Дело № 2-193/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Быстрый Исток 27 июня 2016 года
Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Соловарова С.В.
при секретаре Матыцыной Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова А.В. к межведомственной комиссии администрации Быстроистокского района Алтайского края, Управлению социальной защиты населения по Быстроистокскому району, администрации Верз-Озернинского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края, об отмене решения об отказе в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения от 18.03.2016г., о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014г.,
установил:
Соколов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к межведомственной комиссии по оформлению и утверждению списков граждан, нуждающихся в получении единовременной и финансовой помощи в результате чрезвычайной ситуации при администрации <адрес>, Управлению социальной защиты населения по Быстроистокскому району Алтайского края, администрации Верх-Озернинского сельского совета Быстроистокского района Алтайского края об отмене решения межведомственной комиссии об отказе в предоставлении ему социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком жилого дома, признании за ним права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что с момента заключения договора купли-продажи от 02.04.2010г. ему на праве собственности принадлежит вышеуказанный жилой дом, в котором он зарегистрирован с 08.07.2015г. по месту пребывания.
Во время паводка в мае - июне 2014 года дом оказался в зоне затопления, поэтому был поврежден и нуждается в капитальном ремонте, однако решением межведомственной комиссии по определению ущерба, причиненного паводком в мае-июне 2014 года на территории Быстроистокского района Алтайского края, от 18.03.2016 года ему было отказано в предоставлении социальной выплаты для проведения его капитального ремонта ввиду несоответствия в совокупности условиям Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного вышеуказанным постановлением Администрации Алтайского края от 17 июня 2015г. № 234, а именно ввиду не проживания в населенном пункте, подвергшемуся паводку. Указанное решение истец считает незаконным и необоснованным, поскольку нарушены его имущественные права на получение мер социальной поддержки.
В судебном заседании истец Соколов А.В. на заявленных требованиях настаивал в полном объеме и просил их удовлетворить, пояснив, что хотя его родиной является <адрес>, он более 30 лет проживал со своей семьей в <адрес>. В связи с получением отцом С., являющимся участником Великой Отечественной войны, государственного жилищного сертификата для приобретения жилья, он в 2010г. купил у отца жилой дом № по <адрес> и зарегистрировал право собственности в ЕГРП и с тех пор является его собственником. После покупки квартиры в <адрес>, отец жить в ней не смог и вернулся назад в <адрес> вместе с матерью Соколовой Т.И.. В 2013г. отец подарил своей дочери указанную барнаульскую квартиру, сам же проживает по прежнему в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он приехал к родителям в <адрес>, для постоянного проживания, но мебель и другое имущество из <адрес> не перевозил, так как его жена и сын проживают там. На следующий день после его приезда - ДД.ММ.ГГГГг. в с.Верх-Озерное началось наводнение, его дом был затоплен, пострадало имущество, а также был подмыт фундамент, деформированы половые доски, в связи с чем зданию требуется капитальный ремонт. Его родители, установив факт постоянного проживания в доме № по <адрес> в судебном порядке, о чем он хорошо знал, так как помогал им в этом, получили единовременную материальную и финансовую помощь как нуждающиеся в ней, в размере соответственно, по 10 тысяч рублей и по 50 тысяч рублей каждый за частично утраченное имущество первой необходимости. Он также пытался получить эти выплаты, для чего обращался в суды, но так и не получил. Почему отец не включил его в акт обследования утраченного в результате паводка имущества, не знает, но предполагает, что работники администрации плохо объяснили ему, что в этот акт можно было включить и сына. В момент составления этого акта он в доме отсутствовал, так как уезжал на рыбалку. У него имеется лодка, с помощью которой он помогал соседям, не имеющим лодки, выживать в условиях паводка. ДД.ММ.ГГГГг. он зарегистрировался в принадлежащем ему доме в <адрес> по месту пребывания на 1год, а потом продлил срок регистрации по месту пребывания еще на 2 года. ДД.ММ.ГГГГг. он снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства по адресу: <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал свое новое постоянное место жительства по <адрес> <данные изъяты> так как узких врачей специалистов в Быстроистокском районе нет и поэтому в Быстроистокскую ЦРБ за медицинской помощью он не обращался, проходил лечение и обследование сразу в медицинских учреждениях г.Барнаула, то есть уже с июля 2014г. В настоящее время он постоянно проживает в <адрес> в своем доме вместе с родителями. В 2015г. он неоднократно обращался с заявлениями в администрацию Быстроистокского района о предоставлении социальной выплаты как собственнику для проведения капитального ремонта, поскольку дом в 2014г. после наводнения был обследован и комиссией принято заключение о необходимости его капитального ремонта, однако получал отказы. Не соглашаясь с решением межведомственной комиссии, решил обжаловать его в суд, полагая, что имеет право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком дома, так как собственных средств для этого у него нет, другого жилья в собственности, кроме дома в <адрес>, не имеет.
Ответчик администрация Быстроистокского района, надлежаще извещенный, представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя и в письменных возражениях указал, что Соколов А.В. неоднократно подавал заявления с целью получения социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, однако по всем заявлениям были приняты решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с не подтверждением факта проживания в населенном пункте, подвергшимся паводку, что подтверждается статьей в районной газете «Ударник труда», в которой указано на приезд Соколова А.В. в родительский дом, определением от 20.05.2015г. и материалами по гражданскому делу №, рассмотренному Быстроистокским районным судом. Единовременную материальную и финансовую помощь за утраченное имущество Соколов А.В. также не получал ввиду отсутствия регистрации по данному месту жительства и отсутствия сведений об утрате принадлежащего ему имущества; эти выплаты получили родители истца.
Ответчик Управление соцзащиты населения по Быстроистокскому району, также надлежаще извещенный, представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск.
Ответчик Верх-Озернинский сельский совет Быстроистокского района Алтайского края в лице главы Воропаева В.С. в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает.
Третье лицо – Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, привлеченное судом к участию в деле, надлежаще извещенное, в судебное заседание представителя также не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, представило возражения на иск.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие надлежаще извещенных представителей ответчиков и третьего лица.
Выслушав объяснения истца, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Соколова А.В. ввиду следующего.
Как установлено судом, 31 мая 2014 года на территории села Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края сложилась ситуация, зарегистрированная в качестве чрезвычайной, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.
Поэтому Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был объявлен режим чрезвычайной ситуации на всей территории Алтайского края, соответственно администрацией Алтайского края приняты постановления от 29 мая 2014 г. № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 04 июня 2014 г. № 264 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края».
Постановлением администрации Быстроистокского района Алтайского края № 179 от 31 мая 2014г. с 08 часов 31.05.2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации в связи со значительным повышением уровня воды в реке Обь и реке Ануй выше критического, из-за чего произошло подтопление приусадебных участков и жилых домов в с. Быстрый Исток и в с.Усть-Ануй.
В силу ст.18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2015 г. № 447 утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации» (далее - Правила).
Пунктом 1 Правил установлены порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
В соответствии с пунктом 4 Правил, в качестве условия предоставления субъекту РФ иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.
В связи с этим Администрацией Алтайского края 17 июня 2015г. принято постановление № 234 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края» (далее – Порядок).
Пунктом 4 указанного Порядка изначально было предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
Постановлением администрации Алтайского края от 12 ноября 2015г. № 457 пункт 4 вышеуказанного Порядка изложен в новой редакции, а именно:
«Право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
соответствующие критериям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления в 2015г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015г. № 447;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014г., и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно абзацу 6 пункта 4 Порядка при отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта; к заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
В том же пункте 4 Порядка указано, что решение об отказе во включении собственника (ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, принимаются при отсутствии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.
Таким образом, из приведенных положений подпункта «а» пункта 5 Правил и пункта 4 Порядка следует, что Правительством Российской Федерации и субъектом Российской Федерации Алтайским краем предусмотрен исчерпывающий перечень условий, при наличии которых гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, предоставляются меры социальной поддержки.
Такими условиями являются:
- наличие в собственности граждан по состоянию на день объявления режима ЧС жилого помещения, поврежденного в результате паводка, и требующего проведения капитального ремонта;
- проживание указанных граждан в населенных пунктах, подвергшихся паводку;
- отсутствие у них другого жилого помещения, пригодного для проживания;
- либо при наличии у них другого жилого помещения, также поврежденного в результате паводка и требующего проведения капитального ремонта.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для получения социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года, произошедшего на территории Алтайского края, являются:
- факт принадлежности на праве собственности гражданину поврежденного жилого помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации (31.05.2014г.);
- факт повреждения жилого помещения вследствие его затопления в результате паводка (наводнения) в мае-июне 2014 года и необходимости проведения его капитального ремонта;
- проживание гражданина в населенном пункте на день объявления режима чрезвычайной ситуации (31.05.2014г.);
- отсутствие у гражданина другого жилого помещения, пригодного для проживания.
Из приведенных положений вышеуказанных Правил и Порядка следует, что совокупность условий, при наличии которых гражданам предоставляются меры поддержки, требуется по состоянию как на момент обращения гражданина с соответствующим заявлением о выплатах, так и на момент предоставления указанных мер.
Таким образом, по данному делу юридически значимым обстоятельством для возникновения права на получение социальной выплаты, в числе прочих условий, является проживание истца в доме № по <адрес>, подтвержденное определенными средствами доказывания.
Обязательным условием предоставления социальной выплаты, как указывалось выше, является проживание гражданина в поврежденном паводком жилом помещении на день объявления режима ЧС.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, жилое помещение – дом № по <адрес> площадью <данные изъяты>, принадлежит истцу Соколову А.В. по праву собственности с ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ выданным ему на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ а также произведенной в ЕГРП записью.
Актом обследования поврежденного индивидуального жилого дома от 26.09.2014г., утвержденного главой администрации Быстроистокского района, установлено, что указанный жилой дом был поврежден в результате паводка в мае-июне 2014 года, в связи с чем зданию требуется капитальный ремонт.
ДД.ММ.ГГГГ Соколов А.В. обратился в администрацию Быстьроистокского района с заявлением о предоставлении ему как собственнику мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта вышеуказанного жилого помещения, поврежденного в результате паводка, и включении его в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года и требуют проведения капитального ремонта, указав при этом, что он зарегистрирован по адресу <адрес> по месту пребывания с 26.06.2014г.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался с заявлениями в администрацию Быстроистокского района о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка вышеуказанного жилого помещения.
Решениями межведомственной комиссии по определению ущерба, нанесенного паводком в мае-июне 2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края, от ДД.ММ.ГГГГг., ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг., изложенному в выписках из протоколов заседания, истцу было отказано в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения ввиду несоответствия в совокупности условиям Порядка предоставления гражданам социальных выплат, а именно в связи с не подтверждением факта проживания на момент чрезвычайной ситуации в населенном пункте, подвергшимся паводку.
Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания, выданным МП УФМС России по Алтайскому краю в с.Быстрый Исток, Соколов А.В. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. сначала на срок с 26.06.2014г. по 26.06.2015г., а затем на срок с 08.07.2015г. по 08.07.2017г.
Согласно паспорту <данные изъяты>, выданному ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> истец Соколов А.В. с 15.04.1985г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> затем 19.01.2015г. был снят с регистрационного учета по данному адресу и 24.02.2015г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Из справок от 20.08.2015г. № 120, 121, выданных администрацией Верх-Озернинского сельсовета следует, что домовладение, расположенное по адресу: <адрес> попало в зону наводнения, Соколов А.В. на момент паводка проживал по указанному адресу.
Как следует из определения Быстроистокского районного суда от 20 мая 2016 года, вступившим в законную силу, производство по гражданскому делу № 2-67/2015 по иску Соколова А.В. об установлении факта его постоянного проживания во время паводка на территории Быстроистокского района в мае-июне 2014 года по адресу: <адрес>, а также о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное имущество, обязании администрации Верх-Озернинского сельсовета Быстроистокского района Алтайского края включить его в акт обследования утраченного имущества граждан и дополнить изменения о пострадавшем имуществе в результате паводка на территории Быстроистокского района в мае-июне 2014 года, а также об обязании межведомственной комиссии администрации Быстроистокского района включить его в список граждан, нуждающихся в выплате материальной и финансовой помощи, было прекращено в связи с отказом истца от иска.
Определением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 06 ноября 2015 года производство по гражданскому делу № по заявлению Соколова А.В. об установлении факта проживания в <адрес> было прекращено на основании ст.ст.220-221 ГПК РФ ввиду наличия вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства в связи с принятием отказа истца от иска.
Из представленного Управлением социальной защиты населения по Быстроистокскому району ответа следует, что выплата единовременной материальной и финансовой помощи за утраченное в результате паводка имущество в мае-июне 2014 года, производилась родителям истца С. и Соколовой Т.И, на основании решения Быстроистокского районного суда от 10.07.2014г. об установлении факта постоянного проживания С. (ДД.ММ.ГГГГ и Соколовой Т.И. (ДД.ММ.ГГГГ.) на момент возникновения чрезвычайной ситуации в результате паводка в период с 31.05.2014г. по 04.06.2014г. по адресу: <адрес>.
Аналогичная информация содержится в отзыве администрации Быстроистокского района от 18.05.2016г.
В районной газете «Ударник труда» от 06 мая 2016г., копию которой представила администрация Быстроистокского района, в статье «Фронтовые дороги С.» указано, что его сын А. с другими взрослыми детьми и внуками приехал в дом к отцу, чтобы поздравить его с 90-летием, что свидетельствует о не проживании истца в доме по вышеуказанному адресу.
Истец, как установлено судом, не обращался с заявлением и не получал единовременную материальную и финансовую помощь за частичную утрату имущества первой необходимости по месту проживания в указанном жилом помещении в с. Верх-Озерное, так как не был включен в соответствующие списки, более того, при составлении 12.06.2014г. акта обследования утраченного в результате паводка имущества, принадлежащего родителям истца, по адресу: <адрес>, его отец указал в качестве члена своей семьи одну супругу Соколову Т.И., сына А. в таком качестве не указал.
Аналогично в заявлениях о предоставлении материальной и финансовой помощи от 25.08.2014г. в Управление социальной защиты населения Быстроистокского района С. указал членом своей семьи только супругу Соколову Т.И. и не указал сына Соколова А.В.
Между тем в соответствии с п.2.2 Порядка осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014г., утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014г. № 270, денежные выплаты (единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека, финансовая помощь в связи с частичной или полной утратой имущества в размере 50 тыс. рублей на человека или 100 тыс. рублей на человека) предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией; при отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания гражданина по конкретному адресу в целях получения денежных выплат устанавливается в судебном порядке.
Все проживающие в селе Верх-Озерное граждане, имущество которых было частично или полностью утрачено в результате паводка, и не имевшие по каким-либо причинам регистрации места жительства в данном селе, путем обращения с заявлениями в суд, в администрацию Верх-Озернинского сельсовета и в межведомственную комиссию администрации Быстроистокского района на основании названного пункта Порядка получили все причитающиеся им социальные выплаты в связи с наводнением.
Однако истец наличие у него права на получение таких социальных выплат не подтвердил, не смотря на неоднократные обращения в судебные инстанции.
Более того, как следует из материалов исследованного в суде гражданского дела № 2-67/2015 по иску Соколова А.В., его пенсионное дело 17.11.2014г. было выслано Управлением Пенсионного фонда в <адрес> по запросу в ГУ Управление Пенсионного фонда в Ленинском районе г.Барнаула (л.д.97), а также что за медицинской помощью в КГБУЗ «Быстроистокская ЦРБ» в 2014-2015гг. Соколов А.В. не обращался, амбулаторная карта на его имя была заведена КГБУЗ «Городская поликлиника № 11 г.Барнаула» (л.д.60, 71).
Анализируя данные сведения, суд приходит к выводу о том, что в период с 1985г. по 19.01.2015г. Соколов А.В. постоянно проживал и был зарегистрирован в <адрес>., а с 24.02.2015г. и по настоящее время проживает в квартире в <адрес>.
Согласно пунктам 4 и 7 Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности ряду условий, в том числе проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации, для подтверждения которого граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения помимо прочих также копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены).
Между тем таких письменных доказательств, подтверждающих проживание Соколова А.В. в селе Верх-Озерное, которое подверглось паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации, истцом суду не представлено.
Основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях принятия на учет, является формальный признак – регистрация гражданина по месту жительства, осуществляемая в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713. Документами, подтверждающими адрес регистрации места жительства гражданина Российской Федерации, является паспорт, а также домовая книга (поквартирная карточка), либо свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания, выдаваемое органами ФМС России, в которых имеются отметки об адресе места проживания или пребывания гражданина.
Таких документов, свидетельствующих о регистрации по месту жительства в селе Верх-Озерное в 2014г., истец суду не представил.
Предоставление выплаты гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края, преследует, в первую очередь, социальную функцию, так как по смыслу пункта 4 Порядка на ее получение могут претендовать только те граждане, которые при наличии у них совокупности обязательных условий реально проживали и были зарегистрированы в поврежденном паводком жилом доме.
Показания свидетелей Н. и З. (жителей <адрес>) о проживании истца Соколова А.В. с конца мая 2014г. в доме № по <адрес> том числе в период паводка, не опровергают сделанные судом выводы и обстоятельства, на основании которых они сделаны.
Таким образом, совокупность установленных правовыми актами условий, дающих право истцу на получение социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта пострадавшего от паводка жилого помещения, отсутствует, поскольку бесспорно установлено, что Соколов А.В. на день объявления режима ЧС в доме № по <адрес> не проживал.
Пунктом 9 Порядка предоставления гражданам социальных выплат установлено, что одним из оснований для отказа в предоставлении социальной выплаты является несоответствие условиям предоставления социальной выплаты, установленным пунктом 4 настоящего Порядка, в том числе, когда не установлено проживание гражданина в населенном пункте, подвергшемся паводку.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ, статьей 29 Федерального Конституционного закона от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении», государство гарантировало гражданам Российской Федерации право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, установив свою обязанность по выплате соответствующих компенсаций пострадавшим.
Вместе с тем, данная обязанность государства не имеет характера гражданско-правового обязательства по полному возмещению вреда, причиненного здоровью или имуществу гражданина, поскольку возникновение чрезвычайной ситуации, как правило, связано с каким-либо стихийным бедствием или природным явлением, в происхождении которого вина органов государства отсутствует.
Как разъяснил Европейский суд по правам человека, обязательство государства защищать частную собственность в таких случаях не подразумевает обязанность компенсировать полную рыночную стоимость уничтоженного имущества. Предоставляемая государством компенсация должна оцениваться с учетом других мер, принимаемых властями, сложности ситуации, числа собственников, а также экономических, социальных и гуманитарных вопросов, связанных с обеспечением помощи при бедствиях (Постановление ЕСПЧ от 20.03.2008 по делу «Будаева и другие (Budayeva and Others) против России» (жалобы № 15339/02, 21166/02, 20058/02, 11673/02, 15343/02).
В то же время, обязанность государства по выплате денежных средств для капитального ремонта жилых помещений направлена на защиту прав пострадавших граждан на жилье, а не имущественных прав, в частности, права собственности на жилое помещение.
В данном случае право на предоставление Соколову А.В. мер социальной поддержки для восстановления его жилищных прав как собственника поврежденного паводком жилого помещения отсутствует, поскольку он, как установлено судом, на день объявления режима ЧС не проживал в доме № по <адрес>
В соответствии с положениями статей 210-211 ГК РФ собственник несет не только бремя содержания принадлежащего ему имущества, но и риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
При таких обстоятельствах правовые основания для удовлетворения заявленных Соколовым А.В. исковых требований отсутствуют, доводы возражений администрации Быстроистокского района и Главалтайстроя против иска являются обоснованными.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Соколову А.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 01.07.2016г.
Судья С.В. Соловаров