Дело № 12-533/2023
РЕШЕНИЕ
07 ноября 2023 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76
Судья Центрального районного суда г. Тулы Крымская С.В., рассмотрев жалобу представителя министерства труда и социальной защиты Тульской области на постановление заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области № 5017/23/71030-АП от 04.05.2023 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя начальника Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тульской области старшего судебного пристава Зиновьевой А.Н. №5017/23/71030-АП от 04.05.2023, Министерство труда и социальной защиты Тульской области признано виновным по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением, министерство труда и социальной защиты Тульской области подало жалобу в Центральный районный суд г.Тулы, в которой просит отменить постановление №5017/23/71030-АП от 04.05.2023 о наложении административного штрафа по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, а производство по делу прекратить, сославшись на отсутствие состава административного правонарушения, также указало, что постановление исполнительского сбора по исполнительному производству №5017/23/71030-АП от 04.05.2023 в адрес министерства не поступало.
Представитель министерства труда и социальной защиты Тульской области по доверенности Найденова О.Ю. в судебном заседании жалобу поддержала, просила отменить.
Заместитель начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Тульской области Зиновьева А.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила, письменных объяснений не представила.
В соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ определено о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в результате реализации судебными приставами-исполнителями полномочий по организации принудительного исполнения актов неимущественного характера судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу части 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, должны быть установлены следующие обстоятельства: факт вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора с должника; факт неисполнения должником, содержащихся в исполнительном документе, требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора; отсутствие уважительных причин у должника при неисполнении требований исполнительного документа, виновность должника.
В соответствии со статьей 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 3 статьи 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме, что предполагает, в числе прочего, проверку достоверности самого факта правонарушения, виновности лица, его совершившего, иных имеющих значение для дела обстоятельств не только по материалам, находящимся в деле, но и с учетом дополнительно представленных доказательств и с возможностью выйти за пределы доводов жалобы заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 названного Кодекса).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на основании выданного судом исполнительного листа и заявления взыскателя Абросимовой А.В. судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района УФССП России по Тульской области 21.01.2023 было возбуждено исполнительное производство № 2177/23/71030-ИП с предметом исполнения: обязать Министерство труда и социальной защиты Тульской области предоставить Абросимовой А.В., 21.02.20003 года рождения (состав семьи один человек), жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма вне очереди не позднее 01.07.2022 года, в отношении должника Министерство труда и социальной защиты Тульской, в пользу взыскателя Абросимовой А.В. Срок для добровольного исполнения был установлен п. 2 указанного постановления – 5 дней со дня получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
09.02.2023 постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тульской области должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 09.03.2023 года.
31.03.2023 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тульской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения. Новый срок исполнения требований исполнительного документа после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, указанным постановлением установлен не был.
20.04.2023 судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тульской области направил в адрес Министерство труда и социальной защиты Тульской области извещение о вызове на прием к судебному приставу-исполнителю на 27.04.2023.
27.04.2023 года составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ, согласно которому решение суда не исполнено, документов, подтверждающих исполнение решения суда не предоставлено.
Как следует из указанного протокола рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 10 часов 00 минут на 04.05.2023.
04.05.2023 заместителем начальника Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тульской области старшим судебным приставом исполнителем Зиновьевой А.Н. вынесено постановление №5017/23/71030-АП, из которого следует, что министерство труда и социальной защиты Тульской области не приняло надлежащих мер к исполнению решения суда, что явилось основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверяя доводы заявителя жалобы о процессуальном нарушении, допущенном при вынесении постановления, суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что постановление о взыскании с должника исполнительского сбора вынесено 31.03.2023 года. Данное постановление получено Министерством труда и социальной защиты Тульской области 07.04.2023 года, что подтверждается скриншотами ПК АИС и ответом Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Тульской области от 14.09.2023 года. Постановление о взыскании с должника исполнительского сбора вынесено 31.03.2023 года, то есть после получения Министерством труда и социальной защиты Тульской области требования об исполнении судебного акта от 09.02.2023. При этом акт о неисполнении судебного акта не составлен. Министерству труда и социальной защиты Тульской области было вменено в вину неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, то есть до вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора от 31.03.2023 года.
Таким образом, факт неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, не установлен.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в действиях Министерства труда и социальной защиты Тульской области
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление заместителя начальника Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Тульской области № 5017/23/71030-АП от 04.05.2023 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 5017/23/71030-░░ ░░ 04.05.2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.17.15 ░░░░ ░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░