Решение по делу № 2-93/2021 от 11.01.2021

Дело № 2-93/2021 УИД: 66RS0060-01-2021-000003-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2021 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Порубовой М.В.,

при секретаре Чикуновой Е.С.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,

представителя ответчика С.

представителей третьих лиц – М., Н.

рассмотрев материалы гражданского дела по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения,

руководствуясь ст. ст. 194, 197-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Шалинского городского округа привести в состояние внутриквартальной дороги – проезда, проходящего от проезжей части около <адрес>, а также в районе <адрес> в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-14 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: в срок до 01.09.2022 с учетом метеорологических и погодных условий произвести устранение выбоин и иных разрушений в асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги и произвести выравнивание дорожного полотна.

Обязать Администрацию Шалинского городского округа привести в состояние внутриквартальной дороги – проезда, проходящего от проезжей части около зданий <адрес>, а также в районе зданий № <адрес> <адрес>, в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-14 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: в срок до 01.09.2022 с учетом метеорологических и погодных условий произвести устранение выбоин и иных разрушений в асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги и произвести выравнивание дорожного полотна.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение объявлено в резолютивной форме и будет изготовлено в окончательной форме не позднее 08.04.2021 года.

Председательствующий судья М.В. Порубова

Дело № 2-93/2021 УИД: 66RS0060-01-2021-000003-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 апреля 2021 года п.г.т. Шаля Свердловской области

Шалинский районный суд Свердловской области в составе

председательствующего судьи Порубовой М.В.,

при секретаре Чикуновой Е.С.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Шамарина С.П.,

представителя ответчика С.,

представителей третьих лиц – М., Н.

рассмотрев материалы гражданского дела по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шалинского района Свердловской области, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Шалинского городского округа с требованиями о возложении обязанности по исполнению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно:

- в срок до 01.06.2021 провести состояние внутриквартальной дороги – проезда, проходящего от проезжей части около дома № 34 по улице Свердлова и около дома № 13 по улице Ленина, а также в районе дома № 36 по улице Свердлова в поселке Шаля Шалинского городского округа Свердловской области в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-17 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: с учетом метеорологических и погодных условий устранить выбоины и иные разрушения в покрытии проезжей части дороги и провести выравнивание дорожного полотна;

- в срок до 01.05.2021 провести состояние внутриквартальной дороги – проезда, проходящего от проезжей части около зданий № 31 по ул. Кирова и № 8 Орджоникидзе, а также в районе зданий № 91А и № 91Б по ул. Калинина в поселке Шаля Шалинского городского округа Свердловской области, в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-14 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: с учетом метеорологических и погодных условий произвести устранение выбоин и иных разрушений в асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги и произвести выравнивание дорожного полотна.

В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной проверки (Акт от 24.12.2020) соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения и благоустройства установлено, что внутриквартальная дорога – проезд около дома № 34 по улице Свердлова и около дома № 13 по улице Ленина, а также в районе дома № 36 по улице Свердлова в поселке Шаля Шалинского городского округа Свердловской области в нарушение пункта 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги Автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарт от 26.09.2017 № 1245-ст) имеет повреждения в виде выбоин (выбоина, просадка, пролом) размером 120х160х10 см, 130х200х7 см. Также в ходе проверки установлено, что внутриквартальная дорога – проезд, проходящий от проезжей части около объектов по адресу № 31 с улицы Кирова и № 8 по улице Орджоникидзе, в районе зданий № 91А и № 91Б по улице Калинина в поселке Шаля Шалинского городского округа Свердловской области в нарушение пункта 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги Автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарт от 26.09.2017 № 1245-ст) имеет повреждения в виде выбоин (выбоина, просадка, пролом) размером 220х160х300см, 290х300х4см.

Представитель истца помощник прокурора Шалинского района Шамарин С.П. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации Шалинского городского округа С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что истцом не представлено доказательств, достоверно и неопровержимо подтверждающих отнесение спорных участков к автомобильным дорогам общего пользования местного значения. Как объект транспортной инфраструктуры, дорога должна включать в себя, в том числе земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги. Для признания объекта автомобильной дорогой общего пользования местного значения необходимо решить вопрос об отводе земельного участка, по которому проходит дорога, для муниципальных нужд, изменить целевое назначение земельного участка (категорию) и разрешенное использование в соответствии с зонированием территории (ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации), провести паспортизацию дороги как объекта недвижимости. Истцом не представлено доказательств того, что спорные участки дорожного полотна отвечают признакам дороги, установленным п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации от 08.11.2007 № 257-ФЗ и могут быть отнесены к перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения. Спорные участки дороги отсутствуют в Перечне автомобильных дорог общего пользования, утвержденным Постановлением Администрации Шалинского городского округа от 09.06.2016 № 593, в связи с чем, данные земельные участки не являются автомобильными дорогами общего пользования. На спорных участках отсутствуют элементы улично-дорожной сети: дорожная часть устроена по временному варианту, тротуары отсутствуют, не организован поперечный и продольный водоотвод, отсутствует освещение, технические средства организации дорожного движения. Спорные объекты не включены в транспортную схему городского округа. В связи с вышеизложенным считает, что истцом не представлено доказательств включения автодорог в транспортную инфраструктуру, а также, что они предназначены для движения транспортных средств, расположены на земельных участках в границ полос отвода автомобильных дорог, имеют соответствующие конструктивные элементы, соответствуют установленным законодательством требованиям к автомобильным дорогам общего пользования местного значения и могут быть отнесены к перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения. Кроме того, органы ГИБДД не наделены полномочиями по установлению юридических критериев автомобильных дорог, не обладают специальными познаниями в сфере дорожной деятельности, поэтому давать оценку видам, характеристикам дорог и их состоянию не могут. Кроме того, считает срок для исполнения обязанностей, изложенных в исковом заявлении не разумный, разумным считает срок до 31.12.2024. Просят в удовлетворении исковых требований отказать в связи с отсутствием предмета иска и выбором ненадлежащего способа защиты прав. Возражения изложены в письменном виде и приобщены к материалам дела (т. 1 л.д., 69-75, 179-183, 240-241).

Представитель ответчика – П., ранее участвующий в судебном заседании, исковые требования также не признал, пояснив, что категории автомобильных дорог определяются строительными правилами, а именно: главная улица, основная улица, второстепенная улица. Территория с жилыми домами по градостроительным нормам и правилам это внутриквартальный проезд, который является не дорожным объектом, а объектом благоустройства. Применение измерительных приборов, которые относятся к дорожной деятельности в отношении внутриквартальных проездов как объектам благоустройства невозможно. У каждого многоквартирного дома должна быть придомовая территория. У домов № 34 и № 36 по ул. Свердлова придомовая территория не сформирована, поэтому проезд не может быть сформирован. Объект благоустройства не является отдельными объектом недвижимости, это улучшение территории земельного участка. Земельный участок по ул. Кирова также не определен, дорогой не является, это внутриквартальный проезд либо прилегающая территория, поскольку расположен при объекте Шалинского Райпо.

Определением от 25.02.2021 к участию в дело привлечены в качестве третьих лиц стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Шалинская поселковая администрация Администрации Шалинского городского округа, управляющая организация – ООО «ТЕМП», ООО «Энергошаля», Шалинское районное потребительское общество, А. (т. 1 л.д. 206-208).

Представитель третьего лица - Шалинская поселковая администрация Администрации Шалинского городского округа – глава Шалинской поселковой администрации администрации Шалинского городского округа М. в судебном заседании пояснил, что Шалинская поселковая администрация является территориальным отделом администрации Шалинского городского округа, казенное учреждение, свою деятельность ведет в соответствии с Положением на основании бюджетной сметы. Спорные земельные участки в оперативное управление либо хозяйственное ведение не переданы. Данные участки автомобильными дорогами не являются, потому что не отвечают критериям Закона РФ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах». По адресу Свердлова возле домов 34 и 36 проезда нет, там имеется застройка временными и капитальными постройками. Контейнерную площадку, расположенную возле дома 36 по ул. Свердлова планируется переместить на другой участок возле ул. Ленина и ул. Свердлова.

Представитель третьего лица ООО «ТЕМП» Н. в судебном заседании пояснил, что является генеральным директором ООО «ТЕМП». ООО «ТЕМП» является управляющей компанией многоквартирных домов. Обязанности по содержанию данных земельных участков у компании нет, т.к. отсутствует придомовая территория. Земельный участок дома № 36 по ул. Свердлова сформирован, но в границах многоквартирного дома, аналогично с земельным участком под многоквартирным домом № 34 по ул. Свердлова.. Границы сформированы в границах многоквартирных домов, соответственно участие владельцев, управляющей компании не предусмотрено ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Согласно Правилам благоустройства территории Шалинского городского округа, содержание данных участков возложено на органы местного самоуправления.

Представитель третьего лица – Шалинское Райпо в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, представили письменный отзыв, в котором просили рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, исковые требования поддерживают (т. 1 л.д. 228-229).

Представитель третьего лица – ООО «Энергошаля» в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом.

Третье лицо А. в судебное заседание не явилась. Согласно поступившим сведениям, ДД.ММ.ГГГГ умерла. Исходя из материалов наследственного дела, наследственного имущества, а равно наследников не выявлено (т.1 л.д. 215-22). Земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская обл., Шалинский городской округ р. Шаля ул. Свердлова, 36-4, кадастровый , числится в постоянном (бессрочном) пользовании за А. (т.1 л.д.173-177).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица на стороне ответчика не заявляющих самостоятельных требований привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа (л.д. т. 2 л.д. 26-27).

В судебное заседание представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа не явился, о дне и месте судебного разбирательства извещены своевременно и надлежащим образом, представили письменный отзыв, в котором просили рассмотреть дело в отсутствии своего представителя, против удовлетворения исковых требований возражают (т.2 л.д. 29-31).

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 3 Федерального Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 5 указанного выше закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Из указанной нормы следует, что ответственность за поддержание в безопасном (надлежащем) состоянии дорожного покрытия автомобильных дорог несет лицо, на которое возложены обязанности по их ремонту и содержанию.

Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 17 того же Федерального закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог является ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы, Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденный Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст., который признан национальным стандартом. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Согласно указанному ГОСТу, в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования (п. 4.2.)

Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (п. 5.2.4.). Предельные размеры отдельных повреждений (выбоины, просадки, проломы) не должны превышать площадь 0,06 м2, длину 15 см, глубину 5 см.

Как следует из ч.1 ст. ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 ст.16 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Из п.1 ст. 34 данного закона следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе, средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Установлено, что в состав Шалинского городского округа входит населенный пункт – поселок городского типа Шаля (ч. 2 ст. 3 Устава Шалинского городского округа).

Границы городского округа устанавливаются и изменяются в соответствии с требованиями федерального закона, устанавливающего общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации (ч. 1 ст. 4 Устава Шалинского городского округа).

Пунктом 6 ч. 1 ст. 6 Устава Шалинского городского округа (принят Решением Шалинской районной Думы от 02.06.2005 N 116) (ред. от 26.11.2020), к вопросам местного значения городского округа относится в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Таким образом, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения возложены на органы местного самоуправления, а именно: администрацию Шалинского городского округа.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Шалинского района Свердловской области совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шалинский» с использованием средств измерений проведены проверки с выходом на место, в результате которых было установлено, что на дорожном покрытии внутриквартального проезда около дома № 13 по ул. Ленина, а также в районе дома № 36 по ул. Свердлова имеются выбоины (выбоины, просадки, проломы) размером 120х160х10, 130х200х7 см. Также на дорожном покрытии внутриквартальной дороги около объектов - дома № 31 с ул. Кирова и № 8 ул.Орджоникидзе и в районе объектов № 91А и 91Б ул. Калинина имеются повреждения – выбоины (выбоины, просадки, пролом) размером 220х160х300, 290х300х4 см.

Названные недостатки зафиксированы в акте, составленном по результатам проведенных прокуратурой Шалинского района с привлечением государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Шалинский» 24.12.2020 (т.1 л.д. 13-24).

Указанные недостатки также являются нарушением п. 13.2 Технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827.

Выявленные проверкой повреждения дорожного покрытия значительно превышают допустимые стандарты, что свидетельствует о несоответствии вышеуказанных участков автомобильной дороги предъявляемым действующим законодательством требованиям в области дорожного движения.

Из представленного акта и фотоснимков следует, что внутриквартальные проезды служат подьездом к многоквартирным домам, а также социально-значимым объектам (магазины, фотоателье и т.д.) т.е. являются объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, поэтому в соответствии с классификацией указанной в ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской федерации» относятся к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы безопасности дорожного движения. Данное обстоятельство ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Невыполнение администрацией Шалинского городского округа требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части ремонта внутриквартальных проездов нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и как следствие, на охрану жизни, здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов.

Относительно доводов ответчика о том, что спорные земельные участки не находятся в реестре муниципальной собственности как «автомобильная дорога» и не включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Шалинского городского округа, предназначенных для решения вопросов местного значения, утвержденный Постановлением Администрации Шалинского городского округа № 593 от 09.06.2016 «О присвоении идентификационных номеров и утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования относящихся к собственности Шалинского городского округа, предназначенных для решения вопросов местного значения», суд отмечает следующее.

    Из материалов дела следует, что внутриквартальные проезды не включены в перечень объектов улично-дорожной сети Шалинского городского округа, в реестре муниципальной собственности не значатся, и не переданы в оперативное управление, в том числе на содержание, с выделением финансирования, какому-либо юридическому лицу (т.1 л.д. 77-101).

На основании пункта 11.4 Свода правил "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820, проездом является подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов.

Статья 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет дорожный фонд как часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.

Применяемый в рассматриваемых отношениях ГОСТ Р 50597-2017, в пункте 4.5 указывает, что для целей настоящего стандарта: улицы подразделяют на группы по их значению в соответствии с таблицей 4.1, в частности: улицы и дороги местного значения (кроме парковых), главные улицы, улицы в жилой застройке основные; улицы в жилой застройке второстепенные, проезды основные, велосипедные дорожки.

Согласно сведениям, представленным Управлением архитектуры, градостроительства и землепользования администрации Шалинского городского округа земельный участок около объектов по адресу № 31 с ул. Кирова и № 8 ул. Орджоникидзе, в районе объектов № 91А и 91Б ул. Калинина пгт. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области расположен в территориальной зоне О-1. Зона делового, общественного, обслуживающего и коммерческого назначения. Земельный участок около дома № 34 ул. Свердлова и около дома № 13 ул. Ленина, в районе дома № 36 ул. Свердлова пгт. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области расположен в территориальной зоне Ж-2. Зона застройки малоэтажными жилыми домами 2-4 этажа. Границы земельных участков не определены и не стоят на кадастровом учете (т. 1 л.д. 232-238).

Таким образом, спорные участки дороги, несмотря на то, что являются внутриквартальными проездами, являются объектами транспортной инфраструктуры, предназначенными для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов и его содержание должно производиться из средств дорожного фонда Шалинского городского округа.

Также невозможно сделать однозначный вывод о том, что вышеуказанные участки дороги не включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Согласно сведениям из Росреестра, права на спорные земельные участки не зарегистрированы и границы их не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1 л.д. 112-114).

Доказательств тому, что спорный участок около дома № 34 ул. Свердлова и около дома № 13 ул. Ленина, в районе дома № 36 ул. Свердлова пгт. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области входит в состав общего имущества многоквартирного дома, огорожен собственниками указанного дома и перестал использоваться для проезда к домам неопределенным кругом лиц, то есть перестал быть объектом транспортной инфраструктуры поселка, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что спорные участки дороги служат придомовыми и внутриквартальными проездами, поскольку используется участникам дорожного движения для подъезда к разным объектам инфраструктуры поселка, следовательно, является элементом улично-дорожной сети автомобильных дорог местного значения, проведение ремонта которых не относится к расходам на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, которые в силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации несут собственники помещений.

    С доводами представителей администрации Шалинского городского округа о том, что придомовой проезд к автомобильными дорогам местного значения не относится, в связи с чем обязанность по организации и проведение ремонта вышеуказанной улицы не может быть возложена на администрацию суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

    Статья 5 Закона № 257-ФЗ подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

Согласно п.11 ст.5 закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Как усматривается из материалов дела, указанные в исковом заявлении внутриквартальные проезды к жилым многоквартирным домам № 34 ул. Свердлова и № 13 ул. Ленина, в районе дома № 36 ул. Свердлова пгт. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенные для движения неопределенного круга транспортных средств и пешеходов, из чего следует, что автомобильная дорога по данным улицам по классификации, предусмотренной Законом "Об автомобильных дорогах", относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, предназначенных для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

    Также несостоятельны доводы представителя ответчика о том, что поскольку земельные участки не сформированы, то не существует предмета иска по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 11.1-11.2 Земельного Кодекса РФ, ст. ст. 1.16 Закона РФ от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, что является основанием для его отнесения к объектам земельных и гражданско-правовых отношений. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Согласно п.п.2-3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

При определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Реестр) сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

Как следует из материалов дела, границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения о согласовании границ, а также о наличии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов отсутствуют.

Оформление границ на местности возможно только при бесспорном согласовании их со смежными землепользователями. При проведении межевания возможно изменение местоположения границ и уточнение площади участка.

При таких обстоятельствах наличие сведений о спорных земельных участках в ГКН само по себе о его надлежащем формировании не свидетельствует.

В силу закона, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома и объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, а управляющая организация обязана за плату оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с договором управления многоквартирным домом.

При этом, допустимых доказательств, свидетельствующих о включении спорного земельного участка в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, либо их отнесении к категориям федерального, регионального, межмуниципального значения и частным дорогам, ответчиком суду не представлено.

Поскольку автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального значения и частных дорог, относятся к собственности городского округа, а осуществление дорожной деятельности - к полномочиям органов местного самоуправления, суд пришел к выводу о том, что проведение ремонта внутриквартальных дорог к работам по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома не относится и на собственников помещений в многоквартирном доме бремя расходов на такой ремонт не может быть возложено.

В соответствии с п.5 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.

В соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда РФ №12-П от 28 мая 2010 года и Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ №10/22 от 29 апреля 2010 года если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Обязанность по формированию земельного участка возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления». Более того, Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» определен состав общего имущества и подпунктом «е» определено, что в состав общего имущества входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. Пунктом 3 раздела 1 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 (ред. от 26.03.2014г.) определено, что при определении состава общего имущества используются содержащиеся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре.

В связи с чем, до момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учёта придомовая территория находится в собственности Шалинского городского округа и не может быть передана в управление управляющей организации, которая в свою очередь может нести обязанность по содержанию дорог в безопасном для дорожного движения состоянии.

Невыполнение администрацией Шалинского городского округа требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части ремонта внутриквартальных проездов нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и как следствие, на охрану жизни, здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов.

При надлежащем исполнении возложенных на Администрацию Шалинского городского округа обязанностей по содержанию улично-дорожной сети в безопасном состоянии, ответчик должен самостоятельно выявить нарушение требований законодательства и приступить к устранению нарушений, чего на момент разрешения спора сделано не было.

Суд полагает, что обязанность в отношении устранения указанных прокурором нарушений не исполнена, доказательств обратного ответчиком не представлено, в связи с чем требования подлежат удовлетворению.

Касательно фотографий, заявленных представителем третьего лица – ООО «ТЕМП» в качестве доказательств, подтверждающих обоснованность исковых требований, суд считает, что представленные доказательства не отвечают требованиям относимости и допустимости, поскольку из них невозможно сделать однозначный вывод, что они сделаны именно в той местности, где расположены проезды (т. 2 л.д. 33-44).

В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Разрешая требования прокурора в части назначения срока исполнения судебного решения, суд считает, что сроки до 01.06.2021 и 01.05.2021 с учетом сроков, необходимых для соблюдения установленной Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" процедуры, являются не достаточными и считает необходимым установить срок до 01.09.2022.

В соответствии со ст. 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации, прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемые в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шалинского района Свердловской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Шалинского городского округа привести в состояние внутриквартальной дороги – проезда, проходящего от проезжей части около дома № 34 по ул. Свердлова и около дома № 13 по ул. Ленина, а также в районе дома № 36 по улице Свердлова в пгт. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-14 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: в срок до 01.09.2022 с учетом метеорологических и погодных условий произвести устранение выбоин и иных разрушений в асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги и произвести выравнивание дорожного полотна.

Обязать Администрацию Шалинского городского округа привести в состояние внутриквартальной дороги – проезда, проходящего от проезжей части около зданий № 31 по ул. Кирова и № 8 Орджоникидзе, а также в районе зданий № 91А и № 91Б по ул. Калинина в пгт. Шаля Шалинского городского округа Свердловской области, в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», ГОСТ Р 50597-14 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно: в срок до 01.09.2022 с учетом метеорологических и погодных условий произвести устранение выбоин и иных разрушений в асфальтобетонном покрытии проезжей части дороги и произвести выравнивание дорожного полотна.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 08.04.2021 года.

Председательствующий судья М.В. Порубова

2-93/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Шалинского района
Ответчики
Администрация Шалинского городского округа
Другие
Азанова Галина Григорьевна
Шалинская поселковая администрация
ООО "ЭнергоШаля"
Шалинское Райпо
ООО "ТЕМП"
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации ШГО
Суд
Шалинский районный суд Свердловской области
Судья
Миронова Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
shalinsky.svd.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2021Передача материалов судье
14.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2021Судебное заседание
19.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Судебное заседание
16.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
08.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее