РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июля 2024 года рп. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре судебного заседания Маслаке В.В., с участием представителя истца ООО «ПромРесурс» Поповой Л.М., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0015-01-2024-000075-03 (2-62/2024) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПромРесурс» к администрации Мамского городского поселения, Гостар Виталию Александровичу о признании торгов в форме открытого аукциона недействительными, о признании не действительным договор, заключенный по результатам торгов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ПромРесурс» (далее по тексту ООО «ПромРесурс») в лице представителя ФИО7 обратилось в суд с иском к администрации Мамского городского поселения, Гостар Виталию Александровичу, указав в обосновании, что администрацией Мамского городского поселения был организован открытый электронный аукцион № на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении аукциона открытого по составу участников и по форме подачи заявок на право заключения договоров аренды земельного участка» с кадастровым номером 38:24:100020:404, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, муниципальный район Мамско-Чуйский, городское поселение Мамское, рабочий <адрес> электронную площадку РТС-тендер ООО «ПромРесур» подал заявку для участия в аукционе. По результатам рассмотрения участников аукциона заявка ООО «ПромРесур» была отклонена на основании отсутствия доверенности у лица, подавшего заявку. С данным решением ООО «ПромРсур» не согласен, поскольку заявка подавалась не физическим лицом, а от имени организации ООО «ПромРесур» в лице ФИО3, который действовал на основании машиночитаемой доверенности (далее по текстуМЧД) и подписал заявку усиленной квалифицированной цифровой подписью, что является аналогом собственноручной подписи. После отклонения заявки ООО «ПромРесур» связался с технической поддержкой РТС-тендер, которые подтвердили наличие МЧД на электронной площадке РТС-тендер у ФИО3 В связи с вышеизложенным ООО «ПромРесур» просит признать недействительным аукцион №, признать недействительным договор заключенный между Гостар В.А. и администрацией Мамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № по результатам аукциона, взыскать государственную пошлину в размере 6000 рублей с ответчиков.
В судебном заседании представитель истца ООО «ПромРесурс» Попова Л.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Мамского городского поселения в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении требований в полном объёме (л.д. 61-63).
Ответчик Гостар Виталий Александрович в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» заблаговременно размещена на официальном сайте суда (mamsko-chuysky.irk.sudrf.ru).
Указанные выше обстоятельства судом расцениваются как надлежащее извещение сторон о времени и месте рассмотрения дела, а потому суд счел возможным с учетом требований статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (пункт 4 статьи 447 ГК РФ).
Общий порядок организации и проведения торгов предусмотрен статьей 448 ГК РФ.
Пункт 1 статьи 448 ГК РФ предусматривает, что аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка установлены статьями 39.11 и 39.12 ЗК РФ.
Согласно постановления администрации Мамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении аукциона открытого по составу участников и по форме подачи заявок на право заключения договоров аренды земельного участка» организован открытый электронный аукцион по аренде земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, муниципальный район Мамско-Чуйский, городское поселение Мамское, рабочий <адрес> (л.д. 64).
Организатором торгов администрацией Мамского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Российской Федерации в сети интернет www.torgi.gov.ru размещено извещение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 38:24:100020:404, находящегося в муниципальной собственности (л.д. 65-68).
Согласно размещенной информации дата начала приема заявок в электронном виде на участие в аукционе – 08 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ; дата окончания приема заявок в электронном виде на участие в аукционе – 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ; дата определения участников аукциона – ДД.ММ.ГГГГ; дата и время проведения аукциона - ДД.ММ.ГГГГ в 09 часов 00 минут. В сведениях о предмете аукциона по лоту № указано: земельный участок площадью 8558 кв. м из категории «земли населенных пунктов» с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, муниципальный район Мамско-Чуйский, городское поселение Мамское, рабочий <адрес>, с разрешенным использованием: для размещения складских помещений, срок аренды 5 лет, с обременением (л.д. 70-78).
Согласно протокола № U22№-1 ДД.ММ.ГГГГ поступило 22 заявки, среди, которых участвовали ООО «ПромРесурс» и Гостар В.А., всеми участниками был внесен задаток за участие в аукционе. По результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе допустили 20 участников, среди которых Гостар В.А. ООО «ПромРесурс» было отказано в дальнейшем участии в аукционе на основании пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ (л.д. 95-99).
Организатор аукциона Мамское городское поселение ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru разместило итоговый протокол о результатах аукциона № U22№-3, где победителем является Гостар Виталий Александрович, с которым ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В пункте 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Согласно статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1).
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что оспариваемыми торгами и договором аренды спорного земельного участка нарушены его права, ссылаясь на то, что им была представлена доверенность на электронной площадке РТС тендер.
Суд находит доводы истца и его представителя несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 данной статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 данного Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с данным Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 данного Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки, в частности:
б) фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо действующего в качестве руководителя юридического лица, аккредитованного филиала или представительства иностранного юридического лица, либо исполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица.
В силу части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
Представленные суду сведения и материалы дела не подтверждают надлежащее и своевременное представление доверенности представителя ООО «ПромРесурс», уполномочивающей на подачу заявки для участия в закупке.
Согласно части 17 статьи 24.2 Закона о контрактной системе ответственность за недостоверность информации и (или) документов, направленных оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с настоящей статьей, за несоответствие указанных информации и (или) документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, за действия, совершенные на основании указанных информации и (или) документов, несет участник закупки.
При таких обстоятельствах предусмотренных статьей 449 ГК РФ оснований для признания торгов, а, следовательно, и договора аренды земельного участка недействительными, не имеется. Права истца, как лица, не участвовавшего в аукционе, проведенными торгами нарушены не были.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ПромРесурс» к администрации Мамского городского поселения, Гостар Виталию Александровичу о признании торгов в форме открытого аукциона недействительными, о признании не действительным договора, заключенного по результатам торгов - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 11.07.2024 года
Судья С.А. Давиденко