№2-134/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2018 года
Ленинский районный суд Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Худяковой Л.В., при секретаре Тугбаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Князевой ОА к Чекушеву ВА, Софронову ВА о признании права собственности в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Князева О.А. обратилась в суд с иском к Чекушеву ВА, Софронову ВА о признании права собственности в порядке наследования, указав, что ДАТА умер ее дядя Софронов МА, истец, является его племянницей, дочерью его брата Софронова АА, умершего 12 апреля 2010 года.
После смерти Софронова МА открылось наследство, наследственное имущество заключается в 1\3 доле квартиры, расположенной по АДРЕС, которое в течение 6 месяцев после смерти дяди она фактически приняла, как наследница по закону.
Кроме нее наследниками 1/3 доли квартиры по закону являются: брат наследодателя -Софронов ВА, племянник - Чекушев ВА, сын сестры наследодателя Чекушевой АА, умершей в 1 декабря 2016 г. Завещание моим дядей, Софроновым МА, не составлялось, жены и детей не было.
Из искового заявления явствует, что в течение 6 месяцев после смерти Софронова МА истец Князева О.А. вступила во владение, управление наследственным имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств, притязаний третьих лиц.
Однако она не смогла приехать в установленные законом сроки к нотариусу, так как живет в селе АДРЕС. В сентябре 2017 года она обратилась к нотариусу для получения свидетельства о праве на наследство по закону на 1\3 долю квартиры, расположенной по АДРЕС после смерти Софронова МА, однако нотариус отказал в выдаче указанного свидетельства в виду пропуска срока.
Считает, что она, как наследник по закону после смерти дяди Софронова МА имеет право на 1\9 долю квартиры, расположенную по адресуАДРЕС, так как она в течение 6 месяцев после смерти дяди фактически приняла указанное наследство и считает что оно принадлежит ей. Просила признать за Князевой ОА право собственности на 1\9 долю квартиры, расположенной по АДРЕС
Впоследствии истец изменила основания заявленного иска в части и просила восстановить срок принятия наследства в связи со смертью Софронова МА, подтвердить ее родственные отношения.
Истец в судебное засеадние не явилась, обратилась к суду о рассмотрении дела без ее участия, по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик - Чекушев В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что Князева О.А. является племянницей умершего Сафронова М.А. Однако, наследства после смерти Софронова М.А. Князева О.А. не принимала, в квартире, где ранее проживал Софронов А.А. она никогда не проживала и не вступала во владение и управление означенным наследственным имуществом. Участия в похоронах Софронова М.А. истец не принимала. Князева О.А. была извещена нотариусом об открытии наследства и наследственном имуществе, однако в права наследования после смерти Софронова М.А. не вступила.
Ответчик Софронов В.А. в судебное заседание не явился, обратился к суду о рассмотрении дела без его участия, с иском не согласен.
Выслушав доводы ответчика, показания свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1155 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Срок принятия наследства составляет шесть месяцев со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ).
По заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали (п. 1 ст. 1155 ГК РФ).
В соответствии с разъяснениями в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства и пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 Гражданского кодекса Российской Федерации), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
В судебном заседании установлено, что ДАТА умер Софронов М.А., что следует из копии свидетельства о смерти (л.д.83).
После его смерти открылось наследство, состоящее из: 1/3 доли в праве собственности на на квартиру, расположенную по АДРЕС.
Ответчики -Чекушев В.А., Софронов В.А. обратились с заявлением о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону.
В своих заявлениях о принятии наследства к нотариусу ответчики указали Князеву О.А., что подтверждается заявлениями ( л.д. 84,86).
Из извещений нотариуса явствует, что ДАТА, Князева О.А. была извещена о том, что после смерти Софронова М.А. открылось наследство в 1/3 доле квартиры, расположенной по АДРЕС. ( л.д. 100).
Означенные выше фактические данные установлены судом из нотариального дела, обозреваемого в судебном заседании.
Между тем, Князева О.А. к нотариусу в установленный законодательством шестимесячный срок не обращалась, что подтверждается постановлением об отказе в совершении нотариального действия от ДАТА в связи с пропуском срока принятия наследства после смерти Софронова М.А., а так же не подтверждены родственные отношения между Князевой О.А. ( л.д. 121).
Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей Чекушевой Е.А., Чекушевой Л.М., Чекушева А.А., явствует, что Князева О.А. является племянницей умершего Сафронова М.А. Однако, наследства после смерти Софронова М.А. он не принимала, в квартире, где ранее проживал Софронов М.А. она никогда не проживала и не вступала во владение и управление означенным наследственным имуществом. Участия в похоронах Софронова М.А. истец не принимала. Князева О.А. была извещена нотариусом об открытии наследства и наследственном имуществе, однако в права наследования после смерти Софронова М.А. в установленный законом срок не вступила.
Показания означенных свидетелей подтверждаются и заявлением истца об изменении оснований иска, в котором истец подтвердила, что у нее нет доказательств и свидетелей того, что она вступила в управление имуществом( л.д. 34).
Таким образом, суд на основании представленных доказательств, пришел к выводу о том, что истцом- Князевой О.А. не представлено суду доказательств уважительности причин пропуска срока, установленного ст. 1154 ГК РФ для принятия наследства.
Доводы истца, изложенные в иске о том, что родственная связь была с наследником была потеряна, а истец не проживает в г. Н.Новгороде и является многодетной матерью необоснованны, и кроме того, означенный факт сам по себе не может являться основанием для восстановления пропущенного срока.
В соответствии с действующим законодательством, истец должен доказать не только то обстоятельство, что он не знал об открытии наследства, но и то, что он не должен был узнать об этом событии по независящим от него обстоятельствам. При отсутствии хотя бы одного из этих условий, срок для принятия наследства, пропущенный наследником, восстановлению не подлежит.
Истец была извещена нотариусом об открытии наследства, что подтверждается копией нотариального дела, а так же не отрицается и самим истцом ( л.д. 34-35).
При этом, суд полагает, что истец, при должном внимании к близкому родственнику, мог своевременно узнать о его смерти и обратиться с заявлением о принятии наследства в установленный законом срок.
В связи с тем, что не подлежит удовлетворению требование Князевой О.А. о восстановлении срока для принятия наследства, то не могут быть признаны обоснованными и требования о признании за ней право собственности на 1/9 доли квартиры расположенной по АДРЕС
Истцом заявлено требование подтвердить родственные отношения Софронова М.А. и Князевой О.А.
Поскольку отсутствуют основания для восстановления истцу срока для принятия наследства, то не имеется оснований для удовлетворения требований истца об установлении факта родства с наследодателем, заявленных к данному ответчику в целях, установления права на наследство, поскольку установление данного факта юридического значения не имеет.
И более того, истцом не представлено доказательств родственных отношений между Князевой О.А. и наследодателем Софроновым М.А.
На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194, 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Князевой ОА к Чекушеву ВА, Софронову ВА о признании права собственности в порядке наследования отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья. подпись.
Копия верна. Судья Л.В. Худякова