Дело № 2а-2329/2020 (марка обезличена)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород 30 июля 2020 года
Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе:
председательствующего судьи Ежова Д.С., с участием помощника прокурора Советского района г.Н.Новгорода Бармышевой О.А.,
при секретаре судебного заседания Зарубине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску и.о. прокурора Советского района города Нижнего Новгорода к Хавину Михаилу Александровичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Н.Новгорода обратился в суд с административным иском к Хавину Михаилу Александровичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обосновании заявленных требований административный истец указал следующие.
Прокуратурой Советского района Г.Н.Новгорода проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проверкой выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) безопасность дорожного движения заключается в состоянии данного процесса, отражающем степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется деятельностью направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Участником дорожного движения является лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства. Одними из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения в соответствий со статьей 3 Закона являются: приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движения; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Статьей 5 Закона определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется помимо прочего и посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 23 Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Как определено статьей 25 Закона, право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Статьей 26 Закона предусмотрено, что к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Статьей 28 Закона определен круг оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, каковыми являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Прокуратурой Советского района г. Н.Новгорода установлены обстоятельства, при которых несоответствующее установленным нормам состояние здоровья отдельных граждан, наделенных правом управления транспортными средствами, может привести к нарушению прав иных участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
В прокуратуру района предоставлены сведения из поликлиники (марка обезличена)» о том, что Хавин Михаил Александрович, (дата) года рождения, проживающий по адресу: Г.Н.Новгород, ..., состоит в диспансерном отделении (марка обезличена)» под диспансерным наблюдением с диагнозом «(марка обезличена)», который препятствует управлению транспортным средством, с (дата) года.
(дата) Межрайонным регистрацирнно-экзаменационным отделом Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Нижегородской области Хавину М.А. выдано водительское удостоверение №... на право управления транспортными средствами.
С учетом изложенного, Хавин М.А. имеет диагноз, запрещающий ему управлять транспортными средствами, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 28.04.1993 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.05.1998 № 486, от 31.07.1998 №866, от 21.07.2000 №546, от 08.05.2002 №302, от 23.09.2002 № 695). Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании.
В соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения» имеются основания для прекращения действия права Хавина М.А. на управление транспортными средствами.
Мотоцикл, автомобиль и иные транспортные средства, как источники повышенной опасности создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим. Управление же мото- и автотранспортными средствами лицами, имеющими медицинские противопоказания указанному виду деятельности, способно усугубить эту вероятность, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 39, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и статьями 23, 25, 26, 28 и 31 ФЗ «О безопасности дорожного движения» административный истец просит суд:
1. Прекратить действие права на управление транспортными средствами Хавина Михаила Александровича, (дата) года рождения.
2. Решение суда направить в ГУ МВД России по Нижегородской области для изъятия водительского удостоверения №... от (дата).
Представитель административного истца Бармышева О.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом заказной почтой с уведомлением, ходатайств об отложении дела или рассмотрении дела в отсутствие в суд от ответчика не поступало.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд не является преградой для рассмотрения дела, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно статье 23 Федерального закона N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании.
Одним из условий участия в дорожном движении является отсутствие у водителей медицинских противопоказаний.
Наличие противопоказаний к управлению транспортными средствами, подтвержденное соответствующим медицинским заключением, является одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что (дата) Хавину М.А. выдано водительское удостоверение №... на право управления транспортными средствами.
При этом согласно ответа (марка обезличена)», Хавин Михаил Александрович, (дата) года рождения, проживающий по адресу: Г.Н.Новгород, ..., состоит в диспансерном отделении (марка обезличена)» под диспансерным наблюдением с диагнозом «синдром (марка обезличена)», который препятствует управлению транспортным средством, с (дата) года.
С учетом изложенного, Хавин М.А. имеет диагноз, запрещающий ему управлять транспортными средствами, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 377 от 28.04.1993 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.05.1998 № 486, от 31.07.1998 №866, от 21.07.2000 №546, от 08.05.2002 №302, от 23.09.2002 № 695). Согласно данному перечню для водителей автотранспортных средств установлены противопоказания при алкоголизме, наркомании, токсикомании.
При таких обстоятельствах, наличие у Хавина М.А. наркотической зависимости является противопоказанием для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности, поскольку ставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц.
Реальная опасность причинения вреда при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Вместе с этим, в соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования и.о. Прокурора Советского района г. Н.Новгорода к Хавину Михаилу Александровичу о прекращении действия права на управления транспортным средством – удовлетворить.
Прекратить действие права Хавина Михаила Александровича (дата) года рождения, на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения №... от (дата).
Взыскать с Хавина Михаила Александровича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский областной суд г. Н.Новгорода.
Судья Д.С.Ежов