дело № 12-1270/2021

УИД 86RS0001-01-2021-003554-21

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 декабря 2021 года                                                      г.Ханты - Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры Сосновская О.А.,

с участием: защитника лица, привлекаемого к административной ответственности Троицкой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Зайцева К.С. - Троицкой Н.М. на постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО – Югры Братищевой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу №2/2021-ТС, которым должностное лицо – директор Департамента промышленности ХМАО – Югры Зайцев Кирилл Сергеевич привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО – Югры Братищевой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо – директор Департамента промышленности ХМАО – Югры Зайцев К.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник Зайцева К.С.- Троицкая Н.М. обратилась в суд с жалобой, в которой просила отменить постановление и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что административным органом действия Зайцева К.С. по выплате субсидии признаны незаконными так как указанная субсидия была предоставлена без предъявления получателем субсидии документов, подтверждающих факт произведенных затрат, на возмещение которых предоставлялась субсидия. Вместе с тем, из анализа Порядка, являющегося Приложением №6 к государственной программе автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса» (утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 №344-п) и Административного регламента, утвержденного приказом Департамента от 20.12.2017 №10-нп, следует, что после принятия решения комиссии о предоставлении субсидии, Департамент не вправе требовать от заявителя предоставления документов, подтверждающих факт произведенных затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия. Соглашение о предоставлении субсидии (дополнительное соглашение) заключается после того как заявителем предоставлены документы, необходимые для получения государственной услуги и не может возлагать на заявителя дополнительные требования по предоставлению документов для перечисления субсидии. Документы ООО «Богдашка» предоставило в полном объеме и в соответствии с требованиями, установленными Порядком.

В судебное заседание не явились лицо, привлекаемое к административной ответственности Зайцев К.С., и представитель административного органа, будучи надлежащим образом, извещенными о дате, времени и месте судебного заседания.

До судебного заседания от представителя Службы контроля ХМАО-Югры поступило письменное ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что Службой подана жалоба на решение Суда ХМАО-Югры от 12.10.2021 по рассматриваемому делу в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Учитывая, что по делу истекает 2-х месячный срок его рассмотрения Ханты-Мансийским районным судом, суд отказывает в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания. Кроме того, подача кассационной жалобы препятствием к рассмотрению дела не является.

В связи с чем, суд решил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В жалобе также заявлено ходатайство о восстановлении срока обжалования. Суд удовлетворяет данное ходатайство. Так первоначально жалоба подана защитником в установленный законом срок посредством электронной почты, возвращена заявителю в связи с нарушением порядка ее подачи, ДД.ММ.ГГГГ жалоба подана повторно. Т.е. срок пропущен на 1 день. Суд находит уважительной причину пропуска срока и восстанавливает его, при этом исходит из необходимости обеспечения права лица на его защиту и его доступ к правосудию.

В судебном заседании защитник Троицкая Н.М. на удовлетворении жалобы настаивала по указанным в жалобе основаниям.

Суд, заслушав защитника, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО – Югры Братищевой М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо - Зайцев К.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за то, что являясь директором Департамента промышленности ХМАО – Югры, ДД.ММ.ГГГГ, находясь по месту исполнения своих должностных обязанностей по адресу: <адрес>, предоставил ООО «Богдашка» субсидию в сумме 18 700 000 руб. 00 коп. с нарушением условий её предоставления, установленных пунктом 2.11 Порядка предоставления субсидии на развитие племенного животноводства, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение эмбрионов, оборудования, материалов, семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных, являющегося Приложением № 6 к Государственной программе ХМАО – Югры «Развитие агропромышленного комплекса» утвержденной постановлением правительства ХМАО – Югры от 05 октября 2018 года № 344-п, и установленных пунктом 3.1.2 Соглашения о предоставлении субсидии на поддержку агропромышленного комплекса в рамках реализации государственной программы ХМАО – Югры «Развитие агропромышленного комплекса» от ДД.ММ.ГГГГ, а именно при непредставлении получателем субсидии документов, подтверждающих факт произведенных затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия, чем нарушил требования ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Суд находит обжалуемое постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).

Административная ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ заключается в нарушении условий предоставления субсидий.

Часть 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ имеет бланкетный характер и подлежит применению с учетом положений ст.78 Бюджетного кодекса и других норм отраслевого законодательства, регламентирующих условия предоставления субсидий.

Основы бюджетного процесса в Российской Федерации, в том числе основания и порядок предоставления бюджетных ассигнований, включая субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 22.10.2014) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. от 27.12.2018) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации».

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 344-п (в ред. от 15.05.2020) утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса». В Приложении № 6 к данной государственной программе определен Порядок предоставления субсидий на развитие племенного животноводства, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение эмбрионов, оборудования, материалов, семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных (далее - Порядок).

Пунктами 1.2 и 1.3 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Департамент), до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, с целью возмещения части затрат при осуществлении следующих видов деятельности:

содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных (за исключением крупного рогатого скота специализированных мясных пород);

содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород;

приобретение оборудования, материалов для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;

приобретение семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.

В целях реализации Порядка к возмещению части затрат относятся:

затраты за отчетный финансовый год по направлениям, установленным абзацами вторым, третьим пункта 1.2 Порядка;

затраты за текущий финансовый год и декабрь отчетного финансового года по направлениям, установленным абзацами четвертым, пятым пункта 1.2 Порядка.

В соответствии с пунктом 2.6 основанием для перечисления субсидии является соглашение о предоставлении субсидии или дополнительное соглашение к Соглашению (далее - Соглашение), заключенное между Департаментом и Получателем.

Форма и содержание Соглашения должны отвечать требованиям, предусмотренным соответственно пунктами 1.7 и 1.8 Порядка.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка заявители для получения субсидии предоставляют в Департамент документы, перечень которых определен пунктом 2.1.1 Порядка.

Указанный перечень является исчерпывающим.

Кроме того, на основании пункта 2.2 Порядка Департамент самостоятельно в течение 1 рабочего дня запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия, установленного Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», следующие документы:

-документы об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в государственные внебюджетные фонды;

-выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

-документы, подтверждающие включение хозяйства Получателя в племенной регистр;

-документы, подтверждающие наличие у Получателя животноводческого помещения, соответствующего зоосанитарным нормам содержания сельскохозяйственных животных, вместимость которого более 100 условных голов маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

-документы, подтверждающие наличие у женских особей старше 6 месяцев всего имеющегося поголовья сельскохозяйственных животных средств индивидуальной идентификации (электронных чипов);

-документы, подтверждающие эпизоотическое благополучие хозяйства Получателя;

-документы, подтверждающего аттестацию пункта искусственного осеменения;

Указанные документы могут быть представлены Получателем самостоятельно в день подачи заявления на предоставление субсидии.

В силу пункта 2.3 Порядка, требовать от Получателя представления документов (копий документов), не предусмотренных Порядком, не допускается.

Согласно пункту 2.5 Порядка Департамент после проверки предоставленных Получателем документов направляет их на рассмотрение созданной при Департаменте комиссии, которая принимает решение о предоставлении субсидии, которое является основанием для заключения между Департаментом и получателем субсидии соглашения.

Согласно пункту 1.6 Соглашение о предоставлении субсидии является основанием для перечисления субсидии.

Исходя из пунктов 1.8, 2.9 Порядка Соглашение не регулирует условия предоставления субсидии, а определяет порядок, сроки и на какие счета Департамент перечисляет субсидию.

Пункт 2.8 Порядка содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии:

-нарушение установленного срока предоставления документов, указанных в пунктах 2.1, 2.6 Порядка;

-непредставление Получателем документов, указанных в подпунктах 2.1.1, 2.1.2,

2.1.3 пункта 2.1, пункте 2.6 Порядка, в полном объеме;

-выявление в представленных документах сведений, не соответствующих действительности;

-несоответствие Получателя требованиям, установленным пунктами 1.3, 1.4, 1.10, 1.11 Порядка.

В случае отсутствия оснований, предусмотренных в пункте 2.8 Порядка, Департамент осуществляет перечисление субсидии Получателю в пределах утвержденных бюджетных ассигнований. Перечисление средств осуществляется в порядке, сроки и на счета, установленные Соглашением (пункт 2.9 Порядка).

Из материалов дела усматривается, что заявление со всеми требуемыми Порядком документами, предоставленными ООО «Богдашка», были рассмотрены ДД.ММ.ГГГГ на заседании комиссии Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, которая приняла решение о предоставлении субсидии.

Соглашение о предоставлении субсидии заключено ДД.ММ.ГГГГ, которое и послужило основанием для перечисления субсидии.

Документы ООО «Богдашка» предоставлены в соответствии с требованиями, установленными Порядком предоставления субсидии.

В соответствии с пунктом 1.4 Порядка субсидия предоставляется по ставке согласно приложению №3 к госпрограмме автономного округа «Развитие агропромышленного комплекса», согласно которому на содержание племенного маточного поголовья крупного рогатого скота специализированных мясных пород на одну условную голову в год предоставляется субсидия в размере 18 700 рублей.

Количество голов подтверждается предоставленной заявителем справкой-расчетом о движении поголовья сельскохозяйственных животных за месяц, предшествующий отчетному, по формам, утвержденным Департаментом, размер субсидии определяется путем умножения количества голов на ставку субсидии и ее размер указывается заявителем в справке-расчете субсидий на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, которая проверяется специалистами Департамента.

Согласно оспариваемому постановлению, директор Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Зайцев К.С., подписал ДД.ММ.ГГГГ Приказ о предоставлении ООО «Богдашка» субсидии на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, оформленной Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушил требования пункта 2.11 Порядка предоставления субсидии и пункта 3.1.2 Соглашения, предусматривавшего в качестве условия предоставления субсидии представление Получателем в Департамент документов, подтверждающих факт произведённых Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия.

Суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Зайцева К.С. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации».

Согласно п.3 ст.78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий (п.2).

В данном рассматриваемом случае нормативным правовым актом, регулирующим предоставление субсидии в автономном округе, является постановление Правительства ХМАО-Югры от 05 октября 2018 года № 344-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса». Условия предоставления субсидии на развитие племенного животноводства, на развитие племенного мясного скотоводства, на приобретение эмбрионов, оборудования, материалов, семени производителей для искусственного осеменения сельскохозяйственных животных установлены Порядком, являющемся приложением № 6 к указанному постановлению Правительства ХМАО-Югры.

Получатели для получения субсидии предоставляют в Департамент документы, перечень которых установлен пунктом 2.1.1 Порядка и является исчерпывающим. В соответствии с пунктом 2.3 Порядка, требовать от Получателя предоставления документов, не предусмотренных Порядком, не допускается.

Предоставление Получателем субсидии ООО «Богдашка» документов, указанных в пункте 3.1.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (документов, подтверждающих факт произведённых Получателем затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия), Порядком не предусматривалось, и требовать такие документы от Получателя субсидии Департамент не мог в силу требований пункта 2.3 Порядка.

При этом Соглашение о предоставлении субсидии не является нормативным правовым актом или муниципальным правовым актом, который определяет порядок предоставления субсидии, его содержание должно соответствовать установленным нормативным требованиям. Невыполнение каких-либо условий такого соглашения, если эти условия не предусмотрены нормативным правовым актом или муниципальным правовым актом, само по себе не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах постановление от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Зайцева К.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Зайцева К.С. состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ №2/2021-░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 1 ░░. 15.15.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░., - ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.2 ░.1 ░░.24.5 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ - ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░                                                                       ░.░.░░░░░░░░░░

12-1270/2021

Категория:
Административные
Ответчики
ЗАЙЦЕВ КИРИЛЛ СЕРГЕЕВИЧ
Другие
Троицкая Наталия Михайловна
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Сосновская О.А.
Дело на сайте суда
hmray.hmao.sudrf.ru
18.10.2021Материалы переданы в производство судье
27.10.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
10.12.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее