Решение по делу № 2-733/2021 от 18.01.2021

Дело № 2-733/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2021 года г. Тверь

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Янчук А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Шмалько Ю.В.,

с участием представителя истцов – Гогиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроздова А.В., Дроздовой С.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Дроздов А.В. и Дроздова С.В. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>, в равных долях, по 1/2 доли в праве за каждым.

Требования мотивированы тем, что истцы проживают в спорной квартире, которая является государственной собственностью. Спорная квартира была предоставлена Дроздову А.В. и членам его семьи на основании решения о предоставлении иных помещений по договору социального найма
от 14 января 2013 года № 8-69/1-57, принятое ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России. Между
Дроздовым А.В. и ответчиком заключен договор социального найма жилого помещения № № от 14 января 2013 года. Истцы ранее участия в приватизации не принимали, в связи с чем, обратились в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России с заявлением о передачи спорной квартиры в собственность. В приватизации истцу было отказано, так как вопрос передачи квартир в собственность граждан Минобороны России не урегулирован и рекомендовано обратиться в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Остальные члены семьи отказались участвовать в приватизации в пользу истцов.

Определением суда от 22 января 2021 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Западрегионжилье»).

Определением суда от 15 февраля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дроздов Д.А., Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее – Территориальное управление Росимущества в Тверской области).

Определением Заволжского районного суда г. Твери от 18 марта 2021 года в порядке процессуального правопреемства по гражданскому делу произведена замена ответчика ФГКУ «Западрегионжилье» на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс»).

Определением суда от 18 марта 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исключены и привлечены к участию в деле в качестве соответчиков ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России, Территориальное управление Росимущества в Тверской области.

Определением суда от 12 апреля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Дроздов А.В. и Дроздова С.В. при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, обеспечили участие своего представителя.

В судебном заседании представитель истцов – Гогина А.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Минобороны России при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика Минобороны России указал, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Для возникновения отношений социального найма необходимо признание лица малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, а также его постановка на учет в соответствии с
частью 2 статьи 49, статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия на учет в соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истцы не представили доказательств о том, что они поставлены на учет в качестве нуждающихся в установленном законом порядке. То обстоятельство, что истцы ранее не принимали участие в приватизации жилых помещений, не свидетельствует о наличии у них права на приватизацию спорного жилого помещения. В соответствии с приказом Минобороны России № 555
от 08 октября 2018 года «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», уполномоченным органом центрального управления, осуществляющим функции жилищного обеспечения, является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Также на основании указанного приказа установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через свои структурные подразделения, одним из которых является отделение (территориальное, г. Тверь) ФГКУ «Западрегионжилье».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в пункте 2 указанного постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Более того, этот перечень не предусматривает полномочий Минобороны России по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. Истцами не представлено доказательств, в соответствии с которыми спорное жилое помещение не является служебным жилым помещением.

Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика
ФГАУ «Росжилкомплекс» указал, что учреждение не является собственником указанного жилого помещения, а также не является учреждением, за которым данное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления, в связи с чем, не может им распоряжаться. Полномочия Управления указаны в Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны России от 03 ноября 2010 года № 1455, в соответствии с которой передача жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации не входит в полномочия Учреждения.

Третье лицо Дроздов Д.А., представители ответчиков ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России, Территориального управления Росимущества в Тверской области, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, возражений, ходатайств не поступило.

Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя истцов, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Судом установлено, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № № от 14 января 2013 года, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации действующего от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, в лице Территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (наймодатель) и Дроздовым А.В. (наниматель),
Дроздову А.В. и членам его семьи (супруга – Дроздова С.В., сын – Дроздов И.А., сын – Дроздов Д.А.) передана в бессрочное владение и пользование находящаяся в федеральной собственности трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, для проживания в нем.

Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости спорная квартира находится в собственности Российской Федерации.

Согласно выписки из домовой книги на спорную квартиру, в указанной квартире зарегистрированы и проживают с 31 января 2013 года: Дроздов А.В., ДД.ММ.ГГГГ, Дроздова С.В.,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дроздов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что квартира <адрес> была предоставлена Дроздову А.В. и членам его семьи на основании договора социального найма, то есть на законных основаниях.

Доказательств того, что спорное жилое помещение предоставлялось во временное пользование или на период трудовых отношений, имеет статус служебного, ответчиками не предоставлено.

При обращении Дроздова А.В. с заявлением о приватизации жилого помещения ответом Минобороны России от 15 марта 2018 года заявителю было сообщено, что решение о передаче жилых помещений в собственность граждан может быть принято в порядке гражданского судопроизводства.

В ответ на заявление Дроздова А.В. о приватизации жилого помещения
от 29 июня 2018 года ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России заявителю сообщено, что учреждение полномочиями по передаче в собственность гражданам жилых помещений собственником (Российская Федерация в лице Минобороны России) не наделено. Признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно осуществить в порядке гражданского судопроизводства.

В силу статьи 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В силу статьи 8 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом которой является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Статья 8 Закона от 04 июля 1991 года № 1541-1 также предусматривает, что в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Из указанных норм закона следует, что гражданам не может быть произвольно отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Следовательно, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику имущества.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего вопрос передачи квартир Министерством обороны Российской Федерации в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, в порядке приватизации, не определение органа, уполномоченного передавать жилые помещения в собственность, не может повлечь ущемления прав истцов на приобретение ими в собственность жилых помещений в порядке приватизации.

В статье 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 указан исчерпывающий перечень жилых помещений, приватизация которых не допускается.

Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к числу не подлежащих приватизации, суду не представлено.

Судом установлено, что в квартире <адрес> по месту жительства зарегистрированы истцы Дроздов А.В. и Дроздова С.В., третье лицо Дроздов Д.А., что подтверждается выпиской из домовой книги.

Ранее в приватизации жилья истцы Дроздов А.В. и Дроздова С.В. не участвовали, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательства, в том числе сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Дроздов Д.А. в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» дал согласие на приватизацию жилого помещения по адресу: г. Тверь, ул. Хромова,
Рґ. 31, РєРІ. 173

Нотариально заверенный отказ от 31 марта 2017 года является результатом волеизъявления Дроздова Д.А., четно и однозначно свидетельствует об его намерении отказаться от участия в приватизации спорного жилого помещения, которое в тексте данного отказа индивидуально определено.

Учитывая, что между сторонами сложились отношения, возникающие из договора социального найма жилого помещения, истцы обращались в Минобороны России с заявлением о даче согласия на приватизацию занимаемого жилого помещения, в чем им было отказано, в ходе судебного разбирательства обстоятельств, которые могли быть основанием к отказу истцам в приватизации данного жилого помещения, не установлено, суд пришел к выводу о том, что у ответчиков отсутствовали основания для отказа в даче согласия на приватизацию истцами жилого помещения, занимаемого на условиях договора социального найма, в связи с чем заявленные Дроздовым А.В. и Дроздовой С.В. требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Исковые требования Дроздова А.В., Дроздовой С.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать за Дроздовым А.В., Дроздовой С.В. право собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>, кадастровый номер: №, по 1/2 доле в праве за каждым.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2021 года.

Председательствующий А.В.Янчук

Дело № 2-733/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2021 года г. Тверь

Заволжский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Янчук А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Шмалько Ю.В.,

с участием представителя истцов – Гогиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дроздова А.В., Дроздовой С.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Дроздов А.В. и Дроздова С.В. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>, в равных долях, по 1/2 доли в праве за каждым.

Требования мотивированы тем, что истцы проживают в спорной квартире, которая является государственной собственностью. Спорная квартира была предоставлена Дроздову А.В. и членам его семьи на основании решения о предоставлении иных помещений по договору социального найма
от 14 января 2013 года № 8-69/1-57, принятое ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России. Между
Дроздовым А.В. и ответчиком заключен договор социального найма жилого помещения № № от 14 января 2013 года. Истцы ранее участия в приватизации не принимали, в связи с чем, обратились в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России с заявлением о передачи спорной квартиры в собственность. В приватизации истцу было отказано, так как вопрос передачи квартир в собственность граждан Минобороны России не урегулирован и рекомендовано обратиться в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Остальные члены семьи отказались участвовать в приватизации в пользу истцов.

Определением суда от 22 января 2021 года в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Западрегионжилье»).

Определением суда от 15 февраля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Дроздов Д.А., Федеральное государственное казенное учреждение «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее – Территориальное управление Росимущества в Тверской области).

Определением Заволжского районного суда г. Твери от 18 марта 2021 года в порядке процессуального правопреемства по гражданскому делу произведена замена ответчика ФГКУ «Западрегионжилье» на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГАУ «Росжилкомплекс»).

Определением суда от 18 марта 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, исключены и привлечены к участию в деле в качестве соответчиков ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России, Территориальное управление Росимущества в Тверской области.

Определением суда от 12 апреля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Дроздов А.В. и Дроздова С.В. при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, обеспечили участие своего представителя.

В судебном заседании представитель истцов – Гогина А.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Минобороны России при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

В письменных возражениях на исковое заявление представитель ответчика Минобороны России указал, что заявленные требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Для возникновения отношений социального найма необходимо признание лица малоимущим и нуждающимся в жилых помещениях, а также его постановка на учет в соответствии с
частью 2 статьи 49, статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия на учет в соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Истцы не представили доказательств о том, что они поставлены на учет в качестве нуждающихся в установленном законом порядке. То обстоятельство, что истцы ранее не принимали участие в приватизации жилых помещений, не свидетельствует о наличии у них права на приватизацию спорного жилого помещения. В соответствии с приказом Минобороны России № 555
от 08 октября 2018 года «Об утверждении Положения о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации», уполномоченным органом центрального управления, осуществляющим функции жилищного обеспечения, является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Также на основании указанного приказа установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через свои структурные подразделения, одним из которых является отделение (территориальное, г. Тверь) ФГКУ «Западрегионжилье».

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. С этой целью в пункте 2 указанного постановления приведен перечень полномочий, который не включает в себя полномочия по передаче жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации. Более того, этот перечень не предусматривает полномочий Минобороны России по отчуждению имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственность физических лиц. Истцами не представлено доказательств, в соответствии с которыми спорное жилое помещение не является служебным жилым помещением.

Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя ответчика.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика
ФГАУ «Росжилкомплекс» указал, что учреждение не является собственником указанного жилого помещения, а также не является учреждением, за которым данное жилое помещение закреплено на праве оперативного управления, в связи с чем, не может им распоряжаться. Полномочия Управления указаны в Инструкции, утвержденной Приказом Минобороны России от 03 ноября 2010 года № 1455, в соответствии с которой передача жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации не входит в полномочия Учреждения.

Третье лицо Дроздов Д.А., представители ответчиков ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России, Территориального управления Росимущества в Тверской области, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, возражений, ходатайств не поступило.

Судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя истцов, исследовав материалы гражданского дела, представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.

В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Судом установлено, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения № № от 14 января 2013 года, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации действующего от имени собственника жилого помещения Российской Федерации, в лице Территориального отделения Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (наймодатель) и Дроздовым А.В. (наниматель),
Дроздову А.В. и членам его семьи (супруга – Дроздова С.В., сын – Дроздов И.А., сын – Дроздов Д.А.) передана в бессрочное владение и пользование находящаяся в федеральной собственности трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, для проживания в нем.

Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости спорная квартира находится в собственности Российской Федерации.

Согласно выписки из домовой книги на спорную квартиру, в указанной квартире зарегистрированы и проживают с 31 января 2013 года: Дроздов А.В., ДД.ММ.ГГГГ, Дроздова С.В.,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Дроздов Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что квартира <адрес> была предоставлена Дроздову А.В. и членам его семьи на основании договора социального найма, то есть на законных основаниях.

Доказательств того, что спорное жилое помещение предоставлялось во временное пользование или на период трудовых отношений, имеет статус служебного, ответчиками не предоставлено.

При обращении Дроздова А.В. с заявлением о приватизации жилого помещения ответом Минобороны России от 15 марта 2018 года заявителю было сообщено, что решение о передаче жилых помещений в собственность граждан может быть принято в порядке гражданского судопроизводства.

В ответ на заявление Дроздова А.В. о приватизации жилого помещения
от 29 июня 2018 года ФГКУ «Специальное ТУИО» Минобороны России заявителю сообщено, что учреждение полномочиями по передаче в собственность гражданам жилых помещений собственником (Российская Федерация в лице Минобороны России) не наделено. Признание права собственности на занимаемые жилые помещения возможно осуществить в порядке гражданского судопроизводства.

В силу статьи 6 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В силу статьи 8 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 решение вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом которой является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Статья 8 Закона от 04 июля 1991 года № 1541-1 также предусматривает, что в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Из указанных норм закона следует, что гражданам не может быть произвольно отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

Следовательно, если гражданин по не зависящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит собственнику имущества.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что отсутствие нормативно-правового акта, регулирующего вопрос передачи квартир Министерством обороны Российской Федерации в собственность граждан, занимающих данные жилые помещения на основании договора социального найма, в порядке приватизации, не определение органа, уполномоченного передавать жилые помещения в собственность, не может повлечь ущемления прав истцов на приобретение ими в собственность жилых помещений в порядке приватизации.

В статье 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 указан исчерпывающий перечень жилых помещений, приватизация которых не допускается.

Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к числу не подлежащих приватизации, суду не представлено.

Судом установлено, что в квартире <адрес> по месту жительства зарегистрированы истцы Дроздов А.В. и Дроздова С.В., третье лицо Дроздов Д.А., что подтверждается выпиской из домовой книги.

Ранее в приватизации жилья истцы Дроздов А.В. и Дроздова С.В. не участвовали, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательства, в том числе сведениями из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Дроздов Д.А. в соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» дал согласие на приватизацию жилого помещения по адресу: г. Тверь, ул. Хромова,
Рґ. 31, РєРІ. 173

Нотариально заверенный отказ от 31 марта 2017 года является результатом волеизъявления Дроздова Д.А., четно и однозначно свидетельствует об его намерении отказаться от участия в приватизации спорного жилого помещения, которое в тексте данного отказа индивидуально определено.

Учитывая, что между сторонами сложились отношения, возникающие из договора социального найма жилого помещения, истцы обращались в Минобороны России с заявлением о даче согласия на приватизацию занимаемого жилого помещения, в чем им было отказано, в ходе судебного разбирательства обстоятельств, которые могли быть основанием к отказу истцам в приватизации данного жилого помещения, не установлено, суд пришел к выводу о том, что у ответчиков отсутствовали основания для отказа в даче согласия на приватизацию истцами жилого помещения, занимаемого на условиях договора социального найма, в связи с чем заявленные Дроздовым А.В. и Дроздовой С.В. требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Исковые требования Дроздова А.В., Дроздовой С.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать за Дроздовым А.В., Дроздовой С.В. право собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>, кадастровый номер: №, по 1/2 доле в праве за каждым.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2021 года.

Председательствующий А.В.Янчук

1версия для печати
18.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2021Передача материалов судье
22.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.02.2021Судебное заседание
18.03.2021Судебное заседание
12.04.2021Судебное заседание
13.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее