Дело № 2а-3642/18
64RS0044-01-2018-003625-68
Решение
Именем Российской Федерации
03 октября 2018 года г.Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Манжеевой Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Композит Волокно» об оспаривания предписания государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса по Саратовской области Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Композит Волокно» (далее по тексту ООО «Композит Волокно») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными и отменить пункт 1 предписания <данные изъяты> от <Дата> государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса по Саратовской области Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В обоснование исковых требований указывает, что 24 августа 2018 года государственными инспекторами Нижне-Волжского управления Ростехнадзора выдано предписание <№>, которым ООО «Композит Волокно» обязано устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Пунктом 1 Предписания <№> от 24 августа 2018 года Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обязывает ООО «Композит Волокно» аттестовать в установленном порядке штатное аварийно-спасательное формирование филиала ООО «Композит Волокно», обосновывает требование нарушениями части 2 статьи 3, части 1,2 статьи 9, части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности –опасных производственных объектов»; и части 1 статьи 7, части 2 статьи 10, части 1статьи 12 Федерального закона № 151 от 22.08.1995 г. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Считают указанный пункт 1 Предписания выданным без учета фактических обстоятельств дела, незаконным и подлежащим отмене в связи со следующим.
Напрямую создавать нештатные аварийно-спасательные формирования (вспомогательные горноспасательные команды) из числа своих работников Ф3-№116 от 21.07. 1997 г. обязывает только организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы. ООО «Композит Волокно» такие виды работ не осуществляет.
ООО «Композит Волокно», как организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты II класса опасности - «Площадка химического производства» рег. № <№> и «Площадка складского хозяйства» per. <№>, принимает со своей стороны все необходимые меры к выполнению обязательных требований промышленной безопасности, изложенных в Федеральном законе от 21 июля 1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в том числе в статьях 9 и 10.
Во исполнение требований статьи 10 №116-ФЗ разработаны «Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах «Площадка химического производства» per. № <№> и «Площадка складского хозяйства» per. №<№> (далее Планы), из которых (согласно распределению действий каждой службы) защищенность жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах, эксплуатируемых ООО «Композит Волокно». и последствий указанных аварий обеспечивают соответствующие подразделения (ВГСО, ПЧ, МСЧ).
Между ООО «Композит Волокно» и Саратовским военизированным газоспасательным взводом (ООО «<данные изъяты> заключен договор <№> от 28 декабря 2017 года не только на обслуживание. как того требует законодательство в области промышленной безопасности, но и на выполнение аварийно- спасательных работ, направленных на спасение людей, предупреждение и профилактику возможных аварийных ситуаций.
Во исполнение требований п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О Гражданской обороне», к которому отсылает статья 10 Ф3-№116 от 21 июля 1997 года, исходя из задач гражданской обороны, в установленном порядке из числа работников предприятия созданы нештатные аварийно-спасательные формирования.
Кроме этого, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии ООО «Композит Волокно» имеет резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ, а также обучает работников действиям в случае аврии или инцидента на опасном производственном объекте.
Таким образом, Ростехнадзор необоснованно предписывает ООО «Композит Яккжно» невыполнение требований, изложенных в статях 9 и 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Кроме того, ссылка в предписании на Федеральный закон от 22 августа 1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей» является неправомерной в силу действия Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, согласно статье 3 которого - основными принципами защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются: проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц; недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или иного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Обязанность организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, создания и поддержания в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования закреплена пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне».
«Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований» утвержден приказом МЧС России от 23 декабря 2005 №999 МЧС, согласно пункту 12 которого методическое руководство созданием и обеспечением готовности нештатных аварийно -спасательных формирований, а также контроль в этой области осуществляют МЧС России и его территориальные органы.
Таким образом, должностные лица Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверяя выполнение обязательных требований (вопросы гражданской обороны), не относящиеся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого они действуют, нарушают требования статьи 3 (принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и статьи 15 (ограничения при проведении проверки).
Необходимо отметить, что нормативные правовые акты ни в области промышленной безопасности, ни в области гражданской обороны не обязывают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, выполнять аварийно-спасательные работы.
Стороны в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Анализ положений ст. ст. 218, 227 КАС Российской Федерации в их взаимосвязи приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при несоответствии таковых нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и охраняемых интересов лиц.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, с 30 июля 2018 года по 24 августа 2018 года в отношении ООО "Композит Волокно" проведена плановая проверка Нижнее-Волжским управлением Ростехнадзора, по результатам которой 24 августа 2018 года вынесено предписание <данные изъяты>
Из п. 1 указанного предписания следует, что в нарушении ч.2 ст. 3, ч.1,2 ст. 9, ч.1 ст. 10 ФЗ от 21 июля 1997 года №116 –ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч.1 ст. 7, ч.2 ст. 10, ч.1 ст. 12 ФЗ №151 от 22 августа 1995 года «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» не аттестовано в установленном порядке нештатное аварийно-спасательное формирование филиала ООО «Композит Волокно».
Оспариваемое ООО "Композит Волокно" предписание Нижне-Волжского Управления Ростехнадзора является документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные указания, распоряжения, вынесенные уполномоченным органом обществу не как участнику гражданского (хозяйственного) оборота.
Выполнение обществом требований предписания не затрагивает его экономические права на какие-либо объекты, имущественные отношения, не препятствует осуществлению им предпринимательской деятельности. Предписание в оспариваемой части направлено на устранение нарушений положений законодательства в сфере защиты жизни и здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды, необходимость соблюдения которых не обусловлена осуществлением обществом предпринимательской деятельности.
В силу статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N 151-ФЗ) установлено, что нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования. Типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны.
В судебном заседании установлено, что ООО «Композит Волокно» отнесено к организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты II класса опасности - «Площадка химического производства» рег. <№> и «Площадка складского хозяйства» per. <№>. Обществом созданы нештатные аварийно-спасательные формирования.
Установлено, что нештатное аварийно-спасательное формирование филиала ООО «Композит Волокно» не аттестовано.
Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" нештатные аварийно-спасательные формирования также подлежат аттестации.
Таким образом, непроведение аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований не соответствует требованиям действующего законодательства. При этом наличие заключенного административным истцом соответствующего договора с профессиональной аварийно-спасательной службой не исключает обязательность соблюдения требований действующего законодательства в отношении нештатного аварийно-спасательного формирования.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" приходит к выводу о законности оспариваемого пункта предписания.
При проведении проверки Нижнее-Волжским управлением Ростехнадзора был установлен факт нарушения ООО "Композит Волокно" требований Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере (Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401).
Право должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный надзор в Ростехнадзоре, выдавать юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований определено соответствующими регламентами исполнения названной службой ее государственных функций.
Из изложенного выше следует, что уполномоченное должностное лицо Ростехнадзора при выявлении нарушений законодательства имеет право выдать лицу, допустившему данные нарушения, предписание, подлежащее обязательному исполнению.
Нижнее-Волжское управление Ростехнадзора действовало в пределах своей компетенции, предписание соответствует нормам законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям и основания для признания оспариваемого пункта предписания незаконным отсутствуют.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении в полном объеме исковых требований ООО «Композит Волокно» о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания <№> от 24 августа 2018 года государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса по Саратовской области Нижне-Волжского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░░░░░░ <№> ░░ 24 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░