Республика Коми, г.Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2022-010005-19
Дело № 2-317/2023 (33-2982/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В.,
судей Костенко Е.Л., Жуковской С.В.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрела в судебном заседании 13 апреля 2023 г. (после перерыва в процессе от 6 апреля 2023 г.) дело по апелляционной жалобе Цуммер Н.Л. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 января 2023 г. по иску Цуммер Н.Л. к ФССП России, УФССП по Республике Коми, ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми, судебному приставу – исполнителю ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Сосковой С.В., ФНС России, Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании исполнительского сбора, компенсации морального вреда, излишне уплаченного транспортного налога.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Сосковой С.В., представителя Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми Макаровской Е.П., представителя ФССП России, УФССП по Республике Коми Савенюк А.В., представителя ФНС России Бабиковой Ю.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Цуммер Н.Л. обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным иском к УФССП по Республике Коми, Межрайонной ИФНС России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), обязании произвести перерасчет налога, взыскании компенсации морального вреда.
С учетом уточнений от 22.12.2022 (л.д. 99-102 том 2) истец заявила требования:
- о взыскании с УФССП по Республике Коми исполнительского сбора в сумме 1000 руб.,
- о признании незаконными действий судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Сосковой С.В. в части взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству <Номер обезличен> от 06.06.2022 в сумме 1000 руб.,
- о признании незаконным бездействий судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Сосковой С.В. в части не принятия мер по отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 17.05.2022 по исполнительному производству <Номер обезличен>-ИП,
- о признании незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Сосковой С.В. в части непринятия своевременных мер по снятию ограничений в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>,
- о взыскании с УФССП по Республике Коми морального вреда в сумме 150 000 руб.,
- о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми по начислению пеней в размере 0,34 руб.,
- о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми по предъявлению требований от 23.03.2022 об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме 510 руб. и пеней в сумме 54,52 руб.,
- о взыскании с Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми излишне уплаченного транспортного налога в сумме 564,25 руб.
Дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
Цуммер Н.Л. обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
В апелляционной жалобе Цуммер Н.Л. настаивает на отмене судебного акта, указав, что принудительное взыскание исполнительского сбора в сумме 1000 руб. произошло после получения ОСП определения мирового судьи об отмене судебного приказа. Данные обстоятельства достоверно установлены судом. Кроме того, по мнению апеллянта, суд не дал оценки тому факту, что только 02.11.2022 в Едином государственном реестре прав погашена запись о запрете регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий истцу. Полагает, что судебным приставом-исполнителем вопреки судебному приказу от 11.03.2022 был взыскан транспортный налог в сумме 4195,24 руб., т.е. в размере, не указанном судом. В свою очередь налоговым органом без волеизъявления истца было принято решение об уточнении платежей в счет задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3992,86 руб., по пеням на указанные страховые взносы в сумме 165,78 руб., тогда как срок уплаты страховых взносов за 2017 год – 09.01.2018, соответственно, срок для обращения налогового органа с требованием о принудительном взыскании истек, что подтверждено состоявшимся решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15.11.2022. Считает, что действия налогового органа о распоряжении денежными средствами в сумме 4195,24 руб. противоречат определению мирового судьи Пушкинского судебного участка от 07.09.2022 о повороте исполнения судебного приказа от 11.03.2022. В жалобе также ставится вопрос о неосведомленности истца о переходе к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.
Участники процесса надлежаще извещены о рассмотрении дела в апелляционном порядке.
Проверив решение суда, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со ст.16.1 КАС РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
На стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Исковое заявление Цуммер Н.Л. принято судом в порядке ГПК РФ (определение о принятии иска от 04.07.2022), поскольку содержит требования о взыскании компенсации морального вреда, неразрывно связанные с требованиями об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя и налогового органа.
Правомерность процессуальных действий суда подтверждается также правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" (пункт 28).
По существу иска судом установлены следующие обстоятельства.
На основании заявления Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми от 03.03.2022 мировым судьей Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара 11.03.2022 вынесен судебный приказ <Номер обезличен> о взыскании с Цуммер Н.Л. в пользу Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год – 510 руб., пеней 0,43 руб.; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017): налога в размере 8182,90 руб. за 2017 год; страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет ФОМС за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017: налога в размере 1642,92 руб., на общую сумму 10336,25 руб.
Этим же судебным приказом с Цуммер Н.Л. в доход МО ГО г.Сыктывкара Республики Коми взыскана государственная пошлина в размере 206,73 руб.
Согласно справочному листу дела <Номер обезличен> судебный приказ направлен взыскателю 21.04.2022, одновременно в ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми направлен исполнительный лист ВС<Номер обезличен> о взыскании государственной пошлины.
На основании исполнительного листа ВС <Номер обезличен> от 22.04.2022, выданного Пушкинским судебным участком г. Сыктывкара Республики Коми, 27.04.2022 ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми в отношении Цуммер Н.Л. было возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП, предмет исполнения – взыскание госпошлины в размере 206,73 руб.
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику через единый портал государственных услуг (далее – ЕПГУ), получено 02.05.2022.
13.05.2022 в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
Установив, что требования исполнительного документа должником в срок для добровольного исполнения (до 12.05.2022 включительно) не исполнены в полном объеме, доказательства частичного исполнения либо невозможности исполнения не представлены, 16.05.2022 судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Сосковой С.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб. – л.д.120 т.1. На основании данного постановления 06.06.2022 возбуждено самостоятельное исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП. Постановление о возбуждении исполнительного производства от 06.06.2022 направлено должнику посредством ЕПГУ и получено им 08.06.2022.
11.05.2022 МИФНС №8 по РК направлено заявление о возбуждении исполнительного производства на основании судебного приказа от 11.03.2022 <Номер обезличен>, на основании которого <Дата обезличена> в отношении Цуммер Н.Л. ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП (предмет исполнения - взыскание налога, пеней, штрафа в размере 9826,16 руб. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по <Адрес обезличен>). Согласно приложенной к заявлению расшифровке задолженности Цуммер Н.Л. взысканию подлежали пени за неуплату транспортного налога 0,34 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 8182,90 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ФОМС в размере 1642,92 руб., всего 9826,16 руб., поскольку транспортный налог к этому моменту был уплачен Цуммер Н.Л. (дата уплаты 23.03.2022).
Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику через ЕПГУ и получено им 18.05.2022.
23.05.2022 судебным приставом-исполнителем принято постановление о запрете совершения действий по регистрации в отношении имущества должника Цуммер Н.Л. – помещения по адресу: <Адрес обезличен>.
Поскольку требования исполнительного документа в установленный 5-дневный срок со дня получения указанного постановления должником в добровольном порядке не были исполнены, 30.05.2022 судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 1000 руб., данное постановление получено Цуммер Н.Л. 02.06.2022.
02.06.2022 исполнительные производства <Номер обезличен>-ИП (предмет исполнения - взыскание налога, пени, штрафа в размере 9826,16 руб. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми) и <Номер обезличен>-ИП (предмет исполнения – взыскание госпошлины в размере 206,73 руб.) объединены в одно производство с присвоением номера <Номер обезличен>. В этот же день указанное постановление получено должником.
Поступившие 01.06.2022 денежные средства на депозитный счет отделения в размере 4195,24 руб., перечислены на счет взыскателя Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми (л.д.202 т.1).
Поступившие 01.06.2022 денежные средства в размере 206,73 руб. (л.д.103 т.1) перечислены взыскателю в счет уплаты госпошлины, в связи с чем 03.06.2022 исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП о взыскании государственной пошлины окончено фактическим исполнением.
Установлено также, что по заявлению Цуммер Н.Л. мировым судьей Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара определением от 13.05.2022 судебный приказ <Номер обезличен> был отменен, в определении указано об отзыве судебного приказа <Номер обезличен> с исполнения.
Из справочного листа дела <Номер обезличен> следует, что определение направлено должнику и взыскателю 16.05.2022.
Копия определения об отмене судебного приказа поступила в ОСП 07.06.2022 (л.д.200 т.1.)
В этот же день, 07.06.2022 исполнительное производство <Номер обезличен>-ИП прекращено в соответствии с п.п. 4 п.2 ст.43 ФЗ «Об исполнительном производстве» (отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ).
07.06.2022 судебным приставом – исполнителем вынесены постановления об отмене ранее вынесенных постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в кредитных учреждениях, постановления об отмене запрета на регистрационные действия в отношении транспортного средства, а также постановления о снятии запрета на совершение действий по регистрации в отношении недвижимого имущества, принадлежащего должнику.
Указанные постановления направлены посредством системы электронного документооборота 07.06.2022 адресатам, включая Росреестр в соответствии с Соглашением ФССП России N 0007/20, Росреестра N 25 от 10.07.2015 «О взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии», что подтверждается данными АИС ФССП. В этой связи является правильным вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Сосковой С.В. в части непринятия своевременных мер по снятию ограничений в отношении недвижимого имущества, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.
Постановление о прекращении исполнительного производства Цуммер Н.Л. получено через ЕПГУ 08.06.2022.
После прекращения исполнительного производства все меры принудительного исполнения судебного приказа <Номер обезличен> от 11.03.2022, выданного Пушкинским судебным участком г. Сыктывкара Республики Коми, а также постановление о взыскании исполнительского сбора от 30.05.2022 были отменены.
Между тем в отсутствие достоверных данных о направлении в адрес ОСП и о получении письма мирового судьи от 16.06.2022 об отзыве с исполнения исполнительного листа о взыскании госпошлины отсутствуют основания полагать, что судебный пристав в рамках возбужденного исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП действовал незаконно.
При установленных по делу фактических обстоятельствах суд не усмотрел оснований для признания незаконными действий судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Сосковой С.В. в части взыскания исполнительского сбора по самостоятельному исполнительному производству <Номер обезличен>, возбужденному 06.06.2022.
В то же время исполнительное производство на основании постановления от 30.05.2022 о взыскании исполнительского сбора не было возбуждено, к принудительному исполнению данное постановление не приведено, фактически все меры принудительного исполнения судебного приказа были прекращены 07.06.2022 - в день вынесения постановления о прекращении исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП в связи с отменой указанного судебного акта.
В этой связи отсутствуют основания для признания незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми Сосковой С.В. в части не принятия мер по отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от 17.05.2022 в рамках исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП.
В рамках самостоятельного исполнительного производства <Номер обезличен>-ИП 1000 руб. исполнительского сбора была списана с расчетного счета должника, открытого в ПАО «С.», следующими суммами: 16.06.2022 – 599,50 руб.; 23.06.2022 – 63,23 руб.; 01.07.2022 – 337,27 руб., в связи с чем 06.07.2022 указанное исполнительное производство окончено фактическим исполнением.
По заявлению Цуммер Н.Л. мировым судьей Пушкинского судебного участка г. Сыктывкара определением от 07.09.2022 осуществлен поворот исполнения судебного приказа <Номер обезличен>, на Межрайонную ИФНС № 8 по Республике Коми возложена обязанность возвратить Цуммер Н.Л. транспортный налог в сумме 4195,24 руб., расходы по государственной пошлине в сумме 206,73 руб., удержанные во исполнение судебного приказа <Номер обезличен>.
Требование о взыскании исполнительского сбора правомерно отклонено судом, поскольку Цуммер Н.Л. не подтвердила факт выполнения условий, предусмотренных частями 10, 11 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», пунктами 3 - 6 Правил возвращения исполнительского сбора, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 550.
Согласно данным правовым нормам возвращение должнику исполнительского сбора осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 11 ст. 112 Закона). Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21 июля 2008 г. N 550 «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора» (далее - Правил). Согласно данному Постановлению возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 3 Правил).
Письмом от 09.09.2022 <Номер обезличен> ОСП по г. Сыктывкару № 1 УФССП по Республике Коми уведомило Цуммер Н.Л. о порядке возврата исполнительского сбора.
На дату рассмотрения дела с заявлением о возврате исполнительского сбора Цуммер Н.Л. не обращалась.
Возможность обращения к судебному приставу-исполнителю с соответствующим заявлением о возврате исполнительского сбора в установленном законом порядке не утрачена.
Судебная коллегия с приведенными в решении выводами соглашается по основаниям, изложенным судом.
Исполнительные производства были возбуждены на основании исполнительных документов, выданных мировым судьей.
Постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены законно и обоснованно в соответствии со статьей 112 Закона об исполнительном производстве.
Обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Указанной совокупности условий для компенсации морального вреда по делу не установлено. Судебным приставом-исполнителем не допущено нарушений закона, что исключает право истца на взыскание компенсации морального вреда.
Разрешая требования истца о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми по начислению пеней в размере 0,34 руб., признании незаконными действий Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми по предъявлению требований от 23.03.2022 об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме 510 руб. и пеней в сумме 54,52 руб., взыскании с Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми излишне уплаченного транспортного налога в сумме 564,25 руб., суд установил, что Цуммер Н.Л. с 2011 года является собственником транспортного средства марки DAЕWOO MATIZ г.р.з ... и, соответственно, плательщиком транспортного налога.
Налоговый орган, руководствуясь положениями п. 2,3 статьи 52, статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, исчислил в отношении указанного объекта собственности сумму транспортного налога, о чем было сообщено налогоплательщику налоговыми уведомлениями с расчетом налога.
11.12.2020 в личный кабинет истца налоговым органом направлено требование <Номер обезличен> от 08.12.2020 об уплате транспортного налога за 2019 год в сумме 510 руб. в срок не позднее 12.01.2021.
Поскольку истец только 23.03.2022 уплатила транспортный налог за 2019 год в размере 510,00 руб., то размер пеней исчислен на указанную дату, соответственно, не имеется оснований для признания незаконными действий Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Коми по начислению пеней в размере 0,34 руб.
Требование истца о признании незаконным требования от 23.03.2022 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 510,00 руб., а также пеней в размере 54,25 руб., обоснованно судом отклонено, поскольку такого требования от указанной даты налоговым органом истцу не было предъявлено.
Доводы истца о том, что налоговым органом необоснованно зачтены взысканные по судебном приказу денежные средства в счет задолженности по страховым взносам, несостоятельны, поскольку взыскание фактически произведено принудительно на основании судебного приказа, при этом зачет поступивших в рамках исполнения судебного приказа денежных средств осуществлен до поворота исполнения судебного приказа.
Более того, права истца по существу восстановлены решением суда о повороте исполнения приказа.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда от 20 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Цуммер Н.Л. – без удовлетворения.
Мотивированное определение составлено 13 апреля 2023 г.
Председательствующий
Судьи