Решение по делу № 2-10/2021 от 07.09.2020

             Дело № 2-10/2021

УИД 19RS0004-01-2020-004044-63    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

село Аскиз                                    14 января 2021 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Райковой И.В.,

при секретаре Мастраковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия к Администрации Аскизского района Республики Хакасия об обязании обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления,

УСТАНОВИЛ:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее – Минприроды РХ) обратилось в суд с иском к Администрации Аскизского района Республики Хакасия, ООО «Аэросити-2000», с требованием обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления. Требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведенной в период 26.02.2020 по 27.02.2020 в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности за исполнением природоохранного законодательства в соответствии с Приказом Минприроды Хакасии от 12.11.2019 № 010-1721-пр, с целью выявления и принятия мер по ликвидации объектов несанкционированного размещения отходов и навалов мусора выявлено место несанкционированного размещения отходов (несанкционированная свалка) в районе с. Бельтирское (Юбилейный) Аскизского района РХ, расположенные в кадастровом квартале 19:05:010801, координаты места нахождения 53,066705, 90,401746. Визуальное ориентирование – вправо от с. Бельтирское (Юбилейный) вдоль железной дороги. Несанкционированная свалка располагается на территории ориентировочной площадью 8 га (100м*800м). Примерный объем не несанкционированной свалки составляет более 600 куб.м. Несанкционированное место размещения отходов располагается на межселенной территории. Выявленная несанкционированная свалка отсутствует в территориальной схеме, утвержденной приказом Минприроды Хакасии от 06.12.2019 № 010-1829-пр. Об обнаружении выявленного места несанкционированного размещения отходов в районе с. Бельтирское (Юбилейный) Аскизского района Минприроды Хакасии проинформировало ООО «Аэросити-2000» 25.03.2020, направив информационное письмо, 06.04.2020 ООО «Аэросити-2000» направлено уведомление главе Администрации Аскизского района об обнаружении места несанкционированных отходов. Истец со ссылкой на положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Земельного кодекса РФ, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», Межгосударственный стандарт «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», просит обязать ответчика ликвидировать несанкционированное место размещения отходов потребления в срок до 20 августа 2020 года.

Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 30.07.2020 в связи с отказом истца от иска прекращено производство по настоящему гражданскому делу в части требований Министерства природных ресурсов и экологии РХ к ООО «Аэросити-2000» о возложении обязанности совершить определенные действия, ООО «Аэросити-2000» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В ходе рассмотрения дела представитель истца Орлов Е.А., действующий на основании доверенности от 22.10.2019, исковые требования, уточнил, просил обязать ответчика Администрацию Аскизского района РХ в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу обеспечить ликвидацию несанкционированного места размещения отходов производства и потребления. Просил о проведении судебного заседания в отсутствие представителя истца.

    Представитель ответчика Потехина Л.В., действующая на основании доверенности от 13.01.2021, против удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, содержащуюся в Постановлениях от 13.10.2015 № 26-П, от 29.03.2011 № 2-П, утверждала, что содержание используемого в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» термина «организация» применительно к обязательству муниципального района по организации сбора, вывоза, утилизация и переработки бытовых и промышленных отходов должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования и не может автоматически трактоваться как предполагающий всю полноту ответственности муниципального образования. Кроме того, несанкционированное размещение отходов расположено на территории, предоставленной администрации муниципального образования Бельтирский сельсовет, глава Бельтирского сельсовета обязался ликвидировать несанкционированную свалку, в связи с чем ответственность по ликвидации несанкционированного размещения отходов лежит на администрации Бельтирского сельсовета. В случае удовлетворения исковых требований просила суд учесть, что в срок, установленный в исковом заявлении, исполнение изложенных в нем требований невозможно. Просила с учетом погодных условий, отсутствие в бюджете на текущий год финансовых средств на ликвидацию несанкционированной свалки, предоставить срок для ликвидации не менее одного года.

Представители истца, третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, «Аэросити-2000», Администрации Бельтирского сельсовета, своих представителей в судебное заседание не направили, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения.

Суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

    Исследовав материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).

По смыслу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. При этом перечень способов защиты права не является исчерпывающим.

Частью 1 ст. 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 № 346 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, согласно которому Минприроды Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области отношений, связанных с охраной окружающей среды, в области охраны атмосферного воздуха, в области обращения с отходами, согласно компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Кроме того, п. 2.1.1.10 Положения закреплено также право Минприроды РХ на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

    Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что Минприроды РХ является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Хакасия на осуществление контрольно-надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и управомочено на обращение в суд с настоящим иском, направленным на ограничение деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в ст. 58 Конституции РФ.

В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Согласно п. 1 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).

В статье 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

    Как следует из содержания акта обследования территории от 26.02.2020, фототаблицы, являющейся приложением к данному акту, и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что по результатам проведенной Минприроды РХ в рамках осуществления деятельности по государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) рейдового осмотра территории Аскизского района РХ в районе ��?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????G�??????J?J????????????J?J?J???????????????J?J????????????J?J?J??�?????????J?J?J??�??????????�?�??Й?Й?????????J?J?J????????????J?J?J???????????????J?J?J???????????????J?J?J????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�-�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������›�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�???????¤???????�???????¤???????�???????¤???????�?????¤?????�???????¤???????�?????¤?????�???�???�?????¤??????�?�?�?��������������������������������������������������������������������������������������������������������

    25.03.2020 Минприроды РХ направлено сообщение ООО «Аэросити-2000» о ликвидации несанкционированной свалки, с указанием на необходимость направления в адрес Минприроды РХ информации о проводимых мероприятиях, на которых расположены несанкционированные свалки, в срок до 06.04.2020.

    Как следует из содержания актов обследования территории от 07.05.2020, фототаблицы, являющейся приложением к данному акту, не оспорено и не опровергнуто ответчиком либо третьим лицом, несанкционированная свалка, наличие которой выявлено истцом на земельном участке, расположенном по адресу: РХ, Аскизский район, в районе с. Бельтирское (Юбилейный) на земельный участок, в кадастровом квартале 19:05:010801, координаты места нахождения 53,066705 90,401746, примерной площадью 8 га в ходе проверки, проведенной в феврале 2020 года, на дату составления акта 07.05.2020, не ликвидирована.

На момент разрешения судом настоящего спора по исковому заявлению, поступившему в Аскизский районный суд РХ 07.09.2020, ни истец, ни ответчик, ни третье лицо ООО «Аэросити-2000», доказательств ликвидации образовавшейся на данном земельном участке свалки не представили.

В силу ст. 7 Закона об охране окружающей среды к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации, а также общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы его организации, в рамках которых закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Пунктом 18 ч. 1 ст. 14 указанного Закона к вопросам местного значения городского, сельского поселения, относятся, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно частям 3 и 4 ст. 14 названного Закона организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (пункт 18 части 1 статьи 14) к вопросам местного значения сельского поселения не относится, поскольку данное полномочие не закреплено за сельскими поселениями законом субъекта Российской Федерации. Указанные вопросы на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Статьей 2 Закона Республики Хакасия от 07 ноября 2014 г. № 84 - ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (пункт 10).

В части 2 статьи 8 Закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, является орган местного самоуправления муниципального района (статья 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Таким образом, вышеперечисленные нормы права, регулирующие спорные правоотношения, с учетом внесенных в них изменений, указывают на участие органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами и не содержат прямого указания о возложении на сельские поселения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок.

Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированной свалки на территории Бельтирского сельсовета Аскизского района должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.

    Из ответа от 17.12.2020 года № 13-1102-310/20 межмуниципального отдела по г. Абаза, Таштыпскому и Аскизскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, пояснений специалиста межмуниципального отдела по г. Абаза, Таштыпскому и Аскизскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Канзычакова А.С., в соответствии с Проектом перераспределения земель совхоза им. Калинина Аскизского района Республики Хакасия земельный участок находиться на территории, предоставленном администрации муниципального образования Бельтирский сельсовет, однако в настоящий момент права на данный земельный участок не разграничены.

На основании изложенного, учитывая, что представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Бельтирского сельсовета Аскизского района, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляется Администрацией муниципального образования Аскизский район РХ, учитывая, что в силу положений пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, суд приходит к выводу о возложении обязанности по организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки на территории вышеназванного земельного участка на Администрацию Аскизского района Республики Хакасия.

В силу вышеуказанных обстоятельств суд считает доводы ответчика о том, что Администрация Аскизского района Республики Хакасия является ненадлежащим ответчиком, несостоятельными.

Разрешая требования истца о сроке, в течение которого обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки должна быть исполнена ответчиком, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 ГПК РФ, часть 2 статьи 174 АПК РФ. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

    Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений, учитывая характер обязанности, возложенной судом на ответчика, являющегося органом местного самоуправления, по организации деятельности, связанной с ликвидацией несанкционированной свалки, расположенной на земельном участке со значительной площадью, учитывая погодные условия, место расположения свалки, зимнее время года, принимая во внимание совокупность приведенных норм и разъяснений, суд приходит к выводу о том, что требуемый срок в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда является недостаточным для исполнения ответчиком указанной обязанности, в связи с чем считает целесообразным установить такой срок в течение одного года с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.

    На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

    Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Аскизского района Республики Хакасия в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по ликвидации несанкционированного места размещения отходов производства и потребления, расположенного по адресу: Республики Хакасия, Аскизский район, в районе с. Бельтирское (Юбилейный), на межселенной территории, в кадастровом квартале 19:05:010801, координаты места нахождения 53,066705 90,401746.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 18 января 2021 года.

Председательствующий                             И.В. Райкова

2-10/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии РХ
Ответчики
Филиал ООО "АЭРОСИТИ-2000"
Администрация Аскизского района
Другие
Администрация Бельтирского сельсовета
Суд
Аскизский районный суд Республики Хакасия
Судья
Райкова Инна Владимировна
Дело на сайте суда
akzisky.hak.sudrf.ru
07.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.09.2020Передача материалов судье
29.09.2020Подготовка дела (собеседование)
29.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.10.2020Предварительное судебное заседание
23.10.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.11.2020Предварительное судебное заседание
24.11.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.12.2020Предварительное судебное заседание
14.12.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.01.2021Предварительное судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
18.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее