Дело № 2а-1496/2021
УИД 33RS0008-01-2021-003091-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 01 октября 2021 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре Платоновой Я.А.,
с участием
представителя административного истца Булгаковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования поселок Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности Гусь-Хрустального межрайонного прокурора обратился в Гусь-Хрустальный городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административными исковыми требованиями к администрации МО п. Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (далее – Администрация) в которых просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии должных мер по оборудованию контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: п. Мезиновский, ул. Чапаева, д. 16; п. Мезиновский, ул. Вокзальная, д. 10, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а также возложить на административного ответчика обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по указанным адресам, в соответствии с приведенными требованиями, а именно оборудовать их подъездным путем, бетонным или асфальтовым; покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра, а также местом для складирования крупных габаритных отходов, соблюсти расстояния размещения контейнерной площадки до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров и место для складирования крупногабаритных бытовых отходов.
В обоснование требований указано, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, законодательства о благоустройстве территорий при содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в ходе которой были выявлены нарушения, касающиеся неисполнения Администрацией предусмотренных законом обязанностей по организации и содержанию мест накопления твердых бытовых отходов (контейнерных площадок), расположенных по адресам: п. Мезиновский, ул. Чапаева, д. 16; п. Мезиновский, ул. Вокзальная, д. 10.
В нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21 данные площадки для установки контейнеров для сбора мусора не оборудованы подъездным путем, бетонным или асфальтовым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра, а также место для складирования крупных габаритных отходов отсутствует.
28.04.2021 г. главе администрации МО п. Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое было рассмотрено, нарушения не устранены.
В настоящее время надлежащее содержание указанных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Администрацией не обеспечено, что влечет нарушение требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, нарушение муниципальных правил благоустройства, а также нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания и создает угрозу причинения вреда окружающей среде.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Булгакова Е.А. поддержала административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации МО п. Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили отзыв на административное исковое заявление, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя, а также указали, что признают административное исковое заявление в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица администрации МО
Гусь-Хрустальный район в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что Администрация МО Гусь-Хрустальный район не имеет возражений относительно заявленных требований прокурора, однако в связи с тем, что бюджет района является высокодотационным, просит суд об увеличении срока исполнения решения суда до 12 месяцев, отмечая, что в 2020 году были отремонтированы (обустроены) 43 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, 6 из которых в п. Мезиновский. При этом на 2021 год также были запланированы финансовые средства на указанные мероприятия и в п. Мезиновский оборудовано 3 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили ходатайство, в котором просили рассмотреть дело без участия представителя, а также указали, что поддерживают заявленные административные исковые требования в полном объеме.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд определил рассмотреть административное дело без участия представителей административного ответчика администрации МО п. Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, а также заинтересованных лиц администрации МО Гусь-Хрустальный район и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Владимирской области, поскольку их явка в судебное заседание не была признана судом обязательной.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 18 и 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-Ф3) к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» установлено закрепить за сельскими поселениями Владимирской области вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения городских поселений, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Исходя из системного толкования положений п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-Ф3, ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ № 89-ФЗ) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления.
На основании ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ № 89-ФЗ, к одному из принципов государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
В силу ч. 1 ст. 13.4 ФЗ № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч. 3 ст. 13.4 ФЗ № 89-ФЗ).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 13,4 ФЗ № 89-ФЗ).
Согласно ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч. 1 ст. 22 приведенного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039 (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии с п. 4, СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров. Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В соответствии с п. 6 СанПиН 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО.
Как следует из п. 9 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Согласно п. 10 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
Таким образом, на администрацию МО п. Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области как на орган местного самоуправления возложена обязанность по надлежащему содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных.
В судебном заседании установлено, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения Администрацией законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, законодательства о благоустройстве территорий при содержании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в ходе которой было установлено, что Администрацией допущены нарушения при содержании контейнерных площадок, расположенных на территории частного сектора по адресам: п. Мезиновский, ул. Чапаева, д. 16 и п. Мезиновский, ул. Вокзальная, д. 10.
Так, в нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21 указанные площадки для установки контейнеров для сбора мусора не оборудованы подъездным путем, бетонным или асфальтовым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод; ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра, а также место для складирования крупных габаритных отходов отсутствует.
Также было установлено, что администрацией МО Гусь-Хрустальный район ведется реестр мест накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений района.
В связи с выявленными нарушениями 28.04.2021 г. главе администрации МО п. Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области внесено представление, которое было рассмотрено, однако нарушения не устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Более того Администрацией заявлено о согласии с административными исковыми требованиями прокурора.
Согласно акту проверки от 03.09.2021 г. и приложенным к нему фотографиям вышеуказанные нарушения не устранены.
Таким образом, в настоящий момент надлежащее содержание указанных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов администрацией МО п. Мезиновский (сельское поселение)
Гусь-Хрустального района Владимирской области не обеспечено, что влечет нарушение требований федерального законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, нарушение муниципальных правил благоустройства, препятствует реализации органом местного самоуправления имеющихся полномочий по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, благоустройству территорий, влечет нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, противоречит государственной политике в сфере обращения с отходами.
Выявленные нарушения ставят под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц, точное число которых установить не представляется возможным в силу миграции, естественной убыли и прироста населения; права и законные интересы муниципального образования п. Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, к полномочиям которого относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов, включая содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
При таких обстоятельствах, учитывая изложенное выше, а также согласие административного ответчика с административным иском, требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непринятии должных мер по оборудованию контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: п. Мезиновский, ул. Чапаева, д. 16; п. Мезиновский, ул. Вокзальная, д. 10, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а также возложении на административного ответчика обязанности оборудовать контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по указанным адресам, в соответствии с приведенными требованиями, а именно оборудовать их подъездным путем, бетонным или асфальтовым; покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра, а также местом для складирования крупных габаритных отходов, соблюсти расстояния размещения контейнерной площадки до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров и место для складирования крупногабаритных бытовых отходов, подлежат удовлетворению.
С учетом всех обстоятельств дела, а также финансового положения МО п. Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области и администрации МО Гусь-Хрустальный район, принятия ими мер направленных на исполнение требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, суд полагает разумным и обоснованным установить срок исполнения решения суда в течение 12 месяцев с даты его вступления в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования исполняющего обязанности Гусь-Хрустального межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования поселок Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области, выразившееся в непринятии должных мер по оборудованию контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам:
п. Мезиновский, ул. Чапаева, д. 16; п. Мезиновский, ул. Вокзальная, д. 10, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Возложить на администрацию муниципального образования поселок Мезиновский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: п. Мезиновский, ул. Чапаева, д. 16; п. Мезиновский, ул. Вокзальная, д. 10, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно оборудовать их подъездным путем, бетонным или асфальтовым; покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки с трех сторон высотой не менее 1 метра, а также местом для складирования крупных габаритных отходов, соблюсти расстояния размещения контейнерной площадки до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров и место для складирования крупногабаритных бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий Е.В. Забродченко
Мотивированное решение суда изготовлено 04 октября 2021 года.
Судья Е.В. Забродченко