Судья Давиденко С.А. УИД38RS0015-01-2024-000019-74
Судья-докладчик Алферьевская С.А. № 33-6630/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июля 2024 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Коваленко В.В.,
судей Алферьевской С.А., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Макаровой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-16/2024 по иску прокурора Мамско-Чуйского района в интересах Турковой Е.К. к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» о признании незаконным решения о снятии с учета в очереди на получение жилищной субсидии, возложении обязанности восстановить в очереди на получение жилищной субсидии
по апелляционной жалобе ответчика областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району»,
по апелляционной жалобе третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
на решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2024 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Мамско-Чуйского района обратился в суд в интересах Турковой Е.К. с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что решением областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» от 30.08.2022 Номер изъят Туркова Е.К. снята с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Решение мотивировано тем, что ранее Турковой Е.К. была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области».
Данное решение полагает незаконным, поскольку предоставленная Турковой Е.К. социальная выплата на приобретение жилого помещения не относится к мерам государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Просил признать незаконным приказ от 30.08.2022 Номер изъят о снятии Турковой Е.К. с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; возложить на областное государственное бюджетное учреждение «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» обязанность восстановить Турковй Е.К. в очереди на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, категория «пенсионеры», по дате подачи заявления, с 12.05.1998.
Решением Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2024 года исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района в интересах Турковой Е.К. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах представитель ответчика областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» Первухина З.И., представитель третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Кобелева М.Г. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционных жалоб указывают, что обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья такой категории граждан регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в соответствии со статьей 1 которого право на получение жилищной субсидии имеют граждане, выезжающие (выехавшие не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если они и (или) члены их семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки, в том числе в виде бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области» истцу предоставлена дополнительная мера социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области. На полученную социальную выплату Туркова Е.К. приобрела в собственность жилое помещение на территории Иркутской области в п. Мама.
Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 69-ОЗ установлено, что социальная выплата предоставляется для приобретения жилья в пределах Иркутской области, гражданин сам выбирает место для постоянного проживания в пределах области: северные или южные районы.
Меры социальной поддержи, предусмотренные Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 69-ОЗ, и меры социальной поддержи, предусмотренные Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, имеют одну и ту же цель – улучшение жилищных условий, в свою очередь, жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз, а гражданин вправе сам выбирать, где ему приобрести жилье.
Так как истцом были получены средства областного бюджета на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области, и она использовала право получение жилищной субсидии для приобретения жилья как в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, так и за их пределами на территории Иркутской области, то она утратила основание оставаться далее на учете на получение социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ.
Полагают необоснованным вывод суда о том, что предоставленная социальная выплата на приобретение жилого помещения не относится к мерам государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку у истца имелось право выбора места приобретения жилого помещения в пределах Иркутской области.
Привязка выбора места приобретения жилого помещения с использованием средств социальной выплаты в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-ОЗ к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям при рассмотрении вопроса о снятии граждан с учета по Федеральному закону от 25.10.2002 № 125-ФЗ ставит в неравные условия граждан, которые приобрели жилье с использованием указанных выплат в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и граждан, которые приобрели жилье за пределами данных районов и местностей.
В письменных возражениях прокурор Мамско-Чуйского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика и третьего лица – без удовлетворения.
На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Алферьевской С.А., объяснения представителя процессуального истца Кирчановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:
гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления: жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма; бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.
Порядок получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (далее – Правила).
Как следует из подпункта «з» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Деятельность по реализации Федерального закона № 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 (далее – Положение), согласно пункту 2 которого, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
В соответствии с подп. «и» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", либо со ст. 2 указанного закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заявления от 12.05.1998 Туркова Е.К. включена в список очередности граждан на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнею Севера и приравненных к ним местностей», что отражено в Списке граждан Мамско-Чуйского района Иркутской области, имеющих право на получение жилищных субсидий по категории «пенсионеры», по состоянию на 01.02.2005, где под номером 591 значится Туркова Е.К.
Приказом Управления департамента социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району от 02.05.2007 № 62 Туркова Е.К. признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Сведения о нахождении Турковой Е.К. на учете лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, также имеются в Списках граждан по категории «пенсионеры» по состоянию на 01.01.2021 и по состоянию на 01.01.2022, где Туркова Е.К. указана под номером 1526 и 1345 соответственно, по дате подачи заявления 12.05.1998.
На основании распоряжения Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Номер изъят от 27.04.2016 Турковой Е.К. перечислена социальная выплата на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселке Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области» в сумме 690 900 руб.
Приказом ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» от 30.08.2022 Номер изъят Туркова Е.К. снята с учета на получение жилищной субсидии в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, утрата оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», протокол № 25 от 30.08.2022.
Согласно сведениям, содержащим в выписках из ЕГРН № Номер изъят от 08.07.2022, № Номер изъят от 29.01.2024, договоре купли-продажи от 25.03.2016 и дополнительном соглашении от 13.04.2016, Туркова Е.К. за счет предоставленных средств социальной выплаты приобрела в собственность жилое помещение (1/3 доли в праве) в пос. Мама Мамско-Чуйского района Иркутской области.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области, действующего в интересах Турковой Е.К., суд первой инстанции исходил из того, что Туркова Е.К. не обеспечена жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенным за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также не получала в установленном законом порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем, она имеет право на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения при выезде из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Иное толкование законодательства о жилищных субсидиях является произвольным и необоснованно ограничивает право Турковой Е.К. на получение жилищной субсидии, в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Суд указал, что социальная выплата на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области», выплаченная Турковой Е.К. из бюджета Иркутской области, связана с выездом из рабочего поселка Согдиондон Мамско-Чуйского района по причине упразднения данного муниципального образования, на средства социальной выплаты Турковой Е.К. приобретено жилое помещение в пос. Мама Мамско-Чуйского района. При таких обстоятельствах, истец соответствует требованиям статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», решение комиссии ОГКУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» от 30.08.2022 Номер изъят о снятии Турковой Е.К. с учета граждан, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий, является незаконным.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, основаны на нормах материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены письменными доказательствами.
Доводы апелляционных жалоб ответчика и третьего лица о том, что Туркова Е.К. не соответствует требованиям статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, обоснованно снята с учета на получение жилищной субсидии, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятом по делу судебном постановлении. Оснований для иной оценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, у судебной коллегии не имеется.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что предоставленная Турковой Е.К. в соответствии с Законом Иркутской области от 09.07.2015 № 69-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Согдиондон Мамско-Чуйского района Иркутской области» социальная выплата на приобретение жилого помещения не относится к мерам государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Апелляционные жалобы не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем, решение суда первой инстанции, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 16 апреля 2024 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.В. Коваленко
Судьи С.А. Алферьевская
Н.А. Сальникова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.07.2024.