Решение по делу № 33-9693/2022 от 01.06.2022

УИД 66RS0012-01-2021-002498-02

Дело 33-9693/2022 (2-38/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29.06.2022

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ильиной О.В.

судей

Максимовой Е.В.

Волкоморова С.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Култаевой Е.Б. рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора города Каменска – Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каменск- Уральского городского округа, органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» о возложении обязанности по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного водоснабжения путем установки водоразборных колонок,

по апелляционной жалобе ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа, по апелляционной жалобе ответчика органа местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа», по апелляционной жалобе третьего лица отраслевого органа Администрации Каменск- Уральского городского округа по городскому хозяйству на решение Синарского районного суда г. Каменска – Уральского Свердловской области от 14.03.2022.

Заслушав доклад судьи Максимовой Е.В., представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров вгражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В., представителя ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа Коновницина А.М., представителя третьего лица ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» Юркова С.Н., представителя третьего лица акционерного общества «Водоканал Каменск-Уральский» Полуятковой М.А., судебная коллегия

установила:

прокурор г.Каменска-Уральского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Каменск-Уральского городского округа. В ходе рассмотрения требования уточнялись, также были предъявлены к соответчику органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа».

В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Каменска-Уральского по обращению депутата Законодательного собрания Свердловской области была проведена проверка по вопросу ненадлежащего водоснабжения и водоотведения жилых домов по ул. <адрес>. В ходе проверки установлено, что на данной улице расположено 26 жилых домом, при этом по периметру всей улицы отсутствуют водоразборные колонки, централизованное водоснабжение жилых домов также отсутствует. Длительным непринятием муниципалитетом в лице своих органов местного самоуправления мер по разрешению вопросов местного значения городского округа в части организации водоснабжения населения, водоотведения, предоставления коммунальных услуг, по мнению прокурора, нарушаются права неопределенного круга лиц. На основании изложенного прокурор в интересах неопределенного круга лиц просил возложить на Администрацию Каменск-Уральского городского округа, орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить круглосуточное и бесперебойное водоснабжение частного жилого района с установкой водоразборных колонок в соответствии с требованиями «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84» по ул. <адрес>

Решением Синарского районного суда г. Каменска – Уральского Свердловской области от 14.03.2022 исковые требования прокурора города Каменска – Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены. Судом постановлено:

Возложить на Администрацию Каменск-Уральского городского округа, орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» обязанность в течение одного года шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения обеспечить круглосуточное и бесперебойное водоснабжение населения частного жилого района по ул.<адрес> путём организации централизованной системы холодного водоснабжения с установлением водоразборных колонок в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 Свод правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84.

С таким решением не согласился ответчик Администрация Каменск –Уральского городского округа, принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать в полном объёме.

В доводах апелляционной жалобы указано, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился с иском в суд, не является неопределенным, полагает, что производство по делу необходимо было прекратить. Доказательств, подтверждающих невозможность определения количества собственников в каждом доме по ул. <адрес> а также доказательств подтверждающих невозможность предъявления исков в свою защиту самими собственниками или определения среди граждан, по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не имеющих возможности самостоятельно обратиться в суд, прокурором суду не было представлено.

Также не согласен с выводом суда, что Администрация Каменск- Уральского городского округа является надлежащим ответчиком. Указывает, что Администрация Каменск – Уральского городского округа не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, а в рамках решения вопросов местного значения реализует свои полномочия через свои структурные подразделения, обладающие правами юридического лица.

Ссылается на Положение об органе местного самоуправления «Администрация Каменск-Уральского городского округа», указывая, что отраслевые органы Администрации Каменск_Уральского городского округа, обладающие правами юридического лица, обеспечивают реализацию вопросов местного значения.

В свою очередь, ссылается на Положение об отраслевом органе, утвержденном решением Городской Думы города Камнска-Уральского от 26.11.2008 №24, указывает на полномочия Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству. Отраслевой орган является структурным подразделением Администрации Каменск-Уральского городского округа, наделен правами юридического лица, является главным распорядителем денежных средств.

Указывает, что обязанность судом возложена на ненадлежащего ответчика.

Администрация Каменск – Уральского городского округа не может согласиться с решением суда в части возложения на ответчиков обязанности организовать водоснабжение населения по ул. <адрес> по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Выбор формы организации водоснабжения – право органа местного самоуправления и законом связано с наличием или отсутствием технической возможности организации централизованного водоснабжения.

С решением суда не согласился ответчик орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа», принес апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать в полном объёме.

В доводах апелляционной жалобы ссылается на доводы аналогичные доводам ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа, указывая, что суд не принял во внимание позицию ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа о прекращении производства по делу, по причине того, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в иском в суд, не является неопределенным.

Не соглашается с выводом суда о том, что Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа является надлежащим ответчиком. Комитет по архитектуре и градостроительству не обладает полномочиями по обеспечению круглосуточного и бесперебойного водоснабжения частного жилого района с установкой водоразборных колонок, что говорит о несоответствии решения суда действующему законодательству.

Также не согласен с решением суда в части возложения на ответчиков обязанности организовать водоснабжение населения по ул. <адрес> по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

От третьего лица Отраслевого органа Администрации Каменск – Уральского городского округа по городскому хозяйству поступила апелляционная жалоба, который не согласен с решением суда. Приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в апелляционных жалобах ответчиков, а именно в части отсутствия полномочий у прокурора обращаться с рассматриваемыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц, так как круг является конкретным, а также в части определения способа организации водоснабжения. Просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать.

От третьего лица АО «Водоканал Каменск – Уральского» (далее- Водоканал КУ») поступил письменный отзыв, в котором просит удовлетворить апелляционную жалобу ответчика Администрации Каменск –Уральского городского округа.

Указывает, что суд вышел за пределы своих полномочий, установив для органа местного самоуправления полномочия, не предусмотренные законодательством.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа Коновницин А.М., представитель третьего лица ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» Юрков С.Н., доводы апелляционной жалоб поддержали, представитель третьего лица АО «Водоканал КУ» Полуяткова М.А. поддержала свой отзыв, в котором просила апелляционную жалобу ответчика Администрации Каменск –Уральского городского округа

Представитель истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров вгражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В. полагала, что решение законно и обосновано.

Заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено судом, следует из материалов дела, показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей, что на территории Муниципального образовании город Каменск-Уральский к югу от существующей многоэтажной застройки по ул. Советская расположена улица <адрес> состоящая из 26 индивидуальных жилых домов. Частные домовладения по данной улице организовались еще задолго до 1990-х годов. При этом никогда данные домовладения внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения оборудованы не были ввиду отсутствия на улице централизованной системы водоснабжения.

До 2000 годов для забора воды жителями улицы использовались не сохранившиеся к настоящему времени подземные источники водоснабжения. В настоящее время на части домовладений организованы скважины, но из-за особенностей территории вода из скважин пригодна лишь для хозяйственных нужд, не отвечает гигиеническим требованиям безопасности для потребления в качестве питьевой.

По периметру всей улицы Степана Разина по настоящее время отсутствует организация водоснабжения, в том числе посредством установки водоразборных колонок.

Согласно содержанию акта осмотра территории от 10.03.2022, проведенного специалистами органов местного самоуправления, гарантирующей организации, общая протяженность линии застройки вдоль ул.<адрес> составляет 600 метров.

Спорная территория муниципального образования централизованными либо нецентрализованными системами водоснабжения не обеспечена, схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования строительство сетей централизованного водоснабжения на данных территориях не предусмотрено. Ближайшая водоразборная колонка установлена у дома <адрес>, расстояние по карте от ул. <адрес> до колонки составляет 350 м. Ближайшая сеть централизованной системы водоснабжения находится на улице Советская.

Представители ответчиков, третьих лиц признавали, что обеспечение питьевой водой жителей по ул. Степана Разина путем подвоза воды ресурсоснабжающей организацией также не производилось и не производится.

Указанная улица <адрес> до настоящего времени не включена в городскую программу в части строительства водопроводной линии, не организовано водоснабжение территории путем подвоза воды ресурсоснабжающей организацией.

Установив вышеизложенные обстоятельства и разрешая требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Каменск-Уральского городского округа, органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» о возложении обязанности по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного водоснабжения путем установки водоразборных колонок, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3, 4 ч. 1 ст.и 16, п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учитывая что обращение прокурора связано, в том числе с непринятием муниципальным образованием в лице своих органов в течение длительного времени мер по разрешению вопроса организации в границах городского округа водоснабжения населения, проживающего по ул. Степана Разина, удовлетворил заявленные требования путем возложения на соответчиков обязанности организации водоснабжения предложенным в иске способом, а именно путём организации централизованной системы холодного водоснабжения с установлением водоразборных колонок в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 Свод правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном гражданском правом споре прокурор действует в интересах неопределённого круга, основания для указанного вывода приведены судом первой инстанции, которые подателями апелляционной жалобы не опровергнуты.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Рассмотренные требования подлежат оценке как требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, так как из предмета спора - требования о возложении обязанности по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного водоснабжения на территории в виде улицы из 26 домов, на которой длительное время отсутствует водоснабжение, направлено на защиту законных интересов лиц, которые занимают жилые помещения, расположенные по <адрес> или будут их занимать, а также лиц, временно пребывающих в жилых помещениях по данной улице. Всех указанных лиц нельзя индивидуализировать.

При таких обстоятельствах вопреки доводам апелляционных жалоб, исходя из правил ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказать обратное должны ответчики.

В силу изложенного суд признает, что иск прокурора об обязании устранить данные нарушения направлен на защиту и восстановление прав неопределенного круга лиц, иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части возложения на ответчика Администрацию Каменск-Уральского городского округа обязанности обеспечить круглосуточное и бесперебойное водоснабжение населения частного жилого района по ул.Степана Разина в г.Каменске-Уральском Свердловской области, доводы указанного ответчика в апелляционной жалобе о том, что он является ненадлежащим отклоняет.

Пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа в том числе относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

согласование инвестиционных программ.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 5 Устава Каменск-Уральского городского округа (принят на основании решения Каменск-Уральской Городской Думы от 22.02.2006 № 148) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 28 Устава Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

В силу пункта 6 статьи 29 Устава к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится в числе прочего организация в границах городского округа водоснабжения населения.

Таким образом, суд первой инстанции верно признал ответчика Администрацию Каменск –Уральского городского округа надлежащим, указав, что вне зависимости от что передача органами местного самоуправления полномочий по решению каких-либо вопросов местного значения созданному органом местного самоуправления юридическому лицу или отраслевому органу не влечет за собой освобождение органа местного самоуправления от соблюдения установленных действующим законодательством требований. Решение вопроса об организации в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения находится в ведении органа местного самоуправления – Администрации Каменск-Уральского городского округа.

Вместе с тем судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика органа местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» о том, что указанный ответчик является ненадлежащим.

Как следует из ст. 33 Устава муниципального образования Каменстк-Уральский городской округ Свердловской области к полномочиям указанного Комитета не относятся вопросы водоснабжения населения. Наличие полномочий органа местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа», предусмотренных Положением об органе местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа», утвержденного решением Каменск-Уральской городской Думы от 24.05.2006 № 173, на выдачу разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, не свидетельствует об обязанности органа по организации мероприятий по водоснабжению населения. Кроме того, указанные полномочия осуществляются по заявлениям (обращениям) заинтересованных лиц, а не инициируются органом местного самоуправления.

Осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд, связанных с решением вопросов местного значения, осуществляет Комитет по вопросам отнесенных к его компетенции; также как и участие в разработке и реализации муниципальных программ в области градостроительной деятельности, жилищного строительства, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа осуществляет в рамках своих полномочий, к которым водоснабжение не относится.

Доказательств того, что спорная территория в связи с удовлетворением заявленных требований требует комплексного развития, строительства материалы дела не содержат.

Кроме того, как было указано выше ответчик Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, соответственно в рамках предоставленных полномочий вправе осуществлять мероприятия, направленные на исполнение решения суда, с привлечением иных органов местного самоуправления..

Вопросы совершения соответствующих действий отраслевыми органами, комитетами по организации водоснабжения подлежат разрешению уже на стадии исполнения судебного решения с учетом наделения и реализации каждым из соответчиков властных полномочий как органов муниципальной власти.

Также судебная коллегия соглашается с доводами жалоб о том, что организация водоснабжения спорной территории конкретным способом, определяется органом местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с подп. «а» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, холодным водоснабжением считается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Отношения по предоставлению коммунальной услуги «холодное водоснабжение» через водоразборную колонку регулируются разделом XII Правил № 354, согласно п. 123 которых предоставление таких услуг производится в соответствии с данными Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем и потребителем.

Согласно пункту 11.19 Свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров.

Установлено, что в Муниципальном образовании город Каменск-Уральский для централизованной системы холодного водоснабжения гарантирующей организацией определено АО «Водоканал КУ».

В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

Так, согласно пункту 72 Правил № 644 от 29.07.2013, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил № 644 от 29.07.2013).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением № 1 (пункту 74 Правил № 644 от 29.07.2013).

Таким образом, орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.

В части определения срока для выполнения требований прокурора судебная коллегия с судом соглашается, так как при вынсении решения учтены конкретные обстоятельства дела, сведения о необходимом временном периоде для выполнения данных работ, их составе, а также принята во внимание необходимость учета критериев разумности, суд установил этот срок равным 1 году 6 месяцем.

Руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Синарского районного суда г. Каменска – Уральского Свердловской области от 14.03.2022 в части удовлетворения исковых требований прокурора города Каменска – Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение Синарского районного суда г. Каменска – Уральского Свердловской области от 14.03.2022 в части удовлетворения исковых требований прокурора города Каменска – Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каменск- Уральского городского округа изменить, изложив в следующей редакции:

Возложить на Администрацию Каменск- Уральского городского округа обязанность в течение одного года шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения обеспечить водоснабжение населения частного жилого района по ул.<адрес> Свердловской области.

Председательствующий

О.В. Ильина

Судьи

Е.В. Максимова

С.А. Волкоморов

УИД 66RS0012-01-2021-002498-02

Дело 33-9693/2022 (2-38/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29.06.2022

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Ильиной О.В.

судей

Максимовой Е.В.

Волкоморова С.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Култаевой Е.Б. рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора города Каменска – Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каменск- Уральского городского округа, органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» о возложении обязанности по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного водоснабжения путем установки водоразборных колонок,

по апелляционной жалобе ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа, по апелляционной жалобе ответчика органа местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа», по апелляционной жалобе третьего лица отраслевого органа Администрации Каменск- Уральского городского округа по городскому хозяйству на решение Синарского районного суда г. Каменска – Уральского Свердловской области от 14.03.2022.

Заслушав доклад судьи Максимовой Е.В., представителя истца прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров вгражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В., представителя ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа Коновницина А.М., представителя третьего лица ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» Юркова С.Н., представителя третьего лица акционерного общества «Водоканал Каменск-Уральский» Полуятковой М.А., судебная коллегия

установила:

прокурор г.Каменска-Уральского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации Каменск-Уральского городского округа. В ходе рассмотрения требования уточнялись, также были предъявлены к соответчику органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа».

В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Каменска-Уральского по обращению депутата Законодательного собрания Свердловской области была проведена проверка по вопросу ненадлежащего водоснабжения и водоотведения жилых домов по ул. <адрес>. В ходе проверки установлено, что на данной улице расположено 26 жилых домом, при этом по периметру всей улицы отсутствуют водоразборные колонки, централизованное водоснабжение жилых домов также отсутствует. Длительным непринятием муниципалитетом в лице своих органов местного самоуправления мер по разрешению вопросов местного значения городского округа в части организации водоснабжения населения, водоотведения, предоставления коммунальных услуг, по мнению прокурора, нарушаются права неопределенного круга лиц. На основании изложенного прокурор в интересах неопределенного круга лиц просил возложить на Администрацию Каменск-Уральского городского округа, орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить круглосуточное и бесперебойное водоснабжение частного жилого района с установкой водоразборных колонок в соответствии с требованиями «СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84» по ул. <адрес>

Решением Синарского районного суда г. Каменска – Уральского Свердловской области от 14.03.2022 исковые требования прокурора города Каменска – Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены. Судом постановлено:

Возложить на Администрацию Каменск-Уральского городского округа, орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа» обязанность в течение одного года шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения обеспечить круглосуточное и бесперебойное водоснабжение населения частного жилого района по ул.<адрес> путём организации централизованной системы холодного водоснабжения с установлением водоразборных колонок в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 Свод правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84.

С таким решением не согласился ответчик Администрация Каменск –Уральского городского округа, принес на него апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать в полном объёме.

В доводах апелляционной жалобы указано, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился с иском в суд, не является неопределенным, полагает, что производство по делу необходимо было прекратить. Доказательств, подтверждающих невозможность определения количества собственников в каждом доме по ул. <адрес> а также доказательств подтверждающих невозможность предъявления исков в свою защиту самими собственниками или определения среди граждан, по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не имеющих возможности самостоятельно обратиться в суд, прокурором суду не было представлено.

Также не согласен с выводом суда, что Администрация Каменск- Уральского городского округа является надлежащим ответчиком. Указывает, что Администрация Каменск – Уральского городского округа не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, а в рамках решения вопросов местного значения реализует свои полномочия через свои структурные подразделения, обладающие правами юридического лица.

Ссылается на Положение об органе местного самоуправления «Администрация Каменск-Уральского городского округа», указывая, что отраслевые органы Администрации Каменск_Уральского городского округа, обладающие правами юридического лица, обеспечивают реализацию вопросов местного значения.

В свою очередь, ссылается на Положение об отраслевом органе, утвержденном решением Городской Думы города Камнска-Уральского от 26.11.2008 №24, указывает на полномочия Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству. Отраслевой орган является структурным подразделением Администрации Каменск-Уральского городского округа, наделен правами юридического лица, является главным распорядителем денежных средств.

Указывает, что обязанность судом возложена на ненадлежащего ответчика.

Администрация Каменск – Уральского городского округа не может согласиться с решением суда в части возложения на ответчиков обязанности организовать водоснабжение населения по ул. <адрес> по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Выбор формы организации водоснабжения – право органа местного самоуправления и законом связано с наличием или отсутствием технической возможности организации централизованного водоснабжения.

С решением суда не согласился ответчик орган местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа», принес апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать в полном объёме.

В доводах апелляционной жалобы ссылается на доводы аналогичные доводам ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа, указывая, что суд не принял во внимание позицию ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа о прекращении производства по делу, по причине того, что круг лиц, в интересах которых прокурор обратился в иском в суд, не является неопределенным.

Не соглашается с выводом суда о том, что Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа является надлежащим ответчиком. Комитет по архитектуре и градостроительству не обладает полномочиями по обеспечению круглосуточного и бесперебойного водоснабжения частного жилого района с установкой водоразборных колонок, что говорит о несоответствии решения суда действующему законодательству.

Также не согласен с решением суда в части возложения на ответчиков обязанности организовать водоснабжение населения по ул. <адрес> по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416 – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

От третьего лица Отраслевого органа Администрации Каменск – Уральского городского округа по городскому хозяйству поступила апелляционная жалоба, который не согласен с решением суда. Приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в апелляционных жалобах ответчиков, а именно в части отсутствия полномочий у прокурора обращаться с рассматриваемыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц, так как круг является конкретным, а также в части определения способа организации водоснабжения. Просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в иске отказать.

От третьего лица АО «Водоканал Каменск – Уральского» (далее- Водоканал КУ») поступил письменный отзыв, в котором просит удовлетворить апелляционную жалобу ответчика Администрации Каменск –Уральского городского округа.

Указывает, что суд вышел за пределы своих полномочий, установив для органа местного самоуправления полномочия, не предусмотренные законодательством.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Каменск – Уральского городского округа Коновницин А.М., представитель третьего лица ОМС «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» Юрков С.Н., доводы апелляционной жалоб поддержали, представитель третьего лица АО «Водоканал КУ» Полуяткова М.А. поддержала свой отзыв, в котором просила апелляционную жалобу ответчика Администрации Каменск –Уральского городского округа

Представитель истца прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров вгражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дубовских Т.В. полагала, что решение законно и обосновано.

Заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено судом, следует из материалов дела, показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей, что на территории Муниципального образовании город Каменск-Уральский к югу от существующей многоэтажной застройки по ул. Советская расположена улица <адрес> состоящая из 26 индивидуальных жилых домов. Частные домовладения по данной улице организовались еще задолго до 1990-х годов. При этом никогда данные домовладения внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения оборудованы не были ввиду отсутствия на улице централизованной системы водоснабжения.

До 2000 годов для забора воды жителями улицы использовались не сохранившиеся к настоящему времени подземные источники водоснабжения. В настоящее время на части домовладений организованы скважины, но из-за особенностей территории вода из скважин пригодна лишь для хозяйственных нужд, не отвечает гигиеническим требованиям безопасности для потребления в качестве питьевой.

По периметру всей улицы Степана Разина по настоящее время отсутствует организация водоснабжения, в том числе посредством установки водоразборных колонок.

Согласно содержанию акта осмотра территории от 10.03.2022, проведенного специалистами органов местного самоуправления, гарантирующей организации, общая протяженность линии застройки вдоль ул.<адрес> составляет 600 метров.

Спорная территория муниципального образования централизованными либо нецентрализованными системами водоснабжения не обеспечена, схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования строительство сетей централизованного водоснабжения на данных территориях не предусмотрено. Ближайшая водоразборная колонка установлена у дома <адрес>, расстояние по карте от ул. <адрес> до колонки составляет 350 м. Ближайшая сеть централизованной системы водоснабжения находится на улице Советская.

Представители ответчиков, третьих лиц признавали, что обеспечение питьевой водой жителей по ул. Степана Разина путем подвоза воды ресурсоснабжающей организацией также не производилось и не производится.

Указанная улица <адрес> до настоящего времени не включена в городскую программу в части строительства водопроводной линии, не организовано водоснабжение территории путем подвоза воды ресурсоснабжающей организацией.

Установив вышеизложенные обстоятельства и разрешая требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Каменск-Уральского городского округа, органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» о возложении обязанности по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного водоснабжения путем установки водоразборных колонок, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3, 4 ч. 1 ст.и 16, п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учитывая что обращение прокурора связано, в том числе с непринятием муниципальным образованием в лице своих органов в течение длительного времени мер по разрешению вопроса организации в границах городского округа водоснабжения населения, проживающего по ул. Степана Разина, удовлетворил заявленные требования путем возложения на соответчиков обязанности организации водоснабжения предложенным в иске способом, а именно путём организации централизованной системы холодного водоснабжения с установлением водоразборных колонок в соответствии с требованиями СП 31.13330.2012 Свод правил «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном гражданском правом споре прокурор действует в интересах неопределённого круга, основания для указанного вывода приведены судом первой инстанции, которые подателями апелляционной жалобы не опровергнуты.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Рассмотренные требования подлежат оценке как требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, так как из предмета спора - требования о возложении обязанности по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного водоснабжения на территории в виде улицы из 26 домов, на которой длительное время отсутствует водоснабжение, направлено на защиту законных интересов лиц, которые занимают жилые помещения, расположенные по <адрес> или будут их занимать, а также лиц, временно пребывающих в жилых помещениях по данной улице. Всех указанных лиц нельзя индивидуализировать.

При таких обстоятельствах вопреки доводам апелляционных жалоб, исходя из правил ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказать обратное должны ответчики.

В силу изложенного суд признает, что иск прокурора об обязании устранить данные нарушения направлен на защиту и восстановление прав неопределенного круга лиц, иск подан прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда в части возложения на ответчика Администрацию Каменск-Уральского городского округа обязанности обеспечить круглосуточное и бесперебойное водоснабжение населения частного жилого района по ул.Степана Разина в г.Каменске-Уральском Свердловской области, доводы указанного ответчика в апелляционной жалобе о том, что он является ненадлежащим отклоняет.

Пунктами 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа в том числе относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

согласование инвестиционных программ.

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 5 Устава Каменск-Уральского городского округа (принят на основании решения Каменск-Уральской Городской Думы от 22.02.2006 № 148) к вопросам местного значения городского округа отнесена организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 28 Устава Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Свердловской области.

В силу пункта 6 статьи 29 Устава к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относится в числе прочего организация в границах городского округа водоснабжения населения.

Таким образом, суд первой инстанции верно признал ответчика Администрацию Каменск –Уральского городского округа надлежащим, указав, что вне зависимости от что передача органами местного самоуправления полномочий по решению каких-либо вопросов местного значения созданному органом местного самоуправления юридическому лицу или отраслевому органу не влечет за собой освобождение органа местного самоуправления от соблюдения установленных действующим законодательством требований. Решение вопроса об организации в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения находится в ведении органа местного самоуправления – Администрации Каменск-Уральского городского округа.

Вместе с тем судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы ответчика органа местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» о том, что указанный ответчик является ненадлежащим.

Как следует из ст. 33 Устава муниципального образования Каменстк-Уральский городской округ Свердловской области к полномочиям указанного Комитета не относятся вопросы водоснабжения населения. Наличие полномочий органа местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа», предусмотренных Положением об органе местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского городского округа», утвержденного решением Каменск-Уральской городской Думы от 24.05.2006 № 173, на выдачу разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, не свидетельствует об обязанности органа по организации мероприятий по водоснабжению населения. Кроме того, указанные полномочия осуществляются по заявлениям (обращениям) заинтересованных лиц, а не инициируются органом местного самоуправления.

Осуществление полномочий заказчика на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд, связанных с решением вопросов местного значения, осуществляет Комитет по вопросам отнесенных к его компетенции; также как и участие в разработке и реализации муниципальных программ в области градостроительной деятельности, жилищного строительства, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа осуществляет в рамках своих полномочий, к которым водоснабжение не относится.

Доказательств того, что спорная территория в связи с удовлетворением заявленных требований требует комплексного развития, строительства материалы дела не содержат.

Кроме того, как было указано выше ответчик Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, соответственно в рамках предоставленных полномочий вправе осуществлять мероприятия, направленные на исполнение решения суда, с привлечением иных органов местного самоуправления..

Вопросы совершения соответствующих действий отраслевыми органами, комитетами по организации водоснабжения подлежат разрешению уже на стадии исполнения судебного решения с учетом наделения и реализации каждым из соответчиков властных полномочий как органов муниципальной власти.

Также судебная коллегия соглашается с доводами жалоб о том, что организация водоснабжения спорной территории конкретным способом, определяется органом местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

Нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц (пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с подп. «а» п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, холодным водоснабжением считается снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Отношения по предоставлению коммунальной услуги «холодное водоснабжение» через водоразборную колонку регулируются разделом XII Правил № 354, согласно п. 123 которых предоставление таких услуг производится в соответствии с данными Правилами на основании соответствующего договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключаемого исполнителем и потребителем.

Согласно пункту 11.19 Свода правил СП 31.13330.2012 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/14, радиус действия водозаборной колонки следует принимать не более 100 метров.

Установлено, что в Муниципальном образовании город Каменск-Уральский для централизованной системы холодного водоснабжения гарантирующей организацией определено АО «Водоканал КУ».

В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644.

Так, согласно пункту 72 Правил № 644 от 29.07.2013, органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 73 Правил № 644 от 29.07.2013).

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением № 1 (пункту 74 Правил № 644 от 29.07.2013).

Таким образом, орган местного самоуправления вправе организовать водоснабжение по одному из вариантов, предусмотренных Федеральным законом № 416-ФЗ, выбор которого относится к компетенции органа, организующего водоснабжение.

В части определения срока для выполнения требований прокурора судебная коллегия с судом соглашается, так как при вынсении решения учтены конкретные обстоятельства дела, сведения о необходимом временном периоде для выполнения данных работ, их составе, а также принята во внимание необходимость учета критериев разумности, суд установил этот срок равным 1 году 6 месяцем.

Руководствуясь ст.ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Синарского районного суда г. Каменска – Уральского Свердловской области от 14.03.2022 в части удовлетворения исковых требований прокурора города Каменска – Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к органу местного самоуправления «Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск – Уральского городского округа» отменить.

Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение Синарского районного суда г. Каменска – Уральского Свердловской области от 14.03.2022 в части удовлетворения исковых требований прокурора города Каменска – Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каменск- Уральского городского округа изменить, изложив в следующей редакции:

Возложить на Администрацию Каменск- Уральского городского округа обязанность в течение одного года шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего судебного решения обеспечить водоснабжение населения частного жилого района по ул.<адрес> Свердловской области.

Председательствующий

О.В. Ильина

Судьи

Е.В. Максимова

С.А. Волкоморов

33-9693/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Прокурор г.Каменск-Уральского в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Каменск-Уральского ГО
ОМС Комитет по архитектуре и градостроительству Каменск-Уральского ГО
Другие
ОМС Комитет по управлению имуществом Каменск-Уральского ГО
АО Водоканал Каменск-Уральский
Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского ГО по городскому хозяйству
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Максимова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
02.06.2022Передача дела судье
29.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022Передано в экспедицию
29.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее