Решение по делу № 2-927/2017 от 17.07.2017

Дело № 2-927/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юхниной О.С.,

при секретаре судебного заседания Сахибгареевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усинск Республики Коми 05 октября 2017 года гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции по г.Усинску в защиту прав, свобод и законных интересов Агеевой Т. А., Гагариной С. И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» о признании незаконными действий по начислению платы за жилое помещение, перерасчете,

установил:

ГЖИ по г.Усинску обратились в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов Гагариной С.И. и Агеевой Т.А., проживающих в МКД по ..., к ООО «Жилкомхоз», в котором указали, что с дд.мм.гггг., в связи с внесенными в жилищное законодательство изменениями, расходы на оплату коммунальных ресурсов (ХВС, ГВС, электроэнергия, канализация), потребляемых при содержании общего имущества в МКД (далее - расходы на ОДН), были переведены из коммунальных услуг в состав платы за содержание жилого помещения. При этом законом установлено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения таких расходов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на ОДН, установленный субъектом РФ по состоянию на дд.мм.гггг.. Органы государственной власти субъектов РФ должны утвердить не позднее дд.мм.гггг. такие нормативы, а до их утверждения при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН, применяются нормативы, установленные субъектом РФ по состоянию на дд.мм.гггг.. Исходя из буквального толкования закона, следует, что размер расходов на оплату ОДН может быть менее размера норматива потребления по состоянию на дд.мм.гггг. в случае оснащения МКД общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов (далее - ОПУ), при этом объем коммунальных услуг на ОДН рассчитывается как разница между показаниями ОПУ и суммой показаний индивидуальных приборов учета (далее - ИПУ) и(или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления должен распределяться между всеми собственниками помещений в МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности. В ходе проверки, проведенной по обращениям Гагариной С.И., Агеевой Т.А., было установлено, что ООО «Жилкомхоз» с дд.мм.гггг. расчет платы за содержание жилого помещения в части коммунальных услуг, потребляемых при содержании общего имущества, в МКД производился по нормативу, несмотря на то, что дом был оборудован ОПУ электроэнергии и ХВС. Просили признать действия ООО «Жилкомхоз» по начислению платы в вышеуказанном порядке незаконными; обязать ответчика прекратить начисления в таком порядке платы за жилое помещение в части платы за ХВС и электроэнергию, потребляемые при содержании общего имущества; обязать ответчика начислять плату в соответствии с фактическим потреблением коммунальных услуг на ОДН, но не выше установленных нормативов потребления; произвести Агеевой Т.А., Гагариной С.И. перерасчет платы за содержание жилого помещения в части коммунальных услуг на электроэнергию и ХВС, потребляемых при содержании общего имущества, исходя из фактического потребления, в соответствии с показаниями ОПУ, но не выше установленного норматива потребления, за период с дд.мм.гггг. по день исполнения решения суда.

В связи с установленными в ходе рассмотрения гражданского дела обстоятельствами объявления ответчика банкротом, открытия в отношении него конкурсного производства, а также фактического прекращения им хозяйственной деятельности в дд.мм.гггг. требование о периоде перерасчета было изменено истцами на период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..

От требований о возложении на ответчика обязанности прекратить начисление платы за содержание жилого помещения с нарушением указанного в исковом заявлении порядка, а также от требования о возложении обязанности в дальнейшем начислять плату в соответствии с фактическим потреблением коммунальных ресурсов на ОДН истцы отказались. Определением суда от дд.мм.гггг. производство по гражданскому делу в части данных исковых требований было прекращено.

В судебном заседании представитель процессуального истца - Логинова О.В., материальный истец Агеева Т.А. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика по доверенности Круглов А.А. согласился с требованием о признании действий ООО «Жилкомхоз» о начислении платы за коммунальные услуги на ОДН в соответствии с нормативами потребления незаконными. В отношении требований о перерасчете указал, что не может с ними согласиться, поскольку ему не понятен порядок такого перерасчета: каких-либо документов в распоряжении Общества нет, хозяйственная деятельность с дд.мм.гггг.. не осуществляется, агентский договор с ООО «УГИЦ» расторгнут, расчетным счетом распоряжается конкурсный управляющий. Также просил учесть тот факт, что договор с ООО «Водоканал-Сервис» был расторгнут с дд.мм.гггг..

Материальный истец Гагарина С.И., третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - ООО «Водоканал - Сервис», ОАО «Комиэнегосбытовая компания», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли. Истец просила рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие, третьи лица - о причинах неявки не сообщили.

Суд, заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Положением о Службе Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля), утв. постановлением Правительства РК от 22.12.2015 N 541, предусмотрено, что Служба является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Коми. Для реализации данных задач, Служба осуществляет лицензионный контроль в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Служба имеет территориальные органы - инспекции, не являющиеся юридическими лицами, исполняющие (предоставляющие) в городах и районах Республики Коми государственные функции (государственные услуги), отнесенные к компетенции Службы: инспекции по жилищному надзору.

В соответствии со ст.153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 в состав платы за содержание жилого помещения были включены расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ст.9-10 Закона).

Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч.7.1 настоящей статьи и ст.171 настоящего Кодекса (ч.7 ст.155 ЖК РФ).

В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч.5 ст.154 ЖК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (ч.8 ст.155 ЖК РФ).

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (части 1-2 ст.157 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 внесены изменения в акты Правительства по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме. В том числе, определено понятие норматива потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, критерии, экономическое обоснование и порядок их определения.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.

До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Минстрой России в своих письмах от 30.03.2017 N 10630-00/04, от 22.03.2017 N 9268-ОО/04, от 10.03.2017 N 7443-ОО/04, от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04, неоднократно указывал, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

Согласно сведениям из ГИС ЖКХ, управление МКД по ... в ... с дд.мм.гггг. осуществлялось ООО «Жилкомхоз», имеющим соответствующую лицензию на данный вид деятельности. Решением АС РК от 05.06.2017 Общество было признано банкротом, открыто конкурсное производство, на сегодняшний день ответчик из ЕГРЮЛ не исключен, конкурсное производство не окончено.

В ходе рассмотрения дела установлено, что плата за услугу электроснабжения, потребляемого на ОДН, жильцам МКД по ..., в том числе истцам, начислялась расчетным центром - ООО «...» на основании агентского договора от дд.мм.гггг. в пользу ООО «Жилкомхоз» в период с дд.мм.гггг. исходя из нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на дд.мм.гггг. (Т. л.д.).

С дд.мм.гггг. агентский договор расторгнут соглашением сторон от дд.мм.гггг., со дд.мм.гггг. обслуживание ответчиком МКД прекращено. В соответствии с постановлением АМОГО «Усинск» от дд.мм.гггг. поручено заключить договор на содержание и ремонт общего имущества дома с ООО «...» на срок с дд.мм.гггг. до проведения конкурса по отбору управляющей компании либо до принятия решения собственниками помещений в МКД о способе управления домом.

При этом между ООО «Жилкомхоз» и ОАО «Коми энергосбытовая компания» действовал договор энергоснабжения от дд.мм.гггг.. Согласно объяснениям представителя ОАО «Коми энергосбытовая компания», полученным в судебном заседании дд.мм.гггг., размер расходов за электроэнергию на ОДН ресурсоснабжающей организацией определялся на основании ОПУ, установленного в МКД, с которого ежемесячно передавались показания, как разница между такими показаниями и объемом электроэнергии, поставленной индивидуальным потребителям (Т. л.д.). Сведения о выставленных в адрес ответчика объемах потребления электроэнергии на ОДН содержатся в таблице на л.д. в Т. Из платежных документов, направленных ООО «...» в адрес истцов, в свою очередь, видно, что начисления платы за электроэнергию на ОДН производились с применением нормативов, без учета фактического потребления.

Аналогичная ситуация сложилась и при начислении платы за ХВС на ОДН в спорный период. Представитель ООО «Водоканал-Сервис», с которым у ответчика был заключен договор от дд.мм.гггг. на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, в судебном заседании дд.мм.гггг. поясняла, что плата за холодную воду на ОДН, начисляемая в адрес ООО «Жилкомхоз», ими определялась в соответствии с показаниями ОПУ, установленного в жилом доме, однако населению такая оплата начислялась по нормативам. В таблице на л.д. в Т. видно, что объем индивидуального потребления в спорный период, определяемый по ИПУ и нормативам, превышал фактический объем ресурса по дому, в соответствии с показаниями ОПУ. Отрицательная разница при этом должна была распределяться между собственниками помещений и уменьшать начисления за холодную воду. Однако этого ответчиком сделано не было. Из платежных документов истцов следует, что плата за ХВС, потребляемого на ОДН, определялась согласно нормативам и имела положительное значение.

Следовательно, исковые требования о признании незаконными действий ответчика по начислению истцам платы за жилое помещение в части платы за холодную воду и электроэнергию, потребляемые на ОДН, без учета фактического потребления подлежат удовлетворению.

В то же время, из материалов дела следует, что договор между ООО «Водоканал-Сервис» и ООО «Жилкомхоз» с дд.мм.гггг. был расторгнут (Т. л.д.). Как поясняла представитель ООО «Водоканал-Сервис» в судебном заседании дд.мм.гггг., это означает, что с дд.мм.гггг. возникли прямые отношения между ресурсоснабжающей организацией и истцами по поставке холодной воды, потребляемой на ОДН.

Таким образом, в ходе рассмотрения гражданского дела было установлено, что начисление истцам платы за электроэнергию и ХВС на ОДН в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. и платы за электроэнергию на ОДН в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. производилось ответчиком с нарушением установленного порядка, без учета фактического потребления, согласно показаниям ОПУ, таким образом, соответствующая плата подлежит перерасчету.

Довод представителя ответчика о том, что на сегодняшний день отсутствует возможность для осуществления перерасчета платы за жилое помещение не может быть признан обстоятельством, исключающим удовлетворение данного искового требования, поскольку у конкурсного управляющего имеются полномочия на заключение соответствующих соглашений с организациями, осуществляющими расчеты с населением. В частности, в судебном заседании представитель ответчика пояснял, что планируется заключение агентского договора с ООО «УГИЦ» либо с иной организацией для сбора с населения задолженности по оплате ЖКУ.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Государственной жилищной инспекции по г.Усинску в защиту прав, свобод и законных интересов Агеевой Т. А., Гагариной С. И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» о признании незаконными действий по начислению платы за жилое помещение, перерасчете удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» по начислению и взиманию с Агеевой Т. А., Гагариной С. И. платы за содержание жилого помещения в части платы за холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ..., исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на дд.мм.гггг., без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..

Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» по начислению и взиманию с Агеевой Т. А., Гагариной С. И. платы за содержание жилого помещения в части платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ..., исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных субъектом Российской Федерации по состоянию на дд.мм.гггг., без учета показаний коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» произвести Агеевой Т. А., Гагариной С. И. перерасчет платы за содержание жилого помещения в части платы за холодную воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ..., исходя из фактического потребления коммунального ресурса, определенного по показания коллективного (общедомового) прибора учета, но не выше норматива потребления, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на дд.мм.гггг., за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомхоз» произвести Агеевой Т. А., Гагариной С. И. перерасчет платы за содержание жилого помещения в части платы за электроэнергию, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме по адресу: ..., исходя из фактического потребления коммунального ресурса, определенного по показания коллективного (общедомового) прибора учета, но не выше норматива потребления, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на дд.мм.гггг., за период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.

Председательствующий                                                                               О.С.Юхнина

Мотивированное решение составлено 10 октября 2017 года

Председательствующий                                                                             О.С.Юхнина

2-927/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственная жилищная инспекция по г.Усинску
Агеева Т.А.
Гагарина С.И.
Ответчики
ООО "Жилкомхоз"
Другие
ООО "Коми энерсбытовая компания".
ООО "Водоканал-Сервис"
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
17.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.07.2017Передача материалов судье
21.07.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2017Предварительное судебное заседание
23.08.2017Предварительное судебное заседание
07.09.2017Судебное заседание
26.09.2017Судебное заседание
05.10.2017Судебное заседание
10.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2017Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее