По делу № 12-24/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Чкаловск 30 апреля 2019 года
Судья Чкаловского районного суда Нижегородской области Короткова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Чкаловского районного суда Нижегородской области по адресу: г. Чкаловск, ул. Комсомольская, д. 23, материалы дела об административном правонарушении и жалобу директора АО «Домоуправляющая компания» г.Чкаловск Косарева Валерия Юрьевича на постановление по делу об административном правонарушении от 27.02.2019 о привлечении к административной ответственности по ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное начальником Балахнинского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника Балахнинского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области № 515-12-04ПР/2019 от 27.02.2019 директор АО «Домоуправляющая компания» г.Чкаловск Косарев В.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Косарев В.Ю. обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения.
В обоснование своей жалобы заявитель Косарев В.Ю. указал, что 27 февраля 2019 года начальником Балахнинского отдела (заместителем руководителя) государственной жилищной инспекции Нижегородской области П.Д.А. вынесено постановление № 515-12-04ПР/2019 о признании его виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. С данным постановлением он не согласен. Указанное постановление было вынесено по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении на основании постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02 без указания года и номера постановления. Считает, что вышеуказанное постановление вынесено с существенным нарушением норм права. 28.01.2019г. прокуратурой Чкаловского района Нижегородской области по поручению прокуратуры Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности при использовании газового оборудования, содержания дымоходов и вентиляционных каналов. Проверкой установлено по адресу: <адрес> и <адрес> нарушено техническое состояние дымоходов, а именно: разрушены бетонные плиты покрытия конструкции оголовка вентиляционных каналов и дымоходов над кровлей домов до арматуры.
По адресу <адрес> бетонные плиты покрытия конструкции оголовка вентиляционных каналов и дымоходов не предусмотрены технической документацией здания, данных плит никогда не имелось на дымоходах, сама конструкция дымохода не предполагает наличия плит, так как их присутствие будет препятствовать выходу дыма. Сами трубы дымоходов и вентиляционных каналов находятся в надлежащем состоянии.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> введен в эксплуатацию 24.11.2015г., разрушение бетонных плит покрытия конструкции оголовка вентиляционных каналов и дымоходов над кровлей домов произошло вследствие несоблюдения строительных норм и правил застройщиком многоквартирного дома Б.А.В. По условиям муниципальных контрактов на покупку помещений у застройщика, заключенных с Б.А.В., продавец несет гарантийные обязательства на квартиру в течение 5 лет со дня передачи квартиры по передаточному акту. 5 летний гарантийный срок заканчивается 24.11.2020г., следовательно, все строительные недостатки, выявленные надзорными органами необходимо выполнять застройщику многоквартирного дома Б.А.В.
Ссылка административного органа на нарушение п.п. 5.5.6, 5.5.7, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003г. №170 неверна, поскольку дымоходы и вентиляционные каналы обслуживаются своевременно и в полном объеме. Данный факт подтверждается актами №104/1 и 25/1 периодической проверки дымовых и вентиляционных каналов от газоиспользующего оборудования и бытовых печей от 11.01.2019г. и 17.01.2019г., в которых специализированной организацией ООО «БИМ» установлено соответствие эксплуатируемых дымовых и вентиляционных каналов требованиям нормативных документов и возможность их безопасной эксплуатации.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях просит заменить наказание в виде административного штрафа предупреждением.
Кроме того, считает обнаруженное правонарушение малозначительным, поскольку с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, оно не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В судебное заседание директор АО «ДУК» Косарев В.Ю. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник Балахнинского отдела государственной жилищной инспекции представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Как установлено из материалов дела, копия постановления по делу об административном правонарушении от 27.02.2019года получена АО «ДУК» 01.03.2019года. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана 11.03.2019 года, то есть в соответствие с установленными сроками с учетом выходных дней.
Судья, рассматривающий жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в соответствие с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ, нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, выражается в нарушении лицами, ответственными за содержание жилых домов, правил их содержания и ремонта.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, являются лица, ответственные за содержание жилых домов: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
В силу ч.2.3 ст.161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491.
Согласно п.10 указанных Правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Как следует из п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;
в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;
д) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртуть содержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности;
е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;
к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью:
обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий;
обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п. 1.1).
Как следует из материалов дела, 28 января 2019 года Чкаловской районной прокуратурой совместно с Балахнинским отделом государственной жилищной инспекции выявлен факт нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003г. № 170, а именно: по адресу: <адрес>: <адрес> выявлены факты нарушения технического состояния дымоходов, разрушены бетонные плиты покрытия конструкции оголовка вентиляционных каналов и дымоходов над кровлей домов до арматуры, в нарушение п. 5.5.6, 5.5.7, 5.5.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170.
Управляющей организацией, осуществляющей ремонт и техническое обслуживание указанных домов, является АО «Домоуправляющая компания» г.Чкаловск. Директором АО «ДУК» г.Чкаловск является Косарев В.Ю., что подтверждается приказом АО «ДУК» г.Чкаловск от 19.11.2012г.
В соответствии с п. 3.1 договора управления общим имуществом многоквартирного дома № 46 от 01.10.2014г., заключенного между АО «ДУК» г.Чкаловск и собственниками многоквартирного <адрес>, управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п.2.5.1 договора обслуживания многоквартирного дома от 28.03.2016 года, заключенного между АО «ДУК» г.Чкаловск и собственниками многоквартирного <адрес>, обслуживающая организация обязана осуществлять обслуживание общего имущества в многоквартирном доме в соответствие с условиями и целями настоящего договора, а также требованиями действующих технических регламентов, правил и норм, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Следовательно, на АО «ДУК» г.Чкаловск возложена обязанность за надлежащее содержание и ремонт вышеуказанных многоквартирных домов, а также за соответствие технического состояния многоквартирных домов обязательным требованиям и нормам действующего законодательства.
Данные обстоятельства подтверждаются представлением № 515-12-04ПР/2019 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 27.02.2019г., постановлением по делу об административном правонарушении от 27.02.2019г., постановлением Чкаловского районного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.02.2019г., приказом ЗАО «ДУК» о переводе работника на другую работу от 19.11.2012г., договором обслуживания многоквартирного дома от 28.03.2016г., договором № 46 на управление общим имуществом многоквартирного дома от 01.10.2014г., актами инспекционного обследования жилищного фонда от 28.01.2019г.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии в действиях директора АО «ДУК» г.Чкаловск Косарева В.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ - нарушение лицом, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Доводы жалобы о несоблюдении строительных норм и правил застройщиком при введении <адрес> в эксплуатацию судом отклоняются, в связи с непредставлением доказательств в подтверждение того обстоятельства, что с момента принятия жилого дома на обслуживание у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения Правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, и что им были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, из представленного заочного решения Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21.05.2018г. не следует, что на застройщика Б.А.В. возложена обязанность по устранению нарушений технического состояния дымоходов вышеуказанного многоквартирного дома.
Ссылка на то обстоятельство, что технической документацией жилого <адрес> конструкция дымохода не предполагает наличия бетонных плит, не освобождает управляющую организацию от соблюдений правил пожарной безопасности в полном объеме.
Представленные директором АО «ДУК» акты периодической проверки дымовых и вентиляционных каналов от газоиспользующего оборудования и бытовых печей не являются основанием для прекращения производства по делу и освобождения от административной ответственности.
В соответствии с п.п. 5.5.6. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна: содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы; обеспечить герметичность и плотность дымоходов, исправное состояние и расположение оголовка относительно крыши и близко расположенных сооружений и деревьев без зоны ветрового подпора; обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и отсутствие деревьев, создающих зону ветрового подпора.
В соответствии с 5.5.7 Правил, ввод в эксплуатацию газоснабжающего оборудования и первый розжиг после замены и ремонта производится специализированной организацией.
Согласно п. 5.5.12. Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда, ответственные за технически исправное состояние вентиляционных каналов и дымоходов, по договорам со специализированными организациями должны обеспечивать периодические проверки:
а) дымоходов:
сезонно работающего газоиспользующего оборудования - перед отопительным сезоном;
кирпичных - один раз в три месяца;
асбоцементных, гончарных и из жаростойкого бетона - один раз в год;
отопительно-варочных печей - три раза в год (перед началом и среди отопительного сезона, а также в весеннее время);
б) вентиляционных каналов помещений, в которых установлены газовые приборы, - не реже двух раз в год (зимой и летом).
Ремонт дымоходов и вентиляционных каналов допускается производить лицам, имеющим соответствующую подготовку, под наблюдением инженерно-технического работника организации по обслуживанию жилищного фонда.
Проверка и прочистка дымоходов и вентиляционных каналов должна оформляться актами.
Самовольные ремонты, переделки и наращивание дымоходов и вентиляционных каналов не допускаются.
После каждого ремонта дымоходы и вентиляционные каналы подлежат проверке и прочистке независимо от предыдущей проверки и прочистки в сроки, установленные в актах.
Согласно раздела II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Факты нарушения жилищного законодательства АО «ДУК» подтверждаются актами инспекционного обследования жилищного фонда, составленными 28.01.2019 года, которые выявлены в ходе проведенной проверки прокурором Чкаловского района К.С.Н. и главным специалистом Балахнинского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области В.М.В. указывающим на наличие события административного правонарушения.
Ответственным за данное нарушение является должностное лицо – директор АО «ДУК» г.Чкаловск Косарев В.Ю., который надлежащим образом не организовал исполнение жилищно-коммунального законодательства при содержании многоквартирных домов по адресу: <адрес>
Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) лица, за которое установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, суд считает, что по причине ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, не осуществлении контроля за техническим состоянием дымоходов многоквартирных домов г.Чкаловск, находящихся в управлении АО «ДУК» г.Чкаловск, директором Общества допущено нарушение исполнения жилищного законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового газового оборудования по адресу: <адрес>, в виде разрушения бетонных плит покрытия конструкции оголовка вентканалов и дымоходов над кровлей домов до арматуры.
В данном случае, у Косарева В.Ю. являвшегося директором АО «ДУК» г.Чкаловск имелась возможность для соблюдения Правил в рамках, возложенных на него обязанностей по обслуживанию домов и проведению текущего ремонта, однако, им не были приняты своевременные меры по их выполнению.
Доводы жалобы заявителя об освобождении от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как установлено в судебном заседании, разрушение кирпичной кладки оголовков дымовых и вентиляционных каналов вышеуказанных многоквартирных домом, может привести к нарушению функционирования системы отведения дыма и вентиляции, что создает угрозу жизни и здоровью физических лиц, проживающих в указанном жилом доме.
При указанных обстоятельствах у суда не имеется оснований для того, чтобы сделать вывод о том, что совершенное директором АО «ДУК» Косаревым А.Ю. административное правонарушение является малозначительным.
Доводы о применении ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначения наказания в виде предупреждения также подлежат отклонению. После выявления данного правонарушения меры к устранению нарушений не приняты.
Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а потому нормы ст. 4.1.1 КоАП РФ не применимы.
Иные доводы заявителя не имеют правового значения для рассмотрения данного дела.
Постановление о привлечении АО «ДУК» г.Чкаловск к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также уполномоченным должностным лицом.
Действия Косарева В.Ю. правильно квалифицированы по ст. 7.22 КоАП РФ.
Нарушений норм материального либо процессуального права при рассмотрении дела не допущено.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из решений, в том числе и об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, жалоба лица, привлекаемого к административной ответственности, директора АО «ДУК» г.Чкаловск Косарева В.Ю. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника Балахнинского отдела государственной жилищной инспекции Нижегородской области № 515-12-04ПР/2019 от 27.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Косарева Валерия Юрьевича оставить без изменения, а жалобу Косарева В.Ю. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Нижегородского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Чкаловский районный суд Нижегородской области.
Судья Н.В.Короткова. Решение не вступило в законную силу.