11RS0008-01-2020-000487-40 Дело №2а-431/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2020 года г.Сосногорск
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Плесовской Н.В., при секретаре Якименко М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми к Травиной ВБ о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам и пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми обратилась в суд с административным исковым заявлением к Травиной В.Б. о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам и пени на общую сумму 32 096,54 руб., в том числе: транспортный налог с физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ – 750,00 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 16 руб. 75 коп.; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0,04 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за период начиная с ДД.ММ.ГГГГ – 5 163,57 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 20,16 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5,93 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за период начиная с ДД.ММ.ГГГГ – 26 007,10 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 102,77 руб.; пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 30,22 руб.
В обоснование требований указано, что Травина В.Б. состоит на налоговом учете в МИФНС России №3 по Республике Коми в качестве налогоплательщика, в качестве индивидуального предпринимателя прекратила свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ. При осуществлении предпринимательской деятельности Травина В.Б., являясь плательщиком страховых взносов, своевременно не исполнила обязанность по их уплате. Кроме того, Травина В.Б. являлась плательщиком транспортного налога с физических лиц, налога на имущество физических лиц, однако обязанность по его уплате также не исполнена. В связи с указанным, в адрес Травиной В.Б. были направлены налоговое уведомление об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц, требования об уплате недоимки по налогам, страховым взносам и пени, однако ответчиком они не исполнены, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд с настоящим административным иском.
Также указано, что меры принудительного взыскания своевременно не применялись, о чем стало известно в ходе инвентаризации в 2019 году. В связи с этим административный истец ходатайствует о восстановлении срока на обращение в суд по заявленным требованиям.
Представитель административного ответчика, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Травина В.Б. в судебное заседание не явилась. Судебное извещение, направлявшееся по адресу ответчика, возвращено в суд в связи с истечением срока хранения. При данных обстоятельствах суд расценивает неполучение ответчиком судебного извещения как его личное волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своих прав на непосредственное участие в судебном разбирательстве, и в силу ст. ст. 97, 98, 99, 100 КАС РФ, ст. 165.1 ГК РФ уведомление ответчика о времени и месте рассмотрения дела считает надлежащим.
В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание по делу о взыскании обязательных платежей и санкций лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При указанных обстоятельствах, учитывая надлежащее извещение сторон, непризнание их явки обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии со ст.ст. 150, 289 КАС РФ.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ), обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
В силу абз.3 п.1 ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1 ст.69 НК РФ).
В силу п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Аналогичные правила согласно п.6 ст.75 НК РФ применяются для взыскания пеней.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно положениям пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели.
Согласно абз.2 пп.1 п.1 ст.430 НК РФ, индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют и уплачивают страховые взносы в фиксированном размере.
В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ сумма страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиком страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения лицам, не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено Кодексом. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Травина В.Б. осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, была обязана уплатить страховые взносы в фиксированном размере за ДД.ММ.ГГГГ со сроками уплаты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, в фиксированном размере составляет <данные изъяты> руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере <данные изъяты> руб.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
В соответствии со ст. 357, 358 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы автомобили, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно имеющимся в деле сведениям, за административным ответчиком по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано транспортное средство - автомобиль ВАЗ-21061, государственный регистрационный знак №
Таким образом, вышеуказанное транспортное средство в спорный период являлось объектом налогообложения, а ответчик являлся плательщиком транспортного налога.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя.
Статьей 362 НК РФ установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
В силу пункта 2 статьи 363 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу ст.400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик имела в собственности ? долю гаража, расположенного по адресу: <адрес> инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> рублей 00 копеек.
Указанный гараж в спорный период являлся объектом налогообложения, административный ответчик являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемый к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов.
В силу ч.2 ст.408 НК РФ, сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
Согласно ст.409 НК РФ, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Из материалов дела следует, что административному ответчику направлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за вышеуказанное транспортное средство за ДД.ММ.ГГГГ налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселения за ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме 752,00 руб.
В связи с неуплатой административным ответчиком страховых взносов, налогов в установленный законодательством срок, налоговой инспекцией в адрес Травиной В.Б. направлялись требования:
- № от ДД.ММ.ГГГГ, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме <данные изъяты> руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц в сумме <данные изъяты> руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме <данные изъяты> руб., срок уплаты недоимки по налогу и пени установлен налоговым органом ответчику до ДД.ММ.ГГГГ;
- № от ДД.ММ.ГГГГ, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по страховым взносам, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме <данные изъяты> руб., и пени за несвоевременную уплату в сумме <данные изъяты> руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме <данные изъяты> руб., пени за несвоевременную уплату в сумме <данные изъяты> руб., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
- № от ДД.ММ.ГГГГ, которым административному ответчику предлагалось оплатить задолженность по страховым взносам, в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме <данные изъяты> руб., и пени за несвоевременную уплату в сумме <данные изъяты> руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме <данные изъяты> руб., пени за несвоевременную уплату в сумме <данные изъяты> руб., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно доводам административного истца, изложенным в исковом заявлении, задолженность по страховым взносам, налогу и пени в вышеуказанных суммах Травиной В.Б. не уплачена.
Несмотря на наличие задолженности ответчика по уплате страховых взносов, налога и пени, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В силу положений ч. 4, 6 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога и пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 руб., за исключением случая, предусмотренного п. 2 ст. 48 НК РФ.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст.48 НК РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Заявленная административным истцом к взысканию с ответчика сумма налога, страховых взносов и пеней превышает 3000 рублей, что в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ предполагает право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Общая сумма налоговой задолженности, в отношении которой у налогового органа возникло право на взыскание в судебном порядке, превысила 3000 руб. после выставления требования № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ответчику предлагалось уплатить задолженность по страховым взносам до ДД.ММ.ГГГГ, начало течения срока на обращение в суд с рассматриваемым иском надлежит исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с заявлением о вынесении судебного приказа с учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ налоговый орган вправе был обратиться до ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из административного иска, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по налогам за ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов за ДД.ММ.ГГГГ и пени налоговый орган к мировому судье обратился ДД.ММ.ГГГГ.
Определением мирового судьи Железнодорожного судебного участка г.Сосногорска РК от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России №3 по РК отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки по налогу с Травиной В.Б. в связи с пропуском срока для обращения с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ срока.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, административный истец уважительных причин пропуска срока обращения в суд не привел.
Оснований для восстановления пропущенного срока суд не усматривает, поскольку обстоятельств, объективно препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом не приведено, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок пропущен без уважительных причин. При этом налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, ему известен порядок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 №479-О-О).
Таким образом, срок на обращение в суд с настоящим заявлением административным истцом пропущен, оснований для его восстановления не имеется, что в силу положений статей 286, 289 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного иска межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми к Травиной ВБ о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам и пени отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня его принятия.
Судья Н.В. Плесовская