Дело №2а–5282/2018
Решение
Именем Российской Федерации
21 ноября 2018 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г.Новосибирска
в с о с т а в е:
Судьи Сидорчук М.В.,
при секретаре Лукиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н к Управлению федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, Отделу судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес>, Старшему судебному приставу Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> П, судебному приставу-исполнителю К об оспаривании действий (бездействия), решений,
установил:
Н обратился в суд административным иском (л.д.2-3 т.1), в котором, с учетом уточнений (л.д.158-161 т.1, л.д.1-4, 19-23 т.2), просит
1. Признать незаконным бездействие УФССП России по НСО, ОСП по <адрес>, начальника ОСП по <адрес> – старшего судебного пристава П по непринятию мер по прекращению в отношении него (Н, /дата/.р., уроженца <адрес>) совершения различных исполнительных действий, касающихся иного должника – Н, /дата/.р., уроженца р.<адрес>;
2. Обязать УФССП России по <адрес>, ОСП по <адрес>, начальника ОСП но <адрес> – старшего судебного пристава П прекратить в дальнейшем в отношении него (Н, /дата/.р., уроженца <адрес>) совершение различных исполнительных действий, касающихся иного должника – Н, /дата/.р., уроженца р.<адрес>;
3. Обязать УФССП России по <адрес>, ОСП по <адрес> Новосибирска, начальника ОСП но <адрес> – старшего судебного пристава П принять меры по исключению из всех исполнительных производств (как в электронном виде в ПК ОСП АИС ФССП России, так и в томах дел, а также во всех других программных комплексах и «базах» УФССП России сведений о нем (административном истце), о его имуществе и счетах;
4. Обязать УФССП России но <адрес>, ОСП по <адрес>, начальника ОСП но <адрес> – старшего судебного пристава П принять меры по внесению во все исполнительные производства в электронном виде в ПК ОСП АИС" ФССП России, так и в тома дел, а также во все другие программные комплексы и «базы» УФССП России сведений о действительном должнике – Н, /дата/.р. уроженце р.<адрес>, его СНИЛСе, ИНН, паспортных данных.
5. Обязать ОСП но <адрес>, начальника ОСП по <адрес> – старшего судебного пристава П и её подчиненных сотрудников при вынесении постановлений о совершении различных исполнительских действий (постановлении о наложении ареста на денежные средства, постановлении о наложении запрета на регистрационные действия транспортных средств) указывать во всех постановлениях место рождения действительного должника как р.<адрес>;
6. Обязать УФССП России но <адрес>, ОСП по <адрес>, начальника ОСП по <адрес> – старшего судебного пристава П принять меры по розыску имущества действительною должника – Н, /дата/.р., уроженца р.<адрес>;
7. Обязать ОСП по <адрес>, начальника ОСП по <адрес> – старшею судебного пристава П в соответствии с Письмом ФССП от 27.09.2018г. №-ОП вести все исполнительные производства, касающиеся действительного должника – Н, /дата/.р., уроженца р.<адрес> и находящиеся на исполнении, вручную с отключением программного обеспечения ПК ОСП АИС ФССП России;
8. Применить к административным ответчикам УФССП России по <адрес>, ООП по <адрес>, начальнику ОСП по <адрес> – старшему судебному приставу П меры воздействия для предотвращения впредь подобных нарушений;
9. Признать незаконным Постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> К от /дата/ о наложении ограничений в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении его (административного истца) автомобиля «ХХХХ VIN: «№», установленных /дата/ в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/. Отменить вышеуказанное Постановление;
10. Признать незаконными действия судебною пристава-исполнителя ОСП по <адрес> К по наложению ограничений в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении его (административного истца) автомобиля «ХХХХ: «№», установленных /дата/ в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/. Обязать судебного пристава-исполнителя К немедленно снять вышеуказанные ограничения с автомобиля;
11. Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> КК по наложению ограничений в виде запрета на совершение регистрационных действий в отношении его (административного истца) автомобиля «ХХХХ: «№», установленных /дата/ в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/;
12. За неоднократные, грубые допущения нарушений Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О судебных приставах», а также за неоднократное нарушения его (административного) истца прав, свобод и законных интересов, вынести в адрес руководителя УФССП России по <адрес> Э, начальника ОС1I но <адрес> – старшего судебного пристава П частное определение с целью недопущения впредь подобных нарушений.
В обоснование административного иска Н указал, что по ряду исполнительных производств, возбужденных в ОСП по <адрес> УФССП России по НСО в отношении должника Н, 09.00.1986г.р., уроженца р.<адрес>, который является его (административного истца) однофамильцем и с которым он (административный истец) родился в один день, исполнительные действия неоднократно, разными судебными приставами-исполнителями (Константиновым, КК, Ивановым, Джафаровым, К), совершаются в отношении его (административного истца) имущества, а именно: в отношении автомобиля «ХХХХ: «№». В результате нарушаются его (административного истца) права на пользование и распоряжение своим имуществом, срываются назначенные регистрационные действия и сделки с данным имуществом, чем ему (административному истцу) причиняется вред. Неоднократно его жалобы на должностных лиц службы судебных приставов-исполнителей признавались обоснованными, однако нарушения продолжаются, несмотря на то, что данный вопрос было поручено взять на контроль старшему судебному приставу района. Ответ на последнее обращение в УФССП России по НСО от /дата/ ему не дан до настоящего времени. Все предпринятые административными ответчиками меры реагирования неэффективны и безрезультатны, что и явилось основанием для обращения с указанным административным иском в суд. Об ограничениях /дата/ он (административный истец) узнал /дата/ при регистрации сделки купли-продажи автомобиля в органах ГИБДД.
В судебное заседание административный истец Н не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.4 т.2 оборотная сторона).
Представитель административных ответчиков – Управления федеральной службы судебных приставов России по <адрес> и Старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> П по доверенностям (л.д.120, 121 т.2) ККК, являющийся одновременно заинтересованным лицом по делу, в судебном заседании административный иск не признал, поддержал письменные возражения по делу (л.д.126-128 т.2), ссылался на то, что все возможные меры по предотвращению нарушений прав административного истца предпринимаются, повторялись они неоднократно в связи с особенностями электронного делопроизводства, в настоящее время все спорные исполнительные производства переданы на исполнение лично ему, он их взял по поручению старшего судебного пристава района на особый контроль. Все принятые ранее запреты, которыми было ошибочно затронуто имущество административного истца, отменены и в настоящее время прав административного истца не нарушают. Что касается ответа УФССП России по НСО на обращение лица от /дата/, то 30-дневный срок для такого ответа еще не наступил, в связи с чем нарушение прав административного истца в этой части отсутствует. Реестр должников, на который ссылается административный истец, УФССП России по НСО создан, данные о Н туда поданы, однако становление работы по нему еще только идет, полное взаимодействие подразделений в этом направлении пока отсутствует. Вести исполнительные производства только вручную без использования электронной системы основания отсутствуют, так как такой вид делопроизводства предусмотрен законом, однако корректировка данных в электронных системах возможна.
Административный ответчик – Судебный пристав-исполнитель К в судебном заседании административный иск не признала, дополнительных пояснений не имела.
Остальные участники процесса: представитель административного ответчика ОСП по <адрес> УФССП России по НСО, заинтересованные лица Судебный пристав–исполнитель И, должник Н, представители заинтересованных лиц СБ РФ, ГУ МВД по НСО в судебное заседание не явились, извещены, представитель ОСП по <адрес> УФССП России по НСО представил в суд письменный отзыв (л.д.66 т.1), Судебный пристав-исполнитель КК, которая в настоящее время уже не работает в ОСП по <адрес> УФССП Росси по НСО (копия приказа об увольнении на л.д.39 т.2), в связи с чем заменена по процессу на старшего судебного пристава района, представила в суд письменный отзыв (л.д.35-36 т.1), представитель ГУ МВД по НСО представил в суд письменный отзыв (л.д.27-28 т.1, 85-88, 116 т.2), ссылался на то, что подразделения инспекции совершают свои действия на основании данных судебных приставов-исполнителей, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заинтересованное лицо – судебный пристав-исполнитель Д – в связи с увольнением со службы (копия приказа на л.д.40 т.2) был заменен по делу на старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по НСО.
Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Так, административным истцом по делу является Н, /дата/.р., уроженец <адрес>, зарегистрированный по адресу: <адрес>1 (копия паспорта на л.д.174-175 т.1).
В собственности административного истца находится автомобиль ХХХХ номер VIN: «№», что подтверждается копией свидетельства о регистрации ТС (л.д.13 т.1).
В отношении данного имущества должностными лицами службы судебных приставов-исполнителей принимались запреты на совершение регистрационных действий:
/дата/ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя ККК в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/ (л.д.69 т.2).
/дата/ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя ККК в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/ (л.д.67 т.2).
/дата/ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя КК в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/ (л.д.43 т.1, л.д.59 т.2).
/дата/ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя И в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/ (л.д.45 т.2).
/дата/ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя До. в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/ (л.д.79 т.2).
/дата/ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя К в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/ (л.д.185 т.1, л.д.49 т.2).
Исполнительное производство №-ИП от /дата/ (л.д.37-47 т.1, л.д.53-71 т.2) возбуждено в отношении должника Н, /дата/ года рождения, уроженца р.<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>223. /дата/ исполнительное производство окончено в связи с невозможностью установить местонахождение должника и его имущества (л.д.47 т.1).
Исполнительное производство №-ИП от /дата/ (л.д.41-52 т.2) возбуждено в отношении должника Н, /дата/ года рождения, уроженца р.<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>223.
Исполнительное производство №-ИП от /дата/ (л.д.41-52 т.2) возбуждено в отношении должника Н, /дата/ года рождения, уроженца р.<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>223.
Таким образом, должник по исполнительным производствам, по которым судебным приставом-исполнителем производились исполнительные действия, к административному ответчику никакого отношения не имеет.
/дата/ запрет, принятый Постановлением от /дата/ судебного пристава-исполнителя ККК в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/, отменен (л.д.63 т.2).
/дата/ запрет, принятый Постановлением от /дата/ судебного пристава-исполнителя ККК в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/, отменен (л.д.65 т.2).
/дата/ запрет, принятый Постановлением от /дата/ судебного пристава-исполнителя КК в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/, отменен (л.д.45 т.1, л.д.61 т.2).
/дата/ запрет, принятый на основании Постановления судебного пристава-исполнителя И от /дата/ в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/, отменен (л.д.145, 172 т.1, л.д.47 т.2).
/дата/ запрет, принятый Постановлением от /дата/ судебного пристава-исполнителя До. в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/, отменен (л.д.171 т.1, л.д.81 т.2).
/дата/ запрет, принятый Постановлением от /дата/ судебного пристава-исполнителя К в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/, отменен (л.д.187 т.1, л.д.51 т.2).
Таким образом, в настоящее время действующие запреты в отношении имущества административного истца в рамках исполнительных производств в отношении иного лица отсутствуют.
Предметом настоящего спора является незаконность решений, действий и бездействий должностных лиц и структурных подразделений службы судебных приставов-исполнителей при совершении исполнительных действий в отношении должника Н, /дата/ года рождения, уроженца р.<адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>223, касающихся нарушения прав административного истца Н, /дата/.р., уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>1.
Статья 441 ГПК РФ устанавливает, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как указано в пункте 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
С учетом того, что административный истец стороной исполнительного производства, в рамках которого производились исполнительные действия, не является, с административным иском в суд он обратился /дата/, спорное бездействие является длящимся, а спорные действия и постановления датированы /дата/ и /дата/, суд приходит к выводу о том, что сроки обращения в суд с административным истцом Н соблюдены и оснований для отказа в рассмотрении его требований по существу по формальным основаниям у суда отсутствуют.
Что касается существа поданного иска, то суд исходит из следующего.
Задачи и полномочия судебных приставов прописаны в Федеральном законе РФ от /дата/ №118-ФЗ «О судебных приставах».
Статья 1 Федерального закона говорит о том, что на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по осуществлению принудительного исполнения судебных актов.
В силу статьи 4 Федерального закона судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов – главном судебном приставе Российской Федерации и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Полномочия главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации указаны в статье 9 Федерального закона.
Так, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации возглавляет территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующим субъекту или субъектам Российской Федерации (далее – служба судебных приставов субъекта (служба судебных приставов субъектов) Российской Федерации). Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, в том числе, осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц; организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина – ответчика и (или) ребенка; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия; издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации; обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию; организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
В силу статьи 10 Федерального закона старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации (далее – подразделение судебных приставов). Старший судебный пристав, в том числе, организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина – ответчика и (или) ребенка; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. Старший судебный пристав имеет право возложить на своих заместителей исполнение обязанностей судебного пристава-исполнителя.
Обязанности и права судебных приставов-исполнителей указаны в статье 12 Федерального закона.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого; объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судебный пристав-исполнитель имеет право, в том числе, получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве; при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска) или при производстве на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина – ответчика и (или) ребенка проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам; при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Федерального закона).
Порядок совершения процессуальных действий судебными приставами расписан в Федеральном законе от /дата/ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
К задачам исполнительного производства статья 2 Федерального закона относит правильное и своевременное исполнение судебных актов.
В соответствии со ст.64 Федерального закона исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия, в том числе: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
К мерам принудительного исполнения статья 68 Федерального закона относит, в том числе, действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Мерами принудительного исполнения являются, в том числе, обращение взыскания на имущество должника; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества.
Согласно ч.1 ст.48 ФЗ «Об исполнительном производстве» лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются взыскатель и должник, которые являются сторонами исполнительного производства.
Частью 4 ст.49 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что должником по исполнительному производству является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
Письмами ФССП России от /дата/ №-ДА «О вопросах ошибочной идентификации граждан как должников по исполнительному производству» и от /дата/ №-ОП (л.д.177-178 т.1) работникам территориальных органов службы были даны рекомендации в целях устранения ошибок идентификации личности должника, в частности, по установлению дополнительных информационных данных: ИНН, СНИЛС и пр., по созданию и ведению реестра должников, по исключению информации о двойниках должников из ПК ОСП АИС ФССП России и в томах дел.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод, что именно судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения исполнительных документов должен требовать исполнения его в точном соответствии с выданным исполнительным листом, при этом установить о лице (должнике) достаточные сведения, которые позволяли бы идентифицировать это лицо как должника по исполнительному производству. Судебный пристав-исполнитель должен сверить полученные из различных органов и организаций сведения о должнике со сведениями, указанными в исполнительном документе, с целью недопущения совершения исполнительных действий в отношении лиц (лица), не являющихся должниками по исполнительным производствам.
Факт нарушений прав административного истца совершением исполнительных действий в отношении имущества лица, не являющегося должником по исполнительному производству, в судебном заседании административными ответчиками не оспаривался и неоднократно признавался ими в ответах на обращения (л.д.4-9, 167 т.1, л.д.28-36, 92 т.2).
Постановлением заместителя руководителя УФССП России по НСО от /дата/ (л.д.168 т.1) бездействие и решения должностных лиц ОСП по <адрес> УФССП России по НСО были признаны незаконными. Начальнику отдела было поручено взять на личный контроль исполнительное производство в отношении должника Н и не допускать впредь подобных нарушении в отношении транспортного средства иного лица, не являющегося стороной исполнительного производства, «ХХХХ
При таких обстоятельствах, с учетом периода нарушения прав административного истца, принимая во внимание повторяющийся характер незаконных действий, суд приходит к выводу о незаконности Постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП по НСО К от /дата/ об объявлении запрета совершения действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении транспортного средства: Тойота рав 4, г/н №, в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/; о незаконности Постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП по НСО КК от /дата/ об объявлении запрета совершения действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении транспортного средства: Тойота рав 4, г/н №, в рамках исполнительного производства №-ИП от /дата/, в не зависимости от их отмены; о незаконности бездействия Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес>, Старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> П по непринятию мер по прекращению в отношении Н, /дата/ года рождения, уроженца <адрес>, совершения исполнительных действий, касающихся должника Н, /дата/ года рождения, уроженца города р.<адрес>.
При этом судом учитывается, что незаконный запрет от /дата/ был принят уже после того, как на старшего судебного пристава отдела управлением была возложена обязанность принять меры о недопущении нарушений прав административного истца.
В суд административными ответчиками представлены акты и распоряжение старшего судебного пристава от /дата/ о передаче исполнительных производств в отношении должника Н на исполнение и контроль заместителю старшего пристава отдела ККК (л.д.123-125 т.2).
Однако данные меры оказались не своевременными, в связи с чем не исключают ответственности.
Основания для признания незаконным бездействия УФССП России по НСО отсутствуют, так как обязанность совершения конкретных действий в рамках исполнительного производства возложена непосредственно на судебных приставов-исполнителей, а обязанность по контролю за пресечением нарушения прав лица, не являющегося стороной исполнительного производства, была возложена управлением на старшего судебного пристава-исполнителя.
Доводы административного иска о нарушении прав административного истца отсутствием ответа управления на обращение от /дата/ несостоятельны, так как установленный статьей 12 Федерального закона от /дата/ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» 30-дневный срок такого ответа на момент вынесения решения еще не истек.
Статья 227 КАС РФ устанавливает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из решений, в частности: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом длящегося бездействия, но, принимая во внимание факт отмен принятых незаконных запретов, суд полагает необходимым в целях защиты прав административного истца обязать Отдел судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес>, Старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> П прекратить в дальнейшем совершение исполнительных действий, касающихся должника Н, /дата/ года рождения, уроженца города р.<адрес>, в отношении Н, /дата/ года рождения, уроженца <адрес>; обязать Отдел судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес>, Старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> П принять меры по исключению данных о Н, /дата/ года рождения, уроженце <адрес>, из исполнительных производств в отношении Н, /дата/ года рождения, уроженца города р.<адрес>.
Что касается иных действий, заявленных административным истцом в качестве способа восстановления и защиты его прав, то они являются излишними, застрагивают интересы иного лица – должника, а не административного истца, в связи с чем вменены административным ответчикам судом быть не могут.
Учитывая изложенное, поданный иск подлежит лишь частичному удовлетворению.
Вопрос о распределении понесенных по делу судебных издержек перед судом не ставился, в связи с чем при вынесении решения не разрешался.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░, /░░░░/ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░, /░░░░/ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.<░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░, /░░░░/ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.<░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░, /░░░░/ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░, /░░░░/ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░, /░░░░/ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.<░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░ /░░░░/ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░ 4, ░/░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ /░░░░/.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░ ░░░ ░░ ░░ /░░░░/ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░░░ ░/░ №, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ /░░░░/.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ /░░░░/.
░░░░░: «░░░░░░░» ░.░. ░░░░░░░░