Решение по делу № 2а-127/2020 от 07.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли                                                                                                   20 августа 2020 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Жапова Т.С.,

    при секретаре Докучаевой Г.В.

с участием:

представителя административного истца – прокурора Тунгокоченского района Федорова А.Г.,

представителя административного ответчика – администрации МР «Тунгокоченский район» Лесковой О.В., действующей на основании доверенности,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тунгокоченского района к Администрации МР «Тунгокоченский район», МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Нижне-Станская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ» о признании незаконным действия и возложении обязанности организовать бесплатное питание,

у с т а н о в и л:

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании при обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в администрации муниципального района «Тунгокоченский район», МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», а также его структурных подразделений: МОУ «Краснояровская НОШ» и МОУ «Юмурченская НОШ»; МБОУ «Кыкерская СОШ», а также его структурного подразделения Акиминской начальной школы; МБОУ «Нижне-Станская ООШ», а также его структурного подразделения - Халтуйской малокомлектной НОШ; МБОУ «Усуглинская ООШ»; МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ»; МБОУ «Тунгокоченская СОШ»; МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ»; МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ»; МБОУ «Байкальская СОШ», в ходе которой установлено следующее.

Финансирование на обеспечение бесплатным двухразовым питанием рассматриваемой категории обучающихся не производится; дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, сухим пайком не обеспечиваются, компенсация за питание в денежном эквиваленте не выплачивается.

В целях устранения нарушений главе муниципального района «Тунгокоченский район» внесено представление от 08.05.2020 № 21-115-2020 об устранении нарушений законодательства об образовании.

Согласно ответам администрации муниципального района «Тунгокоченский район» от 11.06.2020 и 02.07.2020 на данное представление, для организации бесплатного питания необходимо выделение дополнительных финансовых средств из муниципального бюджета, т.к. стоимость школьного завтрака – 45 рублей, стоимость обеда – 80 руб., итого – 125 руб. на одного ребенка в день. Финансовые средства на данные цели в бюджете муниципального района на 2020 год не запланированы, однако в бюджете имеются средства на обеспечение бесплатным питанием учащихся с ОВЗ в течение сентября 2020 г.

Таким образом, в ходе настоящей проверки установлено, что условия для обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не созданы - финансирование на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями не производится; дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, сухим пайком не обеспечиваются, компенсация за питание в денежном эквиваленте не выплачивается.

В связи с этим прокурор просит суд:

Признать незаконными действия администрации муниципального района «Тунгокоченский район», МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Нижне-Станская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением законодательства об образовании при обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обеспечить за счет средств бюджета муниципального района «Тунгокоченский район» бесплатное двухразовое питание в МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Нижне-Станская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации для несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Возложить на МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Нижне-Станская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ» обязанность организовать бесплатное двухразовое питание в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации для несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В судебном заседании представитель административного истца - прокурор исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации МР «Тунгокоченский район» Лескова О.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила их оставить без удовлетворения.

Административные ответчики – МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Нижне-Станская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Вершино- Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ», извещавшиеся о времени и месте настоящего судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей (ч1 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона обучающимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 37 Закона организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов местных бюджетов осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами местного самоуправления.

В соответствии с ч.7 ст. 79 Закона обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте (письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 г. № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому).

При этом проверкой, проведенной в мае 2020 г., установлено, что финансирование на обеспечение бесплатным двухразовым питанием рассматриваемой категории обучающихся не производится; дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, сухим пайком не обеспечиваются, компенсация за питание в денежном эквиваленте не выплачивается.

В целях устранения нарушений главе муниципального района «Тунгокоченский район» внесено представление от 08.05.2020 № 21-115-2020 об устранении нарушений законодательства об образовании (л.д.8).

Согласно ответам администрации муниципального района «Тунгокоченский район» от 11.06.2020 и 02.07.2020 на данное представление, для организации бесплатного питания необходимо выделение дополнительных финансовых средств из муниципального бюджета, т.к. стоимость школьного завтрака – 45 рублей, стоимость обеда – 80 руб., итого – 125 руб. на одного ребенка в день. Финансовые средства на данные цели в бюджете муниципального района на 2020 год не запланированы, однако в бюджете имеются средства на обеспечение бесплатным питанием учащихся с ОВЗ в течение сентября 2020 г. (л.д.9-10, 11, 12)

Таким образом, установлено, что условия для обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не созданы - финансирование на обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями не производится; дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, сухим пайком не обеспечиваются, компенсация за питание в денежном эквиваленте не выплачивается.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, установленные ст. 43 Конституции Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Постановлением администрации муниципального района «Тунгокоченский район» от 25.05.2020 № 205 утвержден Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях Тунгокоченского района. Указанным нормативно-правовым актом установлено (п. 2.3), что под бесплатным двухразовым питанием понимается предоставление обучающимся двухразового питания (завтрак и обед) за счет средств бюджета муниципального района (л.д. 13-18).

В силу ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы» (СанПиН 2.4.5.2409-08).

Данными правилами установлены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности и являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся.

В соответствии с пунктом 6.8. СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов.

В силу пп. 15 п. 3 и п. 6 ст. 28 Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся образовательной организации. Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.

При указанных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

        Административные исковые требования прокурора Тунгокоченского района к Администрации МР «Тунгокоченский район», МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Нижне-Станская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ» о признании незаконным действия и возложении обязанности организовать бесплатное питание – удовлетворить.

        Признать незаконными действия администрации муниципального района «Тунгокоченский район», МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Нижне-Станская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности с нарушением законодательства об образовании при обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

        Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обеспечить за счет средств бюджета муниципального района «Тунгокоченский район» бесплатное двухразовое питание в МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Нижне-Станская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ» в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации для несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        Возложить на МБОУ «Усть-Каренгинская НОШ», МБОУ «Кыкерская СОШ», МБОУ «Нижне-Станская ООШ», МБОУ «Усуглинская ООШ», МБОУ «Верх-Усуглинская СОШ», МБОУ «Тунгокоченская СОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская НОШ», МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», МБОУ «Байкальская СОШ» обязанность организовать бесплатное двухразовое питание в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями законодательства Российской Федерации для несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

    Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Тунгокоченский районный суд.

    Председательствующий:                                                                     Т.С. Жапов

    Мотивированное решение составлено: 31.08.2020.

07.08.2020Регистрация административного искового заявления
10.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее