Российская федерация
Центральный районный суд <адрес>
630099, <адрес>
Дело № |
||||
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | ||||
05 октября 2017 года
Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи С.Л. Малахова,
при секретаре К.С. Кулаковой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Позднякова А. А.ича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> об оспаривании отказа в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Поздняков А.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по <адрес>, просит признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения, возложить на ответчика обязанность принять его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи из 6 человек, признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> о снятии с учета на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании части 7 статьи 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно совершения действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Истец Поздняков А.А. в судебное заседание не явился, извещен, направил в суд своего представителя Позднякову Е.В., действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала соответствующие пояснения.
Представитель заинтересованного лица ГУ МВД России по <адрес> Иневатова Т.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения.
Третье лицо Позднякова Е.В. в судебном заседании полагала заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, дала пояснения согласно отзыву.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом уведомленных о месте и времени судебного разбирательства.
Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона N 3-ФЗ "О полиции" от ДД.ММ.ГГГГ обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджет посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С ДД.ММ.ГГГГ отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Согласно положениям пункту 2 части 2 статьи 4 указанного Федерального закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Из материалов дела следует, что Поздняков А.А. на момент возникновения спорных правоотношений, проходил службу в ОВД в должности командира мобильного взвода отдельной роты ППС ОП № "Железнодорожный" УМВД Росси по <адрес>, на момент принятия оспариваемого Решения от ДД.ММ.ГГГГ имел выслугу более 10 лет, состоял на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Единовременная социальная выплата ранее Позднякову А.А. не предоставлялась, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением ГУ от ДД.ММ.ГГГГ № снят с учета очередников по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 4 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Оспариваемым Решением, в том числе, было установлено, что Поздняков А.А. с ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете семьей в составе 3-х человек (он, супруга -, дочь.) для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, уникальный №.
ДД.ММ.ГГГГ Поздняков А.А. заключил брак с Перминовой (Поздняковой) Е.В., и приходится, согласно представленным в материалы учетного дела свидетельствам о рождении, отцом трех сыновей 2013 и 2015 годов рождения.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Поздняков А.А. был зарегистрирован в частном жилом доме, общей площадью 31,9 кв.м., по адресу: НСО, <адрес>, р.<адрес>1. Вместе с ним в указанный период был зарегистрирован и проживал отец являющийся собственником жилого помещения.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ супруга Позднякова А.А. - Позднякова Е.В. была зарегистрирована и проживала в квартире, общей площадью 43,5 кв.м. по адресу: <адрес>17, в которой были зарегистрированы и проживали ее мать (собственник квартиры) и супруг матери.
С ДД.ММ.ГГГГ Поздняков А.А. с супругой Поздняковой Е.В., тремя сыновьями и старшей дочерью зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире, общей площадью 28,1 кв.м. по адресу: <адрес>109, собственником которой с 2013 года является Позднякова Е.В.
С ДД.ММ.ГГГГ дочь Позднякова А.А. от первого брака зарегистрирована в жилом доме, общей площадью 54,2 кв.м. по адресу: <адрес>, ул. 2-я шоссейная, 229, в котором кроме нее зарегистрированы еще три человека - дедушка, бабушка и мать.
ДД.ММ.ГГГГ Поздняков А.А. и его бывшая супруга заключили Соглашение об определении места жительства несовершеннолетней дочери, в котором ее местом жительства определили место жительства отца по адресу: <адрес>109.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения), Поздняков А.А. с супругой и четырьмя детьми не имеют.
На учете по улучшению жилищных условий для предоставления жилой площади по договору социального найма по месту службы, Поздняков А.А. не состоит.
Между тем, оспариваемым Решением так же установлено, что за Поздняковой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на 1/3 долю в квартире, общей площадью 43,5 кв.м. по адресу: <адрес>17, право собственности, на которую, было прекращено после регистрации брака с Поздняковым А.А.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела соответствующими письменными доказательствами и сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями части 7 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Так же частью 7 статьи 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены действия лиц, являющихся сотрудниками органов внутренних дел и членов их семьи.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, считаются: супруга (супруг), состоящие (состоявшие) в зарегистрированном браке с сотрудником; несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1223 "О предоставлении социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ" утверждены "Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ".
В силу пункта 9 данных Правил сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, в частности приравнено: отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи (подпункт "д").
Исходя из вышеуказанной нормы Правил, действиями по ухудшению жилищных условий признаются действия, совершенные непосредственно как самим сотрудником по отчуждению имущества, имеющегося в собственности сотрудника, так и совместно с ним проживающих членов его семьи.
При этом, анализ вышеуказанных правовых норм позволяет прийти к выводу, что для признания намеренного ухудшения жилищных условий достаточно факта ухудшения жилищных условий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении независимо от обстоятельства, соответствовали ли жилищные условия гражданина нормам жилого помещения из расчета на одного человека на момент отчуждения или нет.
Действиями по ухудшению жилищных условий, являются только те действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо как в рассматриваемом случае могут повлечь за собой возможность получения единовременной социальной выплаты увеличенного размера.
Так, согласно пункту 29 вышеуказанных Правил в случае если сотрудник имеет жилые помещения, принадлежащие ему и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые им и (или) членами его семьи по договору социального найма, для расчета размера единовременной выплаты размер общей площади жилого помещения рассчитывается как разница между нормой предоставления общей площади жилого помещения и общей площадью указанных жилых помещений. Указанное положение не распространяется на случаи, предусмотренные пунктами 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из изложенного следует, что при определении общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной социальной выплаты площадь принадлежащих сотруднику и (или) членам его семьи жилых помещений на праве собственности или занимаемых ими по договору социального найма, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 - 5 и 7 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ, подлежит зачету.
Как указано выше, за супругой Позднякова А.А. - Поздняковой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на 1/3 долю в квартире, общей площадью 43,5 кв.м. по адресу: <адрес>17, право собственности на которую было прекращено ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака с Поздняковым А.А. (ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Позднякова Е.В., т.е. в том числе и в период совместного проживания с истцом как членом семьи (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), была сособственником 1/3 доли жилого помещения - квартиры площадью 43,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>17, которая была отчуждена ею ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, отчуждение супругой истца указанной доли в праве общей долевой собственности приводит к наличию права на получение размера единовременной социальной выплаты исчисленной без зачета отчужденной доли в эквиваленте размера общей площади, т.е. к увеличенному размеру выплаты.
Такие действия являются намеренными действиями по ухудшению жилищных условий с целью создания искусственной нуждаемости и получения размера единовременной социальной выплаты без учета отчужденной собственности.
Доводы представителя истца о том, что доля в квартире по <адрес> была отчуждена ею по договору дарения в пользу сестры в связи с тем, что мать дала ей денежные средства для внесения первоначального взноса за ипотеку в квартире по <адрес>, а так же, что 1/3 доля в квартире по <адрес> была приобретена ею в собственность в результате приватизации, и приобретение доли не зависело от ее воли, поскольку на момент приватизации она являлась несовершеннолетней, а так же доводы о том, что даже с учетом отчужденной площади, Поздняков А.А. имел право на получение единовременной выплаты, поскольку обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи в размере менее 15 квадратных метров, не имеет правового значения в рамках рассматриваемого спора, поскольку, как уже указано выше факта отчуждения членом семьи имущества, находящегося в собственности привел к изменению статуса истца, при котором возникает предусмотренное частью 2 статьи 4 № 247-ФЗ условие для признание за ним права на получение соответствующего размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что действия Поздняковой Е.В. по отчуждению ДД.ММ.ГГГГ 1/3 доли в квартире по адресу: <адрес>17 являются действиями члена семьи сотрудника органов внутренних дел, поскольку членом семьи истца она стала являться с ДД.ММ.ГГГГ после оформления с ним регистрации брака, и повлекшие ухудшение жилищных условий, вследствие чего право состоять на учете в качестве имеющего права на получение единовременной социальной выплаты у истца появится не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных выше намеренных действий.
Таким образом, совершение супругой Позднякова А.А. - Поздняковой Е.В. действий по отчуждению доли в вышеуказанной квартире обоснованно было расценено комиссией как ухудшение Поздняковым А.А. своих жилищных условий, поскольку действия по отчуждению указанной доли подпадают под положения части 7 статьи 4 Федерального закона, и привели к искусственному возникновению нуждаемости в жилье, тогда как действующим законодательством предусмотрена совокупность условий, дающих право на получение единовременной выплаты: стаж службы не менее 10 лет, обеспеченность жилым помещением менее 15 кв. м на одного члена семьи, отсутствие преднамеренных действий по ухудшению жилищных условий.
Несоблюдение одного из условий в соответствии с Правилами предоставления единовременной социальной выплаты является основанием для отказа в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты.
При таких обстоятельствах, поскольку нарушений закона и прав истца судом не установлено, суд не находит оснований для признания права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, семье в составе 6-ти человек, признании незаконным решения Центральной жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, семье в составе 6-ти человек и обязании ГУ МВД России по <адрес> принять его на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, семье в составе 6-ти человек.
Руководствуясь положениями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░