Решение по делу № 72-147/2022 от 19.04.2022

УИД RS0-70

Судья Зюзин А.В. Дело №72-147/2022

Решение

16 мая 2022 года город Южно-Сахалинск

Судья Сахалинского областного суда Бочарова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» на постановление государственного инспектора отдела строительного надзора, котлонадзора и грузоподъемных механизмов Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2021 года, решение судьи Долинского городского суда Сахалинской области от 29 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении указанного юридического лица,

установил:

постановлением государственного инспектора отдела строительного надзора, котлонадзора и грузоподъемных механизмов Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Долинского городского суда от 29 марта 2022 года, юридическое лицо – муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая компания» (далее – МУП «Теплоснабжающая компания», Предприятие) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.

В жалобе, поданной в Сахалинский областной суд, законный представитель Предприятия ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица административного органа и решения судьи городского суда, ссылаясь на их незаконность. В обоснование жалобы указывает, что на момент вынесения постановления директором МУП «Теплоснабжающая компания» являлась Ф.И.О.2, кроме того с 01 декабря 2021 года МУП «Теплоснабжающая компания» прекратила деятельность по выработке тепловой энергии в связи с заключением концессионного соглашения с ООО «ИКС Южно-Сахалинск».

Представитель привлекаемого к административной ответственности лица в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении не заявил.

Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление, Ф.И.О.3 возражал против удовлетворения жалобы.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителя административного органа, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Предприятия к административной ответственности) нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промышленной безопасности) под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

Частью 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами в соответствии с данным Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Закону.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 «Опасные производственные объекты» к Закону о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Согласно пункту 5 Приложения № 2 «Классификация опасных производственных объектов» к Закону о промышленной безопасности для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к данному закону, устанавливаются следующие классы опасности: III класс опасности - для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более; IV класс опасности - для опасных производственных объектов.

Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 536 утверждены Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением (далее – Правила № 536).

Согласно пунктам 217, 234, 252, 386, 364 Правил № 536 результаты проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией должны оформляться актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию (далее - Акт готовности оборудования), рекомендуемый образец которого приведен в приложении № 3 к ФНП.

Решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением должно быть оформлено распорядительным документом эксплуатирующей организации в соответствии с выводами Акта готовности оборудования.

Сведения о принятом решении записываются в паспорт оборудования и заверяются подписью ответственного работника эксплуатирующей организации, на которого распорядительными документами эксплуатирующей организации возложены соответствующие должностные обязанности, либо подписью председателя комиссии (в случаях ее проведения).

Ответственность за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под давлением, в конкретном структурном подразделении организации должна быть возложена на инженерно-технического работника, которому непосредственно подчинен персонал, обеспечивающий обслуживание и ремонт этого оборудования.

На время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия ответственных лиц выполнение их обязанностей возлагается распорядительным документом на работников, замещающих их по должности, имеющих соответствующую квалификацию, прошедших в установленном порядке аттестацию по промышленной безопасности.

На ОПО, на которых используется оборудование под давлением, должны быть разработаны и утверждены инструкции, устанавливающие действия работников в аварийных ситуациях (в том числе при аварии). Инструкции должны выдаваться на рабочее место с подписью, подтверждающей получение их работниками, связанными с эксплуатацией оборудования под давлением. Порядок проведения проверки знаний инструкций и учебных тренировок (при необходимости) по отработке действий в аварийных ситуациях определяется распорядительными документами эксплуатирующей организации.

В производственной инструкции по эксплуатации трубопровода (системы трубопроводов и оборудования), в частности, должны быть регламентированы:

а) трубопровод (система трубопровода) и входящее в его состав оборудование (при наличии), на которые распространяется инструкция, назначение с описанием состава схемы трубопровода;

б) обязанности персонала во время дежурства (смены) по наблюдению и контролю за работой трубопровода и входящего в его состав оборудования;

в) порядок, сроки и способы проверки контрольно-измерительных приборов, арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации;

г) порядок подготовки трубопровода к пуску в работу (заполнение, прогрев), пуска в работу (подключения) и остановки (отключения) трубопровода;

д) меры безопасности при выводе оборудования в ремонт, слив рабочей среды;

е) случаи, требующие немедленной остановки трубопровода и работающего совместно с ним оборудования, предусмотренные настоящими ФНП, а также другие, обусловленные спецификой схемы. Порядок аварийной остановки и снижения давления до атмосферного устанавливают в зависимости от конкретной схемы и особенностей технологического процесса;

ж) порядок действия персонала в случае аварии или инцидента;

з) порядок ведения сменного (оперативного) журнала и/или иных установленных в эксплуатирующей организации форм документации, в которых фиксируются оформление приема и сдачи смены (дежурства), результаты контроля режимов работы, осмотров оборудования и проверок манометров, предохранительных и иных устройств, проводимых персоналом, проверка записей персонала лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода).

В соответствии с подпунктами «в», «з» пункта 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 2168 (далее – Правила № 2168), работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан: организовывать и проводить проверки состояния промышленной безопасности; доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, МУП «Теплоснабжающая компания» на основании выданной 23 марта 2017 года № ВХ-77000619 лицензии осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта – «Котельная», расположенного по адресу: г. Долинск, ул. Бумажная, д. 2, имеющего III класс опасности, зарегистрированного в Государственном реестре опасных производственных объектов.

На основании решения руководителя Сахалинского управления Федеральной службы по экономическому, технологическому и атомному надзору от 02 ноября 2021 года № Р-380-100 в период с 22 по 29 ноября 2021 года проведена плановая выездная проверка в отношении МУП «Теплоснабжающая компания», в ходе которой выявлены следующие нарушения:

- не представлена инструкция, устанавливающая действия работников в аварийных ситуациях на опасном производственном объекте «Котельная», III класс опасности, регистрационный № А77-01315-002, поднадзорному органу (нарушены положения статьи 9 Федерального закона № 116, пункт 386 Правил);

- не представлены документы по проведению проверок состояния промышленной безопасности в соответствии с планом мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на ОПО МУП «Теплоснабжающая компания» на 2021 год и не доводится до сведения работников опасных производственных объектов информация об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, а также не обеспечиваются работники указанными документами (нарушены положения статьи 9 Федерального закона № 116, пункта 14 Правил № 2168);

- не представлен распорядительный документ, который на время отпуска, командировки, болезни или в других случаях отсутствия ответственных лиц возлагает выполнение их обязанностей на работников, замещающих их по должности, имеющих соответствующую квалификацию, прошедших в установленном порядке аттестацию по промышленной безопасности (нарушены положения статьи 9 Федерального закона № 116, пункта 234 Правила № 536);

- сведения о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением не записаны в паспорт оборудования и не заверены подписью ответственного работника эксплуатирующей организации, на которого распорядительными документами эксплуатирующей организации возложены соответствующие должностные обязанности, либо подпись председателя комиссии (в случаях ее проведения) (нарушены положения статьи 9 Федерального закона № 116, подпункт 4а пункта 217 Правил № 536);

- не представлен акт готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию, подтверждающий готовность оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией (нарушены положения статьи 9 Федерального закона № 116, пункта 217 Правил № 536);

- производственные инструкции работников по эксплуатации трубопроводов не соответствуют действующим требованиям, в соответствии с которыми должны содержать: сведения о трубопроводе (системе трубопровода) и входящем в его состав оборудовании (при наличии), на которые распространяется инструкция, его назначении с описанием состава схемы трубопровода; обязанности персонала во время дежурства (смены) по наблюдению и контролю за работой трубопровода и входящего в его состав оборудования; порядок, сроки и способы проверки контрольно-измерительных приборов, арматуры, предохранительных устройств, приборов автоматики защиты и сигнализации; порядок подготовки трубопровода к пуску в работу (заполнение, прогрев), пуска в работу (подключения) и остановки (отключения) трубопровода; меры безопасности при выводе оборудования в ремонт, слив рабочей среды; случаи, требующие немедленной остановки трубопровода и работающего совместно с ним оборудования, предусмотренные настоящими ФНП, а также другие, обусловленные спецификой схемы. Порядок аварийной остановки и снижения давления до атмосферного устанавливают в зависимости от конкретной схемы и особенностей технологического процесса; порядок действия персонала в случае аварии или инцидента; порядок ведения сменного (оперативного) журнала и/или иных установленных в эксплуатирующей организации форм документации, в которых фиксируются оформление приема и сдачи смены (дежурства), результаты контроля режимов работы, осмотров оборудования и проверок манометров, предохранительных и иных устройств, проводимых персоналом, проверка записей персонала лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопровода) (нарушены положения статьи 9 Федерального закона № 116, пункта 364 Правил № 536).

В судебном заседании представитель административного пояснил, что данные инструкции также не были представлены в рамках проверки.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 09 декабря 2021 года в отношении юридического лица – МУП «Теплоснабжающая компания» протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 09 декабря 2021 года, решением о проведении выездной плановой проверки от 02 ноября 2021 года; протоколом осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов от 23 ноября 2021 года, выпиской из ЕГРЮЛ; графиком противоаварийных тренировок на 2020-2021 года; свидетельством об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ № 00290 от 17 июля 2019 года; договором № 13/16-ПАСФ от 26 сентября 2016 года; дополнительным соглашением от 16 января 2017 года; лицензией ВХ-000619 от 23 марта 2017 года; паспортом водогрейного котла № 3009; паспортом водогрейного котла № 3010; паспортом котла № 4524; паспортом котла № 4525; паспортом трубопровода № 253; паспортом трубопровода № 258; сведениями, характеризующими ОПО; сведениями о регистрации ОПО; страховым полисом и иными материалами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указание в постановлении должностного лица административного органа на нарушение пункта 252 Правил № 536 при описании нарушения, выразившегося в несоответствии производственных инструкций работников по эксплуатации трубопроводов действующим требованиям, является ошибочным и не влияет на правомерность вынесенного по делу акта, поскольку наличие в инструкциях таких обязательных сведений предусмотрено пунктом 364 Правил .

Проверив законность постановления, вынесенного должностным лицом административного органа по жалобе директора Предприятия, судья городского суда, посчитав обстоятельства совершенного правонарушения установленными и подтвержденными материалами дела, пришел к выводу о доказанности вины лица в совершенном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств тому, что со стороны Предприятия предпринимались меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, не представлено, что препятствует применению положений части 4 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Юридическое лицо обладало всеми необходимыми организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в отношении использования и производственной эксплуатации котельной, имело возможность и несло обязанность принять все зависящие меры по обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы жалобы относительно того, что в постановлении должностного лица не верно указан руководитель юридического лица, а также ссылка на прекращение МУП «Теплоснабжающая компания» с 01 декабря 2021 года деятельности по выработке тепловой энергии, являлись предметом проверки судьи городского суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебном акте.

Порядок и срок привлечения МУП «Теплоснабжающая компания» к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора отдела строительного надзора, котлонадзора и грузоподъемных механизмов Сахалинского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2021 года, решение судьи Долинского городского суда Сахалинской области от 29 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» оставить без изменения, жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Теплоснабжающая компания» - без удовлетворения.

Вступившие в законную силу постановление и решения по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьями 30.12 – 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Сахалинского областного суда Л.А. Бочарова

72-147/2022

Категория:
Административные
Ответчики
МУП "Теплоснабжающая компания"
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Бочарова Людмила Александровна
Статьи

9.1

Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
19.04.2022Материалы переданы в производство судье
16.05.2022Судебное заседание
17.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2022Дело оформлено
18.05.2022Дело передано в экспедицию
16.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее