Дело №3а-327/21
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 07 июля 2021 года
Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Ефимовой Е.О.,
при секретаре судебного заседания Сибриной Д.С.,
с участием представителя административного истца Рассохиной Е.В. – Беловой Ю.А., представителя административного ответчика Правительства Нижегородской области Горячкиной Т.А., представителя заинтересованного лица Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Захаровой О.А., прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Поляковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рассохиной Елены Владимировны к Правительству Нижегородской области о признании недействующим распоряжения от 03 февраля 2016 года № 99-р «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Н.Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Н.Новгорода»,
УСТАНОВИЛ:
Рассохина Е.В. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого (с учетом изменений, принятых судом в ходе рассмотрения дела) указала, что она на праве аренды обладает объектом недвижимости - земельным участком с кадастровым номером [номер], площадью 1936 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуальной жилой застройки, расположенным по адресу: [адрес] [номер], на основании договора аренды земельного участка от 30.12.2014 года № 17433/06, заключенного между ФИО13 и администрацией г. Н.Новгорода, а также на основании соглашения уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 09.06.2015 года, заключенного между ФИО12. и Рассохиной Е.В. Срок действия договора аренды составляет 10 лет – до 30.12.2024 года.
На указанном земельном участке расположен построенный истицей жилой дом общей площадью 76,3 кв.м., право собственности на который зарегистрировано 09.08.2019 года.
24.10.2019 года Рассохиной Е.В. в администрацию г. Н.Новгорода подано заявление о предоставлении земельного участка в собственность за плату на основании ст. 39.20 ЗК РФ, в удовлетворении которого ей было отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером [номер] частично расположен в красных линиях, утвержденных в составе проекта по планировке территории, содержащего проект межевания территории Верхне-Печерской Слободы в Нижегородском р-не г. Н.Новгорода, утвержденный постановлением администрации города Н.Новгорода № 2780 от 16.06.2017 года.
Кроме того, Правительством Нижегородской области 03 февраля 2016 года издано распоряжение № 99-р «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Н.Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Н.Новгорода». Согласно разделу 3 «Чертеж планировки территории» проекта планировки территории, земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в зоне красных линий, в связи с чем административный истец просит признать недействующим распоряжение Правительства Нижегородской области № 99-р от 03 февраля 2016 года, в той мере, в которой в указанном нормативном правовом акте не определено, подлежит ли земельный участок с кадастровым номером [номер], как территория общего пользования, резервированию и (или) изъятию для муниципальных нужд, согласованному с органами местного самоуправления.
В судебном заседании представитель административного истца Рассохиной Е.В. – Белова Ю.А., действующая в рамках полномочий, предоставленных доверенностью, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном иске, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Правительства Нижегородской области Горячкина Т.А., представитель заинтересованного лица Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Захарова О.А., действующие в рамках полномочий, предоставленных доверенностями, возражали против удовлетворения требований Рассохиной Е.В., ссылаясь на отсутствие нарушений прав административного истца оспариваемым распоряжением Правительства Нижегородской области.
Административный истец, представитель заинтересованного лица администрации города Н.Новгорода, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, каких-либо ходатайств не заявили. В письменном отзыве на иск администрация города Н.Новгорода указывает, что красные линии в отношении земельного участка с кадастровым номером [номер] утверждены не оспариваемым распоряжением Правительства Нижегородской области, а постановлением администрации города Н.Новгорода от 16.06.2017 № 2780 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории Верхне-Печерской слободы в Нижегородском районе города Н.Новгорода», которое в настоящее время оспаривается Рассохиной Е.В. в Нижегородском районном суде города Нижнего Новгорода ( административное дело № [номер]), в связи с чем просит отказать Рассохиной Е.В. в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, учитывая положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск неподлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Положениями ст.ст. 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В силу положении п. 2 ч. 2 ст. 62, п. 1 ч. 8 ст. 213 КАС РФ, гражданин, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, которым утвержден проект планировки территории, обязан доказать, что данным актом нарушены его права; при доказанности данного обстоятельства суд вправе признать оспариваемый акт недействующим. Учитывая специфику градостроительных отношений, суд полагает, что, проверяя доводы физического лица о нарушении его прав, он должен исходить, прежде всего, из того, были ли соблюдены права такого лица на участие в осуществлении градостроительной деятельности, в том числе на участие в публичных слушаниях, если их проведение предусмотрено законом.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 3 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Согласно ч. 1 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения) решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Статьей 8.2 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения) предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В рамках реализации данного полномочия на территории Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 23.12.2014 года № 197-3 "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области", согласно п. 3 ч. 4 ст. 2 которого предусмотрено (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения), что Правительство Нижегородской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления городских округов Нижегородской области в части принятия решения о подготовке и утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания территории, градостроительных планов земельных участков) (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации), кроме полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Часть 5 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого распоряжения) установлено, что проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В соответствии с Законом Нижегородской области от 23.12.2014 года № 197-3 полномочия по организации и проведению публичных слушаний отнесены к ведению органов местного самоуправления городского округа.
Судом установлено, что постановлением главы города Нижнего Новгорода от 18.11.2015 года № 147-П назначены публичные слушания по рассмотрению проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Н.Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Н.Новгорода», которые проведены 07.12.2015 года.
03 февраля 2016 года Правительством Нижегородской области принято распоряжение N 99-р «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Н.Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Н.Новгорода», которое опубликовано в печатном издании «День города Нижний Новгород», N 11(1062) за 17-23 февраля 2016 года, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Из преамбулы оспариваемого распоряжения Правительства Нижегородской области от 03.02.2016 года №99-р следует, что оно принято на основании ст.ст. 8.2, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ч. 4 ст. 2 Закона Нижегородской области от 23.12.2014 года № 197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», на основании постановления администрации города Нижнего Новгорода от 13.10.2014 года № 4106 «О разрешении ООО «Инградстрой» подготовки проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода».
Пунктом 1 оспариваемого распоряжения постановлено утвердить прилагаемый проект планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода. Сам проект планировки состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть состоит из раздела «Положения о размещении объектов капитального строительства, в том числе объектов местного значения», состоящего из подразделов: «1. Общие положения», «2. Цели и задачи», «3. Улично-дорожная сеть и транспортное обслуживание».
Графическая часть состоит из раздела «Чертеж планировки территории» (часть 1) и (часть 2).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Правительства Нижегородской области от 03.02.2016 года №99-р «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода» принято Правительством Нижегородской области в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка и процедуры его принятия.
Относительно доводов Рассохиной Е.В. о том, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером [номер] расположен в зоне красных линий, согласно разделу «Чертеж планировки территории» проекта планировки территории, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 03.02.2016 года №99-р, суд приходит к следующему.
Постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010 года № 22 утвержден Генеральный план города Нижнего Новгорода.
Генеральный план города Нижнего Новгорода в установленном законом порядке прошел процедуру публичных слушаний - 25.01.2010 года в театре "Комедия". Информация о месте и времени публичных слушаний, а также информация о месте ознакомления с проектом Генерального плана была размещена в официальном печатном средстве массовой информации города Нижнего Новгорода - газете "День города", а также на официальном сайте города Нижнего Новгорода в сети Интернет.
В составе указанного Генерального плана разработана и утверждена схема функционального зонирования территории, схема развития улично-дорожной сети города, в которой установлены коридоры для развития объектов инженерно-транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент принятия оспариваемого акта) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из ст. 41 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент принятия оспариваемого акта) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории.
На основании ст. 42 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент принятия оспариваемого акта) подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции на момент принятия оспариваемого акта) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из вышеизложенного следует, что целью составления документации по планировке территории является выделение, как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры и отделяющие территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических или юридических лиц.
При этом подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с документами территориального планирования, в частности, с генеральным планом городского округа (ч. 3 ст. 9, ст. 26 Градостроительного кодекса РФ).
Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Приказом Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 года № 150, (действовавшей в период принятия оспариваемого акта) предусмотрено следующее:
1. В разделе 3.1.5 "Генеральные планы":
- необходимость указания красных линий на плане современного использования территории (опорный план) (п. 9);
- обязательность определения схем зонирования с учетом красных линий (п. 11).
2. В разделе 3.2.1 "Проект планировки":
- графические материалы проекта планировки включают, в числе прочего, план красных линий (основной чертеж) и разбивочный чертеж красных линий (п. 4);
- на плане современного использования территории (опорном плане) показываются, в числе прочего, действующие и проектируемые красные линии (п. 6);
- на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны, в числе прочего, проектные предложения по проектируемым красным линиям (п. 6);
- разбивочный чертеж красных линий выполняется в соответствии с инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (п. 8);
- обязательными положениями проекта планировки являются, в числе прочего, красные линии и линии регулирования застройки (п. 14);
- на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (п.7);
- утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий, линий регулирования застройки, границ земельных участков, установления публичных сервитутов (при разработке проекта межевания территорий в составе проекта планировки); а также учитывается при разработке инвестиционно-градостроительных паспортов территорий и объектов; проектов межевания территорий; проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры городских и сельских поселений; выдачи кадастровых карт (планов) земельных участков (п. 15).
Таким образом, действующее законодательство не содержит требований учитывать фактические границы землепользований при разработке и утверждении проектов планировки территорий.
Кроме того, судом установлено, что оспариваемый акт не устанавливает красные линии на территории, к которой относится земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве аренды, что подтверждается предоставленным в суд картографическим материалом. Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 16.06.2017 года № 2780 утвержден проект планировки и межевания территории Верхне-Печерской слободы в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, согласно которому земельный участок с кадастровым номером [номер] частично расположен в красных линиях, в связи с чем оно в настоящее время оспаривается Рассохиной Е.В. в Нижегородском районном суде города Нижнего Новгорода.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом распоряжение Правительства Нижегородской области от 03.02.2016 года №99-р «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Нижнего Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Нижнего Новгорода» принято в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, не противоречит действующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе и положениям Градостроительного кодекса РФ, права и законные интересы административного истца не затрагивает, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Рассохиной Е.В. не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Рассохиной Елены Владимировны к Правительству Нижегородской области о признании недействующим распоряжения от 03 февраля 2016 года № 99-р «Об утверждении проекта планировки территории в границах улиц имени Маршала Рокоссовского, Генерала Ивлиева, Казанское шоссе, южной границы города Н.Новгорода, памятников природы регионального значения «Дубрава Ботанического сада университета» и «Щелоковский хутор» в Советском и Нижегородском районах города Н.Новгорода» – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Судья Е.О. Ефимова
В окончательной форме решение суда составлено 21 июля 2021 года.
Судья Е.О. Ефимова