальными правовыми актами, исходя, в том числе, из принципа эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ) с учетом установленных ЖК РФ ограничений площади жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, нормой предоставления допустимых пределов такого превышения (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ).
Расселение многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, запланировано в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории ЯНАО в 2019-2024 г.г., утвержденной постановлением Правительства ЯНАО №-П от ДД.ММ.ГГГГ (п. 531 Перечня).
Приказом Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района №-ДП от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером <адрес>, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд - в целях сноса жилого многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Вместе с земельным участком подлежат изъятию все находящиеся в его границах объекты недвижимого имущества, с последующим прекращением в отношении них права частной собственности (том 2 л.д. 40-42).
Разделом IV Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2024 годах, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений по изъятию у истца объектов недвижимости для муниципальных нужд - в октябре 2019 года, предусмотрено, что источниками финансирования программных мероприятий являются средства Фонда ЖКХ, средства окружного бюджета и средства местных бюджетов.
Объемы финансирования Программы определены исходя из расчетной потребности в средствах, необходимых для переселения граждан из аварийных домов, включенных в перечень.
Согласно Разделу III Программы цена муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда в рамках Программы определяется как произведение общей площади расселяемого жилого помещения, подлежащего расселению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения по автономному округу, установленную приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В случае заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения за счет средств Фонда ЖКХ на приобретение жилых помещений по стоимости, превышающей стоимость приобретения жилых помещений, определенной в рамках Программы, или приобретения жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого гражданином помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств местных бюджетов либо средств бюджета автономного округа.
В целом цена муниципального контракта либо договора ФЖС ЯНАО не должна превышать произведения общей площади жилого помещения, планируемого к приобретению, на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений в муниципальных образованиях в автономном округе, применяемую в целях приобретения жилых помещений в государственную собственность автономного округа для обеспечения жильем отдельных категорий граждан и предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан, утверждаемую нормативным правовым актом Правительства автономного округа.
Вместе с тем, допустимый размер превышения общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается в соответствии с разделом III-I Закона автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» (Раздел IV Региональной адресной программы).
Как указано в ст. 28-3 Закона автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО, в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений по изъятию у истца объектов недвижимости для муниципальных нужд, по соглашению с собственником жилого помещения, подлежащего сносу, в случае предоставления ему взамен сносимого жилого помещения (в виде квартиры или комнаты) соответственно однокомнатной квартиры или одной комнаты, когда размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, меньше стоимости предоставляемого жилого помещения, размер возмещения за жилое помещение, подлежащее сносу, приравнивается к стоимости предоставляемой однокомнатной квартиры или одной комнаты (ч. 2).
Собственнику, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, и передавшему безвозмездно в собственность автономного округа или собственность муниципальных образований в автономном округе подлежащее сносу жилое помещение (долю в праве собственности), с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с собственником по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом положений ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 13-1 названного Закона. Положения ч. 7 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 13-1 названного Закона подлежат применению, в том числе в отношении принадлежащих собственнику и членам его семьи иных жилых помещений, признанных непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также сделок, совершенных с данными жилыми помещениями. Собственник и члены его семьи, получившие жилое помещение в соответствии с названной частью, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (ч. 3).
При предоставлении собственнику и членам его семьи жилого помещения в соответствии с ч. 3 названной статьи с учетом конструктивных и технических особенностей жилых помещений допускается превышение общей площади жилого помещения, подлежащей предоставлению, но не более чем на десять квадратных метров (ч. 4).
Жилое помещение в соответствии с ч. 3 названной статьи по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, перечень которых устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5).
Таким образом, исходя из системного толкования условий Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 - 2024 годах, утвержденной постановлением Правительства ЯНАО от 05.04.2019 № 346-П и раздела III-I Закона автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», в редакциях, действующих на момент возникновения правоотношений по изъятию у истца объектов недвижимости для муниципальных нужд, возможность предоставления жилого помещения взамен аварийного, площадь которого превышает площадь изымаемого жилого помещения, без дополнительной доплаты, была предусмотрена только для собственников однокомнатной квартиры или комнаты (ч. 2 ст. 28-3 Закона автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО), или для собственников жилых помещений, принятых по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в случаях предоставления им другого жилого помещения по договору социального найма (ч.ч. 3-5 Закона автономного округа от 30.05.2005 № 36-ЗАО).
Для собственников двух-, трех- комнатных квартир, не принятых по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, возможность получения другого жилого помещения взамен признанного аварийным и подлежащего сносу, площадью, превышающей изымаемое жилое помещение, без выплаты разницы их рыночной стоимости, действующим законодательством не была предусмотрена.
Принимая во внимание приведенные нормы материального права, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, положения Региональной адресной программы, суд полагает, что поскольку жилой дом, в котором находится принадлежащее истцу жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Поздняковой А.В. принадлежало право выбора любого из вышеуказанных способов обеспечения жилищных прав - путем предоставления другого, равнозначного жилого помещения либо путем выкупа.
Истец Позднякова А.В. выбрала способ реализации своих жилищных прав, отказавшись от получения выкупной стоимости за аварийное жилое помещение в размере 2 651 000 руб., выразила свое согласие на получение взамен аварийному жилого помещения - <адрес>, общей площадью № кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (заявления Поздняковой А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; выписки из протоколов комиссии по рассмотрению жилищных вопросов на территории муниципального образования г. Тарко-Сале № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; уведомления Департамента имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района заключено соглашение об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) №/С, по условиям которого у истца в связи со сносом многоквартирного жилого <адрес> в <адрес>, были изъяты принадлежащие ей на праве собственности <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, и земельный участок с кадастровым номером № по тому же адресу, и взамен предоставлены в собственность земельный участок, площадью № кв.м., с кадастровым номером №, и жилое помещение - <адрес>, общей площадью № кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес> При этом на истца возложена обязанность по выплате разницы в стоимости квартир - 2 381 000 руб. с рассрочкой платежа на 5 лет (п.п. 1.9-1.15) (том 1 л.д. 166-169).
Как указано в приложении № к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №/С, Позднякова А.В. обязана ежемесячно, не позднее 10 числа каждого месяца, осуществлять оплату в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района в размере 39 683 руб. 33 коп. (том 1 л.д. 170-171).
Всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцом Поздняковой А.В. во исполнение условий соглашения №/С перечислено в Департамент имущественных и земельных отношений администрации Пуровского района 680 000 руб., что подтверждается платежными документами, и не оспаривалось.
Суд учитывает, что жилое помещение, которое предоставлено Поздняковой А.В. взамен аварийного, на 19,8 кв.м. больше жилого помещения, которое было у нее изъято. При этом Позднякова А.В. не относится к числу лиц, которые в силу закона были освобождены от доплаты - она являлась собственником двухкомнатной квартиры, взамен ей была предоставлена также двухкомнатная квартира. На учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, Позднякова А.В. не состоит и никогда не состояла. Также истец целенаправленно просила предоставить ей жилое помещение большей площадью, отказавшись от получения взамен жилого помещения - <адрес>, площадью 54,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, рыночной стоимостью 4 496 000 руб., и согласившись на выплату разницы между стоимостью изымаемых и предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества в размере 2 381 000 руб. на условиях рассрочки.
Возможность применить к спорным правоотношениям по аналогии ч. 3 и ч. 4 ст. 28.3 Закона ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», предусматривающие обязанность органов местного самоуправления предоставить собственнику жилого помещения в аварийном доме, принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда жилое помещение, общей площадью на одного члена семьи не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, с учетом всех трех членов семьи истца, а также возможность превышения общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, не более чем на десять квадратных метров, отсутствует, поскольку в этом случае собственники жилых помещений в домах, признанных аварийными, не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, будут уравнены в правах с собственниками таких жилых помещений, которые состоят на таком учете, чего законом субъекта не предусмотрено.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. 1 ГК РФ).
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские прав и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности, и т.д.
Как указано в ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 1).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п. 2).
Недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1 ст. 167 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 10 ГК РФ в отношениях участников оборота, в том числе при вступлении в договорные отношения, не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно разъяснениям, данным в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если совершение сделки нарушает запрет, установленный п. 1 ст. 10 ГК РФ, то в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (п. 1 или 2 ст. 168 ГК РФ).
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ, а также общие положения об обязательствах (ст.ст. 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами ГК РФ и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ.
В п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов, гражданина если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, в том числе по вопросу о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, и др.
Поскольку заключение соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) №/С от ДД.ММ.ГГГГ с условиями, предусматривающими обязанность Поздняковой А.В. выплатить разницу между рыночной стоимостью предоставляемых объектов недвижимого имущества - земельного участка и жилого помещения по адресу: <адрес>, и рыночной стоимостью изымаемых объектов недвижимого имущества - земельного участка и жилого помещения по адресу: <адрес> не противоречит сущности законодательного регулирования указанного правового института, оснований для признания соглашения об изъятии земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества для муниципальных нужд (мена) №/С от ДД.ММ.ГГГГ в части п.п. 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15 и приложения № к соглашению, ничтожным, применения последствий недействительности сделки в указанной части, взыскав с получателя платежей - администрации Пуровского района за счет средств бюджета в пользу плательщика Поздняковой А.В. денежные средства, полученные от нее во исполнение условий недействительной сделки в размере 680 000 руб., суд не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №/░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░.░. 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15 ░ ░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ 2 381 000 ░░░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░) №/░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 680 000 ░░░., ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - 30.05.2022.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░