Дело № 12-177
Р Е Ш Е Н И Е
город Кинешма 18 ноября 2019 года
Судья Кинешемского городского суда Ивановской области Разуваев Г.Л.,
с участием Смирнова А.С.,
исполняющей обязанности председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма ФИО2, главного специалиста Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма ФИО3,
рассмотрев жалобу Смирнова А.С. на постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кинешемского судебного района в Ивановской области от 05 августа 2019 года о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Кинешемского судебного района Ивановской области от 05 августа 2019 года Смирнов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 430 рублей.
Смирнов А.С. обратился в Кинешемский городской суд Ивановской области с жалобой на указанное постановление о назначении административного наказания, в которой просит постановление отменить, свои доводы в жалобе мотивирует тем, что: лицо правомочное составлять протокол об административном правонарушении – ФИО2 при составлении протокола с ним не встречалась, не могла перепоручить составление протокола ФИО4, права ему не разъяснялись, в связи с чем было нарушено право на защиту; предписание Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма является невыполнимым.
В судебном заседании Смирнов А.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Главный специалист Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма ФИО3, исполняющая обязанности председателя Комитета имущественных и земельных отношений администрации городского округа Кинешма ФИО2, просили постановление мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. Дополнительно ФИО2 показала, что 14.06.2019 года специалист КИЗО ФИО4 по ее поручению, в соответствии со своей должностной инструкцией, подготовила проект протокола об административном правонарушении в отношении Смирнова А.С. До ознакомления Смирнова с текстом протокола, ею протокол был проверен и она его подписала. После этого ФИО4 ознакомила с протоколом Смирнова, который обнаружил в протоколе техническую ошибку (в части площади самовольно занятого земельного участка). Далее ФИО4 перепечатала протокол и она его переподписала. Смирнов не пожелал ожидать переподписания протокола и ушел, в связи с чем было принято решение направить протокол ему по почте. Также в протоколе в двух последний абзацах четвертой страницы содержится описка в части указания адресата – «Лебедев С.В.». Она лично 14.06.2019 года при составлении протокола со Смирновым не встречалась. Процессуальные права Смирнову разъяснялись ФИО4
Выслушав Смирнова А.С., ФИО3, ФИО2, изучив дело об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
Кроме того, по смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 14 июня 2019 года усматривается, что Смирнову А.С. в нарушение требований действующего законодательства не были разъяснены положения статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации.
В соответствующей графе об ознакомлении с положениями указанных статей подпись Смирнова А.С. отсутствует. Расписка о разъяснении прав лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении в материалах дела также отсутствует. ФИО2 в судебном заседании показала, что права Смирнову А.С. разъяснялись ФИО4, которая не является лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении по смыслу ст.28.3 КоАП РФ, ч.2 ст.11.2 Закона Ивановской области от 24.04.2008 N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области".
Изложенное свидетельствует о том, что Смирнов А.С. не был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту.
Аналогичная правовая позиция о существенности и невосполнимости нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при неразъяснении прав участникам производства по делу об административном правонарушении ранее неоднократно высказывалась судами в ряде решений, принятым по делам об административных правонарушениях, например, в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 06 июня 2018 года N 127-АД18-3.
В связи с вышеизложенным, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 6 Кинешемского судебного района Ивановской области от 05 августа 2019 года подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Смирнова А.С. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено состоявшееся по делу постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление о назначении административного наказания, вынесенное мировым судьей судебного участка № 6 Кинешемского судебного района в Ивановской области 05 августа 2019 года в отношении Смирнова А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию, предусмотренному п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12, 30.13 КоАП РФ.
Судья Г.Л. Разуваев