№...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.
при секретаре Панасюк Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
** ** ** гражданское дело по иску Бондаренко ФИО1 к Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
Бондаренко ФИО2 обратился в суд к ФСИН России с иском о признании незаконными действий <данные изъяты> по удержанию у него с лицевого счета денежных средств взысканных по судебному акту, в котором просил устранить в полном объеме допущенное нарушение путем возврата незаконно удержанных денежных средств и взыскания компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей. В обоснование требований указал, что <данные изъяты> в ... Приговором Московского городского суда от ** ** ** с него взысканы расходы по оплате труда адвоката в размере 19 096 рублей. Исполнительное производство, возбужденное по данному приговору окончено, однако администрацией учреждения без законных оснований с него удерживаются денежные средства в счет погашения задолженности, что противоречит требованиям Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены <данные изъяты>
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, на удовлетворении заявленных требований истец настаивает.
Представитель ответчика и третьего лица, <данные изъяты>, в иске просит отказать по доводам, приведенным в письменном отзыве.
Представители третьих лиц, <данные изъяты>, в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по представленным письменным доказательствам, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из данной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей общие основания ответственности за применение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (абз. 1 п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).
Помимо общих оснований деликтной ответственности, законодатель, реализуя требования ст. 53 Конституции РФ, закрепил в ст. 1069 Гражданского кодекса РФ основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Тем самым государство принимает на себя ответственность за незаконные действия каждого должностного лица, с наличием которых закон связывает возникновение права на возмещение вреда, включая фактические действия (противоправное поведение) либо бездействие, в частности несовершение государственным органом или должностным лицом тех действий, относящихся к сфере их публично-правовых (властных) обязанностей, которые они должны были совершить в соответствии с законом.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу приговором Московского областного суда от 17.03.2009 по делу № 2-16-12/09, Бондаренко Н.Г. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 316, 105 ч. 2 п.р. «а, ж» УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы, сроком на 19 лет, с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Этим же приговором с Бондаренко Н.Г. в доход государства взысканы расходы на оплату труда адвоката в сумме 19 096 рублей.
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением Московского городского суда от 13.10.2008 с Бондаренко Н.Г. в доход государства взысканы судебные издержки в размере 2 387 рублей.
Одним из правовых средств, призванных обеспечить исполнение судебного акта, являются институты принудительного исполнения решения суда, розыска должника и (или) его имущества, взыскания исполнительного сбора.
На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон "Об исполнительном производстве", Закон) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
** ** ** Московским областным судом выданы исполнительные листы по делу № №..., направлены по месту регистрации должника.
Согласно п. 1 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
При предъявлении исполнительных листов к исполнению, судебным приставом-исполнителем ... ** ** ** в отношении должника, Бондаренко ФИО3., возбуждены исполнительные производства № №... (предмет исполнения - судебные издержки в размере 19 096 рублей) и № №... (предмет исполнения – судебные издержки в размере 2 387 рублей).
В силу статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу.
К таким мерам относится, в частности, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.
Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан (часть 2 статьи 100 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
С ** ** ** Бондаренко ФИО4 отбывает наказание в <данные изъяты>
Постановлениями судебного пристава-исполнителя <данные изъяты> от ** ** ** копии исполнительных листов по вышеуказанным исполнительным производствам направлены для исполнения по месту получения дохода должника, в <данные изъяты> для производства удержаний. Согласно указанных постановлений судебного пристава-исполнителя с должника необходимо производить удержания ежемесячно в размере 50% от дохода.
Также судебным приставом-исполнителем вынесены постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 1 336 рублей 72 копейки (исполнительное производство № №...) и 500 рублей (исполнительное производство № №...), которые также направлены по месту отбывания должником наказания
Данные документы поступили в администрацию исправительного учреждения ** ** **, что подтверждается штемпелями регистрации входящей корреспонденции.
Приказом Минюста РФ от 08.12.2006 № 356 утверждена Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, которой списание суммы средств лицевого света осужденного не регулируется.
Статьей 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регулируется порядок удержаний из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы, в соответствии с которым в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).
На основании части 2 статьи 100 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.
При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 1 и 3 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
Таким образом, у гражданина-должника, имеющего задолженность, взысканную судебным актом, размер удержания из заработной платы и иных доходов (пенсии) не может превышать 50%, а часть 3 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации гарантирует недопущение зачисления на лицевой счет осужденных, независимо от всех удержаний, менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.
Статьей 111 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что при освобождении осужденного должника, в том числе условно-досрочно, а также при погашении им задолженности в полном объеме, в течение трёх рабочих дней администрация исправительного учреждения возвращает судебному приставу-исполнителю постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы осужденного должника с отметкой о проведенных удержаниях
Как следует из письменных материалов дела, ** ** ** на лицевой счет осужденного поступили денежные средства в размере 500 рублей, ** ** ** осуществлены удержания в размере 50%, т.е. в сумме 125 рублей и 125 рублей соответственно, которые перечислены по реквизитам, указанным в исполнительных листах.
На основании приказа <данные изъяты> от ** ** ** № ... Бондаренко ФИО5. привлечен к труду на должность ... с ** ** **.
С начисленного заработка у истца удерживаются денежные средства в размере 50% в счет погашения имеющейся задолженности; возмещаются расходы на питание и предметы первой необходимости (ст. 99 УИК); на при этом на лицевой счет осужденного перечисляется не менее 25% от заработка.
В этой связи, суд приходит к выводу о том, что нарушений прав истца при удержании с его лицевого счета денежных средств для погашения задолженности перед государством, ответчиком не допущено; заявленные последним требования о взыскании незаконно удержанных денежных средств удовлетворению не подлежат.
Соответственно, будучи производным от первоначального, не подлежит удовлетворению и требование Бондаренко ФИО6 о взыскании компенсации морального вреда.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░7 (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ** ** **