Судья Нестерова Т.А. Дело № 7-21-980/17
Р Е Ш Е Н И Е
13 сентября 2017 года город Владивосток
Судья Приморского краевого суда Тымченко А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Краевого государственного бюджетного учреждения «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» Залешина С.П. на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства Приморского края Николаева Е.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – Краевое государственное бюджетное учреждение «Приморская база авиационной, наземной охраны и защиты лесов» (далее - КГБУ «Приморская авиабаза») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении КГБУ «Приморская авиабаза» постановление о привлечении к административной ответственности оставлено без изменения.
В жалобе законный представитель – директор КГБУ «Приморская авиабаза» Залешин С.П. просит постановление должностного лица, и решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на незаконное привлечение учреждения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав объяснения представителя КГБУ «Приморская авиабаза» Чаус М.Н., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Департамента лесного хозяйства Приморского края Николаева Е.Г., заключение прокурора Бекетовой В.А., прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи.
Основанием для возбуждения в отношении КГБУ «Приморская авиабаза» производства по делу об административном правонарушении послужил выявленный в ходе проведенной прокуратурой Яковлевского района Приморского края в период времени с 1 по ДД.ММ.ГГГГ проверки факт нарушения учреждением пункта 43 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившегося в том, что после заготовки древесины в выделе <адрес> на основании договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ № на погрузочном пункте порубочные остатки были сдвинуты к краю леса (стене леса) на протяжении 40 метров.
Должностным лицом Департамента лесного хозяйства Приморского края при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей районного суда при рассмотрении жалобы доводы КГБУ «Приморская авиабаза» о нарушении прав учреждения при проведении прокурорской проверки признаны несостоятельными. Данный вывод обоснован тем, что прокуратурой Яковлевского района Приморского края проверка проводилась не в отношении КГБУ «Приморская авиабаза», а на предмет исполнения требований природоохранного законодательства на лесных участках в целях оценки исполнения лесного законодательства лесничими при приемке лесосек.
Между тем указанный вывод должностного лица административного органа и судьи районного суда нельзя признать правильным.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как следует из материалов дела, наличие в действиях КГБУ «Приморская авиабаза» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было выявлено в ходе проведенной прокуратурой Яковлевского района Приморского края проверки, что зафиксировано в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ. При этом проверка прокуратурой района была проведена на основании информации Приморского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, в которой предлагалось дать оценку исполнения лесного законодательства лесничими при приемке лесосек, разработанных КГБУ «Приморская авиабаза».
Следовательно, организуя проведение проверки, прокурор Яковлевского района Приморского края располагал сведениями о том, что указанные в поступившей информации лесосеки разрабатывались КГБУ «Приморская авиабаза». Поэтому, учитывая, что основания прокурорской проверки обусловливают предмет и пределы ее проведения, прокурор при осуществлении надзорных функций должен был исходить из того, что такая проверка непосредственно затрагивает права и законные интересы КГБУ «Приморская авиабаза».
В соответствии с пунктом 1.2 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», действовавшего до 17 марта 2017 года, прокурорам при организации и проведении проверок соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, предписывалось решение о проведении проверки доводить до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П, оценка норм Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», касающихся порядка общенадзорной деятельности прокуратуры и связанных с осуществлением прав, обязанностей и гарантий проверяемых субъектов, должна производиться во взаимосвязи с иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами, регламентирующими проведение прокурорского надзора за исполнением законов, а также закрепляющими правовой статус проверяемых субъектов.
Кроме того, в постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что, поскольку осуществление прокурором надзорной функции непосредственно затрагивает права и свободы проверяемых лиц, о начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения - в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой организации, по крайней мере, в момент начала проверки. Иной подход подрывал бы лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти и приводил бы к необоснованному ущемлению гарантированной Конституцией Российской Федерации государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1).
Таким образом, исходя из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 2015 года № 2-П, и требований Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 265, проверка лесосек, разработанных КГБУ «Приморская авиабаза», прокуратурой Яковлевского района Приморского края проведена с нарушением прав и законных интересов данного юридического лица, что выразилось в отсутствии решения прокурора о проведении проверки и не доведении решения о проведении проверки до ее начала до сведения проверяемой организации.
Проведение прокурорской проверки без соответствующего решения является существенным нарушением установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» требований к организации и проведению проверок, поэтому результаты такой проверки не могут являться доказательствами нарушения проверяемым лицом обязательных требований, установленных правовыми актами.
С учетом изложенного, довод жалобы КГБУ «Приморская авиабаза» об отсутствии в материалах дела допустимых доказательств, подтверждающих наличие в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7, частью 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, решение по жалобе на постановление выносится решение об отмене постановления (решения) и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства Приморского края Николаева Е.Г. от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении КГБУ «Приморская авиабаза» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 8.31 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░