Судья Чучуйко Ю.И. Дело № 33-7934/2021
№ 2-73/2021
УИД 22RS0062-01-2021-000096-32
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2021 г. г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Шторхуновой М.В., Дубовицкой Л.В.
при секретаре Подлужной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Алифановой Н. Г.
на решение Чарышского районного суда Алтайского края от 30 июля 2021 г. по делу по иску прокурора Чарышского района в интересах РФ и неопределенного круга лиц к Алифановой Н. Г. о прекращении права собственности на земельный участок и снятии его с кадастрового учета,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чарышского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит суд прекратить право собственности Алифановой Н.Г., сняв с кадастрового учета земельный участок, площадью 111469 (+/- 2921) кв.м. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной прокурором проверки установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество *** земельный участок, площадью 111469 (+\- 2921) кв.м. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Алифановой Н.Г.
В соответствии со ст. 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и земли необходимые для освоения лесов (просеки, дороги, болота и другие).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, находятся в федеральной собственности.
Вместе с тем, в ходе проверки при совмещении границ земельного участка с кадастровым номером ***, выявлено наложение границ указанного земельного участка на земли лесного фонда, что подтверждается сведениями филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» от 10 марта 2021 г. ***.
На основании части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Правом владения, пользования и распоряжения землями лесного фонда обладает исключительно Российская Федерация.
Таким образом, у ответчика отсутствует право пользования, владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером ***.
Решением Чарышского районного суда Алтайского края от 30 июля 2021 г. требования прокурора удовлетворены и постановлено:
Прекратить право собственности Алифановой Н. Г. на земельный участок площадью 111469 (+/-2921) кв.м. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, сняв земельный участок с кадастрового учета.
Взыскать с Алифановой Н. Г. в доход бюджета Чарышского района Алтайского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Меры, принятые определением Чарышского районного суда Алтайского края от 26 марта 2021 года по обеспечению иска, сохранить до исполнения решения суда.
В апелляционной жалобе Алифанова Н.Г. просит решение отменить, принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Анализируя в апелляционной жалобе фактические обстоятельства дела и нормы права, регулирующие правоотношения сторон, указывает на то, что суд необоснованно счел доводы ответчика о законности регистрации права собственности на спорный участок несостоятельными. Судом не дана оценка позиции Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, которое в ответе на заявление ответчика сообщил, что из анализа имеющейся в распоряжении Управления документации следует, что постановка на кадастровый учет принадлежащего Алифановой Н.Г. земельного участка осуществлена в соответствии с требованиями законодательства. Принадлежащий ответчику земельный участок поставлен на кадастровый учет в результате выполнения кадастровых работ при образовании земельного участка путем выдела в счет земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером *** на основании заявления с приложением межевого плана от 5 марта 2014г., подготовленного кадастровым инженером. Сведения об обоснованных возражениях относительно размера и местоположения границ выделяемых земельных участков отсутствуют. Следовательно, постановка на кадастровый учет принадлежащего ответчику земельного участка соответствует законодательству. Судом не применены правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в п. 17 Обзора практики Конституционного суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 г.
В нарушение требований законодательства до настоящего времени Минприроды Алтайского края не исполнены возложенные на них обязанности по внесению в Государственный лесной реестр сведения об исключении площади земельного участка ответчика из земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося на землях лесного фонда Чарышского лесничества, в связи с чем ответчик вправе предъявлять требования о внесении изменений в лесной реестр на основании федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ, поскольку установлен приоритет сведений, содержащихся в ЕГРН.
При проведении землеустроительной экспертизы эксперт не дал ответ на вопрос 2, поставленный судом, в связи с чем ответчиком заявлено ходатайство о назначении по делу дополнительной экспертизы. Судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства. 29 июля 2021 г. ответчиком направлено в Чарышский районный суд исковое заявление о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером *** в части наложения на земельный участок, принадлежащий по праву собственности Алифановой Н.Г. Ходатайство ответчика о приостановлении производства по настоящему делу до разрешения другого гражданского дела оставлено без удовлетворения необоснованно.
В письменных возражениях прокурор, участвующий в деле, просил решение оставить без изменения.
Прокурор Хворов И.А. возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в дел, в Алтайский краевой суд не явились при их надлежащем извещении. С учетом п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассматривать дело в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, проверяя его законность в соответствии со ст. 327-1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, в состав которых входят лесные участки Чарышского лесничества, внесены в ЕГРП 18 ноября 2003 г. с присвоением кадастрового (условного номера) ***, категория земель – земли лесного фонда (л.д. 11-28, 67-122).
В собственности Алифановой Н.Г. находится земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью 111469 кв.м. с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, участок находится примерно в 1840 м от ориентира по направлению на юг (л.д. 8-10). Право собственности Алифановой Н.Г. зарегистрировано 28 февраля 2018 г., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (л.д. 8-10). Данный земельный участок перешел в собственность ответчика на основании договора дарения, заключенного с ФИО 1, который в свою очередь получил в дар участок по договору, заключенному с ФИО 2 28 марта 2014 г. ФИО 2 участок принадлежал по праву собственности на основании свидетельства о праве на наследство от 9 декабря 2013 г. и договора купли-продажи земельной доли от 3 марта 2014 г.
Как следует из отзыва на исковое заявление Министерства природных ресурсов Алтайского края (л.д.65, 66 том 1), земельный участок с кадастровым номером *** образовался из земельного участка с кадастровым номером *** (ранее условный номер ***), адрес: <адрес>, не имеющее координаты и границы, земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, государственный учет данного участка осуществлен 14 декабря 2005 г.
При совмещении границ земельного участка с кадастровым номером *** выявлено наложение границ указанного земельного участка на земли лесного фонда, что отражено в заключении, составленном филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» от 10 марта 2021 г. *** (л.д. 5-7).
Удовлетворяя требования прокурора, суд посчитал передачу ответчику в собственность земельного участка ничтожной сделкой, поскольку участок отнесен к землям лесного фонда и в силу прямого указания закона является собственностью Российской Федерации и применил последствия ничтожной сделки в виде прекращения права собственности ответчика на земельный участок.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения, соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению, в том числе на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Поскольку спорный участок образован из земельного участка с кадастровым номером *** изначально сформированного из земель лесного фонда, то он также относится к землям лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерацией. На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 71 Лесного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам (часть 1).
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность нахождения в собственности граждан земельных участков из состава земель лесного фонда.
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия уполномоченных органов по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (пункт 3 статьи 4.1). Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В силу части 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшем в период возникших правоотношений, согласование границ лесных земельных участков производится без установления их на местности.
Частью 6 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» определено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признаются юридически действительными. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании пункта 2 статьи 4.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2017 г., признается юридически действительным.
Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Как следует из материалов дела, на основании рабочих материалов лесоустройства в виде лесоустроительных планшетов Чарышского лесничества Чарышского лесхоза 1993 г., Планшета № 2 Чарышского лесничества Чарышское участковое лесничество Чарышское урочище лесоустройство 2012 г., таксационного описания квартала *** Чарышского лесничества 2012 г., выполнена схема совмещения границ земель лесного фонда с границами земельного участка с кадастровым номером ***, по результатом которой установлено, что спорный земельный участок полностью расположен на землях лесного фонда (л.д.11-28 том 1).
Согласно заключению судебной землеустроительной, строительно-технической экспертизы, проведенной ООО «Специализированная фирма «РусЭксперт» земельный участок с кадастровым номером *** и площадью 111469 (+/- 2921) кв.м. полностью расположен на землях лесного фонда Российской Федерации, расположенным в квартале ***, выделах *** и ***) в районе г. Острая. Площадь пересечения составляет 111469 кв.м.
Допрошенный в качестве свидетеля эксперт ФИО 3 пояснил, что земельный участок с кадастровым номером *** затрагивает несколько районов, его на местности никто конкретно не устанавливал, то есть он включает в себя все лесные участки, которые числятся в соответствии с планшетами и другими документами лесоустройства, в связи с этим при производстве экспертизы велось исследование представленных на экспертизу лесных планшетов и другие документы лесоустройства. Фактически земельный участок с кадастровым номером 218 полностью совпадает с лесным фондом. Поскольку земельный участок лесного фонда с кадастровым номером *** имеет огромную площадь на территории нескольких административных районом, в ответе на второй вопрос им не было конкретно указано, что земельный участок с кадастровым номером *** полностью налагается на земельный участок с кадастровым номером ***, полагая, что указания на то, что земельный участок с кадастровым номером *** полностью налагается на земли лесного фонда будет более понятным, возможно это является упущением, но сущности заключения это не изменяет.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, экспертом четко определено, что спорный земельный участок полностью расположен в землях лесного фонда, в связи с чем суд обоснованно отказал в назначении дополнительной землеустроительной экспертизы, поскольку основания, предусмотренные п. 2 ст. 87 ГПК РФ для назначения таковой отсутствуют.
Наличие в сведениях ЕГРН об отнесении спорного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного производства не изменяет его истинного целевого назначения - земли лесного фонда и правовой принадлежности к Российской Федерации и не может повлечь отмену обжалуемого судебного акта ввиду следующих обстоятельств.
Из отзыва на исковое заявление Министерства природных ресурсов Алтайского края следует, что спорный земельный участок, имеющий графическое совмещение с установленными границами земель лесного фонда, был поставлен на кадастровый учет с несоблюдением требований закона по переводу земельного участка из одной категории в другую.
В свидетельстве о государственной регистрации права от 18 ноября 2003 г. земельный участок лесного фонда Чарышского лесхоза площадью 407619 га, расположенный на территории <адрес> относится к лесному фонду, правообладателем значится Российская Федерация, номер объекта *** (кадастровый). В настоящее время это земельный лесной участок с кадастровым номером ***.
Лесной участок Чарышского лесничества, Чарышского участкового лесничества урочище «Чарышское» квартал ***, выделы №***(часть), 7 (часть), 22 (часть), 23 (часть), входит в состав земельного участка с кадастровым номером ***.
Согласно части 4 статьи 69 Закона о государственной регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно п.3 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.
С учетом приведенных правовых положений, судебная коллегия считает, что земельный участок лесного фонда с кадастровым номером *** является ранее учтенным, в связи с чем вывод суда первой инстанции о том, что в ЕГРП уже содержались сведения об отнесении земель к лесному фонду, являются правильными.
Таким образом, судом правильно установлено, что на момент получения ответчиком в собственность земельного участка с кадастровым номером ***, он не относился к землям, которыми были вправе распоряжаться физически лица, поскольку находился в федеральной собственности.
Прекращение права собственности ответчика на спорный земельный участок судом произведено исходя из положений ст. ст. 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы, не являются основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чарышского районного суда Алтайского края от 30 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Алифановой Н. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 26 октября 2021 г.