Дело № 2а-773/2018
Изготовлено 18.01.2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 12 января 2018 года
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Бабиковой И.Н.,
при секретаре Юрьевой О.Ю.,
с участием прокурора Бекеневой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Виноградова О.И. к Ярославской областной Думе о признании незаконным постановления,
У С Т А Н О В И Л :
Виноградов О.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным постановление Ярославской областной Думы от 21.11.2017 г. № 285 «О вопросе, предлагаемом для вынесения на референдум Ярославской области Региональным Советом Ярославского регионального отделения Российской объединенной демократической партии «ЯБЛОКО», обязать Ярославскую областную Думу признать вопрос, выносимый на референдум Ярославской области Региональным Советом ЯРО РОДП «ЯБЛОКО» соответствующим требованиям ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», признать незаконными действия Ярославской областной Думы, выразившиеся в не указании оснований для признания вопроса, выносимого на референдум Ярославской области, не соответствующим требованиям ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Требования мотивированы следующим. Региональный Совет ЯРО РОДП «ЯБЛОКО», выступающий в качестве инициативной группы по проведению референдума Ярославской области, обратился в Избирательную комиссию Ярославской области с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области для разрешения следующего вопроса: «Согласны ли Вы, чтобы был принят закон Ярославской области, предусматривающий, что в Ярославской области главы всех городских округов, главы всех муниципальных районов, главы городских поселений, являющихся административными центрами соответствующих муниципальных районов Ярославской области должны избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавлять местные администрации?». Ходатайство передано на рассмотрение в Ярославскую областную Думу для проверки соответствия вопроса действующему законодательству. 21.11.2017 г. Ярославская областная Дума приняла вышеуказанное постановление о признании несоответствующим требованиям ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на основании которого Избирательная комиссия Ярославской области приняла Решение № 48/290-6 «Об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области». Считает постановление Ярославской областной Думы не соответствующим закону. Вопрос референдума определяет порядок избрания глав муниципальных образований Ярославской области, следовательно, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, не урегулирован федеральным законом и подлежит регулированию законом субъекта РФ. Предложенный инициативной группой вопрос полностью соответствует ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ. Решение, принятое на референдуме, имеет статус закона Ярославской области, отменить или изменить это решение можно только на референдуме не ранее чем через два года, и Ярославская областная Дума в качестве правового последствия принятия решения референдума, должна внести соответствующие изменения в Закон Ярославской области № 59-з. Федеральный закон № 67-ФЗ ограничивает полномочия Ярославской областной Думы и граждан на отмену или изменение решения, принятого на референдуме, что соответствует ст.55 Конституции РФ.
В судебном заседании судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ЯРО РОДП «ЯБЛОКО».
Административный истец Виноградов О.И., в силу закона являющий и представителем заинтересованного лица ЯРО РОДП «ЯБЛОКО», в судебном заседании доводы административного иска поддержал.
Представитель административного ответчика Ярославской областной Думы по доверенности Вахрамеева Е.А. просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Согласно письменным возражениям административного ответчика Ярославской областной Думы предлагаемый для вынесения на референдум Ярославской области вопрос не соответствует пунктам 2,5,6,7 статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Предлагаемый вопрос референдума - вопрос об избрании глав муниципальных образований,- урегулирован федеральным законом - статьями 34, 36 Федерального закона № 131-ФЗ, положения которого нашли свое отражение в Законе Ярославской области № 59-з, посредством установления как единственного, так и альтернативного способов их избрания. Также предложенный инициативной группой вопрос референдума, предусматривающий только единственно возможный способ избрания глав муниципальных образований, лишает граждан, проживающих в городских округах, не являющихся административным центром Ярославской области (г.Рыбинск и г.Переславль-Залесский), права выбора из двух вариантов избрания главы городского округа (на муниципальных выборах либо представительным органом этого муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса). Согласно п.6 ст.73 Федерального закона № 67-ФЗ решение, принятое на референдуме субъекта РФ, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта РФ, но не ранее, чем через два года после его принятия. В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. В связи с этим, предложенный вопрос ограничивает конституционные гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления. Кроме того, предложенный вопрос противоречит законодательству РФ. Законодатель субъекта РФ не лишен возможности предусмотреть применение тех или иных вариантов как безальтернативных во всех муниципальных районах, городских округах, а также во всех тех городских поселениях, которые по степени концентрации возложенных на них публичных функций и задач, имеющих по своему характеру государственное значение, сопоставимых с городскими округами. Предложенный вопрос референдума фактически лишает Ярославскую областную Думу полномочий по определению порядка избрания глав муниципальных образований, что противоречит пункту 2 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ. Далее, при положительном ответе на вопрос референдума возникает неопределенность в части выполнения решения, принятого на референдуме, поскольку не ясна процедура подготовки и внесения соответствующего проекта закона, предусматривающего избрание глав муниципальных образований исключительно на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а именно к полномочиям какого органа государственной власти субъекта РФ относится подготовка и внесение соответствующего проекта закона. Кроме того, остается не ясным вопрос о сохранении силы действующего закона № 59-ФЗ, которым предусмотрены иные способы избрания указанных в вопросе референдума глав муниципальных образований, а также предоставлено право муниципальному образованию (городскому округу) своим уставом самостоятельно определить способ избрания главы муниципального образования (за исключением городского округа, являющегося административным центром Ярославской области). Отрицательный ответ на вопрос референдума будет означать, что главы муниципальных образований, в частности, городских округов, не являющихся административным центром, не смогут избираться на муниципальных выборах, как это предусмотрено частью 1.1 ст.4 Закона №59-з, и, следовательно, должен быть установлен иной порядок их избрания. Кроме того, требование административного истца о возложении на Думу обязанности признать вопрос, выносимый на референдум Ярославской области Региональным Советом ЯРО РОДП «ЯБЛОКО», соответствующим требованиям ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ, не соответствует нормам КАС РФ. Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (ст.10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта. Относительно довода административного истца о том, что в оспариваемом постановлении Ярославской областной Думы не указано, каким конкретно требованиям ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ не отвечает предложенный вопрос,- федеральным законодательством и законодательством Ярославской области не установлено требований к содержанию и оформлению постановления законодательного (представительного) органа государственной власти Ярославской области о проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта РФ. Административный ответчик просит отказать в удовлетворении требований административного истца.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Ярославской области по доверенности Лисицын О.Н. возражал против удовлетворения требований Виноградова О.И., подтвердил обстоятельства, изложенные в письменных возражениях.
Согласно письменным возражениям, по мнению Избирательной комиссии Ярославской области, права и законные интересы Виноградова О.И. оспариваемым постановлением Думы не нарушены. Указанным постановлением могут быть затронуты права и законные интересы исключительно Регионального Совета ЯРО РОДП «ЯБЛОКО». Постановление Ярославской областной Думы принято в рамках полномочий, в соответствии с требованиями закона. Как следует из текста предложенного инициативной группой вопроса он предполагает исключение для законодательного органа субъекта Российской Федерации - Ярославской областной Думы,- возможности разрешить вопрос о порядке избрания глав городских округов, глав муниципальных районов, глав городских поселений, являющихся административными центрами соответствующих муниципальных районов Ярославской области, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо сохранение такого права законодательного органа. Таким образом, данный вопрос референдума противоречит статье 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку его предметом является исключение (лишение) законодательного органа субъекта Российской Федерации права, предоставленного ему федеральным законодательством. Следовательно, по указанному основанию вопрос, предложенный инициативной группой, не соответствует ст.12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Постановлением Избирательной комиссии Ярославской области от 28.11.2017 г. № 48/290-6 инициативной группе по проведению референдума Ярославской области Региональному Совету ЯРО РОДП «ЯБЛОКО» отказано в регистрации. Данное решение не оспорено. Административный иск об оспаривании постановления Ярославской областной Думы подан за рамками 10-дневного срока для оспаривания решения Избирательной комиссии Ярославской области. При этом оспаривание постановления областной Думы должно производиться одновременно с оспариванием решения Избирательной комиссии Ярославской области, так как является основанием для его принятия. В сложившейся ситуации, когда не оспаривается постановление Избирательной комиссии Ярославской области, принятие нового решения возможно только в случае повторного, основанного на законе обращения с инициативой проведения референдума.
Прокурор Бекенева Е.В. дала заключение о необоснованности требований административного иска.
Заслушав стороны, заключение прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 67-ФЗ) каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
В силу ч.1 ст.4 Закона Ярославской области от 12.02.2007 №6-з «Об отдельных вопросах назначения и проведения референдума Ярославской области и местного референдума и о порядке голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» (далее- Закон № 6-з) инициатива проведения референдума (местного референдума) принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме (местном референдуме) в соответствии с Федеральным законом, а также избирательным объединениям, иным общественным объединениям, устав которых предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном Федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за 1 год до дня образования инициативной группы по проведению референдума (местного референдума).
В соответствии с положениями ст.36 Федерального закона № 67-ФЗ, ст.5 Закона № 6-з инициативная группа по проведению референдума обращается в Избирательную комиссию Ярославской области, инициативная группа по проведению местного референдума - в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования Ярославской области с ходатайством о регистрации группы. Форма и содержание ходатайства должны соответствовать требованиям Федерального закона. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума (местного референдума), на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума (местного референдума).
Ходатайство и приложенные к нему документы должны быть рассмотрены соответствующей избирательной комиссией в течение 15 дней со дня их поступления.
В случае соответствия ходатайства о проведении референдума и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона, Устава Ярославской области, настоящего Закона Избирательная комиссия Ярославской области принимает решение о направлении их в Ярославскую областную Думу.
В соответствии с ч.6 ст.36 Федерального закона № 67-ФЗ, ч.6 ст.5 Закона № 6-з в срок, не превышающий 20 дней со дня поступления указанного ходатайства и приложенных к нему документов, Ярославская областная Дума (представительный орган соответствующего муниципального образования) обязана проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум (местный референдум), требованиям Федерального закона (ст.12).
Согласно ч.11 ст.36 Федерального закона № 67-ФЗ если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Судом установлено, что 14.09.2017 г. состоялось заседание (бюро) Регионального Совета ЯРО РОДП «ЯБЛОКО», на котором рассмотрен предложенный Виноградовым О.И. вопрос «О проведении референдума о прямых выборах». Виноградов О.И. предложил обратиться в Избирательную комиссию Ярославской области с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области по вопросу: «Согласны ли Вы, чтобы был принят закон Ярославской области, предусматривающий, что в Ярославской области главы всех городских округов, главы всех муниципальных районов, главы городских поселений, являющихся административными центрами соответствующих муниципальных районов Ярославской области, должны избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавлять местные администрации?». Решение обратиться в Избирательную комиссию Ярославской области с указанным ходатайством принято единогласно.
Соответствующее ходатайство с протоколом собрания инициативной группы было представлено в Избирательную комиссию Ярославской области 11.10.2017 г.
19.10.2017 г. Избирательной комиссией Ярославской области постановлено направить ходатайство Регионального Совета ЯРО РОДП «ЯБЛОКО» о регистрации инициативной группы по проведению референдума Ярославской области и приложенные к нему документы в Ярославскую областную Думу.
21.11.2017 г. Ярославской областной Думой принято постановление № 285, которым вопрос, выносимый на референдум Ярославской области Региональным Советом ЯРО РОДП «ЯБЛОКО», признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В суд с административным исковым заявлением обратился Виноградов О.И., являющийся как участником инициативной группы по проведению референдума - Регионального Совета ЯРО РОДП «ЯБЛОКО», ее уполномоченным представителем, а также представителем ЯРО РОДП «ЯБЛОКО», руководящим органом которого фактически выдвинута инициатива проведения референдума. Основания для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда отсутствовали.
Предусмотренный ч.1 ст.240 КАС РФ срок для оспаривания постановления Ярославской областной Думы Виноградовым О.И. соблюден.
Суд считает постановление Ярославской областной Думы № 285 от 21.11.2017 г. вынесенным в соответствии с законом.
Отсутствие в тексте оспариваемого постановления ссылки на конкретные положения статьи 12 Федерального закона № 67-ФЗ, которым не соответствует предложенный вопрос, на законность постановления не влияет.
В соответствие с ч.1 ст.14, ч.1 ст.24 Закона Ярославской области от 01.10.2010 г. № 30-з «Устав Ярославской области» Ярославская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Ярославской области, на своих заседаниях принимает законы Ярославской области и постановления Ярославской областной Думы, в порядке, предусмотренном регламентом Ярославской областной Думы.
Согласно ст.132 Регламента Ярославской областной Думы, утвержденного постановлением Ярославской областной Думы от 26.04.2011 г., п.п.9,12 ст.26 Закона Ярославской области «Устав Ярославской области» по вопросам, установленным Уставом Ярославской области, в частности, по вопросам назначения референдума Ярославской области, принимаются постановления Думы.
Требования к оформлению постановлений областной Думы отражены в п.п. 141, 142 Регламента Ярославской областной Думы и сводятся к подписанию постановления Председателем Думы, а в его отсутствие - один из заместителей Председателя Думы в соответствии с распределением должностных полномочий, к визированию постановления Думы соответствующими должностными лицами думы.
Требований изложить в тексте постановления оснований и мотивов принятого решения нормативные правовые акты не содержат. В связи с чем, административный иск в части требования признать незаконными действия Ярославской областной Думы, выразившиеся в неуказании оснований для признания вопроса не соответствующим ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ не подлежит удовлетворению.
Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что предложенный вопрос референдума не соответствует требованиям ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
Из отзыва на административное исковое заявление следует, что, по мнению Ярославской областной Думы, предложенный вопрос референдума не соответствует пунктам 2,5,6,7 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии с п.2 ст.12 названного Федерального закона на референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.
В соответствии с п.5 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
В соответствии с п.6 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Суд соглашается с доводами административного ответчика, что предложенный на вынесение на референдум Ярославской области вопрос не соответствует вышеуказанным требованиям.
Данный вопрос находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в Ярославской области вопрос регулируется нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 131-ФЗ) и Закона Ярославской области от 16.10.2014 г. № 59-з «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (далее-Закон Ярославской области № 59-з).
На основании ч.1 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу части 3 данной статьи порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;
2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;
3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются;
4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;
5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.
В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Ярославской области № 59-з глава муниципального района, глава городского поселения, являющегося административным центром соответствующего муниципального района Ярославской области, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, а также глава городского округа, являющегося административным центром Ярославской области, избирается представительным органом этого муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
В соответствии с ч.1<1> ст.4 Закона № 59-з глава городского округа, за исключением случая, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в соответствии с уставом соответствующего муниципального образования избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет местную администрацию либо представительным органом этого муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.
Суд, учитывая приведенные нормы законов, соглашается с доводами административного ответчика о том, что предложенный вопрос референдума урегулирован федеральным законом, следовательно, он не соответствует требованиям п.2 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ и не может быть вынесен на референдум Ярославской области.
Согласно предлагаемому вопросу референдума фактически его разрешение направлено на закрепление единственного способа избрания глав всех муниципальных образований Ярославской области – на муниципальных выборах с назначением на пост главы местной администрации (один из предусмотренных п.2 ч.2 ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ вариантов избрания).
Доводы административного ответчика о том, что данный вопрос ограничивает конституционные гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления и лишает Ярославскую областную Думу полномочий по порядку избрания глав муниципальных образований, следовательно, противоречит пунктам 5 и 6 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ, заслуживают внимания; суд находит их обоснованными.
Так, из отзыва административного ответчика следует, что граждане, проживающие в городских округах, не являющихся административным центром Ярославской области -г.Рыбинск и г.Переславль-Залесский, по действующему законодательству, имеют возможность выбора через органы местного самоуправления одного из двух вариантов избрания главы городского округа. Вынесение на референдум субъекта Российской Федерации вышеуказанного вопроса, предусматривающего единственный способ избрания глав этих городских округов, ограничит конституционные права граждан этих городских округов.
При этом, в силу ч.ч.1,6 ст.73 Федерального закона № 67-ФЗ решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Российской Федерации, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.
То есть, в этот двухгодичный период времени по инициативе граждан, органов местного самоуправления или органов государственной власти способ избрания главы муниципального образования не может быть изменен.
Более того, в силу федерального закона порядок избрания главы муниципального образования определяется законом субъекта Российской Федерации, то есть вопрос выбора указанных в федеральном законе способов формирования органов местного самоуправления входит в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в рассматриваемом случае - в компетенцию Ярославской областной Думы.
Предложенный вопрос референдума с учетом положений ч.6 ст.73 Федерального закона № 67-ФЗ о преодолении решения референдума новым решением референдума фактически исключает вопрос определения способа избрания глав муниципальных образований из ведения Ярославской областной Думы, что противоречит федеральному законодательству (ст.36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Кроме того, предложенный вопрос не соответствует п.7 ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку допускает неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Следует отметить, что, по мнению суда, предложенный на референдуме вопрос фактически содержит в себе два вопроса - согласны ли участники референдума на установление законом Ярославской области порядка избрания глав всех муниципальных образований Ярославской области на муниципальных выборах, и согласны ли участники референдума, что глава муниципального образования должен возглавлять местную администрацию.
Суд учитывает, что действующие нормы ч.1, ч.1<1> ст.4 Закона Ярославской области № 59-з предусматривают, что при любом порядке избрания главы муниципального образования Ярославской области он возглавляет местную администрацию.
Отрицательный ответ на предложенный вопрос референдума однозначно влечет неопределенность в вопросе сохранения действующей редакции названного закона. Такая же неопределенность возникает и при разрешении судьбы нормы о порядке избрания глав муниципальных образований - городских округов, не являющихся административным центром.
Установленный порядок принятия оспариваемого постановления Ярославской областной Думой соблюден.
Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным постановления Ярославской областной Думы от 21.11.2017 г. № 285 и о возложении на Ярославскую областную Думу обязанности признать вопрос, выносимый на референдум Региональным Советом ЯРО РОДП «ЯБЛОКО» соответствующим требованиям ст.12 Федерального закона № 67-ФЗ.
Руководствуясь ст.ст. 175,177-180 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 21.11.2017 ░. № 285 «░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░